Слайд 1(18- первая половина 19 вв.)
Тема 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Слайд 2ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Иммануил Кант
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Людвиг Фейербах и другие
КАНТ
(1724-1804)
Два периода его творчества:
1. Докритический.
2. Критический.
Слайд 4Докритический период
В этот период Кант занимается проблемами
естествознания. Основная работа - «Всеобщая естественная история и теория неба»
(кратко - «О небе»). Суть ее: наша солнечная система возникла в процессе эволюции из газообразной туманности.
Значимость этой работы:
для науки – первая в науке эволюционная теория. Была принята в качестве одной из основных теорий возникновения солнечной системы до середины ХХ в.
для философии – впервые объяснила возникновение солнечной системы, не прибегая к помощи Бога.
Слайд 5Критический период.
Кант занимается проблемами познаваемости мира.
Основные работы:
«Критика
чистого разума»,
«Критика практического разума», «Критика способности суждений».
Слайд 6ОСНОВНЫЕ ИДЕИ.
Кант по новому трактует процесс познания
человеком мира. Своей теорией познания Кант совершил «коперниковский» переворот в
философии.
В чем состоял этот переворот?
Слайд 7 Процесс познания, как его
понимали до Канта:
1. На органы чувств человека воздействуют объективно
существующие вещи.
2. В результате в голове человека возникают образы, копии вещей.
3. Разум обрабатывает, систематизирует данные органов чувств и возникает теоретической знание.
Слайд 8Процесс познания по Канту:
1. На органы чувств человека воздействуют объективно
существующие вещи.
2. В результате в голове человека возникают хаос ощущений.
3.
Этот хаос человек обрабатывает с помощью априорных форм познания.
4. Всей этой деятельностью руководит разум.
Слайд 9Априори – (лат. a priori – из предшествующего, т.е.до опыта)–
знание, изначально присущее сознанию, или предварительное знание о фактах, полученное
до изучения их на опыте. Противоположное апостериорному
Апостериори (лат. a posteriori – из последующего, т.е. после опыта) - знание, полученное из опыта, на основании опыта.
Слайд 10К априорным формам познания Кант относит:
1. Априорные формы созерцания –
пространство и время;
2. Априорные формы рассудка – общие понятия, категории
(причинность, необходимость, субстанция, количество, отношение и т.п.).
Слайд 11Своей теорией познания Кант:
Преодолел разрыв между эмпиризмом
и рационализмом. Он показал, что как «мысль без чувств пуста»,
так и «чувство без мысли слепо». И лишь союз чувств и разума может дать знание вещей.
Привел философию к агностицизму.
Слайд 12Агностицизм – (от греч. agnostos –непознаваемый) – философское учение, отрицающее
познаваемость объективного мира и объективность истины.
Слайд 13Суть «коперниковского переворота», совершенного Кантом в философии:
Мир, который познает
разум, уже приведен в порядок самим разумом. И порядок, который
мы наблюдаем в мире, присущ не самому миру, а установлен в нашем разуме. То есть, действительность для человека, это та действительность, которую творит он сам.
Слайд 14 Суть агностицизма Канта
Он показал,
что человек не может познать вещи такими, каковы они на
самом деле, т.е. сущность вещей. Всякая вещь существует как «вещь в себе». Вещь в себе - трансцендентна. Трансцендентный (лат. transcendens – выходящий за пределы) – лежащий за пределами опыта, недоступный познанию.
Разум, наука позволяют человеку познать вещи только такими, какими они представляются ему, («вещь для нас»), то есть явление.
А между «вещью в себе» и «вещью для нас» нет ничего общего.
Слайд 15 Агностицизм помог Канту изложить его нравственную теорию.
Кант, по его собственному признанию, сознательно «сдвинул границы разума,
чтобы дать место вере», без чего он не смог бы изложить свою нравственную теорию.
Слайд 16Суть нравственной теории Канта:
Кант формулирует основной нравственный
закон (категорический императив):
«Поступай так, чтобы максима (основное правило, принцип)
твоей воли всегда могла быть и принципом всеобщего законодательства»;
«Действуй так, чтобы ты никогда не относился к людям только как к средству, но всегда в то же время и как к цели»
Слайд 17Кант устранил противоречие между религией и наукой.
Поскольку человеческий разум не может познать сущность вещей, то наука
не может решить вопрос о ценности религиозных истин. «Знать, существует ли Бог не дано никому. В бога можно только верить».
Кант опроверг все пять существовавшие до него логические доказательства бытия Бога и сформулировал шестое (нравственное), которое опровергнуть невозможно: «Если в человека в душе есть потребность в Боге, значит Бог для него существует».