Разделы презентаций


Символика русских полотенец

Содержание

Любая вышивка красива, но особенно близка сердцу и любима та, которая выполнена своими руками.Вышивка будет актуальна всегда. Женщины будут украшать свою одежду одним из самых благородных видов рукоделия, видоизменяя его, совершенствуя

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Учитель технологии
МОУ Гимназии №2
г. Иркутска
Каратаева Елена Сергеевна
Символика

русских полотенец

Учитель технологии МОУ Гимназии №2 г. ИркутскаКаратаева Елена Сергеевна Символика русских   полотенец

Слайд 2Любая вышивка красива, но особенно близка сердцу и любима та,

которая выполнена своими руками.


Вышивка будет актуальна всегда. Женщины будут украшать

свою одежду одним из самых благородных видов рукоделия, видоизменяя его, совершенствуя и усложняя.

Любая вышивка красива, но особенно близка сердцу и любима та, которая выполнена своими руками.Вышивка будет актуальна всегда.

Слайд 3Цель урока
Формируя уважение к традициям, культурному и историческому

прошлому России, научить составлять орнамент, используя русскую символику, развивая творческое

отношение работе и стремление к самовоспитанию.
Цель урока  Формируя уважение к традициям, культурному и историческому прошлому России, научить составлять орнамент, используя русскую

Слайд 4Проблема
Какова роль русской символики в составлении композиций, украшающих полотенца?

ПроблемаКакова роль русской символики в составлении композиций, украшающих полотенца?

Слайд 5«История культа великой богини жизни, - писал академик Б.А. Рыбаков,

- оказалась написанной не римскими или греческими учеными, а архангельскими

и вологодскими вышивальщицами красными нитями на полотне».
«История культа великой богини жизни, - писал академик Б.А. Рыбаков, - оказалась написанной не римскими или греческими

Слайд 6Историческая справка
В раскрытии значения русской вышивки достигнуто немало успехов. Однако

далеко не все остается выясненным, присутствует и многозначность толкования узоров.

Расшифровка их древнего смысла составляет задачу не одного поколения ученых.
Значительный интерес вызывают вышивки крестьянской и городской среды, которые долгое время являлись, чуть ли не единственным украшением одежды и предметов домашнего быта из белого домотканого холста.
Историческая справкаВ раскрытии значения русской вышивки достигнуто немало успехов. Однако далеко не все остается выясненным, присутствует и

Слайд 7 Сами узоры и их расположение имели особый смысл

и магическую силу, охраняя жилище и наиболее значимые части тела.

Особенно это прослеживалось в вышивке женских рубах: она подчеркивала основное назначение женщины – продолжательницы рода, хранительницы домашнего очага. Основная вышивка располагалась по вороту, украшала грудь, оплечья, запястья, подол рубахи.
Сами узоры и их расположение имели особый смысл и магическую силу, охраняя жилище и наиболее

Слайд 8Роль полотенец
Особенно многозначной была роль полотенец, имевших важное

значение во время народных праздников и традиционных обрядов. Языческие верования

славян связывали с полотенцами все важнейшие события жизни человека: их развешивали на ветвях священных деревьев; украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец принимали участие в свадебном, родильном, крестильном и похоронном обрядах; проводов парней в армию.

Роль полотенец  Особенно многозначной была роль полотенец, имевших важное значение во время народных праздников и традиционных

Слайд 9Праздничные, особенно свадебные полотенца шили из лучшего отбеленного холста, шириной

36–38см., длина полотенца была от 2 до 4 метров.
Полотенце служило

подарком, знаком благодарности. Готовя себе приданое, девушки на Севере собирали не менее 100 полотенец для разных целей. На нарядных полотенцах подносили хлеб-соль почетным гостям. Этот красивый обычай сохранился до наших дней.
Узоры располагались на концах во всю ширину холста в виде полосы или сочетания полос разной ширины.
Праздничные, особенно свадебные полотенца шили из лучшего отбеленного холста, шириной 36–38см., длина полотенца была от 2 до

Слайд 10Сюжетные композиции занимают значительное место, большое количество вышивок с мотивами

изобразительного характера с трех частными сценами, геометрический орнамент и геометризованные

формы растений и животных, ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, барс с поднятой лапой.
Изображался цветущий куст и дерево. Термин «дерево» условен. Под этим термином понимается фигура с ярко выраженным стволом, от которого вправо или влево отходят ветви с листьями или цветами. Деревья считаются стержнем, соединявшим мир живых с миром неродившихся людей и с миром умерших предков. Мировое дерево являлось одновременно и деревом жизни, дающим бессмертие, молодость и красоту.
Сюжетные композиции занимают значительное место, большое количество вышивок с мотивами изобразительного характера с трех частными сценами, геометрический

Слайд 11Женской фигурой изображалась главная богиня – Мать Земля – символ

плодородия и всего живого, На Земле росло и Древо жизни,

означающее вечно живую природу. Большое смысловое значение этого мотива отводит ему центральное место в композиции. Птицы в руках женской фигуру, скорее руки-птицы, и всадники на конях по ее бокам означают подвластные ей стихии.
Большое количество солярных знаков в русской вышивке отражает представления древних славян, связанное с образами Мира, Вселенной, Природы. Образ солнца – источник света, энергии, всего живого на земле, особенно часто встречается в орнаменте вышивки.
Женской фигурой изображалась главная богиня – Мать Земля – символ плодородия и всего живого, На Земле росло

Слайд 12Изображение главной богини – Матери Земли – часто отмечено знаком

солнца и вместо головы у нее лучистый ромб со звездочками.

Ромб с крестом в центре, круги, кресты окружают основной образ.
Изображение женской фигуры состоит на орнаментальной полосе из различных ромбиков, ей сопутствуют птицы, кони, головы и хвосты которых так же унизывают символы солнца. На изделиях вышивались солярные знаки и обереги, которые использовались в повседневной жизни и различных жизненных ситуациях.
Изображение главной богини – Матери Земли – часто отмечено знаком солнца и вместо головы у нее лучистый

Слайд 13Сюжеты вышивки
Цикл жизни человека
рождение
женитьба
смерть
Сезонные явления
весенние работы
Ивана Купала
праздник урожая
4 стихии
воздух
земля
вода
огонь

Сюжеты вышивкиЦикл жизни человекарождениеженитьбасмертьСезонные явлениявесенние работыИвана Купалапраздник урожая4 стихиивоздухземляводаогонь

Слайд 14Браные узоры – часть духовного наследия народов России, имеют глубокое

смысловое значение, представляют собой художественную ценность, обладают яркой самобытной декоративностью,

стилевым единством и чарующей красотой.
Если в древности браные узоры имели обрядно-магическое значение, то наше время превратились в символы, имеющие благожелательный и добрый смысл.
Браные узоры – часть духовного наследия народов России, имеют глубокое смысловое значение, представляют собой художественную ценность, обладают

Слайд 15 Сказочная птица, горделивый конёк, женская фигурка, диковинное дерево,

лучистые круги…
Кто и когда придумал эти образы,

передаваемые из века в век? Что они значили?
Ещё наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Сказочная птица, горделивый конёк, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги…   Кто и когда

Слайд 17Дерево жизни. Вышивка на полотенце.
Псковская губерния, 19 век.

Дерево жизни. Вышивка на полотенце. Псковская губерния, 19 век.

Слайд 18Богиня с предстоящими птицами. Фрагмент вышивки на полотенце.
Архангельская губерния,

19 век.

Богиня с предстоящими птицами. Фрагмент вышивки на полотенце. Архангельская губерния, 19 век.

Слайд 19Вышивка XIX века
Фрагмент скатерти. Строчка.
Браное ткач. Середина XIXв.Великоустюгский район.
Конец полотенца.

Браное ткач. Конец XIX в. Тарногский район.

Вышивка XIX векаФрагмент скатерти. Строчка.Браное ткач. Середина XIXв.Великоустюгский район.Конец полотенца. Браное ткач. Конец XIX в. Тарногский район.

Слайд 20Заключение

Такие символы можно было увидеть на одежде и

полотенцах наших предков. Задачи сохранения, возрождения, разработки и внедрения в

современную вышивку бранных узоров являются актуальными.
Даже с потерей обрядового назначения русский народный орнамент, не утрачивает своей эстетической ценности. Орнамент отмеченный ярким национальным характером способствует привитию художественного вкуса и играет в наши дни воспитательную роль.
Образцы русской народной вышивки как бы сконцентрировали в себе смысл трудовой народной жизни. Творцы узорочья были неразрывно связаны с природой родного края, со своей землей- кормилицей. Они несли идею высокую и благородную растить урожай, чтобы не пресекся род человеческий, чтобы жил он на земле так долго, сколько будет светить Солнце.
Мы с вами попытались использовать полученные знания при выполнении сюжетной композиции. Вы поняли значимость символов и их значение и постарались использовать в своих работах.
Заключение  Такие символы можно было увидеть на одежде и полотенцах наших предков. Задачи сохранения, возрождения, разработки

Слайд 21Работы учащихся

Работы учащихся

Слайд 22Работы учащихся

Работы учащихся

Слайд 23 Спасибо за внимание

Спасибо   за  внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика