Слайд 1
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Участники бюджетного процесса и
их полномочия
2. Порядок составления, рассмотрения
и
утверждения бюджетов
3. Исполнение бюджетов
4. Составление и утверждение отчета
об
исполнении бюджета
Слайд 2
Участники бюджетного процесса и
их полномочия
Слайд 3ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
Государственные
(федеральные и
региональные) финансы
Федеральный бюджет
и бюджеты субъектов
Федерации
Муниципальные (местные)
финансы
Система местных бюджетов
(бюджеты муниципальных
районов, городских округов,
городских и сельских
поселений
Государственные
внебюджетные фонды
Государственный кредит
Государственные
финансовые
резервы и резервные
фонды
Муниципальный кредит
Слайд 4БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
основанная на экономических отношениях и государственном
устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Федеральный закон
Федеральный уровень
Региональный уровень
Законы субъектов РФ
Муниципальный уровень
Муниципальные правовые акты представи-тельных органов муниципальных образования
Бюджетное устройство - основано на экономических отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по осуществлению бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов.
Слайд 5Современное федеративное устройство
Российской Федерации
Слайд 7Очередной год
Плановый период, 2 года
t+1
t+2
t+3 t+4 t+5
(2014) (2015) (2016) (2017) (2018)
Корректировка Разработка
Очередной год
Плановый период, 2 года
Корректировка Разработка
Плановый период, 2 года
Очередной год
Формирование бюджета осуществляется на основе принципа «скользящей трехлетки».
Слайд 8Участники бюджетного процесса в Российской Федерации
Изучить - Полномочия частников бюджетного
процесса глава 18 БК РФ
Слайд 9
2. Порядок составления, рассмотрения и
утверждения бюджетов
Слайд 10Организация бюджетного процесса в Российской Федерации
Слайд 11Этапы подготовки федерального бюджета
Слайд 12ЭТАП I. Составление проекта бюджета.
На этом этапе составляется:
прогноз
социально-экономического развития государства
определяются основные характеристики бюджета на очередной
финансовый год и плановый период
основные методы и направления покрытия дефицита бюджета
долговая политика государства
распределение бюджетных ассигнований
утверждаются основные направления налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период
подготавливаются проекты бюджетов
Слайд 13Составление проекта бюджета основывается на
Слайд 14Цели бюджетной политики конкретизируются в послании Президента Федеральному собранию Российской
Федерации.
На уровне субъектов Российской Федерации с бюджетным посланием выступает
глава исполнительной власти соответствующей административно-территориальной единицы. Формат бюджетного послания президента содержит основные направления бюджетной политики страны на очередной финансовый год и плановый период (составляет два года).
Слайд 15Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций
муниципальных образований.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Слайд 16ЭТАП II. Рассмотрение и утверждение бюджета.
В рамках данного этапа
подготовленные проекты бюджетов рассматриваются законодательным и представительным органом Российской Федерации
- Государственной Думой и Советом Федерации соответственно.
Рассмотрение проходит в трех чтениях (в течение 60 дней), в результате согласования всех спорных вопросов проекты бюджетов утверждаются и после одобрения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (в течение 14 дней) направляются на подпись Президенту Российской Федерации.
Принятый законодательно и подписанный Президентом Российской Федерации проект бюджета становится федеральным законом.
Слайд 17
На этом этапе свои предложения по проекту бюджета высказывают парламентские
фракции, а также граждане и общественные организации, которые таким образом
получают возможность участвовать в бюджетном процессе.
Слайд 18Рассмотрение Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на
очередной финансовый год и плановый период в первом чтении
принимает
решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта
При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума
При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета
Слайд 19В случае принятия Государственной Думой указанного законопроекта в первом чтении
утверждаются
основные характеристики федерального бюджета (статья 199 БК)
Слайд 20Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период во втором чтении
являются текстовые
статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также приложения к нему, устанавливающие:
Слайд 21При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период в третьем чтении утверждается
ведомственная структура
расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета) в соответствии с распределением бюджетных ассигнований, утвержденным во втором чтении.
Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.
Слайд 22Президент Российской Федерации имеет право на отклонение закона о бюджете
текущего финансового года (ст. 210 БК РФ)
(в случае отклонения
Президентом Российской Федерации Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации)
В рамках действующего законодательства внесение изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете должно сопровождаться новыми законодательными актами.
Слайд 23Особенности бюджетного процесса на региональном и местном уровнях
Разработка проекта бюджета
Предварительное
рассмотрение проекта бюджета в комитетах (комиссиях)
Вынесение проекта бюджета на публичные
слушания
Обсуждение проекта бюджета на заседании представительного органа
Голосование за или против принятия проекта бюджета
Исполнение бюджета
Контроль за исполнением бюджета
Отчет об исполнении бюджета
Утверждение отчета об исполнении бюджета
Направление проекта бюджета в представительный орган
если проект отклонен
если проект принят
Слайд 25Исполнение бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов начинается после утверждения
закона о бюджете и законов о соответствующих фондах.
Осуществляется исполнительной
властью и заключается в выполнении доходной и расходной частей бюджета.
Задачи исполнения бюджета — обеспечение поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику, а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм.
Слайд 26Исполнение бюджета
— это совокупность действий органов исполнительной власти, направленных
на обеспечение полного и своевременного поступления денежных средств и т.д.
Слайд 27МИНИСТЕРСТВО
ФИНАНСОВ
КАЗНАЧЕЙСТВО
ГЛАВНЫЕ
РАСПОРЯДИТЕЛИ И
ПОЛУЧАТЕЛИ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Система исполнения бюджета
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ
КАЗНАЧЕЙСКАЯ
ГЛАВНЫЕ
РАСПОРЯДИТЕЛИ
И
ПОЛУЧАТЕЛИ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
БАНКОВСКАЯ
СМЕШАННАЯ
Слайд 28Казначейская
(через государственные и негосударственные казначейства) система. В этом случае
на органы казначейства возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами
и бюджетными средствами. Эти органы являются кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Слайд 29Банковская система
При такой системе функцию организации исполнения бюджетов выполняет
центральный банк (возможен вариант участия и коммерческих банков).
Смешанная система.
Для
данной системы характерно обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так и центральном банком.
Слайд 30В Российской Федерации существовала централизованная банковская система исполнения бюджета, которая
допускала фиксирование денежных средств только на стадии платежа, т.е. когда
возможность маневрирования государственными финансовыми ресурсами была уже практически упущена.
Постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно, эффективно контролировать эти операции.
Вследствие раздельного учета рублевых и валютных позиций нарушался принцип кассового единства бюджета.
В целях совершенствования бюджетного процесса в стране были организованы казначейские органы, за счет которых был произведен переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета.
Слайд 31Сравнительный анализ процесса доведения до получателей средств федерального бюджета до
создания системы Казначейства России и после ее создания позволяет утверждать,
что во втором случае уменьшилось количество звеньев, участвующих в работе с бюджетными средствами, и поэтому усилился контроль за их целевым использованием.
Слайд 32МИНФИН РОССИИ
Распорядители
средств
федерального
бюджета
Главные распорядители бюджетных средств
Получатели
Получатели
Предприятия,
организации,
учреждения
по расчетам
за товары и
услуги
Схема доведения до производителей продукции (работ, услуг)
средств федерального бюджета
до создания системы Казначейства России
Слайд 33КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИИ
Отделения
Казначейства России
по городам, районам
п районам в городах
Управление Федерального
Казначейства России
по субъекту
Предприятия,
организации,
учреждения
по расчетам за товары и
услуги
Схема доведения средств федерального
бюджета до производителей продукции
(работ, услуг) после создания системы Казначейства России
Слайд 34Процедура исполнения бюджета четко регламентирована законом.
Так, исполнение федерального бюджета
и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,
бюджета субъекта Российской
Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Слайд 35Организация исполнения бюджета
ложится на соответствующий финансовый орган.
Исполнение бюджета
организуется на основе сводной бюджетной росписи
(ст. 217 БК РФ)
и кассового плана (прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году)
(ст. 217(1) БК РФ).
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Слайд 36Бюджетная роспись составляется уполномоченным исполнительным органом, утверждается в установленном порядке
и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные
органы.
Слайд 37
Решение об использовании профицита принимает соответствующий законодательный (представительный) орган власти
по предложению соответствующего исполнительного органа власти. Профицит бюджета может быть
израсходован только при условии обеспечения финансирования плановых расходов.
Слайд 38Исполнение бюджета законодательно осуществляется как исполнение бюджета
по доходам (ст.
218) и расходам (ст. 219).
Слайд 39Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
зачисление на единый счет бюджета доходов
от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему
Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году;
возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации;
уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей.
Слайд 40Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
принятие бюджетных обязательств;
подтверждение денежных обязательств;
санкционирование оплаты
денежных обязательств;
подтверждение исполнения денежных обязательств.
Слайд 41Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до
него лимитов бюджетных обязательств, путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных
договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Слайд 42Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета
денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми
для санкционирования их оплаты.
Слайд 43Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи
(акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных
обязательств, установленным финансовым органом.
Оплата денежных обязательств осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Слайд 44Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих
списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических
или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Слайд 45Кассовое исполнение федерального бюджета — организация и осуществление расчетно-кассовых операций,
связанных с исполнением федерального бюджета.
В целом схема взаимодействия Казначейства России
и Банка России в процессе кассового исполнения бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов представлена на следующем слайде.
Кроме Банка России и его территориальных подразделений в бюджетном процессе также участвуют и кредитные организации.
Слайд 46Кассовое исполнение бюджетов и внебюджетных фондов
Ведение счетов
Казначейства России
(функции
зачисления,
выдачи и хранения
бюджетных средств)
Банк России
Операции по формированию
доходной и расходной
частей бюджета (функции
учета, распределения
бюджетных средств и
осуществления платежей)
Схема взаимодействия Казначейства России и Банка России в процессе
кассового исполнения бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов
Казначейство России
Слайд 47Кредитные организации
осуществляют отдельные операции со средствами бюджета. Кредитные организации могут
привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению
и возврату бюджетных кредитов, а также выполнять функции по обслуживанию счета бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Слайд 48Финансирование с единого счета бюджета
(все средства бюджетополучателей находятся
на едином
счете)
Учет финансирования в разрезе лицевых счетов,
открытых распорядителями и получателями
бюджетных средств
Планирование и исполнение бюджета в разрезе
детальной бюджетной классификации
Основные положения исполнения бюджета в РФ
Принятие бюджетными учреждениями денежных
обязательств по осуществлению расходов
и платежей только в пределах доведенных до них ЛБО
Регистрация договоров, проведение конкурсов по
закупкам товаров, работ и услуг для бюджетных
нужд
Слайд 49Исполнение бюджета зависит от ряда внешних обстоятельств, на которые правительство
имеет очень ограниченное влияние.
Например, сокращение бюджетных доходов может быть
обусловлено ухудшением конъюнктуры зарубежных рынков
(например, снижением цен на энергоресурсы), которое трудно прогнозировать.
Порядок действия исполнительной власти в таких ситуациях должен быть предусмотрен в законодательстве.
Слайд 50СОСТАВЛЕНИЕ, ВНЕШНЯЯ ПРОВЕРКА, РАССМОТРЕНИЕ
И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Единая методология и стандарты
бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации
Бюджетный
учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Слайд 51Бюджетная отчетность включает:
1) отчет об исполнении бюджета;
2) баланс исполнения бюджета;
3)
отчет о финансовых результатах деятельности;
4) отчет о движении денежных средств;
5)
пояснительную записку.
Слайд 52Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по
доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с
бюджетной классификацией Российской Федерации.
Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.
Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Слайд 53Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов
по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Пояснительная записка содержит анализ
исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.
Слайд 54 Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации,
финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.
Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой.
Отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным.
Слайд 55Отчет об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного
бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового
года утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган государственного (муниципального) финансового контроля.
Слайд 56Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации,
местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта Российской
Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Слайд 57Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета
Годовой отчет об исполнении
бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней
проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.
Слайд 58Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет
об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации для подготовки заключения на
него не позднее 15 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации проводится в срок, не превышающий 1,5 месяца.
Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением соответственно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местную администрацию.
Слайд 59По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный)
орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об
исполнении бюджета.
В случае отклонения законодательным (представительным) органом закона (решения) об исполнении бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц.
Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года.
Слайд 60Законом (решением) об исполнении бюджета утверждается отчет об исполнении бюджета
за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов
и дефицита (профицита) бюджета.
Слайд 61При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:
доклад
министра финансов об исполнении федерального бюджета;
доклад Председателя Счетной палаты Российской
Федерации о заключении Счетной палаты Российской Федерации на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.
По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Слайд 62По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная
Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета.
Государственная
Дума принимает федеральный закон об исполнении федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года.
Слайд 63Финансовый контроль (глава 26 БК РФ) осуществляется в трех основных
формах: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль применяется в ходе
обсуждения и утверждения проекта закона о бюджете.
Текущий проводится на этапе исполнения бюджета в течение всего бюджетного периода и позволяет оперативно выявлять и исправлять нарушения, возникающие в бюджетной сфере, с целью приведения бюджетной политики правительства и отдельных государственных учреждений в соответствие с действующими законами.
Текущий контроль осуществляют органы исполнительной и законодательной власти, а также общественные организации.
Слайд 64Последующий контроль проводится по окончании бюджетного периода в ходе рассмотрения
и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Данный отчет составляется правительством
и направляется для получения заключения в орган финансового контроля
(в России эти функции выполняет Счетная палата).
За этим обычно следует утверждение отчета об исполнении бюджета законодательным органом.
Слайд 65Право осуществлять финансовый контроль имеют следующие органы власти и организации:
законодательные
(представительные) органы власти;
органы исполнительной власти федерации и субъектов Российской Федерации,
местные администрации МО;
Казначейство России;
федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
главные распорядители, главные администраторы доходов бюджета и главные администраторы источников финансирования дефицитов бюджета.
Слайд 66Нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации
Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим
Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения
и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
Слайд 67К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:
предупреждение о
ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
блокировка расходов;
изъятие бюджетных средств;
приостановление операций по счетам
в кредитных организациях;
наложение штрафа;
начисление пени.
Слайд 68Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации
являются:
неисполнение закона (решения) о бюджете;
нецелевое использование бюджетных средств;
неперечисление (неполное, несвоевременное)
бюджетных средств получателям бюджетных средств;
несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;
несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;
финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга;
открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;