Слайд 1Презентация на тему:
Психология как наука и ее основные направления
Выполнили:
студентки ГПФ Ю1-4
Семёнова А. А., Сизова А. Е., Утукина
А. Ю.
Проверил: к. п. н., доцент Князева О. Н.
Слайд 2Психология − и очень старая и совсем молодая наука. Имея
тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем.
Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.
Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа (1679-1754), опубликовавшего книги «Рациональная психология (1732), и «Экспериментальная психология» (1734), в которых он использовал термин «психология».
Слайд 3Слово «Психология», образованно из греческих слов «psyche» (душа) и «logos»
(учение, наука).
Психология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности
человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.
Слово «психология» было предложено в 1590 г немецким ученым Н. Гоклениусом. В Европе оно стало общеизвестным после выхода в свет книг немецкого философа Христиана Вольфа «Эмпирическая психология» (1732 г.); «Рациональная психология» (1734 г.).
Слайд 4этапы становления психологии:
Донаучная психология – это познание другого человека и
самого себя непосредственно в процессе деятельности и взаимного общения.
Философская психология
– знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знание о психике либо выводятся из общих философских рассуждений, либо являются результатом рассуждений по аналогии.
Научная психология – во второй половине XIX века. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода В.Вундом.
Слайд 5Предмет и объект психологии
Объект психологии — это совокупность различных носителей психических
явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в
больших и малых социальных группах.
В современной психологии не существует единого общепринятого представления о предмете психологической науки. Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии.
«Психология есть наука о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, деятельности живых индивидов»
А. Н. Леонтьев «Лекции по общей психологии»
Слайд 6Задачи психологии
научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
научиться
управлять ими;
использовать полученные знания с целью повышения эффективности людей в
различных отраслях практики, а с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;
быть теоретической основой практики психологической службы.
Слайд 7Связь психологии с другими науками
Слайд 8Основные направления психологии
В настоящее время происходит расширение знаний о предмете
психологии, в качестве которого в разное время принимались душа, явление,
сознание, поведение, бессознательное, процессы переработки информации и результаты этих процессов, личный опыт человека.
Все эти предметные области нашли отражение в достижениях различных традиционных и новых школ, научных направлений, теорий и концепций.
Слайд 9Психоанализ (фрейдизм)
Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и
инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания.
З. Фрейд
А. Адлер
Карл Густав Юнг
К. Хорни
Слайд 10Бихевиоризм
Одно из ведущих направлений психологии. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк,
Д. Уотсон.
В этом направлении психологии изучение предмета сводится к анализу
поведения, при этом часто из предмета исследования исключается сама психика сознания. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая опыт человека, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения. При этом сознание не играет никакой роли в научении, а новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы.
Слайд 11Гештальпсихология
Одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии
в первой половине ХХ в., свидетельствующее о необходимости целостного подхода
к анализу сложных психологических ситуаций.
Основное внимание гештальтпсихология уделяла исследованию высших психических функций человека (восприятию, мышлению, памяти и др.) как целостных структур.
Вольфганг Келлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин
Слайд 12Гуманистическая психология
Направление, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную
структуру, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
В рамках этой теории заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу. Фундаментальными потребностями человека, согласно данной теории, являются физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, самоутверждении, чувстве принадлежности к общности, потребность в самоактуализации.
Слайд 13Индивидуальная психология
Одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером, исходящее
из концепции о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремления
к избавлению от этого комплекса как главного источника мотивации поведения личности.
Слайд 14Парапсихология
Область гипотез, представлений, пытающихся объяснить формы чувствительности и воздействия живого
существа на физические явления, проходящие без посредства мышечных усилий (гипноз,
предчувствия, телекинез, телепатия).
Уильям Джеймс
Генри Сиджвик
Томас Джей Хадсон
Слайд 15В заключение можно сделать следующие выводы:
Психология как наука изучает, как
изменяются психологические явления в зависимости от состояния организма и внешних
воздействий, которые на человека оказывают природа и общество.
Психологическая наука познает не только психические явления, но и выясняет связи, которые существуют между психикой и поведением, и таким образом научно объясняет само поведение человека и животных.
Психология тесно связана с другими науками, такими как медицина, педагогика, экономика, менеджмент, юриспруденция и многими другими. Но, в отличие от других наук, психология отличается тем, что имеет дело с нематериальными процессами и явлениями.
Научные психологические знания в настоящее время применяются везде, где необходимо учитывать психологию людей и человеческие взаимоотношения. Психологические знания нужны всем без исключения людям для лучшего понимания самих себя и других людей, для установления с ними нормальных человеческих взаимоотношений.