Разделы презентаций


2. Об основных федеральных законах: 2.1 №7-ФЗ от 10.01.02 в редакции от

Содержание

Основные положения федерального закона №7-ФЗ от 10.01.02 «Об охране окружающей среды» Глава 1. Общие Положения. Глава 2. Основы управления в области охраны окружающей среды. Глава 3. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
2. Об основных федеральных законах:

2.1 №7-ФЗ от 10.01.02 в

редакции от 25.06.2012
(с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с

01.01.2013)
«Об охране окружающей среды»;

2.2 №174-ФЗ от 23.11.95 в редакции от 28.07.2012
«Об экологической экспертизе»;

2.3 № 96-ФЗ от 04.05.99
«Об охране атмосферного воздуха»;

2.4 №89-ФЗ от 24.06.98 в редакции от 28.07.2012
(с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 23.09.2012)
«Об отходах производства и потребления»

2.5 Кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ в редакции от 28.07.2012
«Водный кодекс Российской Федерации»
2. Об основных федеральных законах:	2.1  №7-ФЗ от 10.01.02 в редакции от 25.06.2012	(с изменениями и дополнениями, вступающими

Слайд 2Основные положения федерального закона №7-ФЗ от 10.01.02 «Об охране окружающей среды»

Глава

1. Общие Положения.

Глава 2. Основы управления в области охраны окружающей

среды.

Глава 3. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

Глава 4. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.

Глава 5. Нормирование в области охраны окружающей среды.

Глава 6. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.

Глава 7. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Глава 8. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций.
Основные положения федерального закона №7-ФЗ от 10.01.02 «Об охране окружающей среды»		Глава 1. Общие Положения.	Глава 2. Основы управления

Слайд 3 (продолжение)

Глава 9. Природные объекты, находящиеся под особой охраной.

Глава 10. Государственный

мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг).

Глава 11. Контроль в области

охраны окружающей среды (экологический контроль).

Глава 12. Научные исследования в области охраны окружающей среды.

Глава 13. Основы формирования экологической культуры.

Глава 14. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды.

Глава 15. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Глава 16. Заключительные положения.






(продолжение)		Глава 9. Природные объекты, находящиеся под особой охраной.	Глава 10. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг).	Глава 11.

Слайд 4основные понятия
ГЛАВА 1 Статья 1. Основные понятия 
В настоящем Федеральном

законе используются следующие основные понятия:
- окружающая среда - совокупность компонентов

природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
- природная среда (далее также – природа) и компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
- природный объект; - природно-антропогенный объект; - антропогенный объект; - естественная экологическая система; - природный комплекс;-природный ландшафт;
- охрана окружающей среды - деятельность органов гос. власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юр. и физ. лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.02 №7-ФЗ

основные понятия	ГЛАВА 1  Статья 1. Основные понятия 	В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:	- окружающая среда

Слайд 5основные понятия
- качество окружающей среды - состояние ОС, которое характеризуется

физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
-

благоприятная окружающая среда - ОС, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
- негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества ОС;
- природные ресурсы и использование природных ресурсов;
- загрязнение окружающей среды;
- загрязняющее вещество;
- нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы);
- нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния ОС и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная ОС;
- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;

основные понятия	- качество окружающей среды - состояние ОС, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и

Слайд 6основные понятия
- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду -

нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия

всех источников на ОС … в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
- нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в т.ч. радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов … - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в т.ч. …, допустимых для поступления в ОС от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества ОС;
- технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции;
- нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, в т.ч. радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов … - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в т.ч. … в ОС и несоблюдение которых может привести к загрязнению ОС, деградации естественных экологических систем;
основные понятия	- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной

Слайд 7 - нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в

соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на ОС и

при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества ОС;
- лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в ОС, установленные на период проведения мероприятий по охране ОС, в т.ч. НСТ, в целях достижения нормативов в области охраны ОС;
- оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на ОС планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;
- государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг ОС) - комплексные наблюдения за состоянием ОС, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния ОС;
- контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны ОС, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны ОС;






основные понятия

- нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов

Слайд 8- требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования);
- экологический

аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и

иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны ОС, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;
- наилучшая существующая технология (НСТ) - технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на ОС и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов;
- вред окружающей среде - негативное изменение ОС в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
- экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, ЧС природного и техногенного характера;
- экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, ЧС природного и техногенного характера, их последствий.






основные понятия

- требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования);	- экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения

Слайд 9 ГЛАВА 1 Статья 3. Основные принципы охраны ОС (некоторые

из основных – прим. автора)
соблюдение права человека на благоприятную окружающую

среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной ОС;
ответственность органов государственной власти РФ, … субъектов РФ, … местного самоуправления за обеспечение благоприятной ОС и экологической безопасности …;
платность природопользования и возмещение вреда ОС;
независимость государственного экологического надзора;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность ОВОС при принятии решений об осуществлении хоз. и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность
обеспечение снижения негативного воздействия хоз. и иной деятельности на ОС …, которого можно достигнуть на основе использования НСТ с учетом экономических и социальных факторов;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии ОС, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную ОС, в соответствии с законодательством;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны ОС;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
 

 

ГЛАВА 1  Статья 3. Основные принципы охраны ОС (некоторые из основных – прим. автора)соблюдение права человека

Слайд 10
ГЛАВА 2 Основы управления в области охраны ОС
Статья 5.

Полномочия органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с

охраной ОС
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ …
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления …

Рассмотрены полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной ОС.

В ст. 7:
1. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
2. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
3. К вопросам местного значения городского округа относятся:
организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статья 7, п.5. В субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области охраны окружающей среды определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.




ГЛАВА 2  Основы управления в области охраны ОС	Статья 5. Полномочия органов государственной власти РФ в сфере

Слайд 11
ГЛАВА 3 Права и обязанности граждан, общественных и иных

некоммерческих объединений в области охраны ОС
Рассмотрены права и обязанности …

в области охраны ОС. Определены права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны ОС, и система государственных мер (?) по обеспечению прав на благоприятную ОС.

Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
1. Каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда ОС.
2. Граждане имеют право:

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
3. Граждане обязаны:
сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к природе и природным богатствам;
соблюдать иные требования законодательства.

Статья 12. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды …
Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду

2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.


ГЛАВА 3  Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны ОС	Рассмотрены права

Слайд 12 
ГЛАВА 4 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОС
Статья 14. Методы

экономического регулирования в области охраны окружающей среды
разработка государственных прогнозов социально-экономического

развития на основе экологических прогнозов;
разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны ОС субъектов РФ;
разработка и проведение мероприятий по охране ОС в целях предотвращения причинения вреда ОС;
установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
установление лимитов на выбросы и сбросы … , лимитов на размещение отходов … и др. виды н. в. на ОС;
проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; … оценки воздействия …; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении НСТ, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов…;
поддержка предпринимательской, инновационной деятельности (в т.ч. экологического страхования), направленной на охрану ОС;
возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; …. и иные
Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду 
1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным (в ред. от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ)
2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение ОС шумом, теплом, эл/м, ионизирующими и др. видами физических воздействий; … и иные
3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие устанавливается Правительством РФ (в ред. N 309-ФЗ).
4. Внесение платы … не освобождает субъектов … от выполнения мероприятий по охране ОС и возмещения вреда ОС.
Статья 17. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды …
Статья 18. Экологическое страхование …
2. В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование …










 	ГЛАВА 4 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОС	Статья 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей средыразработка

Слайд 13
Глава 5. Нормирование в области охраны ОС
Рассмотрена система нормирования

в области охраны ОС. Нормирование в области охраны ОС заключается

в установлении нормативов качества ОС, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, государственных стандартов и иных документов. Нормирование осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. К нормативам качества ОС Законом отнесены нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими и биологическими показателями состояния ОС. Одним из элементов осуществления экологически безопасной хозяйственной деятельности является экологическая сертификация.
Статья 22. В целях предотвращения негативного воздействия на ОС хозяйственной и иной деятельности для ЮЛ и ФЛ устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на ОС:
- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
- нормативы образования отходов … и лимиты на их размещение;
- нормативы допустимых физических воздействий (кол-во тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности эл/м полей и иных);
- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на ОС;
- нормативы иного допустимого воздействия на ОС …
Статья 23. … При невозможности соблюдения НДВ (С) могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране ОС, внедрения НСТ и (или) реализации др. природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов … .
Статья 30. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды
Статья 31. Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности
(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)




Глава 5. Нормирование в области охраны ОС	Рассмотрена система нормирования в области охраны ОС. Нормирование в области

Слайд 16 ГЛАВА 6 Оценка воздействия на ОС
и экологическая экспертиза
Статья 32.

Проведение оценки воздействия на окружающую среду
1. Оценка воздействия на ОС

проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на ОС, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

3. Требования к материалам ОВОС устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статья 33. Экологическая экспертиза
1. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
2. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
ГЛАВА 6 		Оценка воздействия на ОС						и  экологическая экспертиза	Статья 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду	1. Оценка

Слайд 18
Глава 7. Требования в области охраны ОС при осуществлении хозяйственной

и иной деятельности

Содержит требования в области ОС при осуществлении следующих

видов хозяйственной деятельности:
- размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов;
проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов;
строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов;
- вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов;
- эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;
- эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;
- при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики;
- размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;
- использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;
- производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;
- размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;
- использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве;
- производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов;
- обращении с отходами производства и потребления;
- установлении защитных и охранных зон;
- приватизации и национализации имущества;
- размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники.
Глава 7. Требования в области охраны ОС при осуществлении хозяйственной и иной деятельностиСодержит требования в области ОС

Слайд 19Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении

с отходами производства и потребления 

2. Запрещаются:
- сброс отходов производства и

потребления, в т.ч. радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых м.б. создана опасность для ОС, естественных экологических систем и здоровья человека;
- захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
- ввоз опасных отходов в РФ в целях их захоронения и обезвреживания; (в ред. ФЗ от 11.07.2011 N 190-ФЗ)
ввоз радиоактивных отходов в РФ … за исключением случаев, установленных настоящим ФЗ и ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».(абзац введен ФЗ от 11.07.2011 N 190-ФЗ)
3. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления 	…2. Запрещаются:	- сброс

Слайд 20Глава 11.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ

ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) 
……………..
2.

Государственный экологический надзор включает в себя:
государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
государственный земельный надзор;
государственный надзор в области обращения с отходами;
государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
… на континентальном шельфе РФ;
… во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
… в исключительной экономической зоне РФ;
… в области охраны озера Байкал;
федеральный государственный лесной надзор;
… в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
… в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
федеральный государственный охотничий надзор;
… в области охраны и использования ООПТ.
3. Государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Глава 11.	ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ	(в ред. Федерального закона от

Слайд 21Глава 13. Основы формирования экологической культуры
Статья 71. Всеобщность и комплексность

экологического образования 
В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов

в области охраны ОС устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через СМИ … и пр.

Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях
Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности 
1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на ОС, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны ОС и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на ОС, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 74. Экологическое просвещение
 


Глава 13. Основы формирования экологической культуры	Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования 	В целях формирования экологической культуры и

Слайд 22ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.02 №7-ФЗ

Глава 14.
Ответственность за нарушение законодательства

в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области

охраны окружающей среды

Глава 15.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Глава 16.
Заключительные положения



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.02 №7-ФЗ 		Глава 14.	Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение

Слайд 23Глава 14. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей

среды и …

Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства

в области охраны окружающей среды 
За нарушение законодательства в области охраны ОС устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде 
1. Юридические и физические лица, причинившие вред ОС в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны ОС, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
2. Вред ОС, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.
3. Вред ОС, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда ОС, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния ОС, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.



Глава 14. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и …		 Статья 75. Виды ответственности

Слайд 24Основные положения федерального закона №174-ФЗ от 23.11.95 «Об экологической экспертизе»

Глава 1.

Общие положения.
Глава 2. Полномочия Президента Российской Федерации, органов государственной власти

и органов местного самоуправления.
Глава 3. Государственная экологическая экспертиза.
Глава 4. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза.
Глава 5. Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе.
Глава 6. Финансирование экологической экспертизы.
Глава 7. Разрешение споров в области экологической экспертизы.
Глава 8. Международные договоры Российской Федерации.
Глава 9. Заключительные положения.


Основные положения федерального закона №174-ФЗ от 23.11.95 «Об экологической экспертизе»	Глава 1. Общие положения.		Глава 2. Полномочия Президента Российской

Слайд 25Федеральный закон №174-ФЗ от 23.11.95

Глава 1

Экологическая экспертиза - установление соответствия

документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией

объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны ОС, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на ОС

В РФ осуществляется:
- государственная экологическая экспертиза
- общественная экологическая экспертиза


Федеральный закон №174-ФЗ от 23.11.95	Глава 1…	Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в

Слайд 26Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:



- ГЛАСНОСТИ, участия общественных
организаций (объединений),
учета

общественного мнения;
- презумпции потенциальной экологической опасности («виновности») любой намечаемой хозяйственной

и иной деятельности;

- обязательности проведения государственной экологической экспертизы ДО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ о реализации объекта экологической экспертизы;

Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:		- ГЛАСНОСТИ, участия общественныхорганизаций (объединений),учета общественного мнения;	- презумпции потенциальной экологической опасности («виновности»)

Слайд 27Федеральный закон №174-ФЗ от 23.11.95
Глава 3.
Государственная экологическая экспертиза проводится при

условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, в полном объеме и

в установленном порядке.  
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать 6 месяцев.  
Государственную экологическую экспертизу проводит экспертная комиссия, в состав которой включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и могут включаться штатные сотрудники органов организующих государственную экологическую экспертизу и штатные сотрудники территориальных природоохранных органов.  
Результатом работы экспертной комиссии является заключение государственной экологической экспертизы – документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством состава экспертной комиссии.  
Заключение может быть положительным или отрицательным.

Федеральный закон №174-ФЗ от 23.11.95		Глава 3.		Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, в

Слайд 28Основные положения
федерального закона № 96-ФЗ
«Об охране атмосферного воздуха»

Основные положенияфедерального закона № 96-ФЗ«Об охране атмосферного воздуха»

Слайд 29Содержание федерального закона № 96-ФЗ
«Об охране атмосферного воздуха»
Глава 1. Общие

положения
Глава 2. Управление в области охраны атмосферного воздуха
Глава 3. Организация

деятельности в области охраны атмосферного воздуха
Глава 4. Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников
Глава 5. Контроль за охраной атмосферного воздуха
Глава 6. Экономический механизм охраны атмосферного воздуха
Глава 7. Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха
Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха
Глава 9. Международное сотрудничество РФ в области охраны атмосферного воздуха
Глава 10. Заключительные положения
Содержание федерального закона № 96-ФЗ«Об охране атмосферного воздуха»Глава 1. Общие положенияГлава 2. Управление в области охраны атмосферного

Слайд 30Федеральный закон № 96-ФЗ
Глава 1 (Общие положения)
Даны определения основных

понятий, в том числе:
- загрязнение атмосферного воздуха;
- трансграничное загрязнение атмосферного

воздуха;
- технический норматив выброса, предельно допустимая (критическая) нагрузка;
- предельно допустимый выброс;
- временно согласованный выброс;
- экологический норматив качества атмосферного воздуха;
- качество атмосферного воздуха.
Глава 2 (Управление в области охраны атмосферного воздуха)
Управление в области охраны атмосферного воздуха:
государственное управление осуществляется Правительством РФ непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны ОС;
полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной атмосферного воздуха.

Федеральный закон  № 96-ФЗГлава 1 (Общие положения)	Даны определения основных понятий, в том числе:	- загрязнение атмосферного воздуха;	-

Слайд 31Федеральный закон № 96-ФЗ

Глава 3 (Организация деятельности в области

охраны атмосферного воздуха)
В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности

воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:
- технические нормативы выбросов;
- предельно допустимые выбросы.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения.

Федеральный закон  № 96-ФЗ	Глава 3 (Организация деятельности в области охраны атмосферного воздуха)	В целях определения критериев безопасности

Слайд 32 Глава 3. Статья 18. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ при

хранении, захоронении, обезвреживании и сжигании отходов производства и потребления
1. Хранение,

захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.(в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Юридические лица, отходы производства и потребления которых являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать своевременный вывоз таких отходов на специализированные места их хранения или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.
3. Места хранения и захоронения загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления должны быть согласованы с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти. (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Глава 3. Статья 18. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ при хранении, захоронении, обезвреживании и сжигании отходов

Слайд 33Федеральный закон № 96-ФЗ
Глава 4 Государственный учет вредных воздействий

на атмосферный воздух и их источников

Учету в порядке, определенном Правительством

РФ, подлежат: юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него.

Юридические лица, имеющие источники выбросов и вредных физических воздействий, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

Федеральный закон  № 96-ФЗ	Глава 4 Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников	Учету в

Слайд 34Федеральный закон № 96-ФЗ
Глава 5 Контроль за охраной атмосферного

воздуха
Вопросы контроля за охраной атмосферного воздуха, включающего в себя:
- мониторинг

атмосферного воздуха,
- государственный контроль,
- производственный контроль,
- общественный контроль за охраной атмосферного воздуха.
Мониторинг атмосферного воздуха организуют в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов власти и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха.

Федеральный закон  № 96-ФЗ	Глава 5 Контроль за охраной атмосферного воздуха	Вопросы контроля за охраной атмосферного воздуха, включающего

Слайд 35
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха направлен на обеспечение соблюдения

условий, установленных:
- разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный

воздух и на вредные физические воздействия на него;
- стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
- режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной воздуха и (или) организуют экологические службы.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха направлен на обеспечение соблюдения условий, установленных:	- разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих)

Слайд 36Федеральный закон № 96-ФЗ
Глава 6
Посвящена экономическому механизму охраны атмосферного

воздуха. За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ

в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.
Глава 7
Посвящена рассмотрению прав граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха.
Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
- согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
- внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

Федеральный закон  № 96-ФЗ 	Глава 6	Посвящена экономическому механизму охраны атмосферного воздуха. За загрязнение окружающей природной среды

Слайд 37Федеральный закон № 96-ФЗ
…обязаны (продолжение):
- планировать и осуществлять мероприятия

по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный

воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
- осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов;
- соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов;
- обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
- обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов на специализированные места складирования или захоронения;
- немедленно передавать информацию об аварийных выбросах угрожающих жизни и здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля.

Юридические лица и граждане при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок не превышение установленных технических нормативов выбросов.

Федеральный закон  № 96-ФЗ	…обязаны (продолжение):		- планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих)

Слайд 38 Федеральный закон № 96-ФЗ
Главы 8, 9 и 10
Соответственно посвящены:
-

ответственности за нарушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха;
-

международному сотрудничеству РФ в области охраны атмосферного воздуха;
- порядку вступления в силу закона «Об охране атмосферного воздуха».

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствие с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, а при их отсутствии - в полном объеме и в соответствие с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с принципами, установленными международными договорами РФ в области охраны атмосферного воздуха.

Федеральный закон  № 96-ФЗ 	Главы 8, 9 и 10	Соответственно посвящены:	- ответственности за нарушение законодательства РФ

Слайд 39

В соответствии со ст.12 ФЗ-96 в целях государственного регулирования выбросов

вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов

и предельно допустимые выбросы.


Технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции и другие показатели.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) — норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
В соответствии со ст.12 ФЗ-96 в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются

Слайд 40

Разработка предельно допустимых (ПДВ) и временно согласованных выбросов (ВСВ) осуществляется

на основе:

проектной документации в отношении вводимых в эксплуатацию новых

и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;

данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности.

Проект нормативов допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух разрабатывается природопользователем в соответствии со следующими документами:

ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями»;

методические пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (например, пособие «Интеграла», 2005 г.).

Разработка предельно допустимых (ПДВ) и временно согласованных выбросов (ВСВ) осуществляется на основе:	 проектной документации в отношении вводимых

Слайд 41
Основными целями разработки «Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ

в атмосферу (ПДВ) для предприятия» являются:

оценка степени негативного воздействия предприятия

на качество атмосферного воздуха;

разработка мер и мероприятий по снижению негативного воздействия предприятия на качество атмосферного воздуха и оценка их достаточности;

разработка предложений по установлению нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ);

разработка плана-графика химико-аналитического контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;

- разработка мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

Основными целями разработки «Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) для предприятия» являются:оценка степени

Слайд 42
Постановлением Правительства РФ от 12.10.05 №609 утвержден специальный технический регламент

«О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на

территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

Нормы и методы контроля выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при оценке технического состояния автомобилей с бензиновыми двигателями определяет ГОСТ Р 52033-2003.
Распространяется на находящиеся в эксплуатации автотранспортные средства с бензиновыми двигателями категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3 (в зависимости от разрешенной максимальной массы и характеристики АТС по ГОСТ Р 51709-2001), оснащенные или не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов, и устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей СО (%ОБ) и CH (%ОБ × 10-6), нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.

Постановлением Правительства РФ от 12.10.05 №609 утвержден специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой

Слайд 43
В соответствии с ГОСТ 21393-75 (с изменением № 2) следует

проводить также контроль дымности автомобилей с дизельным двигателем:
- на предприятиях,

эксплуатирующих автомобили:
- при выборочных проверках автомобилей, выезжающих на линию;
- после технического обслуживания и ремонта или регулировки агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение дымности;
- на предприятиях, осуществляющих услуги и работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей - после осуществления услуг и работ;
- на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили , при приемочных, периодических и контрольных испытаниях; при государственных технических осмотрах автомобилей и выборочных проверках на дорогах.
Дымность должна измеряться приборами, работающими на принципе просвечивания отработавших газов. Дымомер должен быть поверен. Конструкция пробоотборной системы должна обеспечивать отсутствие утечек газов и подсоса воздуха, влияющих на состав отработавших газов.
В соответствии с ГОСТ 21393-75 (с изменением № 2) следует проводить также контроль дымности автомобилей с дизельным

Слайд 44
В целях организации работ по охране атмосферного воздуха при эксплуатации

автотранспортных средств на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, должна вестись

следующая документация:

1. Журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств;
2. Журнал ежедневного расхода горючего;
3. Журнал пройденного километража;
4. Журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям;
5. Журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.

Журналы ежедневного учета использования автотранспортных средств, ежедневного расхода горючего и пройденного километража необходимы для правильного расчета платы за негативное воздействие на ОС от эксплуатации АТС.
Журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям и журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями ведутся во исполнение требований ФЗ-96, согласно которому АТС подлежат регулярной проверке на соответствие техническим нормативам выбросов.

В целях организации работ по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих

Слайд 45 Кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации»




См. информацию в разделе
«Порядок использования предприятием водных объектов. Охрана поверхностных

вод от загрязнения»
См. «Охрана окружающей среды на предприятии в 2009 году» - Сорокин Н.Д., СПб, Изд-во «ВИС», 2009
Кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации»  		См. информацию в разделе	«Порядок

Слайд 46
Общие требования к водопользователям
Ст. 39 Водного кодекса РФ на водопользователей

возлагаются следующие обязанности:
• не допускать нарушение прав других водопользователей, а

также причинение вреда окружающей среде;
• содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидро-технические и иные сооружения;
• информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
• своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
• вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
• выполнять иные предусмотренные Водным кодексом, другими федеральными законами обязанности.

«Водный кодекс Российской Федерации» и порядок использования предприятием водных объектов

Общие требования к водопользователям	Ст. 39 Водного кодекса РФ на водопользователей возлагаются следующие обязанности:	• не допускать нарушение прав

Слайд 47
В соответствии со ст. 60 Водного кодекса РФ запрещается:

проектирование прямоточных систем технического водоснабжения;
• ввод в эксплуатацию объектов,

предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ;
• забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;
• сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов;
• сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

«Водный кодекс Российской Федерации» и порядок использования предприятием водных объектов

В соответствии со ст. 60 Водного кодекса РФ запрещается: 	• проектирование прямоточных систем технического водоснабжения; 	• ввод

Слайд 48
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных

веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ

и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. При внедрении новых технологических процессов должно учитыватьсяих влияние на состояние водных объектов и должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Проектирование прямоточных систем технического водоснабжения не допускается. Ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ запрещается.
Проведение строительных, дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
Все меры по охране поверхностных вод должны исходить из условий первоочередного удовлетворения хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд населения.

«Водный кодекс Российской Федерации» и порядок использования предприятием водных объектов

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для

Слайд 49
В процессе эксплуатации промышленных объектов возможны аварийные сбросы сточных вод,

случайные переливы жидких продуктов производства и полуфабрикатов из емкостей и

продуктопроводов, разрывы трубопроводов и т. п. Для исключения возможности загрязнения ОС сточными водами и жидкими продуктами производства предусматривают:
• устройство дублирующих трубопроводов для своевременного отключения аварийных участков;
• применение оборудования и трубопроводов, стойких к коррозийному и абразивному воздействию агрессивных жидких сред;
• устройство емкостей и накопителей с соответствующими коммуникациями для аккумуляции аварийных сбросов сточных вод;
• обвалование технологических площадок и сооружений, на которых возможны аварийные сбросы сточных вод и жидких продуктов, с созданием системы сбора ливневых вод с этих площадок;
• перекачку продуктов аварийных сбросов обратно на производство или очистные сооружения проектируемого объекта;
• создание системы сбора загрязненного поверхностного стока с территории предприятия с последующей передачей его на очистные сооружения.

«Водный кодекс Российской Федерации» и порядок использования предприятием водных объектов

В процессе эксплуатации промышленных объектов возможны аварийные сбросы сточных вод, случайные переливы жидких продуктов производства и полуфабрикатов

Слайд 50 Водопользователи должны иметь: - планы ликвидации аварий ( содержат указания

по оповещению служб и организаций, перечень сооружений и территорий, подлежащих

особой защите от загрязнения (водозаборы, пляжи и др.), порядок действий при аварийных ситуациях, перечень требуемых технических средств, способ сбора и удаления загрязняющих веществ, а также режим водопользования в случае аварийного загрязнения водного объекта.
- согласованные с уполномоченными органами планы мероприятий, обеспечивающие функционирование предприятий в случае аварийного загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами.

«Водный кодекс Российской Федерации» и порядок использования предприятием водных объектов


Ограничения хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы (в т.ч., размеры водоохранных зон)

Порядок предоставления водного объекта в пользование

Полномочия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в части предоставления в пользование водных объектов

Порядок оформления Договора водопользования на использование акватории

Порядок оформления Договора водопользования на забор поверхностных вод

Порядок оформления Решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод

ПРОЧИЕ ВОПРОСЫ:

Водопользователи должны иметь: - планы ликвидации аварий ( содержат указания по оповещению служб и организаций, перечень сооружений

Слайд 51


Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие

на поверхностные воды
Организация учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из

водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества на предприятии
Нормативы сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду
Порядок получения разрешений на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект

«Водный кодекс Российской Федерации» и охрана поверхностных вод от загрязнения:

Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на поверхностные водыОрганизация учета объема забора (изъятия)

Слайд 52
Организация производственного контроля за соблюдением нормативов сбросов загрязняющих веществ
Вопросы платы

за негативное воздействие, за пользование водным объектом:
Расчет платы за организованный

сброс загрязняющих веществ в водные объекты
Расчет платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты
Общие вопросы расчета платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты
Особенности и порядок определения массы сброса загрязняющих веществ с промышленно-урбанизированной территории (земли, занятые промышленными, транспортными, торгово-складскими и иными несельскохозяйственными предприятиями и организациями)
Ставки платы за пользование водными объектами
Размер, условия и сроки внесения платы за пользование водным объектом
Порядок заполнения Формы расчета платы - Раздела 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»
Вопросы отчетности:
Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
Форма № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды»

«Водный кодекс Российской Федерации»

ПРОЧИЕ ВОПРОСЫ

Организация производственного контроля за соблюдением нормативов сбросов загрязняющих веществ	Вопросы платы за негативное воздействие, за пользование водным объектом:Расчет

Слайд 53 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации http://www.mnr.gov.ru
Министр природных ресурсов

и экологии Российской Федерации - Донской Сергей Ефимович
В состав МПРиЭ

в настоящее время входят:
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (В.В.Кириллов)
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральное агентство водных ресурсов
Федеральное агентство по недропользованию
Федеральное агентство лесного хозяйства (в июне 2012г. «возвращено в состав МПР и Э»)

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации http://www.mnr.gov.ru 	Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации -

Слайд 54Тенденции изменения ситуации в Российской Федерации в сфере экологической безопасности

за последние годы
(из выступления В.В. Кириллова в Сочи в сентябре

2011 года)

Тенденции изменения ситуации в Российской Федерации в сфере экологической безопасности за последние годы(из выступления В.В. Кириллова в

Слайд 55РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОИЗВОДСТВО: ПОКАЗАТЕЛИ ПО ВЫБРОСАМ/СБРОСАМ


Сбросы сточных вод в РФ (млрд.м3 )*
Выбросы в атмосферу загрязняющих

веществ от стационарных источников РФ (млн.т.) *

- Снижение объема сбросов сточных вод и выбросов вредных веществ;
- Рост числа предприятий, снизивших сбросы и выбросы

Доля, снизивших сбросы предприятий, из общего количества проверенных Росприроднадзором хозяйствующих субъектов

(4,4%)

(10,5%)

(16,25 %)

!

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОИЗВОДСТВО: ПОКАЗАТЕЛИ ПО ВЫБРОСАМ/СБРОСАМ Сбросы сточных вод в РФ (млрд.м3 )*Выбросы

Слайд 56РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОИЗВОДСТВО: ОТХОДЫ/РЕКУЛЬТИВАЦИЯ
- Снижение

образования отходов;
- Увеличение площади рекультивированных земель;
- Увеличение количества предприятий, сокративших

размещение отходов.

!

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОИЗВОДСТВО: ОТХОДЫ/РЕКУЛЬТИВАЦИЯ - Снижение образования отходов;- Увеличение площади рекультивированных земель;- Увеличение

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика