Слайд 3Цель урока:
- Узнать о понятии «выборочное изложение;
- Показать роль
описания деталей предмета в художественном тексте;
- Потренироваться в изложении
повествовательного текста с изменением лица, в
воспроизведении
деталей предмета.
Слайд 4При выборочном изложении требуется изложить (пересказать) в соответствии с заданием
не весь текст, а какую-то его часть, то есть отобрать
материал, связанный с определённой темой.
Слайд 6Василий Михайлович Песков
Родился 14 марта 1930 г.
умер 12 августа 2013
г.
писатель, журналист, фотокорреспондент, тележурналист телеведущий программы «В мире животных» (1975—1990), путешественник.
Слайд 7 Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь
им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега?
Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои.
Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.
Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся - висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу. (По В. М. Пескову.)
Слайд 8Обильный -
1.имеющийся в обилии, с избытком, в высшей степени
достаточный.
2.богатый чем-нибудь.
Пожухнуть -
высыхая, тускнеть, становиться жёстким.
Осыпь -
нанос вследствие
осыпания горной породы.
Березняк -
берёзовый лес.
Сизый -
тёмно-серый с синеватым
оттенком.
Маячить -
виднеться в отдалении.
Слайд 9 Озаглавьте текст.
«Последний лист орешника»
Определите основную мысль текста.
Найдите слова, в которых она выражена.
Почему автор остановился перед
этим прозрачным листком и залюбовался им?
«Всё … осыпалось». «Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком…»
Слайд 10«Всё … осыпалось.»
«Осиновый лист успел уже почернеть на зем-ле.»
Прозрачный, продрог-
ший
сумрак.
«Пожухла жёлтая осыпь в березняках.»
«Весь лес чёрный, пус-той и холодный.»
«Всё
уснуло в лесу.
Всё готово к зиме.»
Слайд 11«…листок упорно светится
в чёрном лесу.»
«…листок на кончике
ветки маячит
жёлтым
живым огоньком.»
«остался он после морозов,
после обильного снега»
Листок на
орешнике
КАКОЙ ОН?
Слайд 12- Найдите слова, которые дают возможность представить лес, листок, сумрак
как живые существа (олицетворения).
Лес
Осиновый лист успел уже почернеть.
Лес холодный.
Всё уснуло в лесу.
Всё готово к зиме.
Слайд 13Листок остался,
висит,
маячит,
упорно светится.
Слайд 15Всё осыпалось после морозов и обильного снега.
Лес пустой, черный
и холодный. Жёлтый живой огонёк.
Упорство листка.
Слайд 16Пр..зрач..ный л..сток, ч..дом, после ..бильн.. снега, ..сыпалось, ч..рный, (из)дали виден,
л..сток на ..решн..ке, ..бл..тел, м..ячит ж..лтым ..г..ньком, упорн..
светится, в
ч..рном лесу.
Слайд 17Прозрачный листок, чудом, после обильного снега, осыпалось, чёрный, издали виден,
листок на орешнике, облетел, маячит жёлтым огоньком, упорно
светится, в
чёрном лесу.
Слайд 18Местоимение «Я» можно заменить словами: автор, писатель, рассказчик, он, В.М.Песков.
Слайд 19 Прочитайте ещё раз текст. Какого он стиля?
От какого
лица написан текст?
При написании изложения 1-е лицо измените на
3-е.
Перескажите текст.