Слайд 1
2. Об основных федеральных законах:
2.1 №7-ФЗ от 10.01.02 в
редакции от 25.06.2012
(с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с
01.01.2013)
«Об охране окружающей среды»;
2.2 №174-ФЗ от 23.11.95 в редакции от 28.07.2012
«Об экологической экспертизе»;
2.3 № 96-ФЗ от 04.05.99
«Об охране атмосферного воздуха»;
2.4 №89-ФЗ от 24.06.98 в редакции от 28.07.2012
(с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 23.09.2012)
«Об отходах производства и потребления»
2.5 Кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ в редакции от 28.07.2012
«Водный кодекс Российской Федерации»
Слайд 2Основные положения федерального закона
№7-ФЗ от 10.01.02 «Об охране окружающей среды»
Глава
1. Общие Положения.
Глава 2. Основы управления в области охраны окружающей
среды.
Глава 3. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
Глава 4. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.
Глава 5. Нормирование в области охраны окружающей среды.
Глава 6. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.
Глава 7. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Глава 8. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций.
Слайд 3 (продолжение)
Глава 9. Природные объекты, находящиеся под особой охраной.
Глава 10. Государственный
мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг).
Глава 11. Контроль в области
охраны окружающей среды (экологический контроль).
Глава 12. Научные исследования в области охраны окружающей среды.
Глава 13. Основы формирования экологической культуры.
Глава 14. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды.
Глава 15. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Глава 16. Заключительные положения.
Слайд 4основные понятия
ГЛАВА 1 Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном
законе используются следующие основные понятия:
- окружающая среда - совокупность компонентов
природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
- природная среда (далее также – природа) и компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
- природный объект; - природно-антропогенный объект; - антропогенный объект; - естественная экологическая система; - природный комплекс;-природный ландшафт;
- охрана окружающей среды - деятельность органов гос. власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юр. и физ. лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.02 №7-ФЗ
Слайд 5основные понятия
- качество окружающей среды - состояние ОС, которое характеризуется
физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
-
благоприятная окружающая среда - ОС, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
- негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества ОС;
- природные ресурсы и использование природных ресурсов;
- загрязнение окружающей среды;
- загрязняющее вещество;
- нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы);
- нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния ОС и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная ОС;
- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;
Слайд 6основные понятия
- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду -
нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия
всех источников на ОС … в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
- нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в т.ч. радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов … - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в т.ч. …, допустимых для поступления в ОС от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества ОС;
- технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции;
- нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, в т.ч. радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов … - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в т.ч. … в ОС и несоблюдение которых может привести к загрязнению ОС, деградации естественных экологических систем;
Слайд 7 - нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в
соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на ОС и
при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества ОС;
- лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в ОС, установленные на период проведения мероприятий по охране ОС, в т.ч. НСТ, в целях достижения нормативов в области охраны ОС;
- оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на ОС планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;
- государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг ОС) - комплексные наблюдения за состоянием ОС, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния ОС;
- контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны ОС, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны ОС;
основные понятия
Слайд 8- требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования);
- экологический
аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и
иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны ОС, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;
- наилучшая существующая технология (НСТ) - технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на ОС и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов;
- вред окружающей среде - негативное изменение ОС в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
- экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, ЧС природного и техногенного характера;
- экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, ЧС природного и техногенного характера, их последствий.
основные понятия
Слайд 9 ГЛАВА 1 Статья 3. Основные принципы охраны ОС (некоторые
из основных – прим. автора)
соблюдение права человека на благоприятную окружающую
среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной ОС;
ответственность органов государственной власти РФ, … субъектов РФ, … местного самоуправления за обеспечение благоприятной ОС и экологической безопасности …;
платность природопользования и возмещение вреда ОС;
независимость государственного экологического надзора;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность ОВОС при принятии решений об осуществлении хоз. и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность
обеспечение снижения негативного воздействия хоз. и иной деятельности на ОС …, которого можно достигнуть на основе использования НСТ с учетом экономических и социальных факторов;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии ОС, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную ОС, в соответствии с законодательством;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны ОС;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
Слайд 10
ГЛАВА 2 Основы управления в области охраны ОС
Статья 5.
Полномочия органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с
охраной ОС
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ …
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления …
Рассмотрены полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной ОС.
В ст. 7:
1. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
2. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
3. К вопросам местного значения городского округа относятся:
организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статья 7, п.5. В субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области охраны окружающей среды определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Слайд 11
ГЛАВА 3 Права и обязанности граждан, общественных и иных
некоммерческих объединений в области охраны ОС
Рассмотрены права и обязанности …
в области охраны ОС. Определены права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны ОС, и система государственных мер (?) по обеспечению прав на благоприятную ОС.
Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
1. Каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда ОС.
2. Граждане имеют право:
…
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
3. Граждане обязаны:
сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к природе и природным богатствам;
соблюдать иные требования законодательства.
Статья 12. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды …
Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду
…
2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.
…
Слайд 12
ГЛАВА 4 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОС
Статья 14. Методы
экономического регулирования в области охраны окружающей среды
разработка государственных прогнозов социально-экономического
развития на основе экологических прогнозов;
разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны ОС субъектов РФ;
разработка и проведение мероприятий по охране ОС в целях предотвращения причинения вреда ОС;
установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
установление лимитов на выбросы и сбросы … , лимитов на размещение отходов … и др. виды н. в. на ОС;
проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; … оценки воздействия …; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении НСТ, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов…;
поддержка предпринимательской, инновационной деятельности (в т.ч. экологического страхования), направленной на охрану ОС;
возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; …. и иные
Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным (в ред. от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ)
2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение ОС шумом, теплом, эл/м, ионизирующими и др. видами физических воздействий; … и иные
3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие устанавливается Правительством РФ (в ред. N 309-ФЗ).
4. Внесение платы … не освобождает субъектов … от выполнения мероприятий по охране ОС и возмещения вреда ОС.
Статья 17. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды …
Статья 18. Экологическое страхование …
2. В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование …
Слайд 13
Глава 5. Нормирование в области охраны ОС
Рассмотрена система нормирования
в области охраны ОС. Нормирование в области охраны ОС заключается
в установлении нормативов качества ОС, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, государственных стандартов и иных документов. Нормирование осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. К нормативам качества ОС Законом отнесены нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими и биологическими показателями состояния ОС. Одним из элементов осуществления экологически безопасной хозяйственной деятельности является экологическая сертификация.
Статья 22. В целях предотвращения негативного воздействия на ОС хозяйственной и иной деятельности для ЮЛ и ФЛ устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на ОС:
- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
- нормативы образования отходов … и лимиты на их размещение;
- нормативы допустимых физических воздействий (кол-во тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности эл/м полей и иных);
- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на ОС;
- нормативы иного допустимого воздействия на ОС …
Статья 23. … При невозможности соблюдения НДВ (С) могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране ОС, внедрения НСТ и (или) реализации др. природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов … .
Статья 30. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды
Статья 31. Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности
(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
Слайд 16 ГЛАВА 6 Оценка воздействия на ОС
и экологическая экспертиза
Статья 32.
Проведение оценки воздействия на окружающую среду
1. Оценка воздействия на ОС
проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на ОС, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
…
3. Требования к материалам ОВОС устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статья 33. Экологическая экспертиза
1. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
2. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Слайд 18
Глава 7. Требования в области охраны ОС при осуществлении хозяйственной
и иной деятельности
Содержит требования в области ОС при осуществлении следующих
видов хозяйственной деятельности:
- размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов;
проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов;
строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов;
- вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов;
- эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;
- эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;
- при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики;
- размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;
- использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;
- производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;
- размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;
- использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве;
- производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов;
- обращении с отходами производства и потребления;
- установлении защитных и охранных зон;
- приватизации и национализации имущества;
- размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники.
Слайд 19Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении
с отходами производства и потребления
…
2. Запрещаются:
- сброс отходов производства и
потребления, в т.ч. радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых м.б. создана опасность для ОС, естественных экологических систем и здоровья человека;
- захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
- ввоз опасных отходов в РФ в целях их захоронения и обезвреживания; (в ред. ФЗ от 11.07.2011 N 190-ФЗ)
ввоз радиоактивных отходов в РФ … за исключением случаев, установленных настоящим ФЗ и ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».(абзац введен ФЗ от 11.07.2011 N 190-ФЗ)
3. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Слайд 20Глава 11.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
……………..
2.
Государственный экологический надзор включает в себя:
государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
государственный земельный надзор;
государственный надзор в области обращения с отходами;
государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
… на континентальном шельфе РФ;
… во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
… в исключительной экономической зоне РФ;
… в области охраны озера Байкал;
федеральный государственный лесной надзор;
… в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
… в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
федеральный государственный охотничий надзор;
… в области охраны и использования ООПТ.
3. Государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Слайд 21Глава 13. Основы формирования экологической культуры
Статья 71. Всеобщность и комплексность
экологического образования
В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов
в области охраны ОС устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через СМИ … и пр.
Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях
Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на ОС, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны ОС и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на ОС, осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 74. Экологическое просвещение
Слайд 22ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.02 №7-ФЗ
Глава 14.
Ответственность за нарушение законодательства
в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области
охраны окружающей среды
Глава 15.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Глава 16.
Заключительные положения
Слайд 23Глава 14. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей
среды и …
Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства
в области охраны окружающей среды
За нарушение законодательства в области охраны ОС устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде
1. Юридические и физические лица, причинившие вред ОС в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны ОС, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
2. Вред ОС, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.
3. Вред ОС, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда ОС, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния ОС, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Слайд 24Основные положения федерального закона
№174-ФЗ от 23.11.95 «Об экологической экспертизе»
Глава 1.
Общие положения.
Глава 2. Полномочия Президента Российской Федерации, органов государственной власти
и органов местного самоуправления.
Глава 3. Государственная экологическая экспертиза.
Глава 4. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза.
Глава 5. Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе.
Глава 6. Финансирование экологической экспертизы.
Глава 7. Разрешение споров в области экологической экспертизы.
Глава 8. Международные договоры Российской Федерации.
Глава 9. Заключительные положения.
Слайд 25Федеральный закон №174-ФЗ от 23.11.95
Глава 1
…
Экологическая экспертиза - установление соответствия
документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией
объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны ОС, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на ОС
В РФ осуществляется:
- государственная экологическая экспертиза
- общественная экологическая экспертиза
Слайд 26Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:
- ГЛАСНОСТИ, участия общественных
организаций (объединений),
учета
общественного мнения;
- презумпции потенциальной экологической опасности («виновности») любой намечаемой хозяйственной
и иной деятельности;
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы ДО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ о реализации объекта экологической экспертизы;
Слайд 27Федеральный закон №174-ФЗ от 23.11.95
Глава 3.
Государственная экологическая экспертиза проводится при
условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, в полном объеме и
в установленном порядке.
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать 6 месяцев.
Государственную экологическую экспертизу проводит экспертная комиссия, в состав которой включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и могут включаться штатные сотрудники органов организующих государственную экологическую экспертизу и штатные сотрудники территориальных природоохранных органов.
Результатом работы экспертной комиссии является заключение государственной экологической экспертизы – документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством состава экспертной комиссии.
Заключение может быть положительным или отрицательным.
Слайд 28Основные положения
федерального закона № 96-ФЗ
«Об охране атмосферного воздуха»
Слайд 29Содержание федерального закона № 96-ФЗ
«Об охране атмосферного воздуха»
Глава 1. Общие
положения
Глава 2. Управление в области охраны атмосферного воздуха
Глава 3. Организация
деятельности в области охраны атмосферного воздуха
Глава 4. Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников
Глава 5. Контроль за охраной атмосферного воздуха
Глава 6. Экономический механизм охраны атмосферного воздуха
Глава 7. Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха
Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха
Глава 9. Международное сотрудничество РФ в области охраны атмосферного воздуха
Глава 10. Заключительные положения
Слайд 30Федеральный закон № 96-ФЗ
Глава 1 (Общие положения)
Даны определения основных
понятий, в том числе:
- загрязнение атмосферного воздуха;
- трансграничное загрязнение атмосферного
воздуха;
- технический норматив выброса, предельно допустимая (критическая) нагрузка;
- предельно допустимый выброс;
- временно согласованный выброс;
- экологический норматив качества атмосферного воздуха;
- качество атмосферного воздуха.
Глава 2 (Управление в области охраны атмосферного воздуха)
Управление в области охраны атмосферного воздуха:
государственное управление осуществляется Правительством РФ непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны ОС;
полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной атмосферного воздуха.
Слайд 31Федеральный закон № 96-ФЗ
Глава 3 (Организация деятельности в области
охраны атмосферного воздуха)
В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности
воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:
- технические нормативы выбросов;
- предельно допустимые выбросы.
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения.
Слайд 32
Глава 3. Статья 18. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ при
хранении, захоронении, обезвреживании и сжигании отходов производства и потребления
1. Хранение,
захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.(в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Юридические лица, отходы производства и потребления которых являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать своевременный вывоз таких отходов на специализированные места их хранения или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.
3. Места хранения и захоронения загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления должны быть согласованы с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти. (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Слайд 33Федеральный закон № 96-ФЗ
Глава 4 Государственный учет вредных воздействий
на атмосферный воздух и их источников
Учету в порядке, определенном Правительством
РФ, подлежат: юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него.
Юридические лица, имеющие источники выбросов и вредных физических воздействий, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.
Слайд 34Федеральный закон № 96-ФЗ
Глава 5 Контроль за охраной атмосферного
воздуха
Вопросы контроля за охраной атмосферного воздуха, включающего в себя:
- мониторинг
атмосферного воздуха,
- государственный контроль,
- производственный контроль,
- общественный контроль за охраной атмосферного воздуха.
Мониторинг атмосферного воздуха организуют в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов власти и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха.
Слайд 35
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха направлен на обеспечение соблюдения
условий, установленных:
- разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух и на вредные физические воздействия на него;
- стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
- режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной воздуха и (или) организуют экологические службы.
Слайд 36Федеральный закон № 96-ФЗ
Глава 6
Посвящена экономическому механизму охраны атмосферного
воздуха. За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.
Глава 7
Посвящена рассмотрению прав граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха.
Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
- согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
- внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
Слайд 37Федеральный закон № 96-ФЗ
…обязаны (продолжение):
- планировать и осуществлять мероприятия
по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
- осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов;
- соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов;
- обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
- обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов на специализированные места складирования или захоронения;
- немедленно передавать информацию об аварийных выбросах угрожающих жизни и здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля.
Юридические лица и граждане при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок не превышение установленных технических нормативов выбросов.
Слайд 38
Федеральный закон № 96-ФЗ
Главы 8, 9 и 10
Соответственно посвящены:
-
ответственности за нарушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха;
-
международному сотрудничеству РФ в области охраны атмосферного воздуха;
- порядку вступления в силу закона «Об охране атмосферного воздуха».
Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствие с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, а при их отсутствии - в полном объеме и в соответствие с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с принципами, установленными международными договорами РФ в области охраны атмосферного воздуха.
Слайд 39
В соответствии со ст.12 ФЗ-96 в целях государственного регулирования выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов
и предельно допустимые выбросы.
Технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции и другие показатели.
Предельно допустимый выброс (ПДВ) — норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Слайд 40
Разработка предельно допустимых (ПДВ) и временно согласованных выбросов (ВСВ) осуществляется
на основе:
проектной документации в отношении вводимых в эксплуатацию новых
и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;
данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности.
Проект нормативов допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух разрабатывается природопользователем в соответствии со следующими документами:
ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями»;
методические пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (например, пособие «Интеграла», 2005 г.).
Слайд 41
Основными целями разработки «Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ
в атмосферу (ПДВ) для предприятия» являются:
оценка степени негативного воздействия предприятия
на качество атмосферного воздуха;
разработка мер и мероприятий по снижению негативного воздействия предприятия на качество атмосферного воздуха и оценка их достаточности;
разработка предложений по установлению нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ);
разработка плана-графика химико-аналитического контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;
- разработка мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
Слайд 42
Постановлением Правительства РФ от 12.10.05 №609 утвержден специальный технический регламент
«О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на
территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».
Нормы и методы контроля выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при оценке технического состояния автомобилей с бензиновыми двигателями определяет ГОСТ Р 52033-2003.
Распространяется на находящиеся в эксплуатации автотранспортные средства с бензиновыми двигателями категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3 (в зависимости от разрешенной максимальной массы и характеристики АТС по ГОСТ Р 51709-2001), оснащенные или не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов, и устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей СО (%ОБ) и CH (%ОБ × 10-6), нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.
Слайд 43
В соответствии с ГОСТ 21393-75 (с изменением № 2) следует
проводить также контроль дымности автомобилей с дизельным двигателем:
- на предприятиях,
эксплуатирующих автомобили:
- при выборочных проверках автомобилей, выезжающих на линию;
- после технического обслуживания и ремонта или регулировки агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение дымности;
- на предприятиях, осуществляющих услуги и работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей - после осуществления услуг и работ;
- на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили , при приемочных, периодических и контрольных испытаниях; при государственных технических осмотрах автомобилей и выборочных проверках на дорогах.
Дымность должна измеряться приборами, работающими на принципе просвечивания отработавших газов. Дымомер должен быть поверен. Конструкция пробоотборной системы должна обеспечивать отсутствие утечек газов и подсоса воздуха, влияющих на состав отработавших газов.
Слайд 44
В целях организации работ по охране атмосферного воздуха при эксплуатации
автотранспортных средств на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, должна вестись
следующая документация:
1. Журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств;
2. Журнал ежедневного расхода горючего;
3. Журнал пройденного километража;
4. Журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям;
5. Журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.
Журналы ежедневного учета использования автотранспортных средств, ежедневного расхода горючего и пройденного километража необходимы для правильного расчета платы за негативное воздействие на ОС от эксплуатации АТС.
Журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям и журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями ведутся во исполнение требований ФЗ-96, согласно которому АТС подлежат регулярной проверке на соответствие техническим нормативам выбросов.
Слайд 45
Кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс
Российской Федерации»
См. информацию в разделе
«Порядок использования предприятием водных объектов. Охрана поверхностных
вод от загрязнения»
См. «Охрана окружающей среды на предприятии в 2009 году» - Сорокин Н.Д., СПб, Изд-во «ВИС», 2009
Слайд 46
Общие требования к водопользователям
Ст. 39 Водного кодекса РФ на водопользователей
возлагаются следующие обязанности:
• не допускать нарушение прав других водопользователей, а
также причинение вреда окружающей среде;
• содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидро-технические и иные сооружения;
• информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
• своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
• вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
• выполнять иные предусмотренные Водным кодексом, другими федеральными законами обязанности.
«Водный кодекс Российской Федерации»
и порядок использования предприятием водных объектов
Слайд 47
В соответствии со ст. 60 Водного кодекса РФ запрещается:
•
проектирование прямоточных систем технического водоснабжения;
• ввод в эксплуатацию объектов,
предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ;
• забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;
• сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов;
• сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
«Водный кодекс Российской Федерации»
и порядок использования предприятием водных объектов
Слайд 48
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных
веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ
и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. При внедрении новых технологических процессов должно учитыватьсяих влияние на состояние водных объектов и должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Проектирование прямоточных систем технического водоснабжения не допускается. Ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ запрещается.
Проведение строительных, дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
Все меры по охране поверхностных вод должны исходить из условий первоочередного удовлетворения хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд населения.
«Водный кодекс Российской Федерации»
и порядок использования предприятием водных объектов
Слайд 49
В процессе эксплуатации промышленных объектов возможны аварийные сбросы сточных вод,
случайные переливы жидких продуктов производства и полуфабрикатов из емкостей и
продуктопроводов, разрывы трубопроводов и т. п. Для исключения возможности загрязнения ОС сточными водами и жидкими продуктами производства предусматривают:
• устройство дублирующих трубопроводов для своевременного отключения аварийных участков;
• применение оборудования и трубопроводов, стойких к коррозийному и абразивному воздействию агрессивных жидких сред;
• устройство емкостей и накопителей с соответствующими коммуникациями для аккумуляции аварийных сбросов сточных вод;
• обвалование технологических площадок и сооружений, на которых возможны аварийные сбросы сточных вод и жидких продуктов, с созданием системы сбора ливневых вод с этих площадок;
• перекачку продуктов аварийных сбросов обратно на производство или очистные сооружения проектируемого объекта;
• создание системы сбора загрязненного поверхностного стока с территории предприятия с последующей передачей его на очистные сооружения.
«Водный кодекс Российской Федерации»
и порядок использования предприятием водных объектов
Слайд 50 Водопользователи должны иметь: - планы ликвидации аварий ( содержат указания
по оповещению служб и организаций, перечень сооружений и территорий, подлежащих
особой защите от загрязнения (водозаборы, пляжи и др.), порядок действий при аварийных ситуациях, перечень требуемых технических средств, способ сбора и удаления загрязняющих веществ, а также режим водопользования в случае аварийного загрязнения водного объекта.
- согласованные с уполномоченными органами планы мероприятий, обеспечивающие функционирование предприятий в случае аварийного загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами.
«Водный кодекс Российской Федерации»
и порядок использования предприятием водных объектов
Ограничения хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы (в т.ч., размеры водоохранных зон)
Порядок предоставления водного объекта в пользование
Полномочия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в части предоставления в пользование водных объектов
Порядок оформления Договора водопользования на использование акватории
Порядок оформления Договора водопользования на забор поверхностных вод
Порядок оформления Решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод
ПРОЧИЕ ВОПРОСЫ:
Слайд 51
Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие
на поверхностные воды
Организация учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из
водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества на предприятии
Нормативы сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду
Порядок получения разрешений на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект
«Водный кодекс Российской Федерации»
и
охрана поверхностных вод от загрязнения:
Слайд 52
Организация производственного контроля за соблюдением нормативов сбросов загрязняющих веществ
Вопросы платы
за негативное воздействие, за пользование водным объектом:
Расчет платы за организованный
сброс загрязняющих веществ в водные объекты
Расчет платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты
Общие вопросы расчета платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты
Особенности и порядок определения массы сброса загрязняющих веществ с промышленно-урбанизированной территории (земли, занятые промышленными, транспортными, торгово-складскими и иными несельскохозяйственными предприятиями и организациями)
Ставки платы за пользование водными объектами
Размер, условия и сроки внесения платы за пользование водным объектом
Порядок заполнения Формы расчета платы - Раздела 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»
Вопросы отчетности:
Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды
Форма № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды»
«Водный кодекс Российской Федерации»
ПРОЧИЕ ВОПРОСЫ
Слайд 53
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации http://www.mnr.gov.ru
Министр природных ресурсов
и экологии Российской Федерации - Донской Сергей Ефимович
В состав МПРиЭ
в настоящее время входят:
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (В.В.Кириллов)
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральное агентство водных ресурсов
Федеральное агентство по недропользованию
Федеральное агентство лесного хозяйства (в июне 2012г. «возвращено в состав МПР и Э»)
Слайд 54Тенденции изменения ситуации в Российской Федерации в сфере экологической безопасности
за последние годы
(из выступления В.В. Кириллова в Сочи в сентябре
2011 года)
Слайд 55РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОИЗВОДСТВО: ПОКАЗАТЕЛИ ПО ВЫБРОСАМ/СБРОСАМ
Сбросы сточных вод в РФ (млрд.м3 )*
Выбросы в атмосферу загрязняющих
веществ от стационарных источников РФ (млн.т.) *
- Снижение объема сбросов сточных вод и выбросов вредных веществ;
- Рост числа предприятий, снизивших сбросы и выбросы
Доля, снизивших сбросы предприятий, из общего количества проверенных Росприроднадзором хозяйствующих субъектов
(4,4%)
(10,5%)
(16,25 %)
!
Слайд 56РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОИЗВОДСТВО: ОТХОДЫ/РЕКУЛЬТИВАЦИЯ
- Снижение
образования отходов;
- Увеличение площади рекультивированных земель;
- Увеличение количества предприятий, сокративших
размещение отходов.
!