Слайд 1Адаптация персонала
Черанёва Е.К.,
канд. психол. н., доцент кафедры ГМУ факультета
менеджмента и сервиса
ФГБОУ ВО ВятГУ
Слайд 2План занятия
Понятие и виды адаптации персонала
Этапы адаптации. Ориентационные программы
Система адаптации
персонала в организации
Слайд 3Понятие адаптации
Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающаяся
на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических
условий труда.
Слайд 4Цели адаптации
1) уменьшение стартовых издержек;
2) снижение неопределенности у новых сотрудников;
3)
сокращение текучести рабочей силы;
4) экономия времени руководителей и сотрудников;
5) развитие
позитивного отношения к работе.
Слайд 5Виды адаптации
1) Первичная – это адаптация молодых работников ы профессиональной
деятельности после получения профессионального образования.
2) Вторичная – это адаптация работника
после смены им рабочего места.
Слайд 6Адаптация персонала по направлениям
1. Производственная:
профессиональная;
психофизиологическая;
социально-психологическая;
организационно - психологическая;
организационно-административная;
экономическая;
санитарно-гигиеническая.
Слайд 7Адаптация персонала по направлениям
2. Внепроизводственная:
адаптация к внепроизводственному общению с коллегами;
адаптация
в период отдыха.
Все виды адаптации взаимосвязаны между собой.
Слайд 8Этапы адаптации
1. Оценка уровня подготовленности работника.
Если сотрудник имеет не только
специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других
компаний, период его адаптации будет минимальным.
2. Ориентация.
Первичное знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации.
Слайд 9Этапы адаптации
3. Действенная адаптация
Приспособление работника к своему статусу, включение в
межличностные отношения с коллегами и руководством.
4. Функционирование
Характеризуется постепенным преодолением производственных
и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.
Слайд 10Общая ориентационная программа
общее представление о компании: цели, приоритеты, проблем;
политика организации;
оплата
труда;
дополнительные льготы;
охрана труда и соблюдение техники безопасности.
Слайд 11Специализированная ориентационная программа
Функции подразделения
Обязанности и ответственность
Правила-предписания, характерные для данного вида
работы
Осмотр подразделения
Представление сотрудникам подразделения
Слайд 12Разновидности адаптации персонала
1. Отрицание. Новый сотрудник не принимает ценности организации,
его ожидания целиком не совпадают с реальностью. В большинстве случаев
такие сотрудники увольняются в первые месяцы работы.
2. Приспособленчество. Подобные сотрудники полностью принимают все правила и нормы организации. Такой тип сотрудников составляет большую часть штата любой организации.
Слайд 13Разновидности адаптации персонала
3. Маскировка. В данном случае сотрудник демонстрирует принятие
второстепенных установленных в организации норм и правил при одновременном «отрицании»
основных установок. Подобная линия поведения типична для сотрудников группы риска, которые могут разорвать трудовое соглашение в любой момент.
4. Адаптивный индивидуализм. Эта разновидность адаптации подразумевает принятие основных правил и норм организации при полном «несогласии» с второстепенными ценностями. Это дает возможность работнику сохранить собственную индивидуальность и отлично справляться со своими служебными обязанностями.
Слайд 14Система адаптации персонала
С целью преодоления возникающих трудностей, а также повышения
эффективности процесса приспосабливания в компаниях создается система адаптации персонала. Данная
система включает комплекс мероприятий, которые позволяют сотруднику выйти на необходимый уровень производительности с минимальными потерями для него самого и для компании.
Слайд 15Наличие системы адаптации дает следующие преимущества:
Для компании:
повышение эффективности работы сотрудника,
ускорение процесса выхода работника на требуемый уровень производительности;
налаживание или поддержание
положительных отношений в коллективе;
предотвращение серьёзных ошибок, которые могли бы совершить новые сотрудники;
сокращение временных затрат опытных работников на оказание помощи новому сотруднику в процессе выполнения им должностных обязанностей;
минимизация «текучести» кадров.
Слайд 16Наличие системы адаптации дает следующие преимущества:
Для сотрудника:
налаживание отношений в коллективе;
быстрое
вливание в рабочий процесс и приобретение новых навыков и знаний;
снижение
тревожности и неуверенности перед нареканиями со стороны руководства, связанными с неумением выполнять поставленные задачи так же быстро, как и другие сотрудники;
сопоставление ожидаемых условий работы сотрудника с его реальной деятельностью;
снижение страха сотрудника быть уволенным во время испытательного срока.
Слайд 17Ключевые элементы системы адаптации
Система адаптации должна иметь четкую организацию
и регламентацию:
welcome-тренинг — это первоначальное ознакомление сотрудника с общими сведениями о
компании, с ее историей, продуктами, услугами, структурой и культурой;
программа адаптации, регламентирующая мероприятия и сроки обучения сотрудника — отвечает за то, каким навыкам и в какой последовательности обучается работник, какие обязанности начинает выполнять в первую очередь, а также помогает адаптироваться сотруднику в коллективе;
Слайд 18Ключевые элементы системы адаптации
система наставничества — привлечение опытного работника в помощь
новому сотруднику;
система аттестации по итогам адаптационных мероприятий — четкий порядок оценки нового сотрудника,
понятный как руководству, так и ему самому.
В зависимости от подготовки нового сотрудника, его психологических качеств и специальности срок адаптации может составлять от нескольких месяцев до полугода.
Слайд 19Библиографический
список
Володина, Н. Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы
[Текст]: учебник/ Н. Володина. - :Эксмо, 2009. С. 240.
Неларин, К.
HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина [Текст]: учебник/ К. Неларин.- : Баланс Бизнес Букс, 2005. - 498 с.
Базаров, Т.Ю. Управление персоналом [Текст]: учебник/ Т.Ю. Базаров, Б.Л.Ерёмин – Академия, 2008 – 224 с.
Беккер, Б.И. Изменение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность [Текст]; учебник/ Б.И. Беккер. – Вильямс, 2007 – 304 с.