Слайд 1
| Преподаватели ОАО «РЖД» Коркина И.В. | 2017
Предмет: «Электрические
машины»
Тема: «ТЭД НБ-418К и ТЛ-2К1»
Профессия: «Машинист электровоза»
Ярославское подразделение Северного
УЦПК
Слайд 2 Цель
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Изучить назначение
и устройство остова, подшипниковых щитов, главных и дополнительных полюсов, якоря
и щеточного аппарата ТЭД ТЛ-2К1 и НБ-418К.
Слайд 3 План занятия
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Назначение и
устройство ТЭД ТЛ-2К и НБ-418К.
Остов.
Подшипниковые щиты.
Главные полюса.
Дополнительные полюса.
Якорь.
Коллектор.
Щеточное устройство.
Слайд 4Назначение и устройство ТЭД ТЛ-2К и НБ-418К
| Преподаватели ОАО
«РЖД» | 2017
Тяговый электродвигатель ТЛ-2К1 устанавливается на электровозах ВЛ10, ВЛ11,
тяговый электродвигатель НБ-418К6 устанавливается на электровозах ВЛ80С.
Служат для преобразования электрической энергии тягового генератора в механическую, передаваемую на колесную пару. Представляют собой шестиполюсную машину постоянного тока с последовательным возбуждением и принудительной вентиляций.
Состоят из остова, двух подшипниковых щитов, шести главных полюсов, шести добавочных полюсов, якоря и щеточного аппарата.
Слайд 5Назначение и устройство ТЭД ТЛ-2К и НБ-418К
| Преподаватели ОАО
«РЖД» | 2017
Техническая характеристика
Слайд 6Остов
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Остов служит магнитопроводом и
корпусом для крепления остальных составных частей. Имеет окна для входа
и выхода охлаждающего воздуха, три люка для осмотра коллектора и щеточного аппарата, горловины для установки подшипниковых щитов, прилив и съемный кронштейн для крепления на раме тележки, предохранительные приливы, приливы для транспортировки и приливы для крепления шапок МОП. На наружной стороне остова расположена коробка выводов.
Слайд 7Остов
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 8Остов
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 9Остов
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 10Остов
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 11Остов
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 12Подшипниковые щиты
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Подшипниковые щиты служат
для установки якорных подшипников. Представляют собой диски сложной формы с
центральной расточкой под наружную обойму подшипника. Подшипники роликовые однорядные. Смазка консистентная. Для предотвращения вытекания смазки щиты снабжены лабиринтами и крышками с уплотнительными прокладками.
Слайд 13Подшипниковые щиты
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 14Подшипниковые щиты
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 15Главные полюсы
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Главные полюсы служат
создания магнитного потока возбуждения. Состоят из сердечников и катушек. Сердечник
набирается из изолированных листов электротехнической стали 1312 толщиной 0.5 мм. По торцам устанавливают более толстые боковины и скрепляют заклепками. Внутрь сердечника при сборке у ТЛ-2К1 закладываются два, у НБ-418К6 стальной установочный стержень с резьбовыми отверстиями для болтов, крепящих полюс к остову. Со стороны якоря сердечник имеет уширение, которое называется полюсным наконечником и служит для лучшего распределения магнитного потока и крепления катушки.
Слайд 16Главные полюсы
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
В полюсном наконечнике
у ТЛ-2К1 имеется 10 пазов, у
НБ-418К6 6 пазов, в которых клиньями крепятся катушки компенсационной обмотки, выполненной из шинной меди. Катушка обмотки возбуждения выполнена из мягкой ленточной ЛММ 1.95х65 мм меди и фиксируется на сердечнике с помощью пружинной рамки.
Корпусная изоляция обмоток главных полюсов выполнена из стеклослюдинитовой ленты в восемь слоев.
Слайд 17Главные полюсы
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
1-компенсационная обмотка,
2-
сердечник,
3-заклепки,
4-стальной стержень для крепления к остову,
5-пружинная рамка,
6- прокладка из электронита,
7- катушки главных полюсов(обмотки возбуждения),
Слайд 18Компенсационная обмотка
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Компенсационная обмотка подключается
последовательно обмоткам возбуждения и укладывается следующим образом. Половина обмотки на
одном полюсе, а другая половина на соседнем полюсе. В результате одна сторона полюсного наконечника подмагничивается, а другая размагничивается. Другими словами магнитное поле главных полюсов, уничтоженное реакцией якоря, восстановится, а увеличенное магнитное поле, уменьшится.
Компенсационная обмотка состоит из шести катушек из мягкой прямоугольной медной проволоки ПММ и имеет 10 витков.
Слайд 19Добавочные полюсы
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Добавочные полюсы служат
для компенсации магнитного потока якоря на геометрической нейтрали и создания
коммутирующей ЭДС. Состоят из сердечников и катушек. Катушка у ТЛ-2К1 крепится на сердечнике с помощью стальной накладки винтами, а у НБ-418К6 с помощью эпоксидного компаунда. Сердечник у ТЛ-2К1 стальной сплошной, у НБ-418К6 набирается из листов электротехнической стали. Полюсный наконечник выполняется из немагнитных угольников (латунь или дюралюминий). Между сердечником и остовом устанавливается немагнитная прокладка.
Корпусная изоляция обмоток полюсов выполнена из стеклослюдинитовой ленты, катушки совместно с сердечниками пропитаны в эпоксидном компаунде ЭМТ-1 или ЭМТ-2 и представляют собой неразъемные моноблоки.
Слайд 20Добавочные полюсы
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
.Добавочный полюс:
1 –
заклепка; 2 – полюсный наконечник; 3 – сердечник; 4 –
фланец; 5, 6 – катушка; 7 – текстолитовая прокладка; 8 – пружинная рамка; 9 – немагнитная прокладка.
Слайд 21Добавочные полюсы
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 22Остов машины постоянного тока
| Преподаватели ОАО «РЖД» |
2017
Слайд 23Внутреннее соединение ТЭД
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Обмотки
главных полюсов соединены между собой последовательно внутри машины, вывода К
- КК выведены наружу и закреплены в коробке выводов.
Катушки доп. полюсов соединены между собой последовательно, а также последовательно соединяется с компенсационной обмоткой, а через щетки с обмоткой якоря внутри машины, концы обмотки Я-ЯЯ выведены в коробку выводов.
Слайд 24Остов машины постоянного тока
| Преподаватели ОАО «РЖД» |
2017
Слайд 25Остов машины постоянного тока
| Преподаватели ОАО «РЖД» |
2017
Последовательное соединение указанных обмоток позволяет компенсировать причины возникновения коммутации которые
зависят от величины тока якоря. При увеличение тока якоря увеличивается риск переброса по коллектору или кругового огня.
Данная конструкция позволяет подключать к ним устройства осуществляющие реверсирование ТЭД, электрическое торможение, а также резисторы ослабления поля. Все ТЭД выполняют с принудительной вентиляцией, что увеличивает их мощность.
Слайд 26Якорь
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Якорь служит для создания
ЭДС и электромагнитного момента. Состоит из вала, сердечника, нажимных шайб,
обмотки и коллектора. Сердечник набирается из листов электротехнической стали, напрессовывается на вал на шпонке, в сжатом состоянии удерживается нажимными шайбами, имеет каналы для прохода охлаждающего воздуха и пазы для укладки обмотки. Обмотка крепится в пазах клиньями, а лобовые части проволочными или стеклобандажами.
Слайд 27Якорь
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Сердечник якоря машины постоянного
тока без обмотки (а); сборка якоря (б); стальные листы якоря
(s):
1 — вал якоря; 2 — место для установки коллектора; 3, 5 — нажимные шайбы (обмотко-держатели); 4 — сердечник якоря; 6 — лаковая пленка;
7 — стальной лист; 8—сегмент сердечника
Слайд 28Якорь
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Устройство обмотки якоря:
а, б
— укладка якорных катушек; в — изоляция; 1 — якорные
катушки;
2 — коллектор; 3 — сердечник якоря;
4,5 — верхняя и нижняя стороны катушки;
6,7,9 — покровная, корпусная и витковая изоляция;
8 — медные проводники
Слайд 29Якорь
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 30Якорь
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 31Коллектор
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
И в генераторе и
в двигателе коллектор совместно со щетками образует скользящий контакт между
обмоткой якоря и внешней электрической цепью.
Коллектор набирается из медных пластин клиновидного сечения, разделенных миканитовыми прокладками. Выступающие части пластин имеют пазы для крепления проводников обмотки якоря. Со стороны вала пластины имеют форму ласточкиного хвоста, с помощью которого пластины зажимаются между втулкой коллектора и нажимным конусом через миканитовые манжеты.
Слайд 32Коллектор
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 33Коллектор
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 34Щеточный аппарат
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Щеточный аппарат служит
для соединения обмотки якоря с внешней электрической цепью. Состоит из
траверсы разрезного типа с поворотным механизмом, шести кронштейнов и шести щеткодержателей. Траверса стальная швеллерного сечения имеет по наружному ободу зубчатый венец, входящий в зацепление с шестерней поворотного механизма. Разъемный кронштейн щеткодержателя закреплен болтами на двух изоляционных пальцах, установленных на траверсе. Щеткодержатель состоит из корпуса с окнами для разрезных щеток марки ЭГ-61, на котором смонтировано нажимное устройство.
Слайд 35Щеточное устройство
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Щеточное устройство состоит
из траверсы, кронштейнов с изоляционными пальцами и щёткодержателей.
Траверса ТЭД –
стальная, литая, выполнена в виде разрезанного кольца. По наружному ободу траверса имеет зубья входящие в зацепление с зубьями шестерни поворотного механизма.
Кронштейн щёткодержателя разъёмный, состоит из корпуса и накладки которые при помощи болта закреплены на изоляционных пальцах установленных на траверсе. Со стороны щёточного аппарата кронштейн имеет гребёнку.
Слайд 36Щеточное устройство
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Изоляционные пальцы
представляют собой шпильки опрессованные пластмассой, к траверсе крепятся корончатыми гайками.
Щёткодержатели крепятся к кронштейну через шпильку гайкой с пружинной шайбой. На поверхностях кронштейна и щёткодержателя имеется гребёнка которая позволяет выбрать и зафиксировать определённое положение щёткодержателя по высоте относительно рабочей поверхности коллектора и его износа.
Поворотный механизм состоит из шестерни с валиком закреплённым в остове ТЭД. Валик имеет квадратный хвостовик под ключ.
Слайд 37Щеточное устройство
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 38Щеточное устройство
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 39Щеточное устройство
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 40Якорь в сборе с щеточным устройством и подшипниковым щитом
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 41ТЭД НБ-514
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Электродвигатель НБ-514 предназначен
для преобразования электрической энергии, получаемой из контактной сети, в механическую,
передаваемую с вала двигателя на колесную пару электровоза 2ЭС5К (3ЭС5К) или «Ермак»
Слайд 42ТЭД НБ-514
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Тяговый двигатель НБ-514
выполнен для опорно-осевого подвешивания и представляет собой шестиполюсную электрическую машину
пульсирующего тока с последовательным возбуждением и независимой системой вентиляции.
Тяговый двигатель НБ-514 выполнен на базе двигателя
НБ-418К
Слайд 43Особенности ТЭД НБ-514
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Двигатель
НБ-514 мощнее своего предшественника, что позволяет развивать электровозу мощность 10000
кВт в часовом режиме.
Он более устойчив к возникновению круговых огней по коллектору, имеет защиту от деформации катушек добавочных полюсов электродинамическими силами токов короткого замыкания и ряд других усовершенствований.
Двигатель НБ-514 взаимозаменяем с НБ-418К по установочным размерам и электромеханическим характеристикам.
В нем применены унифицированные подшипниковые узлы, траверсы, отливки остова, коллектор, листы якоря, вал с втулками, все резьбовые соединения, редуктор зубчатой передачи.
Слайд 44Особенности ТЭД НБ-514
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Существенным изменениям
подверглась полюсная система остова двигателя, изменен кронштейн подвески двигателя, увеличено
сечение проводников обмотки якоря.
Существенно изменена в двигателе НБ-514 лобовая часть якоря со стороны, противоположной коллектору. В ней головки выполнены открытыми, что улучшило условия охлаждения, увеличило срок службы изоляции.
Для обеспечения влагостойкости изоляции и повышения срока службы якоря и главных полюсов обмотка якоря и катушки главных полюсов пропитаны в эпоксидном компаунде ЭМТ-1.
Обмотки якоря двигателя НБ-514 соединены с петушками коллектора дуговой сваркой в среде инертного газа.
Слайд 45ТЭД НБ-514
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 46ТЭД НБ-514
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 47Домашнее задание
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
А.В. Грищенко «Электрические
машины и преобразователи подвижного состава», стр. 215-220.
А.А. Дайлидко «Электрические машины
тягового подвижного состава », стр. 119-141, 143-146.
Работа с конспектом.
Подготовка к опросу по пройденному материалу.
Слайд 48
Спасибо за внимание
Желаю успехов!
| преподаватели ОАО «РЖД» |
2017