Слайд 1
6 класс.
Модуль
Конструирование
и
моделирование
швейных изделий
г. Данилов, МОУ СОШ
№1,
учитель технологии высшей категории Иванова Н.А.
Слайд 2Цель модуля
«Конструирование и моделирование одежды», 5кл.
Урок 1. Классификация одежды. История
юбки. Мерки, для построения чертежа юбки (2 часа).
Урок 2. Конструирование
юбки. Построение чертежа в М1:4 (2 часа).
Урок 3. Построение чертежа по своим меркам (2 часа).
Урок 4. Моделирование юбки (2 часа).
Продолжить формировать знания по классификации одежды;
Ознакомить с конструкцией юбок;
Научить конструировать и моделировать юбку.
Слайд 3Урок 1.
Классификация одежды
История юбки
Мерки, для построения чертежа юбки
Слайд 4Задачи урока
Расширить знания о классификации одежды.
Ознакомить с историей юбки.
Ознакомить с
основными конструкциями юбки, их характеристиками.
Ознакомить с понятиями «ПОКРОЙ», «ФОРМА», «Сетка
чертежа», «Прибавки на свободное облегание»
Расширить знания об измерениях фигуры человека.
Сформировать умения по измерению фигуры человека для построения чертежа юбки.
Слайд 5По
целевому назначению
По
способу употребления
По
половозрастным
признакам
В зависимости
от сезона
Классификация одежды
По
способу
ношения
Слайд 6по целевому назначению
Бытовая
Производственная
Форменная
Спортивная
Слайд 7по способу употребления
Верхняя одежда
Нательное бельё
Лёгкая одежда
Пляжная одежда
Головные уборы
Корсетные
изделия
Слайд 8в зависимости от сезона.
Летняя
Демисезонная
Зимняя
Слайд 9по половозрастным признакам
Женская
Детская
Мужская
Слайд 10по способу ношения
Плечевая
Поясная
Слайд 12Самостоятельным
изделием
может быть
Юбка
Самостоятельным
изделием
Частью
платья
Частью
костюма
Слайд 13
У древних цивилизаций набедренная повязка, фартук, подобие юбки почти не
имели различий по полу, возрасту и положению.
В Древнем Египте
юбки носили и
мужчины, и
женщины.
Даже богов изображали в юбках!
История юбки
Слайд 14
К 1143-1180 г.г. нашей эры (Готика) юбка стала преимущественно женской
одеждой.
В это же время появляется шлейф, который ввела в моду
знаменитая красавица, возлюбленная Карла VII Агнесса Сорель (1422-1450).
Слайд 15В эпоху Ренессанса (XV век) происходит отчетливое разделение на юбку
и лиф.
Широкие юбки со складками, тяжелые, струящиеся шлейфы –
все это придавало женщинам достойный и значительный вид.
Слайд 16В эпоху моды Высокого Возрождения платье отчетливо разделено на юбку
и лиф. Юбка, собранная вверху в плотные складки, пришивалась изнутри
к короткому лифу.
В эпоху маньеризма (1550-1618) женщина почти теряется в укрепленных расклешенных юбках, называемых райфрок (reif-rock).
Юбка поддерживалась металлическими обручами, на которые ткань натягивалась как на барабан, и женщина в них выглядела как неприступная крепость.
Слайд 17В начале 1660-х (стиль барокко, с итальянского - вычурный) в
женском костюме сохраняется плотный удлиненный лиф и разделенная спереди юбка.
Верхняя
юбка обычно подбиралась над нижней.
О моде барокко Мольер писал: «От башмаков до шляпы – банты, ленты, банты, ленты…»
Слайд 18В XVIII веке объемные формы одежды барокко сменяются «интимным»
костюмом эпохи рококо (утонченный, декоративный стиль). Платье декоративно и богато
орнаментировано.
Широкую известность получили юбки на обручах, они имеют куполообразную форму.
Такая же мода процветает и в России во времена Екатерины II
Слайд 19
В начале XIX века (АМПИР) под влиянием увлечения античностью появились
свободные, струящиеся юбки, с сильно завышенной талией.
Юбки ниспадают длинными
мягкими складками, переходящими в шлейф.
Слайд 20
К 1820-1840 (романтизм)
изменился весь силуэт:
лиф
притален,
юбка несколько укорачивается,
линия талии опускается
ниже.
Для подчеркивания талии снова требуются корсеты, юбка возвращается к
металлическому каркасу.
Слайд 21
К 80-м годам XIХ века юбка приобрела еще более причудливый
вид. Сзади ниже пояса стали подвязывать ватную подушечку (турнюр).
Юбка
с турнюром - сзади от пояса отстающая юбка, снизу посаженная на каркас из проволочных обручей, китового уса и др.
Сверху пышно декорирована воланами или лентами.
Слайд 22XX век. Формирование современного силуэта юбки.
На рубеже ХIХ и
ХХ столетий вспомнили о естественных линиях тела и прекратили болезненные
деформации туловища корсетом.
Юбки становятся очень узкими. Формируется классическая юбка-карандаш.
Слайд 23В 1914 году началась I Мировая война. Юбки становятся существенно
короче.
Именно в это время появилась Коко Шанель и
подарила работающим женщинам новую практичную элегантность: трикотаж, мужские шляпы и сумки на ремне.
В судьбе юбки прослеживается влияние танцев. Для танго, например, изобрели юбки с разрезом, в который были видны ноги.
Слайд 24XX век. От революции 60-х до наших дней.
Юбка в
течение веков не раз меняла свою форму, но длина ее
оставалась непостоянной исключительно в двадцатом столетии.
Революцию юбки совершила Мэри Куант - она ввела моду на мини и получила орден Британской империи за заслуги в британском экспорте. Произошло это в середине 60-х годов.
Слайд 26Юбка в народном костюме
Понева - домотканая клетчатая юбка из шерсти,
в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом.
Слайд 27Покрой
– тип конструкции отдельных видов изделий. Определяется конструктивными особенностями
деталей швейного изделия, их формой и количеством
Форма
– это наружный
вид швейного изделия или отдельной его детали.
Слайд 28по форме (силуэту)
Юбка
Конические
Слайд 29КОНИЧЕСКАЯ
основные конструкции
Юбка
КОНИЧЕСКАЯ
ПРЯМАЯ
КЛИНЬЕВАЯ
Слайд 30 Конические юбки самые простые по конструкции, так что их
чертежи можно строить прямо на ткани, без лекал.
Клиньевые юбки
состоят из нескольких одинаковых клиньев, расширяющихся книзу.
Число клиньев может быть любым, но лучше четным. Такая юбка плотно облегает фигуру от талии до бедер. Ниже линии бедер образуются равномерные фалды.
Прямая юбка. Для нее характерны шлица и прорезные карманы, иногда - вертикальная застежка по всей длине. Как правило, однотонная или с едва заметным классическим рисунком.
Слайд 40Конструирование -
составная часть проектирования одежды, которая включает в себя:
Измерение фигуры
человека,
Расчет основных параметров,
Построение основы чертежа швейного изделия.
Слайд 413. Ди
1. Ст
2. Сб
Мерки для построения чертежа юбки
Полуобхват талии
Полуобхват бедер
Длина
изделия
Слайд 42Сантиметровую ленту нельзя ослаблять или чрезмерно натягивать.
Измеряемый должен стоять прямо,
без напряжения, сохраняя привычную осанку.
Линию талии фиксируют тесьмой или резинкой.
Сначала
снимают мерки со стороны переда, затем со спины.
Все величины записывают в сантиметрах.
Правила снятия мерок
Слайд 43
Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки,
Запись мерок в тетрадь.
Практическая
работа
Слайд 44Актуализация знаний
При помощи чего снимают мерки?
Как должен стоять измеряемый?
В
какой последовательности снимают мерки?
Чем отмечают линию талии? Зачем?
Какой буквой обозначают
мерки длин? В каком объеме их записывают?
В каком объеме записывают мерки обхватов. Почему? Как их обозначают?
Слайд 45
Построение чертежа
прямой юбки
в М 1:4
по своим меркам
Урок
Слайд 46Задачи урока
Проверить и закрепить материал с прошлого урока;
Сформировать умения пользования
масштабной линейкой;
Ознакомить с конструкцией прямой юбки;
Научить правильно производить конструкторские
расчеты;
Научить строить чертеж прямой юбки;
Ознакомить с последовательностью подготовки выкройки к раскрою;
Закрепить полученные знания.
Слайд 47Тестовая работа
Тестовая работа
10 мин.
Слайд 48Практическая работа
Построение чертежа юбки
в масштабе 1:4
Масштаб
указывает, во сколько раз настоящие размеры предмета меньше или больше.
Масштаб записывают в виде отношения двух чисел, первое из которых относится к чертежу, а второе – к предмету.
Масштаб 1:4 означает уменьшение в 4 раза.
Слайд 49Чертеж
- это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную
величину, в уменьшенном или увеличенном виде.
Чертежные инструменты
Масштабная линейка (линейка закройщика);
Карандаш
ТМ и М;
Угольник (для построения
чертежа в М1:1).
Слайд 50– это вертикальные и горизонтальные прямые, заключающие ширину и длину
деталей изделия.
Базовая сетка
чертежа
Слайд 51Шаг 1
Выписать мерки.
Построить прямой угол с вершиной в точке Т.
Т
Слайд 52Шаг 2
Т
Линия бедер и низа юбки
Отложить расстояние до линии
бедер
ТБ= 18-20см.
Отложить длину юбки
ТН= ДИ= 50 см
Слайд 53Шаг 3
Через точки Б и Н провести горизонтальные линии бедер
и низа юбки
Б
Н
Т
Слайд 54Шаг 4
Б
Н
Т
Б1
Н1
Т1
Ширина юбки
ББ1=Сб+3см
Расчет по своим меркам:
ББ1= 43+ 3см =
46 см
Через точку Б1 провести вертикальную линию.
На линии талии
отмечаем точку Т1, а по линии низа отмечаем точку Н1.
Слайд 55Т
Н
Б
Б1
Т1
Н1
Что такое сетка чертежа?
Какой отрезок чертежа определяет длину юбки?
Какой отрезок
чертежа определяет линию талии?
Какой отрезок чертежа определяет линию бедер?
Какой отрезок
чертежа определяет линию низа?
Какой отрезок чертежа определяет ширину юбки?
Вопросы по «Сетке чертежа прямой юбки»
Слайд 56Прибавка
– это величина,
которую добавляют
к размеру снятой мерки.
Пт
– прибавка по талии = 1см
Пб – прибавка
по бедрам = 3см
Чтобы готовое изделие было достаточно свободным
и удобным в носке
ПРИБАВКИ!
Слайд 57Шаг 5
Б
Н
Т
Б1
Н1
Т1
Ширина заднего полотнища
ББ2=Сб : 2 =
= 44 : 2= 22 см
Провести вертикальную линию через
точку Б2.
По линии талии отмечаем точку Т2,
По линии низа Н2.
Т2
Н2
Слайд 58Шаг 6
Новое положение линии талии
Т2 О = 1см
Начертить новое положение
линии талии, соединив точки:
Т О,
О Т1.
Н1
Т2
Н2
Б
Н
Т
Т1
О
Б1
Слайд 59Шаг 7
Место положения и раствор боковых вытачек
Сумма вытачек определяется по
формуле:
S=(Cб+3см)-(Cт+1см)=
= (44+3см) - (33+1) = (47) - (34) =
13см.
Раствор боковой вытачки = S:4 =
= 13:4 = 3,25см = 3СМ
О Т3 = 3СМ
О Т4 = 3см
Вершина вытачки - Б2 Б5 = 1 см.
Соединить точки Т3,Б5,Т4.
Б
Т2
Н
Т
Н1
Т1
О
Н2
Т4
Т3
Б5
Б1
Слайд 60Шаг 8
Положение осевых линий талевых вытачек
Б Б3 =
Б1 Б4 =
= 0,2 * Сб=
= 0,2 * 44 =
8,8 = 9см
Б Б3 = 9см
Б1 Б4= 9см
Провести вертикальные осевые линии вытачек через точки Б3 и Б4
Т2
Б
Н
Т
Н1
Т1
Б3
О
Н2
Т4
Т3
Б5
Б1
Б4
Слайд 61Шаг 9
Раствор талевых вытачек:
З.П = Т5Т6 = S : 3
=
=13:3 = 4,25 = 4см
Отложить по линии талии симметрично
вправо и влево от осевых линий вытачек.
П.П = Т7Т8 = S : 6 =
= 13:6 = 2,25 = 2см
Вершина вытачек
Б3 Б6 = 2см
Б4 Б7 = 4см
Соединить точки:
Т5 Б6 Т6
Т7 Б7 Т8
Б
Н
Т
Б3
Н2
Б4
Т5
Т6
Т7
Т8
Б6
Б7
Н1
Слайд 62Шаг 10
Обвести контур чертежа сплошной основной линией
Б
Т2
Н
Т
Б3
Н2
Т4
Т3
Б5
Б4
Т5
Т6
Т7
Т8
Б6
Б7
Н1
Т1
Б1
3
Слайд 63Шаг 11
Чертеж готов!
Молодцы!
П.П.
З.П.
Слайд 64Подготовка выкройки к раскрою
Подписать названия деталей и названия срезов юбки.
Указать
стрелкой направление долевой нити.
Написать величину припусков на швы (цифрами в
кружочке).
3
Слайд 65Конструкция прямой юбки
Условные обозначения:
заднее
полотнище
юбки
переднее полотнище
юбки
1 - линия середины
2 - линия талии
3 – вытачка
4 - линия бедер
5 - линия низа
6 - линия бока
З.П.
П.П.
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
Слайд 66Припуски на швы:
Основная деталь :
По нижнему – 30 мм;
По боковым
срезам – 15мм;
По верхнему срезу – 10мм.
Слайд 67
Т
Н
Б
Б1
Т1
Н1
Б2
Т2
Н2
Б3
Б4
Т3
Т4
1
3
5
Т10
Т6
Т8
Т7
Т9
Т5
Т5′
Т6′
Линия середины заднего полотнища
Линия середины переднего полотнища
Линия талии заднего полотнища
Линия
талии переднего полотнища
Задняя вытачка
Передняя вытачка
Боковая вытачка
Линия бедер заднего полотнища
Линия бедер
переднего полотнища
Линия низа заднего полотнища
Линия низа переднего полотнища
Вопросы по теме: «Чертеж прямой юбки»
Слайд 68Урок 3.
Построение чертежа
прямой юбки
в М 1:1
по своим
меркам
Слайд 69Задачи урока:
Закрепление пройденного материала.
Повторение ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ при ручных работах.
Самостоятельное построение
чертежа юбки по своим меркам.
Слайд 70Самостоятельное построение чертежа юбки по своим меркам.
Закрепление материала.
Подготовка выкройки к
раскрою.
Практическая работа
Слайд 71Чтение чертежа
Назовите детали чертежа юбки.
Чем отличаются детали друг от
друга?
Назовите отрезок на чертеже, который
соответствует линии талии.
Почему чертеж построен на половину фигуры?
Назовите отрезок на чертеже, который соответствует линии бедер.
Прочитайте расчетную формулу раствора вытачек.
2
3
Слайд 72
Вам понравилось
занятие?
Я узнала
Было
интересно
У меня
получилось
У меня не
получилось
Слайд 75Задачи урока:
Ознакомить с понятием МОДЕЛИРОВАНИЕ, с объектами моделирования;
Ознакомить с основными
этапами моделирования прямой юбки;
Сформировать умения моделировать кокетку юбки и подготавливать
выкройку к раскрою.
Слайд 76 это процесс разработки выкроек изделия по её графическому изображению.
Моделирование
одежды
Объекты моделирования:
Форма изделия,
Силуэт,
Покрой,
Выбор ткани,
Выбор отделки,
Цветового решения.
Слайд 78При моделировании части юбки разделить.
На чертежах переднего и заднего полотнищ
со стороны линии бокового среза отложить по линии низа требуемое
расширение (5-7 см).
Соединить полученные точки Н3 и Н4 с линиями бокового среза, проведя прямые к линии к точке Л.Б.
Н3 Н4
Расширение юбки по линии низа
З.П.
П.П.
Слайд 79Расширение юбки по линии низа
Обвести контур чертежа по намеченным линиям
Слайд 80На чертежах П.П. и З.П. со стороны бокового среза уменьшить
ширину юбки по линии низа на желаемую величину
Соединить полученные
точки Н3 и Н4 с линиями бокового среза, проведя прямые к линии к точке Л.Б.
Н3 Н4
З.П.
П.П.
Сужение юбки по линии низа
Слайд 81Обвести контур чертежа по намеченным линиям.
Лишние части выкройки отрезать.
Сужение юбки
по линии низа
Слайд 82Расширение прямой юбки
(методом закрытия вытачек)
1. По осевым линиям
вытачек З.П. и П.П. провести вертикальные прямые линии до их
пересечения с линией низа.
2. Разрезать выкройки по этим линиям
Слайд 83Расширение прямой юбки
(методом закрытия вытачек)
3. Раздвинуть выкройки в
нижней части до полного закрытия вытачек.
4. Оформить линию низа плавной
кривой.
Слайд 84Моделирование прямой юбки с кокеткой
Через конец вытачки П.П. (или З.П.)
проводят линию кокетки АБ.
Разрезают выкройку по этой линии.
Из отрезанных верхних
частей складывают кокетку, закрыв при этом вытачку.
Верхний и нижний срезы кокетки оформляют плавной линией.
Слайд 85Практическая работа
Моделирование прямой юбки с кокеткой на П.П.
Наложить
чертеж юбки в натуральную величину на лист бумаги.
Обвести карандашом контуры
П.П. юбки, места расположения вытачек.
Через конец вытачки П.П. провести линию кокетки АБ.
Разрезать выкройку по этой линии.
Из отрезанных верхних частей сложить кокетку, закрыв при этом вытачку.
Наложить кокетку на бумагу, обвести, верхний и нижний срезы кокетки оформляя плавной линией.
Вырезать лекало кокетки.
Подписать детали выкройки.
Слайд 86
Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для
девочек)/Под ред.В.Д.Симоненко. – 2-еизд., перераб. – М.: Вентана-Граф.2006.
http://www.ezhva-licey.ru
Источники