Слайд 1
История экономической мысли
Слайд 2ТЕМА ЛЕКЦИИ 15
Школа
Русский циклизм
Н. Я. ДАНИЛЕВСКИЙ
и М.И.
ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
Слайд 3Подзаголовок
Становление Истории экономических учений как
самостоятельной науки в РОССИИ
Слайд 4Лекция включает проблемы:
1 ДАНИЛЕВСКИЙ - основатель цивилизационной ТЕОРИИ
2 Туган-Барановский.
Развитие теории экономических ЦИКЛОВ
Слайд 5Вопрос 1
ДАНИЛЕВСКИЙ основатель цивилизационной теории
Слайд 6ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич
(1822 -1885) мыслитель, естествоиспытатель экономист, историк, философ
Слайд 7
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич родился в дворянском имении Орловской губернии
Царскосельский
лицей окончил в 1842
В Петербурге учился в университете
Сдал магистерские экзамены
в1849 году
Умер в Тифлисе 7 ноября 1885г.
Слайд 8Данилевский был увлечён взглядами социалистов-утопистов Западной Европы:
Анри Сен-Симон родился в
Париже в 1760г. Создал «Проект новой индустриальной системы»
Шарль Фурье
– теоретик утопического социализма во Франции
Роберт Оуэн создал учение об ассоциации в Англии
Слайд 9В период с 1844 по 1848 г. Данилевский – активный
участник кружка петрашевцев Выступил с докладом о жизни и творчестве
французского социалиста-утописта
Шарля Фурье
Слайд 10Летом 1849г. Данилевский был арестован и заключён в Петропавловской крепости
Затем
был сослан в Вологду.
С 1852 г. служил в Самаре
Слайд 11Первоначально научная деятельность Данилевского посвящена ботанике, изучению рыболовства
Данилевский был
во многих экспедициях:
на Волге, в Ледовитом океане, в Чёрном
Каспийском и Азовском морях
В Крыму был директором Никитского ботанического сада
Слайд 12основное направление исследований Данилевского:
разработка цивилизационной теории
Слайд 13ДАНИЛЕВСКИЙ
исследовал проблемы смены ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Смены
культурно - исторических типов
и
судьбы славянского мира
Слайд 14Данилевский заложил основы концепции
пространственно- временной локализации явлений культуры
Его считают
предтечей теории ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.
Слайд 15Главная работа Данилевского «РОССИЯ и ЕВРОПА»
посвящена поиску особого пути развития
России,
исследованию культурно – исторических отношений славянского и германо-романского миров
Слайд 16Он был против отождествления европейской цивилизации с общечеловеческой
Данилевский отрицал наличие
единой общечеловеческой цивилизации
Он обосновывал идею множественности
человеческих культур
и
типов цивилизаций
Слайд 17Заслуга Данилевского - применение принципов естественных наук к экономическим явлениям
В
истории русской мысли
он первый поставил проблему единства природы и
истории
Слайд 18Исследование творчества Данилевского в литературе ХХ века велось в двух
направлениях:
Первое - рассматривало Данилевского как философа истории, ищущего основы эволюции
общества
Второе – исследовало поиск Данилевским особого пути развития России
Слайд 19В основе его концепции культурно-исторических типов лежит этнопсихологический подход
Возникновение
и смену ивилизаций
он рассматривал с позиций психологических
особенностей этнической общности
Слайд 20Данилевский утверждал:
1. материальная культура имеет тенденцию распространяться повсеместно, проникая
во все цивилизации
Слайд 21Данилевский так же утверждал, что
2. нематериальная культура не в
состоянии охватить другие цивилизации, за исключением их отдельных «элементов».
Так
писал о Данилевском Питирим Сорокин
Слайд 22Идея циклизма
Данилевский выделял много цивилизаций, каждая из которых
проходила ряд стадий
(циклов)
Слайд 23Стадии, присущие каждой цивилизации
1. Длительный период формирования – этно -
демографический
2. Короткий – духовная деятельность
3. Период дряхления, когда иссекает творческая
деятельность , наступает апатия
Слайд 24Особенность теории Данилевского:
каждая цивилизация самодостаточна
Цивилизации
самостоятельно существующие
не сравнимы,
у каждой
есть свои особенности
Слайд 25Исследование Данилевским особого пути развития России – имеет три различных
аспекта
Первый аспект - панславизм.
Второй – неизбежность возникновения Всеславянского союза
и богоизбранность славянства.
Третий – анализ противостояния славянского культурно-исторического типа и европейской культуры
Слайд 26Славянский культурный тип самодостаточный
Данилевский
Слайд 27Данилевский с огорчением отмечал чрезмерное увлечение русской интеллигенции «западничеством» и
недооценку особенностей российской национальной
модели экономики
Слайд 28Вопрос 2
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
о будущем обществе
Слайд 29ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
(1865-1919)
Слайд 30ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
Родился в 1865 дворянской семье
Поступил на физмат Харьковского
университета, и исключён
в 1889 удостоен учёной степени кандидата
Слайд 31С будущей женой Лидией Давыдовой, познакомился на Эйфелевой башне в
Париже
Её неожиданную смерть было трудно пережить –
отчаяние, горе безразличие
ко всему, — но всё преодолел и встал на новый жизненный путь
Слайд 32Туган-Барановский
совершил поворот в развитии теории экономических циклов
«Он пробился сквозь
джунгли к новым горизонтам»
Слайд 33Данилевский
рассматривал циклы с позиций теории сбережения – и инвестирования
Слайд 34Данилевский рассматривал циклы с точки зрения теории сбережения – и
инвестирования
Он провёл аналогию с паровой машиной:
накопление ссудного капитала –
роль
пара в цилиндре
Слайд 35Туган-Барановский
вёл научные исследования по вопросам:
Периодичность Циклов
История политической экономии
Пути развития
кооперации
Бумажные деньги. Теория
Будущее общество
Этический социализм
Слайд 36Заслуга Туган-Барановского
он привлёк внимание Запада к экономической МЫСЛИ
РОССИИ
Слайд 37Туган-Барановский ИССЛЕДОВАЛ экономические проблемы, стоявшие перед Россией (денежно-финансовую,
и земельно-аграрную
)
Главным для него был поиск, нравственно безупречного и экономически эффективного
ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА
Слайд 38 Этический социализм
Туган-Барановского
Будущее общество – социализм
В основе социализма
лежит ЭТИЧЕСКАЯ идея ВЕРХОВНОЙ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Слайд 39СОЦИАЛИЗМ
теории по алфавиту
Анархо-синдикализм
Буддийский коммунизм
Гильдейский с-м
Государственный
Демократический
Истинный
с-м
Исламский с-м
Кооперативный
Корпоративный
Крестьянский с-м
Муниципальный
Народнический
Пролетарский
Религиозный
Синдикализм
Утопический
Фабианство
Христианский
Этический
Слайд 40 Туган-Барановский был ХОРОШО ЗНАКОМ С УЧЕНИЕМ
Карла Маркса
Но
свое исследование вёл
в русле, критического осмысления УЧЕНИЯ МАРКСА.
Он писал: «Моё
отношение к Марксу- не противника и не ученика, а САМОСТОЯТЕЛЬНОГО исследователя»
Слайд 41Туган-Барановский утверждал, что
при капитализме существует антагонизм интересов
Господство над вещами
(средствами производства) даёт возможность ГОСПОДСТВА НАД ЛЮДЬМИ.
Большинство населения служит
средством УВЕЛИЧЕНИЯ БОГАТСТВА для МЕНЬШИНСТВА
Слайд 42Туган-Барановский:
При социализме в социалистическом обществе
ЧЕЛОВЕК станет ВЫСШЕЙ, ГЛАВНОЙ
ЦЕННОСТЬЮ,
а развитие каждой личности – ГЛАВНОЙ общественной ЦЕЛЬЮ
Слайд 43 Туган-Барановский считал, что ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ
ЛЮДИ и их потребности
БУДУТ РАВНЫ
Общественное устройство будет основано на РАВЕНСТВЕ,
обязательно полное
удовлетворение духовных, физических и материальных человеческих потребностей
Слайд 44Философским и нравственным кредо ученого стала идея верховной ценности человеческой
личности
Слайд 45Роль учения Туган-Барановского об экономических циклах
ОН
СОЗДАЛ ОРИГИНАЛЬНУЮ НАУЧНУЮ ШКОЛУ ОБОГАТИВШУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ и МИРОВУЮ НАУКУ
END