Слайд 1Административное право как отрасль российского права
Слайд 2Предмет отрасли – эта та группа общественных отношений, регулированию которой
посвящены нормы той или иной отрасли права.
1.Понятие предмета АП. Виды
и черты АП отношений.
Слайд 3Административное право – одна из самых объемных отраслей публичного права,
выражающая публичный (общественный) интерес в содержании государственного управления. Однако частный
интерес тоже должен обеспечиваться.
В рамках своего предмета регулирования оно обеспечивает такие публичные интересы как: развитие социально-культурной, экономической сфер, защита прав и свобод граждан, охрана общественного порядка, безопасность страны, предотвращает отступление от них и гипертрофирование частных интересов. Достигается это путем: 1. Установления в нормах таких интересов. 2. Разработки методов и форм их реализации органами И.В. 3. Определения средств их защиты и мер ответственности за их нарушение.
Слайд 4АП – это управленческое право, предметом которого являются управленческие отношения,
возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере функционирования исполнительной власти на
всех уровнях.
Или - совокупность общественных отношений, возникающих в сфере осуществления исполнительной власти, реализуемой посредством государственного управления.
Слайд 5АПО – это регулируемые нормами АП ОО, складывающиеся в сфере
управления. АПО также как и все ПО характеризуются наличием субъектов,
объекта, содержанием, условиями возникновения (юридические факты, праводееспособность субъектов).
Слайд 6По мнению К.С. Бельского, предмет административного права включает в себя три
группы общественных отношений:
собственно управленческие;
полицейские;
отношения в области административной
юстиции.
Слайд 7По мнению А.И. Стахова, в зависимости от природы регулируемых общественных
отношений в структуре предмета отечественного административного права можно выделить две
составные части.
Во-первых, совокупность общественных отношений, возникающих и реализуемых по поводу обеспечения интеграции частных и публичных прав и законных интересов, которую можно назвать сферой административно-распорядительной (регулятивной) деятельности Российского государства.
Во-вторых, совокупность общественных отношений, возникающих и реализуемых по поводу охраны и защиты публичных и частных прав и законных интересов, которую можно назвать сферой административно-охранительной деятельности Российского государства
Слайд 8классический подход Д.Н. Бахраха и А.П. Коренева, которые в предмет административного
права включают следующие группы общественных отношений:
– внешние отношения, складывающиеся между
органами исполнительной власти, с одной стороны, юридическими и физическими лицами с другой. Такие отношения характеризуются непосредственным воздействием при помощи государственно-властных полномочий на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти;
– внутриорганизационные отношения, т. е. отношения, возникающие внутри органа исполнительной власти
Слайд 9Администрация (от лат. – «administration») переводится с латинского языка как
«распоряжение, управление», и в этом видится ключ к раскрытию предмета
отрасли, носящей аналогичное название.
Таким образом, административное право можно определить как управленческое право. Действительно, административное право регламентирует отношения, возникающие в связи с управленческой деятельностью (администрированием), по поводу взаимодействия управляющих субъектов (администрации) и управляемых.
Слайд 10 Субъекты АПО (индивидуальные и коллективные) обладают взаимными правами и
обязанностями, реализующимися при возникновении публичного интереса (даже если гражданин хочет
реализовать свой частный интерес, связанный с помощью государства при получении социальных льгот, все равно просматривается публичный интерес – гарантированность прав граждан в государстве, когда без помощи государства не обойтись.
Слайд 11 К предмету можно отнести и отношения при реализации о/м/с
властных полномочий и при рассмотрении судами, КДН адм. правонарушений, внутриаппаратную
управленческую деятельность в органах ЗВ и СВ.
Слайд 12 Управленческая деятельность ОИВ в некоторых сферах настолько специфична, что
ее регламентируют нормы иных отраслей права (ФП, таможенного П, экологического
П). Эти отрасли публичного П имеют своей основой АП, используя принципы АПР, но выделились, так как объем регулируемых ими отношений стал широк. Институт административной ответственности универсален: он охраняет от посягательств отношения, регулируемые другими отраслями, в том числе и публичными, возникает «правовая цепь».
О.И.В. вступают в своей деятельности не только АПО, но и в ГПО, ТО (например, при заключении договоров на строительство).
Слайд 131. регулятивная и 2.охранительная.
Обе эти функции присущи практически любой отрасли
права, особенно если она является публичной. Применительно к административному праву
регулятивная функция заключается в установлении взаимных прав и обязанностей субъектов властных отношений, определении их правового статуса, а также введении административно – правовых режимов осуществления тех или иных управленческих мероприятий.
Охранительная функция административного права проявляется, прежде всего, в сформированном в рамках отрасли обширном институте административно – правовой ответственности. Этот институт является межотраслевым. Его нормами пользуются практически все отрасли современного российского права, за исключением гражданского, уголовного и трудового, устанавливающие собственные виды ответственности.
Функции АП
Слайд 14Норма административного права устанавливает конкретное правило поведения субъекта, действующего (функционирующего,
существующего) в одной из жизненно важных сфер жизнедеятельности общества, призванное
определенным образом воздействовать на характер поведения этого субъекта с целью привести такое поведение в соответствие с требованиями общественного развития.
В систему норм административного права входят все нормы права, устанавливающие основания, пределы, процедуры, статус субъектов и другие параметры управляющего воздействия на явление или процесс. Это и нормы о правовом статусе субъектов исполнительной власти, и нормы о принципах государственной политики в различных областях общественной жизнедеятельности, и нормы о внутренней организации системы государственного управления, и т.д.
Слайд 15Классификация АПО
В зависимости от участников АПО выделяются АПО, возникающие между:
Соподчиненными
ОИВ (Министерство-Ф служба)
Несоподчиненными ОИВ (Мин-Мин), ОИВ и другими ОГВ (Мин-
ГД)
ОИВ и находящимися в его подчинении государственным предприятием, учреждением, организацией (ФА по образованию – школа)
ОИВ и не находящимися в его подчинении предприятием, учреждением, организацией (лиценз.орган – предприятие, носят надзорный, характер)
ОИВ и о/м/с (передача отдельных ГВ полномочий)
ОИВ и О.О. (регистрация О.О.)
ОИВ и гражданин (получает лицензию, обжалует действие Д.Л.)
Судья – лицо, совершившее административное правонарушение.
КДН,админ.комиссия – лицо, совершившее административное правонарушение.
Слайд 16Эти отношения можно подразделить на:
а) Регулятивные – по организации жизни
общества
б) Охранительные – в случае возникновения спора
между сторонами (совершение правонарушения).
2. а) Внутренние (внутриаппаратные) – организационные, отражают интересы самоорганизации системы ОИВ, ее создания, распределения полномочий (1 гр.).
б) Внешние – отношения с иными участниками отношений в рамках управленческой деятельности (все другие группы).
3. а) Вертикальные – у ОИВ или ДЛ больше властных полномочий, чем у другого (субординационные или линейные, 1 гр.) или у другого участника правоотношения вообще нет полномочий (функциональные, гр. 3,4, 6,7). Иногда отношения, возникающие при обжаловании гражданами называют реординационными, то есть от объекта к субъекту.
б) Горизонтальные – стороны равны (2гр. координационные), таких АПО меньше но они необходимы, так как в целях решения управленческого вопроса – А договор.
Слайд 17Черты АПО:
Характеризуются, в основном, неравенством сторон. Это властеотношения, обязательная сторона
– ОИВ (иногда судья или о/м/с).
Отношения возникают по инициативе любой
из сторон, согласие другой не требуется (предписание, жалоба гражданина, совершение правонарушения, подача заявления, призыв в ВС). Нет свободы договора.
АП имеет свои юридические средства защиты от посягательств на П режим – меры А принуждения, в том числе и административные наказания.
Споры между сторонами разрешаются, как правило, во внесудебном порядке, хотя судебный порядок сейчас играет важную роль обеспечения законности в деятельности ОИВ.
Ответственность стороны несут не друг перед другом, а перед государством. В ГП – в основном, восстановительные меры, в АП они уже после признания вины перед государством (если совершено мелкое хищение, то привлечение к АОтветственности и возмещение ущерба).
Слайд 182. Метод административно – правового регулирования.
Слайд 19В свою очередь, говоря о методе административного права, необходимо, прежде
всего, отметить то обстоятельство, что административное право относится к тем
немногим отраслям, которые имеют собственный метод правового регулирования, зачастую заимствуемый вновь выделяющимися современными отраслями бурно развивающегося российского права в, так или иначе измененном виде. Метод этот носит одно название с отраслью права административно – правовой.
?
Слайд 20В понятии метода правового регулирования находят отражение количественные и качественные
характеристики государственного вмешательства в регулируемые отношения.
Та или иная отрасль
права при описании своего метода правового регулирования стремится определить основные параметры сочетания способов регулирования и степень ограничительного влияния этих способов на субъектов регулируемых отношений.
Слайд 21По мнению некоторых специалистов, каждый отраслевой метод выражает особый юридический
режим регулирования и состоит в специфическом комплексе приемов и средств
регулирования, который существует только в данном, конкретном нормативном материале и тесно связан с соответствующей группой общественных отношений – предметом правового регулирования.
Слайд 22Другие ученые склоняются к тому, что метод правового регулирования един
в рамках системы права, а каждая самостоятельная отрасль права, обладая
отдельным предметом, лишь использует оптимальное сочетание универсальных способов (или типов) правового регулирования – дозволения, обязывания (предписания) и запрета, которые не следует отождествлять с методом правового регулирования.
Предписания – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Запреты – фактически также предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Слайд 23Применительно к административному праву можно вести речь о наличии особой
совокупности правовых средств, характеризующих предмет данной отрасли. В перечень таких
средств входит:
установление определенного порядка действий, т.е. предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным административно – правовой нормой;
запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств;
предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно – правовой нормой (применительно к должностным лицам);
предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать либо не совершать предусмотренные административно – правовой нормой действия в определенных ею условиях;
допуск в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (процессуальное равенство сторон).
Таким образом, административно – правовой метод – это императивный метод воздействия на общественные отношения, характеризующиеся субординацией (властеотношения).
Слайд 243. Структура, система, источники и принципы административного права.
Слайд 25В Общую часть входят следующие группы институтов:
закрепляющие основы государственного управления;
регулирующие
административно – правовой статус граждан;
регулирующие основы организации и административно –
правовой статус органов исполнительной власти, а также государственных и негосударственных организаций;
регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих;
определяющие формы и методы государственного управления;
обеспечивающие законность управления.
Слайд 26Нормы Особенной части действуют в пределах отдельных сфер или отраслей
функционирования исполнительной власти. Она регулирует особенности государственного управления экономикой, социально
– культурной и административно – политической сферами, а также особенности межотраслевого регулирования.
Некоторые авторы выделяет третью часть системы административного права. Ее составляют нормы, предназначенные регулировать административно – юрисдикционную деятельность. Эти нормы содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также в законодательстве субъектов РФ об административной ответственности, которое получило название «административно – деликтное право».
Слайд 27Что касается принципов административного права, то можно называть следующие:
Общие принципы
административного права.
законность;
Федерализм
приоритета личности.
ответственности.
гласности
Слайд 28Функционально-управленческие принципы административного права.
Принцип контроля
Принцип разделения властей
Принцип
профессионализма и компетентности в государственном управлении
Принцип иерархичности системы управления
Принцип
специализации государственного управления
Слайд 29История развития адм. права
Доклад