Слайд 2Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе
малой группы (7-15 чел.) при участии учителя – мастера, инициирующего
поисковый, творческий характер деятельности школьников.
Слайд 3Концептуальные соображения
Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не
называться.
Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.
На мастерской
предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем.
Процесс познания гораздо важнее, чем само знание.
Интенсивные методы обучения и развития. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знания с помощью метода критического мышления.
В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
«Все способны». Каждый ребенок способен ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития.
Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.
Творческая деятельность – безоценочная деятельность.
Новый тип педагога. Учитель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор.
Мастер – для ученика, а не ученик для мастера.
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Мастер – садовник, выращивающий растение – ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.
Слайд 4Дидактика
Основное действие мастерской – совместный поиск знаний
Слайд 5АЛГОРИТМ МАСТЕРСКОЙ
Первый этап «Схватывание» (индуктор).
Создается эмоциональный настрой, мотивирующий творческую деятельность.
Применяется индуктор (скрытый смысл темы) – слово, образ, предмет, звук,
мелодия – всё, что может вызвать поток воспоминаний, ощущений, вопросов.
Слайд 6Второй этап – деконструкция.
Работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами,
моделями) и превращение его в хаос- смешение слов, явлений, событий.
Каждому предоставляется возможность определить путь поиска нового знания.
Третий этап – организующее ядро.
Мастер предлагает ученикам разнообразный материал в виде предметов, объектов, текстов, таблиц, схем, фактических данных – все, что способно пробудит фантазию, мысль, позволяет по-новому взглянуть на давно известное.
Слайд 7Четвертый этап – созидание, реконструкция.
Создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы,
проекта, решения. Можно работать индивидуально, в паре, либо в группе.
Пятый
этап – социализация и афиширование.
Предъявление созданного продукта, наработок, идей, планов. Произведения учеников вывешиваются в аудитории, все с ними знакомятся.
Слайд 8Шестой этап – корректировка, или разрыв.
В сделанное ранее вносятся
исправления, дополнения. Происходит промежуточная рефлексия, самокоррекция деятельности и формирование на
этой основе информационного запроса (выстраивание новых проблем).
Седьмой этап – рефлексия.
Критический анализ полученного знания, обобщение чувств, возникших в мастерской