Разделы презентаций


Глагольный вид и аспектуальность

Глагольный вид - глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме. Глаголы делятся на:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Глагольный вид и аспектуальность
Анастасия Кашковская ТПЛ-11

Глагольный вид и аспектуальностьАнастасия Кашковская ТПЛ-11

Слайд 2Глагольный вид - глагольная категория, показывающая характер протекания действия во

времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида

присуща всем глаголам русского языка в любой форме.

Глаголы делятся на:

Глаголы совершенного вида Глаголы несовершенного вида




отвечают на вопрос что сделать?
и обозначают действие, ограниченное в своей дли­тельности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, ко­торое закончилось (или закончится), достигнув результата (выучить, нарисовать), действие, которое началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть), однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы с суффиксом -ну).



отвечают на вопрос что делать? 
и обозначают действие без указания 
на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать).

Глагольный вид - глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему

Слайд 3Глаголы несовершенного вида
образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:

1)  -ива-,  -ыва-:

рассмотреть  — рассматривать, расспросить   —  расспрашивать,  расписаться   —  расписы­ваться;

2) -ва: открыть   —   открывать,   дать   —   давать, обуть — обувать;

3)  -а-(-я): спасти   —   спасать,   подрасти   —   подрастать.

Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:1)  -ива-,  -ыва-: рассмотреть  — рассматривать, расспросить   —  расспрашивать,  расписаться   —  расписы­ваться;2) -ва: открыть   —   открывать,   дать   —   давать, обуть — обувать;3)  -а-(-я): спасти   —   спасать,   подрасти   —   подрастать.

Слайд 4Глаголы совершенного вида
образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:

1) 

с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и др,: лечить — вылечить, печь — испечь,

делать — сделать, писать — написать, читать — прочитать, стро­ить —построить, учить — выучить и т. д.

2)  с помощью суффикса -ну-: привыкать  —   привыкнуть, кивать — кивнуть, прыгать — прыгнуть.

Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться
только местом ударения: рассыпать — рассыпать, нарезать — 
нарезать.

Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить — сказать, искать — найти, класть — положить, брать — взять.

Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:1)  с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-,

Слайд 5Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или

только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.), или только несовершенного вида (преобладать, присутствовать,

сидеть, находиться).

Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова(тъ), -ирова(ть): воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п.
Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь).


Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.), или

Слайд 6Аспектуальность -  система морфологических, словообразовательных, синтаксических, лексических, лексико-грамматических и др.

средств, служащих для передачи характера протекания и распределения действия во

времени. В русском языке образует функционально-семантическое поле, в основе которого лежит грамматическая категория глагольного вида. 

Качественная Количественная

обозначение отношения действия к пределу — ограниченность или неограниченность пределом,
направленность к пределу или его достижение;

2) фазовость — выделение начальной, серединной или конечной фазы в протекании действия или состояния;

3) перфектность — выражение связи предшествующего действия или состояния с момента речи или другим послед. моментом времени.

включает также характеристики действия или состояния, как: 1) непрерывность (прерывность) осуществления с дальнейшими подразделениями в зависимости от ограниченности (неограниченности) и регулярности (нерегулярности) повторений;

2) степень продолжительности действия или состояния с различением мгновенности, неограниченной и ограниченной длительности и других подтипов;

3) степень интенсивности — ослабленная, усиленная или нейтральная, также в нескольких разновидностях.

Аспектуальность -  система морфологических, словообразовательных, синтаксических, лексических, лексико-грамматических и др. средств, служащих для передачи характера протекания и

Слайд 7Центром Аспектуальности является категория глагольного вида, образуемая противопоставлением совершенного и

несовершенного видов (рассказать — рассказывать, читать — прочитать).
К другим

Элементам аспектуальности относят:
1) аспектуальные классы глаголов — статические, обозначающие различные состояния и отношения (лежать, иметь, соответствовать) и динамические, подразделяемые на предельные, предполагающие достижение определенного результата (строить, красить, сохнуть), и непредельные (гулять, беседовать), а также их разновидности, отчасти выражаемые с помощью приставок и суффиксов (достроить, крикнуть, запеть, посидеть);
2) сочетания с такими глаголами, как начать, продолжать, кончить, привыкать, и частицами давай, как, ну, и (давай плясать, как крикнет); повторения глагольной формы для подчеркивания длительности или интенсивности (ждет-ждет, сидит и сидит);
3) обстоятельственные выражения со значением длительности, краткости, внезапности и др. (целый день, все еще, за год, часто, вдруг);
4) грамматические характеристики актантов (подлежащего и дополнений) при глаголе; ср.: Он курит сигарету (сейчас) и Он курит сигареты (вообще); пил/выпил воду, но только выпил воды; Котенок уже видит (т. е. способен видеть);
5) синтаксические средства с дополнит. аспектуальными функциями, например, конструкции типа "чем больше... — тем сильнее", совместимые только с несовершенным видом.

Центром Аспектуальности является категория глагольного вида, образуемая противопоставлением совершенного и несовершенного видов (рассказать — рассказывать, читать —

Слайд 8Используемая литература:
http://www.lingvotech.com
http://slovari.yandex.ru


Используемая литература:http://www.lingvotech.comhttp://slovari.yandex.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика