Слайд 1Развитие быстроты
Руководитель: Крестьянинов А.И.
Исполнитель: Николина е.в., 4псо-12
Слайд 2Скоростные способности
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение
двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают
элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.
Слайд 3Сложные двигательные реакции
Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся
постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный
спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации). В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.). Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений — это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с) .
Слайд 4Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда
факторов
состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;
морфологических особенностей
мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
силы мышц;
способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; э
нергетических запасов в мышце амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
способности к координации движений при скоростной работе; биологического ритма жизнедеятельности организма;
возраста и пола;
скоростных природных способностей человека.
Слайд 5Быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:
возникновения возбуждения
в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии
сигнала;
передачи возбуждения в центральную нервную систему;
перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;
возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности. Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
Слайд 6В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная
способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений,
выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего, со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС) и периферического нервно-мышечного аппарата (НМА)
Слайд 7Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:
1. Быстроту простой и сложной
двигательных реакций.
2. Быстроту одиночного движения.
3. Быстроту сложного (многосуставного)
движения, связанного с изменением положения тела в пространстве или с переключением с одного действия на другое.
4. Частоту ненагруженных движений.
Слайд 8Упражнения для развития быстроты:
1. Бег со старта из различных положений,
в том числе из положения сидя, лежа лицом вниз или
вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону (относительно направления движения). Дозировка: [5-6 раз по 10-15 метров с интервалом в 1,0-1,5 минуты] х 3-4 серии через 2-3 минуты отдыха. Эти упражнения рекомендуется выполнять по сигналу, в группе или самостоятельно, но, желательно, с контролем времени.
2. Бег с максимальной скоростью на 30-60 метров. Дозировка: 3-5 раз х 1-3 серии. Отдых до полного восстановления дыхания.
3. Бег с предельной скоростью с «ходу»: 10-30 метров с 30-метрового разбега. Выполнять, как и предыдущее упражнение.
4. Быстрый бег под уклон (до 15 градусов) с установкой на достижение максимальной скорости и частоты движений на дистанции 10-30 метров с 30-метрового разбега. Дозировка: 3-5 раз х 1-2 серии.
5. Передвижения в различных стойках вперед-назад, или вправо-влево или вверх-вниз. Дозировка: 2-3 серии через 1-2 минуты отдыха, который заполняется упражнениями на гибкость и расслабление.
6. Передвижение на четвереньках с максимально возможной скоростью. Стараться выполнять в соревновательной форме, в эстафетах.
7. Выполнение отдельных ударов рукой или ногой с максимальной скоростью в воздух или на снарядах. Для проверки своей быстроты можно использовать следующий прием: подвесить газетный лист и наносить по нему удары. Если скорость в финальной части удара достаточно высока, то газетный лист легко «протыкается» ударной частью руки или ноги. Дозировка: 3-5 серий по 5-10 одиночных ударов. При снижении скорости ударов выполнение упражнения следует прекратить.
Слайд 9Упражнения для развития быстроты:
Однократные прыжки в длину с места, с
подхода или с разбега. Дозировка: [5-6 прыжков] х 2-4 серии.
Многократные прыжки (тройной, пятикратный, десятикратный) одной или двумя ногами. Дозировка: [3-4 прыжка] х 2-3 серии.
Прыжки через равномерно расставленные легкоатлетические барьеры: [5-6 барьеров высотой 76-100 см] х 5-10 раз. Выполнять с установкой на «мгновенное» отталкивание.
Спрыгивание с подставки высотой 30-60 см с последующим «мгновенным» отталкиванием в прыжке вверх или вперед. Это упражнение требует достаточно хорошей скоростно-силовой подготовленности. Поэтому, выполнять его надо после предварительной тренировки в прыжковых и спринтерских упражнениях. Дозировка: [5-8 прыжков] х 1-3 серии.
Метание теннисного мяча в цель.
Метание теннисного мяча на дальность.
Метание набивного мяча вверх.
Метание мелких камешков в море (озеро, реку, поле и т. п.) попеременно правой и левой рукой.
Слайд 10Средства для развития быстроты
Средства для развития быстроты могут быть самыми
разнообразными. Для многих профессий созданы специальные электронные тренажерные системы, работа
на которых одновременно совершенствует и специфические формы проявления быстроты. В процессе прикладной физической подготовки, для развития быстроты и скорости движений, могут быть использованы разнообразные упражнения. Отличные результаты достигаются при занятиях борьбой (вольной, классической, дзю-до, самбо), боксом, восточными видами единоборств, спортивными играми (теннис, настольный теннис, бадминтон, волейбол, баскетбол, ручной мяч, хоккей), легкой атлетикой, фехтованием и многими другими видами спорта.