Слайд 1“Кормилица”
Подготовил
Ученик 10 “A” класса
Кашников Юрий
Преподаватель
Пономарёва М.Ю
Слайд 2Природные источники углеводородов
Слайд 3Какой путь проходит топливо прежде чем попасть в бензобак?
Слайд 4Переработка из нефти в бензин.
Слайд 5Перевозкой бензина занимаются специальные компании, в специализированных машинах.
Слайд 6Какие бывают марки бензина и чем они отличаются?
Слайд 7«Потеря качества топлива может возникнуть у продавцов уже на этапе
транспортировки», — говорит эксперт консалтинговой компании «ЮПЕКО» Андрей Перов. —
Во-первых, при перевозке в случае температурных колебаний возникает такое явление, как изменение объемов топлива (при охлаждении оно уменьшается в объеме до 10%), во-вторых, не исключены случаи банального воровства, ведь водителям часто платят очень мало, и они сливают часть топлива. Естественно, перед водителем бензовоза возникает проблема того, чем покрыть недостачу: в дизель он может долить отработанные масла, в бензин — дешевые присадки, а разницу в цене — положить в карман. Если на заправке нет дополнительного контроля, сотрудники АЗС даже и не узнают о том, что продают уже подпорченный товар.
Слайд 8Марки бензина отличаются по октановому числу
Октановое число
Показатель, характеризующий детонационную стойкость
топлив для двигателей внутреннего сгорания. Число равно содержанию (в процентах
по объёму) изооктана (триметилпентан) в его смеси с н-гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний. Изооктан трудно окисляется даже при высоких степенях сжатия, и его детонационная стойкость условно принята за 100 единиц. Сгорание в двигателе н-гептана даже при невысоких степенях сжатия сопровождается детонацией, поэтому его детонационная стойкость принята за 0. Для бензинов с октановым числом выше 100 создана условная шкала, в которой используют изооктан с добавлением различных количеств тетраэтилсвинца.
Слайд 9Как же определяют октановое число у бензина?
Слайд 10Есть 2 способа определения октанового число: мягкий и жёсткий. Рассмотрим
оба
Жёсткий.
Испытания на детонационную стойкость проводят или на полноразмерном автомобильном двигателе
или на специальных установках с одноцилиндровым двигателем. На полноразмерных двигателях при стендовых испытаниях определяют т.н. фактическое октановое число (ФОЧ), а в дорожных условиях — дорожное октановое число (ДОЧ).
Моторное октановое число (ОЧМ) определяется так же, но частота вращения коленвала повышается до 900 об/мин, а смесь предварительно подогревается. Оно значительно меньше, чем ОЧИ. ОЧМ характеризует поведение бензина на режимах больших нагрузок.
Мягкий.
Исследовательское октановое число (ОЧИ) определяется на одноцилиндровой установке с переменной степенью сжатия, называемой УИТ-65 или УИТ-85, при частоте вращения коленчатого вала 600 об/мин. Оно показывает, как ведет себя бензин в режимах малых и средних нагрузок.
Слайд 11Вот тот самый двигатель для определения октанового числа.
Слайд 12В этой таблице представлены окт. числа при разных способах исследования
Слайд 13Рассмотрим несколько марок бензина
Слайд 14Автомобильный бензин марки А-80
Автомобильный бензин обычного качества. Содержит антидетонационные присадки.
производят этилированный с содержанием свинца не более 0,15 г/л и
неэтилированный с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,05%. Плотность — не более 0,755 г/смА-803. Октановое число по моторному методу — 76, а по исследовательскому методу — 80. Фактически — это бензин марки А-76 с немного улучшенными характеристиками.
Слайд 15Автомобильный бензин марки А-92
Автомобильный бензин обычного качества. Содержит антидетонационные присадки.
Самая распространенная марка бензина в крупных городах РФ и Украины.
производят этилированный с содержанием свинца не более 0,15 г/л и неэтилированный с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,05%. Плотность — не более 0,77 г/смА-923. Октановое число по моторному методу — 83, а по исследовательскому методу — 92. По качеству близок к европейской марке «регулар» и азиатской 92RON, но содержит на 30% больше свинца.
Слайд 16Автомобильный бензин марки АИ-93
АИ-93 производят этилированный (оранжево-красного цвета) с содержанием
свинца не более 0,37 г/л и неэтилированный (бесцветный) с содержанием
свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,1%. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 85, а по исследовательскому методу — 93. Специально для экспорта производился этилированный АИ-93 без добавления красителя, с содержанием свинца не более 0,15 г/л и серы не более 0,001%. При определении экспортной цены бензина этой марки базисным сортом является европейский «регулар».
Слайд 17Автомобильный бензин марки АИ-95
Автомобильный бензин улучшенного качества. Готовят на основе
бензина каталитического крекинга легкого дистиллятного сырья с изопарафиновыми и ароматическими
компонентами и добавкой газового бензина. Содержит антидетонационные присадки. производят неэтилированный (бесцветный) с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 85, а по исследовательскому методу — 95. По качеству близок к европейской марке «премиум» и азиатской 95RON, но содержит на 30% больше свинца.
Слайд 18Автомобильный бензин марки АИ-95 “Экстра”
АИ-95 производят неэтилированный (бесцветный), свинец в
нем отсутствует. Плотность — не более 0,720 г/см3, содержание серы
— не более 0,05%, давление насыщенных паров — не менее 53,3 кПа (400 мм рт. ст.). Октановое число по моторному методу — 85, а по исследовательскому методу — 95. По качеству близок к европейской марке «премиум» и азиатской 95RON, но лучше, так как не содержит свинца.
Слайд 19Эскиз схемы значения нефти в жизни человека
Слайд 22Операция «Факел»: как в 1972 году с помощью ядерного взрыва
тушили горящий газ 9 июля 1972 года в трех километрах
от села Крестище Харьковской области был произведен первый промышленный ядерный взрыв с выделением энергии почти в 4 килотонны. Операция проходила в секретности, а документ на ее проведение подписали лично Брежнев и Косыгин. Причина взрыва: в 60-70-х годах ХХ века на территории Харьковской и Полтавской областей Украинской ССР проходили геологические разведки, цель которых – поиск новых залежей природного газа. Месторождение объемом в 300 миллиардов кубометров было обнаружено в окрестностях села Крестище. В 1971 году началась активная разработка пятого по величине газового месторождения Европы. Инженеры установили 17 буровых вышек, однако продолжению работ помешала чрезвычайная ситуация. 17 июля при бурении на одной из вышек произошел выброс газового конденсата с давлением в 400 атмосфер. Двое рабочих погибли, а, чтобы не произошло взрыва, газовый поток высотой в 200 метров подожгли. Жители окрестных сел Крестище и Первомайского вспоминали, что жить рядом с огромным огненным факелом было сложно. Стоял постоянный сильный гул, земля вокруг вышек оказалась выжженной, погибло много птиц и зверей, огонь выделял столько света, что был эффект «белых ночей». Целый год инженеры пытались исправить ситуацию, но, ни заливка скважины бетоном, ни засыпание плитами, не срабатывало. Тогда власти пошли на рискованный шаг, и решили провести подземный ядерный взрыв, после которого газовая струя окажется зажата слоями породы. Однако другого выхода не было – столб огня, бивший из-под земли уже почти год, необходимо потушить. Операция «Факел»: после одобрения высшего руководства страны, ученые приступили к выполнению операции, которую назвали «Факел». Территорию вокруг месторождения поделили на три зоны, а их охрану доверили войскам КГБ и отрядам МВД, привезенным из Москвы. Пространство внутреннего 400-метрового кольца засыпали слоем песка, а на границе зон специально оставили подопытный домашний скот и ульи с пчелами. К работам старались не привлекать местных специалистов, а все участники операции подписали документ о неразглашении сроком на 15 лет. Рядом с огненным столбом пробурили скважину глубиной 2400 метров. На ее дно опустили ядерное устройство. Жители села Первомайское были эвакуированы. Обитателей села Крестищ вывели из домов на открытое пространство. Предварительно местных попросили снять стекла, люстры, зеркала, посуду и прочую тару. 9 июля 1972 года в 10.00 часов утра произошел подземный ядерный взрыв. В результате которого крупный пласт земной породы перекрыл горловину этого гигантского факела.
Слайд 24Аварии от утечки нефти
В 1978 году танкер Amoco Cadiz сель на
мель неподалеку от побережья Бретани (Франция). Из-за штормовой погоды спасательную
операцию провести было невозможно. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы. Подсчитано, что погибли 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тысячи тонны нефти, образовав пятно размером в две тысячи квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. По мнению некоторых ученых, экологическое равновесие в этом регионе не восстановилось до сих пор.
Слайд 25 В марте 1989 года нефтяной танкер "Экссон Валдез" американской компании
Exxon сел на мель в заливе Принц Уильямс у побережья
Аляски. Через образовавшуюся в судне пробоину в океан вылилось свыше 48 тысяч тонн нефти. В результате пострадало свыше 2,5 тысяч квадратных километров морской акватории, под угрозой исчезновения оказались 28 видов животных. Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолётах) что сделало невозможным быструю реакцию служб и спасателей. В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой линии.
Слайд 26 В 1979 году произошла крупнейшая в истории авария на мексиканской
нефтяной платформе Ixtoc I. В результате, в Мексиканский залив вылилось
до 460 тыс. тонн сырой нефти. Ликвидация последствий аварии заняла почти год. Любопытно, что впервые в истории были организованы специальные рейсы по эвакуации морских черепах из зоны бедствия. Утечку остановили лишь через девять месяцев. Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.
Слайд 27Возможность нефти как сырьё для получения углеводородов в будущем?
По -моему
мнению, у нефти, есть шансы остаться одним из главных источников
углеводородов, так как в ближайшее будущее по оценкам учёных будут снижаться добыча нефти в связи с открытием альтернативных источников горючего для автотранспорта. Нефть будут использовать только как источник для углеводородов, и её запасы не так быстро будут исчерпываться. Так же многие учёные пытаются найти другие способы добычи нефти. Но некоторые учёные считают, что нужно искать более дешёвые источники углеводородов. Например, многие учёные делают ставку на торф, так как состав торфа чем то напоминает нефть.