Слайд 1Административное право
кандидат юридических наук
Коровин Александр Александрович
Слайд 2ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Модуль 2. Формы и методы осуществления исполнительной власти (государственного
управления)
Тема 2.1. Понятие и виды административно-правовых форм и методов осуществления
исполнительной власти (государственного управления)
Тема 2.2. Меры административного принуждения
Слайд 3ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
1. Понятие формы государственного управления. Правовые и организационные формы
управленческой деятельности.
2. Правотворческая (нормоустановительная) деятельность.
3. Правоприменительная деятельность и
ее виды (регулятивная и правоохранительная).
4. Понятие и сущность методов осуществления исполнительной власти (государственного управления), их классификация.
5. Меры административного принуждения.
Слайд 4ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Форма государственного управления (или форма реализации исполнительной власти) –
это способ выражения сущности деятельности органов и должностных лиц, которые
осуществляют управление.
Слайд 5ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Формы деятельности органов государственного управления принято подразделять на правовые
и неправовые.
Слайд 6ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Характерная черта правовой формы управления заключается в том, что
здесь наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер полномочий органов
управления и их должностных лиц.
Слайд 7ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Классифицируются правовые формы государственного управления (осуществления исполнительной власти):
По содержанию.
2) По целенаправленности (целям использования).
3) По способу выражения.
Слайд 8ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
1) По содержанию правовая форма государственного управления подразделяется на:
а)правотворческую
(правоустановительную);
б) правоприменительную.
Слайд 9ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Правотворческая управленческая деятельность заключается в разработке правовых норм, их
усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативных актов управления.
Правоприменительная
деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта, под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).
Слайд 10ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Правоприменительная деятельность включает:
- установление фактических обстоятельств дела;
-
поиск и выбор соответствующей нормы права, которую надлежит применить
к данной ситуации (проверка подлинности юридической силы нормы, выявление пределов ее действия во времени и пространстве);
уяснение смысла и содержания нормы, т.е. ее толкование; принятие по делу решения в виде индивидуального акта;
исполнение акта применения нормы права.
Слайд 11ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
По содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органами
государственного управления и их должностными лицами, в свою очередь правоприменительная
деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную.
Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций и других субъектов административного права в сфере управления.
Слайд 12ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими
нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неукоснительное соблюдение.
Посредством
этой формы деятельности разрешаются юридические споры, возникающие в сфере управления; осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, государственных и негосударственных служащих в сфере управления, применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности.
Слайд 13ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
2) По целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности
подразделяются на внутренние и внешние.
Правовые формы внутриуправленческой деятельности используются для
решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами. Правовые формы внешней деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.
Слайд 14ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
3) По способу выражения правовые формы государственного управления
подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (с помощью
жестов, сигналов, знаков и т.п.). Наиболее распространенный способ выражения результата управленческой правоприменительной деятельности - индивидуальный письменный акт-документ.
Слайд 15ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Неправовые формы управленческой деятельности не требуют полного и
строгого, определенного законом юридического оформления, не связаны с совершением юридически
значимых действий и не влекут юридических последствий.
К неправовым формам относятся формы выражения организационных действий и материально-технических операций по управлению.
Слайд 16ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Под методами государственного управления понимаются способы (приемы) воздействия
субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных
целей и задач управления, для реализации функций управления. Методы дают ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления.
Слайд 17ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Характерные черты методов управления:
- они выражают связь субъекта
управления с объектом управления, метод - это средство, способ осуществления
управляющего воздействия субъекта управления на объект управления;
- методы - это способы упорядочения, организации происходящих в системах управления процессов, приемы, посредством которых достигаются общие цели совместной деятельности людей;
Слайд 18ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
- методы управления являются подвижным и активным элементом в
системе управления; использование методов носит альтернативный характер; в государственном управлении
они являются инструментом политики государства, который используется государственным аппаратом для достижения политических целей.
Слайд 19ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Методы управления обладают определенной организационной формой, под которой понимается
вид воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ, распоряжение и др.) или
норма (правило поведения); характер воздействия (непосредственное воздействие, косвенное воздействие посредством создания стимулирующих или ограничивающих условий); способ воздействия (единичный, коллективный, коллегиальный); временной характеристикой (краткосрочные и долгосрочные); тактический и стратегический характером.
Слайд 20ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Существуют два универсальных способа воздействия на сознание и волю
людей убеждение и принуждение.
Убеждение, как метод государственного управления, заключается
в моральном, психологическом, материальном воздействии субъекта управления на сознание и волю управляемых и направлено на то, чтобы управляемые добровольно выполнили волю субъекта управления.
Слайд 21ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Метод принуждения - субъект управления оказывают необходимое внешнее воздействие
на поведение объекта управления, воздействуют на моральную, имущественную, организационную, физическую
сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения с целью выполнения задач государственного управления.
Слайд 22ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Классификация методов управления по характеру воздействия субъекта управления на
объект управления: прямой или косвенный. Методы прямого управляющего воздействия характеризуются
односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. Субъект управления принимает решение (приказ), исполнение которого носит обязательный характер. Невыполнение решения влечет для объекта управления отрицательные последствия (ответственность).
Слайд 23ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
В государственном управлении широко используются, наряду с административными
и экономическими методами управления, методы морального, психологического воздействия на человека.
В связи с этим выделяются в качестве самостоятельной группы социально-психологические методы управляющего воздействия.
Слайд 24ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Административные методы управления классифицируются:
по форме выражения;
по
юридическим свойствам;
по способу воздействия на поведение объектов управления; по
форме предписания.
Слайд 25ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
По форме выражения административные методы подразделяются на:
административно-правовые (выраженные
в правовой форме);
административно-организационные (выраженные в совершении субъектом управления организационных действий).
Слайд 26ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
По юридическим свойствам административные методы управления могут быть
нормативными и индивидуальными. К нормативным относятся правовые акты, содержащие нормы,
которые регулируют управленческие отношения, деятельность управляемых. К индивидуальным - предписания в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям.
Слайд 27ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
По способу воздействия на поведение объектов управления административные
методы подразделяются на:
обязывающие к совершению определенных действий;
уполномочивающие совершать
определенные действия;
поощряющие совершение социально полезных действий;
запрещающие совершение тех или иных действий.
Слайд 28ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
По форме предписания административные методы могут быть подразделены
на:
категорические (императивные);
поручительные (например, вышестоящий орган исполнительной власти поручает
выполнение нижестоящему органу функций, которые не входят в его компетенцию);
рекомендательные.
Слайд 29ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
В систему экономических методов входят: прибыль, премия, кредит и
другие.
Социологические методы управления:
методы управления социально-массовыми процессами;
методы управления коллективами,
органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами;
методы управления индивидуально-личностным поведением.
Слайд 30ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
К психологическим методам управления относятся:
*методы комплектования малых групп
и коллективов на *основе психологической совместимости работников;
*методы гуманизации труда;
*методы
психологического побуждения;
*формирование мотивов труда, оказание доверия; *методы профессионального отбора работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют занимаемой должности и др.
Слайд 31ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права,
совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами
в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Слайд 32ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Особенности административного принуждения и условия его применения:
- основывается на нормах административного
права;
- применяется как физическими, так и юридическими лицами;
- применяется в
сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
- закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
Слайд 33ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
- применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
- система мер административного принуждения отличается
разносторонним характером (широкого спектра действия);
- применяется чаще всего в административном
(внесудебном) порядке;
- порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
Слайд 34ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
- применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к
лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
- законность применения обеспечивается системой
гарантий;
- применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.
Слайд 35ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Цели административного принуждения:
предупреждение правонарушений и наступления иных вредных
последствий;
пресечение правонарушений;
восстановление нарушенного состояния;
процессуальное
обеспечение;
наказание (ответственность) правонарушителя.
Слайд 36ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Виды мер административного принуждения:
1. По характеру и специфике правонарушения:
меры психического воздействия;
меры
физического воздействия;
меры материального (имущественного) воздействия;
меры организационного воздействия.
2. По субъекту применения:
применяемые индивидуальными
субъектами;
применяемые коллективными субъектами.
Слайд 37ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
3. По нормативным основаниям:
основанные на законах;
основанные на подзаконных актах.
4. По порядку применения:
применяемые
в административном (внесудебном) порядке;
применяемые в судебном порядке.
5. По фактическим основаниям:
основанные на
правонарушениях;
основанные на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).
Слайд 38ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
6. По сфере воздействия:
внутриорганизационные меры;
внешневластные меры.
7. По способу обеспечения общественного порядка
и целевому предназначению:
меры административного предупреждения;
меры административного пресечения;
меры административно-процессуального обеспечения;
административные правовосстановительные
меры (меры защиты);
меры административного наказания.
Слайд 39ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Вопросы и задания для самоконтроля:
Перечислите основания классификации
форм осуществления государственного управления.
Какие существуют методы осуществления государственного
управления?
Как соотносятся методы убеждения и принуждения в государственном управлении?
Назовите виды мер административного принуждения.
Каковы цели административного принуждения?
Перечислите особенности административного принуждения и условия его применения.
Слайд 40БЛАГОДАРЮ
ЗА ВНИМАНИЕ!
ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Доцент кафедры ГМУиП
кандидат юридических наук
Коровин Александр Александрович