Слайд 19 хронических речевых ошибок в ЕГЭ по русскому языку
Слайд 2«В данном тексте автор поднимает проблему милосердия. Он имеет в виду следующее…». Никогда
не начинайте так свой ответ на ЕГЭ, если не хотите потерять баллы. Канцеляризмы,
тавтология, просторечия — беда современных школьников.
«Вспоминаю случай, случившийся
со мной пару лет назад»,
«в своём тексте автор
рассматривает проблему
на примере своей ситуации…» —
таких примеров в сочинениях
выпускников очень много. Объединяет их одно — тавтология, немотивированный повтор одних и тех же слов. Смысла они никак не добавляют, а вот баллы потерять можно. Кроме того, это заметно обедняет вашу работу, делает её блёклой и неприметной.
Слайд 4Совет.
Проверяйте работу до того, как писать её на экзаменационном бланке. Это сэкономит баллы
вам и время экспертам. Полезно перечитать свой текст спустя 10-15 минут
после написания, чтобы увидеть повторы и заменить их синонимами или местоимениями.
Слайд 5«В данном тексте автор поднимает проблему милосердия. Он имеет в виду следующее… Надо
сказать, что указанная проблема актуальна и сегодня».
Писать сочинение так, будто
это справка из военкомата, — излюбленный приём школьников, но одновременно дурной тон.
Слайд 6Совет.
Для начала прочтите книгу Корнея Чуковского «Живой как жизнь» и «Слово
живое и мёртвое» Норы Галь.
Потом проведите эксперимент: напишите любую фразу
привычным канцелярским языком, а потом попробуйте сказать то же самое, но проще и понятнее.
Оптимальная длина предложения в русском языке — 6-7 слов. Например, «в своём тексте автор поднимает проблему жадности» звучит куда проще, чем «в данном тексте русского писателя X рассматривается проблема того, что люди не делятся друг с другом имеющимися благами».
Слайд 7«Некоторые наши мечты могут обнадёжить нас» — написала одна моя ученица
в сочинении. Вроде бы всё грамотно и толково, но чувствуешь, что не всё на месте. И точно —
обнадёжить можно кого-либо, но мечты никак не обнадёживают. Сюда же относятся ляпы вроде «одержать первенство», «получить победу», «завоевать уважение».
Слайд 8Совет.
Иосиф Бродский во время своих лекций в США мог обдумывать одно слово
20 минут. Конечно, на экзамене такой роскоши не будет, но произнести получившуюся фразу
про себя и задуматься над её смыслом — всегда полезно. Возможно, вы увидите её со стороны и поймёте, что с ней не так. А там недалеко и до исправления ляпа.
Слайд 9Этот тип ошибки противоположен предыдущей. Если канцеляризмы мы используем для того,
чтобы казаться умнее, то разговорные слова — чтобы сойти за своего парня. Фраза
«Онегин мыкался в поисках любви» отдаёт грубостью, а «Обломов валялся на диване целыми днями» — непониманием речевой ситуации. Обе фразы можно сформулировать куда элегантнее: «Онегин находился в поиске любви», а «Обломов любил проводить время в своей постели».
Слайд 10Совет.
Прежде чем ввернуть подобное словцо, сто раз подумайте: нужно вам
оно или нет? Конечно, на митинге можно назвать определённых чиновников ворами и подлецами,
но стоит ли это делать в сочинении, от которого зависит ваше будущее?
Можно ли «иллюстрировать
настоящую дружбу»,
«рассмотреть общение
со всех сторон»? Трудно
себе представить,
не правда ли? В этих примерах налицо подмена понятий: очевидно, что можно рассмотреть проблему общения, но не само общение, можно привести пример дружбы, но не проиллюстрировать её. Таких ошибок немало в выпускных работах.
Слайд 12Совет.
Представьте себе фразы так, как если бы они были использованы в прямом
значении. Какие иллюстрации вы нарисуете к дружбе и как будете смотреть на общение? Вполне
закономерно, что возникнут трудности. Это сигнал, что неплохо бы вместо видового понятия использовать родовое.
Многие любят писать фразами а-ля Лев
Толстой. Видимо, это создаёт иллюзию
собственной значимости. С длинными
предложениями есть одна загвоздка: они
трудно читаются и немудрено сделать
в них много ошибок. Например:
«В романе-эпопее Льва Толстого „Война
и мир“ мы можем наблюдать пример
искренней и чистой любви между двумя героями — Наташей Ростовой и Пьером Безуховым». Звучит красиво и пафосно, но на деле — слишком перегружено ненужными словами. Если вы напишете «Пример искренней любви мы видим в романе Льва Толстого „Война и мир“. Наташа Ростова и Пьер Безухов очень любят друг друга, создают крепкую семью, растят детей» — станет проще и лучше.
Слайд 14Короткие фразы отдают разговорной речью и неумением преобразовать её в письменную. Допустим: «Поднимается
проблема жестокого отношения к животным. Она актуальна сегодня. Люди продолжают убивать
животных». По смыслу неплохо, но можно добавить союзы и объединить эти части в одно предложение.
Совет.
Считайте количество слов в сочинении, можно и в отдельных предложениях. Старайтесь не начинать фразы с местоимений, не перегружайте текст причастными и деепричастными оборотами — это не деловые бумаги. Обособления и много придаточных, начинающихся со слова «который», — тоже неудачная идея.
Слайд 15Паронимы — традиционно сложная тема. Если слова «дипломатичный» и «дипломатический» вызывают у вас
панику — это повод заглянуть в словарь паронимов на сайте ФИПИ и в толковый словарь.
С паронимами бывают и просто комичные ситуации: «Чичиков нашёл эффектное решение своим проблемам — скупить мёртвые души». Конечно, мертвецов скупают не каждый день, поэтому в своём роде это эффектный бизнес, но всё же точнее будет использовать слово «эффективный».
Совет. Чаще обращаться к словарю паронимов и толковому словарю, вдумываться в смысл фразы.
Слайд 16Школьники грешат неопределёнными словами в письменных работах. «Там Онегин влюбился в Татьяну»,
хотя куда лучше использовать «в деревне». «Автор считает, что это важный
вопрос, что нам следует ценить дружбу. Это всегда актуально». Разумеется, по контексту фразы смысл понятен, но перебарщивать со словами вроде «это» или «туда» не стоит — это только вносит смуту в ваш текст и запутывает эксперта. Можно лишиться баллов за последовательность изложения.
Слайд 17Совет.
Старайтесь обходиться синонимами, а не местоимениями. Никогда не начинайте абзац с местоимений — сразу будет
непонятно, о чём идет речь. Поменьше местоименных наречий, указывайте время и место,
пусть примерно. Это лучше, чем написать «там».
Слайд 18«Играть значение», «Вырвалось с языка», «лил как снег на голову» — странно, правда?
Всё это примеры контаминации (смешения) фразеологизмов. Есть «играть роль» и «иметь
значение», но почему-то мы норовим поменять местами глаголы в них и создать непонятную гидру. В результате — речевая ошибка и потерянные баллы.
Слайд 20Совет.
Познакомьтесь с фразеологическим словарём русского языка, слушайте песни Высоцкого и Башлачёва — там
много расщепленных фразеологизмов. Узнаете, как писать не надо, заодно познакомитесь с русской
культурой.
Слайд 21Повторите правила. Если вы плохо запоминаете, придумывайте рифмовки. Их очень много — например,
«то, либо, нибудь — чёрточку не забудь» — и все они работают.
Диктанты вас спасут
и в подготовке к текстовой части, особенно к заданиям, где нужно вставить пропущенную букву, и к сочинению. Там тоже оценивается грамотность. Например, на сайте Грамота.ру есть интерактивные диктанты и учебник, по которому можно делать упражнения.
Для подготовки можно использовать и жёлтый учебник Людмилы Великовой «Русский язык. Навигатор для старшеклассников и абитуриентов». У него есть дополнение: удобное интерактивное пособие с весёлым персонажем Чижиковым и простой навигацией. Можно найти курс Великовой в лектории «Прямая речь».
Кроме того, можно попробовать сайт Castle Quiz. На нём вы выбираете предмет и раздел «Подготовка к ЕГЭ», а потом пробуете завоевать замок противника, выполняя экзаменационные задания. Можно играть с ботом, можно по сети.
Слайд 22Старайтесь не волноваться.
Приходите на экзамен и спокойно вспоминайте — всё, что нужно, есть
у вас в голове. Вы же столько лет учили язык, невозможно, чтобы ничего
не отложилось. Помните, что русский — не монстр, это ваш родной язык.
А ещё высыпайтесь, это очень важно.