Слайд 11. Взаимоотношения отцов и детей.
• Проблема нахождения путей взаимопонимания между
людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и
детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)
• Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.
• Проблема предательства детьми своих родителей.
Слайд 2«Капитанская дочка». Гриневы, Мироновы
«Отцы и дети». Базаровы, Кирсановы
«Война и мир».
Ростовы, Болконские, Курагины
«Преступление и наказание». Раскольниковы, Мармеладовы
Паустовский «Телеграмма»
Серия романов
о Гарри Поттере. Поттеры, Уизли.
«Недоросль». Простакова и Митрофанушка.
«Юшка»
Слайд 32. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
·
Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также
на становление его нравственных ориентиров.
· Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).
· Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).
Слайд 4«Капитанская дочка». Гриневы, Мироновы
«Отцы и дети». Базаровы, Кирсановы
«Война и мир».
Ростовы, Болконские, Курагины
«Преступление и наказание». Раскольниковы, Мармеладовы
Паустовский «Телеграмма»
Серия романов
о Гарри Поттере. Поттеры, Уизли.
«Недоросль». Простакова и Митрофанушка.
«Обломов». Детство Обомова
«Юшка» - судьба девочки-сироты
Слайд 53. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
· Проблема
роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.
· Проблема
снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).
· Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).
Слайд 6«Евгений Онегин» Онегин, Татьяна (Ей рано нравились романы; //Они ей
заменяли все;)
«Горе от ума» ...Уж коли зло пресечь: //Забрать все
книги бы да сжечь! (Ф)
«Обломов», «Отцы и дети» - часто упоминаются книги.
«451 по Фаренгейту»
Слайд 74. Сложность и противоречивость человеческих поступков.
· Проблема предательства, ставшего причиной
разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).
· Проблема
нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.
· Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
Слайд 8«Сотников», серия романов о Гарри Поттере, «Война и мир», «Капитанская
дочка», «451 по Фаренгейту»
Слайд 95. Человеческое благородство.
· Проблема чести как одного из главных факторов,
влияющих на нравственный выбор человека.
· Проблема совести и ответственности человека
за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).
· Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.
· Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).
Слайд 10«Сотников», серия романов о Гарри Поттере, «Война и мир», «Капитанская
дочка», «451 по Фаренгейту»
Слайд 116. Честь и человеческое достоинство.
· Проблема утраты моральных ценностей (К
чему приводит утрата моральных ценностей?).
· Проблема защиты чести и собственного
достоинства.
· Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
Слайд 12«Сотников», серия романов о Гарри Поттере, «Война и мир», «Капитанская
дочка», «451 по Фаренгейту»
Слайд 137. Отношения человека с другими людьми.
· Проблема преодоления эгоизма в
отношениях с другими людьми.
· Проблема самоотдачи в отношениях с человеком,
которого считаешь своим другом.
· Проблема истинной дружбы.
· Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).
· Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).
· Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
Слайд 14Разумихин, Штольц, Савельич, Лидия Михайловна («Уроки французского» В.Распутин), «Телеграмма» Паустовского,
«Юшка» Платонова
Слайд 158. Восприятие человеком окружающего мира.
· Проблема утраты современным человеком способности
радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
· Проблема обретения радостного мировосприятия
(Почему нужно учиться культуре радости?).
«451 по Фаренгейту» - Кларисса
Слайд 169. Одиночество человека.
· Проблема одиночества человека (Когда и почему человек
чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого
чувства?).
· Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).
· Проблема одинокой старости.
Слайд 17Серия романов о Гарри Поттере, «Телеграмма» Паустовского, Раскольников…
Слайд 1810. Человек и искусство.
· Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми
(Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие
остаются глухи к прекрасному?).
· Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).
· Проблема восприятия музыки человеком.
Слайд 19Кирсановы, Обломов и Ольга (поёт, разговаривает с Обомовым о музыке)
Слайд 2011. Отношение человека к миру природы.
· Проблема бездушного, потребительского, безжалостного
отношения человека к миру природы.
· Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека
к красоте природы.
· Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
· Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).
· Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).
Слайд 21«Война и мир» Болконский и дуб, Наташа Ростова и луна,
«Олеся»
Слайд 2212. Бережное отношение человека к языку.
· Проблема экологии языка (Какие
изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся
современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).
Слайд 23Иван Тургенев — Русский язык (Стихотворение в прозе):
Во дни
сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, —
ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Слайд 2413. Человек и власть, которой он наделён.
· Проблема влияния власти
на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести
себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
Слайд 25«Мастер и Маргарита» Воланд, Понтий Пилат,
«КД» Пугачев
Слайд 2614. Сострадание к окружающим (сострадание К КОМУ, ЧЕМУ).
· Проблема наличия
или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на
жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).
· Проблема действенного сострадания.
· Проблема сочувствия и активной помощи человеку.
Слайд 27Наташа Ростова отдаёт подводы раненым, Раскольников отдает деньги вдове Мармеладова,
Сонечка Мармеладова заботиться о Раскольникове, Маргарита идет на сделку с
дьяволом ради Мастера, Лидия Михайловна жертвует своей репутацией ради ученика (Распутин «Уроки французского), Юшка
Слайд 2815. Отношение человека к войне.
• Проблема отношения человека к войне
(Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).
• Проблема
душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).
• Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).
• Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).
• Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.
Слайд 29Сотников, Рыбак (В.Быков «Сотников»), Гринев, Швабрин, Болконский, Безухов, Тарас, Андрий
и Остап («Тарас Бульба» Гоголя)…