Слайд 1
ГКОУ КО «Озерская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
Создание условий для полноценной социально-трудовой адаптации и формирования
личности обучающегося – развитие его творческого потенциала на уроках профильного труда в коррекционной школе.
Учитель профильного труда
Дубровский Виктор Геннадьевич
Слайд 2Социально – трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, понимается
как
«процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека
в соответствии с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями» (В.В. Коркунов, 1990)
Слайд 3Цель профильного труда:
Не только дать ученику определенную сумму знаний и
умений, но и научить учиться, развивать интерес к учению;
Подготовка детей
к жизни и труду, социальная адаптация и реабилитация в обществе.
Слайд 4
Задачи профильного труда:
Дать учащимся качественные знания и умения по столярному
делу;
Раскрыть способности, творческий и нравственный потенциал каждого ученика;
Привить учащимся навыки
самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение;
Использовать на уроках новые педагогические технологии;
Развивать и укреплять интерес учащихся к урокам по столярному делу.
Слайд 5Особенности уроков профильного труда по «Столярному делу:
Создана система по организации
обучения учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которая предусматривает реализацию
обучающих целей через использование специальных методов, приёмов и средств обучения, учитывающих психофизические возможности каждого ученика. (обучающиеся прибыли в данное учреждение из двух коррекционных школ VIII вида и были «условно» поделены на группы по возможностям обучения и уровням сформированности общетрудовых умений).
Слайд 6
Главными задачами урока по столярному делу являются овладение учащимися системой
технологических знаний, умений и навыков, воспитание у них общей готовности
к труду, формирование коммуникативной активности, способствующей успешной адаптации учащихся в социуме. Большое внимание уделяется практической направленности уроков профильного труда по столярному делу.
Слайд 7
Для успехов в обучении каждому ученику созданы оптимальные условия труда.
Изготовлены рабочие стенды наглядных пособий, образцы изделий, дидактический материал и
операционно-технологические карты по всем темам программы. Мастерская оснащена необходимым оборудованием, инструментами и материалами; проводится работа по улучшению материальной – технической базы профильной подготовки – приобретено новое оборудование для столярной мастерской. Это позволяет обучать учащихся в условиях максимально приближенных к производству.
Слайд 8
Разработана рабочая программа: профессионально – трудового обучения по профилю «Столярное
дело» для 5-9 классов (на основании авторской программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой). Рабочая программа включает учебный материал такого характера и объема, усвоение которого позволит учащимся в дальнейшем выполнять необходимые работы для обеспечения своего быта, несложные заказы в индивидуальной трудовой деятельности. Большое внимание уделяется изготовлению изделий имеющих практическое применение в быту. Учащиеся выполняют индивидуальные изделия и заказы школы: сборка и ремонт школьной мебели, изготавливают разделочные доски, скалки, шкатулки, скамейки, табуреты, швабры и другие предметы быта.
Слайд 9
Использую дифференцированное развивающее обучение: применение различных способов контроля и самоконтроля;
обучение рациональным приемам выполнения работы; коллективное обсуждение результатов деятельности учащихся.
Приучаю учащихся выполнять работу максимально точно, аккуратно, чтобы изготовленное изделие имело эстетичный вид и соответствовало образцу. Прививаю навыки трудолюбия и соблюдения правил безопасной работы и трудовой дисциплины в мастерских.
Слайд 10
Провожу на уроках целенаправленное профессиональное ориентирование по профессии столяр, плотник:
беседы – для разъяснения возможности дальнейшего обучения и трудоустройства (с
оформлением стендов «Кем быть» и «История профессии столяр»).
Организую и провожу внеурочную работу по предмету на кружковых занятиях «Занимательная древесина»: изготовление сувениров, игрушек, инвентаря для школы, участие в выставке изготовленных поделок учащимися.
Слайд 11Применяемые мною на уроках профильного труда по столярному делу все
педагогические методы обучения:
Основаны на уважении к личности учащегося;
Способствуют развитию демократичных
отношений между учеником и учителем;
Формируют у учащихся чувство собственного достоинства.
Слайд 12Способы общения с обучающимися на уроках профильного труда по столярному
делу:
Понимание, признание и принятие личности, основанные на способности учитывать точку
зрения ученика и не игнорировать его чувства и эмоции.
Слайд 13
Успех на уроках профильного труда по столярному делу зависит от
того насколько уютно ученику в мастерской, комфортно в общении с
учителем, поэтому я придерживаюсь следующих правил:
Стараться уметь видеть, слышать и чувствовать внутреннее состояние каждого ученика;
Создавать ситуацию успеха, поощрять даже самый маленький интерес ребенка;
Никогда не держать обиды на ученика, ведь я учитель;
Ученики должны успевать на каждом уроке;
Активная включенность каждого ученика в работу (групповая форма работы, повысит активность ребят вовлечь в работу сильных и слабых, совершенствовать навыки взаимоподдержки, воспитывать культуру общения между ними).
Слайд 14Использование на уроках профильного труда по столярному делу:
Сочетание приемов фронтальной,
групповой и индивидуальной работы;
Подбор и составление развивающих, проблемных заданий, которые
носят обучающий, развивающий характер;
Допуск нелинейной организации урока, (например первая часть – обучение учеников всего класса по общей программе, вторая – дифференциация обучения с учетом индивидуальных особенностей);
Проведение индивидуальных и групповых самостоятельных работ, (для большей эффективности работы учащихся в процессе обучения применив тесты и карточки-задания программированного контроля с проверочными перфокартами).
Слайд 15
Использование современных коррекционно-развивающих технологий в профильном трудовом обучении по «Столярному
делу» направлено:
На решение умственных задач, связанных с практическим выполнением
трудовых заданий (планирование, выполнение трудовых заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка и т.д.);
На переход от простейших к более сложным операциям, а также к инструкциям, планам, образцам и технологическим картам;
На развитие речи (словесный отчет – устный
и письменный – о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т.д.), что в свою очередь будет способствовать умственному развитию детей.