Слайд 1Презентация на тему:
«Трубопроводный
транспорт»
Выполнил: студент 1 курса ПСЖД
очного отделения
Сим
Ю. А.
Слайд 2Определение
Трубопроводный транспорт – вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или
твёрдых продуктов по трубопроводам.
Передача осуществляется под воздействием разницы давлений в
поперечных сечениях трубы, создаваемой насосными (для жидких) или компрессорными (для газообразных) станциями.
Слайд 3История
Трубопроводы, предназначенные для перемещения жидкостей, известны с древних времен. Это
были прежде всего водопроводы, которые в настоящее время имеют огромное
распространение и не считаются транспортными коммуникациями.
В современной транспортной терминологии под трубопроводным транспортом обычно понимают трубопроводы в комплексе с другими устройствами, предназначенные преимущественно для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа.
Слайд 4Начало истории трубопроводного транспорта России связано с промышленным освоением нефтяных
месторождений Баку и Грозного. У истоков его создания стоял Д.И.
Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок. Большой вклад в развитие нефтепроводного транспорта внесли:
Шухов В. Г.
Войслав С.Г.
Лисенко К. И.
Лейбензон Л. С.
Лазарев М. И.
Слайд 5В 60-е годы ХIX века Бакинский район захлестывает нефтяной бум.
Балаханы,
Сабучаны, Раманы собирают тысячи людей, пытающихся разбогатеть на добыче и
переработке нефти. Наиболее известным районом нефтедобычи считался Шайтан-Базар, где на территории около 150 десятин было заложено 120 скважин и работало 110 фирм. Все там было цвета нефти, даже птицы. Хаос в освоении, огромное количество людей, грязь, пыль - похоже на ад. Много лет спустя побывавший на бакинских нефтепромыслах М. Горький писал: “Нефтяные промыслы остались в памяти моей гениально сделанной картиной мрачного ада. Эта картина подавляла все знакомые мне фантастические выдумки устрашенного разума…”. Известный в то время промышленник В.И. Рагозин, касаясь бакинских промыслов, отмечал, что все там происходило “без счета и расчета”.
Одновременно с добычей нефти строятся и нефтеперегонные заводы по выработке керосина по принципу и схеме завода братьев Дубининых.
В 1869 году в Баку их уже насчитывалось двадцать три, и еще два были в Сураханах. Кроме нефтеперегонных заводов, было много нефтеперегонных установок, размещенных и в жилых домах.
Постоянные пожары, загрязнение жилых кварталов копотью и сажей заставили местные власти сосредоточить переработку нефти на удалении от города в так называемом Черном городе.
Доставка нефти от промыслов к заводам Черного города осуществлялась в бочках и бурдюках на арбах. Более 10 тысяч возчиков было занято доставкой.
Слайд 6С 70-х годов бурдюки были вытеснены деревянными бочками на 20-25
пудов.
Этот способ доставки был чрезвычайно дорогим. Так, в 1877 году
пуд нефти на промыслах стоил 3 копейки, а его доставка из Балаханов в Черный город обходилась до 20 копеек.
Еще в 1863 году Д.И. Менделеев при посещении Баку рекомендовал построить трубопровод для перекачки нефти с промыслов на завод, что, по его мнению, позволило бы существенно сократить затраты на перевозку. Тогда предложение Д.И. Менделеева не было принято.
В 1877 году в Баку открылось отделение Строительной конторы инженера А.В. Бари, основное подразделение которой находилось в Москве. Основателем и хозяином этой конторы был предприимчивый организатор технического производства Александр Вениаминович Бари, а главным инженером конторы становится Владимир Григорьевич Шухов, перспективный молодой инженер, работавший до этого в чертежном бюро Управления Варшавско-Венской железной дороги.
Со своими многочисленными идеями по применению новых технических средств и технологий А.В. Бари и В.Г. Шухов знакомят главу компании “Братья Нобель” Людвига Нобеля, действовавшего на нефтяном рынке Баку очень активно.
Переговоры выявили главную проблему компании - транспорт нефти от промыслов к заводу в Черном городе.
Вскоре контора А.В. Бари получает подряд на строительство трубопровода от Балаханских промыслов к заводу Л. Нобеля в Черном городе пропускной способностью 80 тысяч пудов нефти в сутки. После подписания контракта 25-летний В.Г. Шухов получает полную свободу действий по проектированию и строительству этого трубопровода. Ему предстояло впервые в России спроектировать полный комплекс сооружений трубопровода и воплотить проект в жизнь.
Слайд 7Магистральные нефтепроводы
Магистральные нефтепроводы - инженерные сооружения, состоящие из подземных, подводных,
наземных и надземных трубопроводов и связанных с ними нефтеперекачивающие станции,
приёмосдаточных пунктов, нефтебаз для хранения нефти и других технологических объектов, обеспечивающих транспортировку, приемку, сдачу нефти потребителям или перевалку на другой вид транспорта;
Слайд 8Основные параметры
По магистральным нефтепроводам нефть и нефтепродукты транспортируются на значительные
расстояния, нередко до 2000 км и более. Диаметр магистрального нефтепровода
от 200 до 1220 мм, давление, как правило, 5-6 Мн/см2 (50-60 кгс/см2). Основные параметры магистрального нефтепроводов : протяжённость, производительность, диаметр, давление и число перекачечных станций. Первые два параметра задаются, остальные определяются расчётом.
Для сооружения нефтепроводов применяют трубы из углеродистой и низколегированной стали, в основном сварные, с продольным и спиральным швами.
При расчёте магистрального нефтепровода большое значение имеют вязкость и плотность перекачиваемых нефти и нефтепродуктов. Для предохранения труб от почвенной коррозии и блуждающих токов применяют антикоррозийную изоляцию и электрохимические методы защиты: катодную защиту, электрополяризованные протекторы, электродренаж.
По всей длине нефтепровода устанавливаются линейные секущие задвижки. Расстояние между задвижками определяется в зависимости от рельефа местности, но составляет не более 20 км. При перекачке высоковязкой и высокозастывающей нефти применяют её подогрев на перекачивающих станциях и промежуточных пунктах подогрева. Стоимость строительства магистральных нефтепроводов окупается в относительно короткие сроки (обычно 2-3 года).
Слайд 9Преимущества и недостатки трубопроводного транспорта
Слайд 10Газопровод
Место добычи природного газа не совпадает с местом его потребления.
Для доставки газа потребителям используют газопроводы, выполненные по различным схемам.
Газопровод
— инженерное сооружение, предназначенное для транспортировки газа (в основном природного газа) с помощью трубопровода. Газ по газопроводам и газовым сетям подаётся под определённым избыточным давлением.
Слайд 11Нефтепровод
Нефтепровод –комплекс сооружений для транспортировки нефти и продуктов её переработки от места их добычи или производства к пунктам потребления или перевалки на ж.д. либо водный транспорт.
Слайд 12Продуктопровод
Продуктопровод — в общем смысле, трубопровод, предназначенный для транспортировки искусственно
синтезированных веществ (в том числе, перечисленных выше), чаще всего —
продуктов нефтяного синтеза. В частном случае может означать систему, предназначенную для доставки по трубам любых пригодных для этого объектов
Слайд 13Трубопроводы для транспортировки твердых материалов
Гидросистемы - транспортируют твердые смеси с водой
Пневмосистемы
– транспортируют твердые смеси с воздухом
Слайд 14Масштабные стройки трубопроводов
«Сила Сибири» — магистральный газопровод для поставок газа из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского
региона. Совместный проект «Газпрома» и CNPC (Китай). Открытие состоялось 2 декабря 2019
года.
Протяжённость — 2159 км, диаметр трубы — 1420 мм, рабочее давление — 9,8 Мпа, экспортная мощность — 38 млрд кубометров газа в год
«Турецкий поток» — новый экспортный газопровод из России в Турцию через Черное море. Первая нитка газопровода предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая — для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы.
Ввод газопровода в эксплуатацию запланирован на конец 2019 года.
Мощность первой и второй ниток «Турецкого потока» составит по 15,75 млрд куб. м каждая.
Слайд 15Сила Сибири-2 - проектируемый газопровод между газовыми месторождениями Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая.
Там он может соединиться с китайским газопроводом «Запад—Восток», по которому газ
дойдет до Шанхая. Планируемая протяжённость газопровода — около 6700 км, из которых 2700 км должны пройти по территории России. Предполагаемый диаметр труб — 1420 мм
Масштабные стройки трубопроводов
Транскаспийский газопровод — планируемый подводный газопровод, который должен связать город Туркменбашы в Туркменистане с Баку в Азербайджане. Согласно некоторым источникам, также предусматривается подключить в сеть газопровод из Тенгиз в Казахстане и соединить его с Туркменбаши. Данный подводный газопровод предусматривает транспортировку природного газа из Туркменистана и Казахстана через Азербайджан в Турцию и Грузию и далее в страны — члены Европейского Союза. Данный газопровод также считается частью расширения Южного газотранспортного коридора.
Мощность спроектированного газопровода составляет 30 млрд куб.м. природного газа в год.
Слайд 16Перспективы развития
Развитие трубопроводного транспорта неотделимо от развития нефтяной и газовой
промышленности. В России трубопроводный транспорт — одна из ключевых составляющих национального благосостояния. Почти половина
федерального бюджета обеспечивается за счет поступлений от добычи и экспорта углеводородов, основным способом доставки которых являются трубопроводы.
Трубопроводный транспорт имеет большие перспективы развития, связанные с постоянным ростом потребностей в нефти и, в особенности, в природном газе. В разных регионах и странах мира продолжается сооружение магистральных нефте- и газопроводов. Возрастающее влияние на газовый рынок оказывают поставки сжиженного природного газа, основными производителями которого являются Катар, Индонезия, Малайзия, Австралия и Нигерия. В последнее десятилетие цены на СПГ и обычный газ почти сравнялись, что сразу же обострило конкуренцию между производителями.