Слайд 2БИОГРАФИЯ:
Шотландский либертарный педагог, сторонник
освобождения детей, основатель школы Саммерхилл.
Слайд 3 Нилл считал, что приоритетом в образовании и воспитании
должно быть поддержание в ребенке ощущения счастья, и что это
ощущение вырастает из чувства личной свободы.
Слайд 4Школа Саммерхилл
Нилл организовал собственную школу Саммерхилл
(в переводе
с англ. Летний холм), сначала в 1921 г. в окрестностях
Дрездена в Германии, затем перебравшись в Англию.
Слайд 5 В этой школе присутствие детей на занятиях было
добровольным. Кроме того, школа была основана на демократических принципах.
Слайд 6 Положительные результаты были заметны и поразительны, если взять
во внимание, что в эту школу принимали и так называемых
«проблемных» детей, у которых за плечами были острые переживания конфликта родителей, что безусловно негативно отражалось на их психике.
Слайд 7Идея школы Саммерхилл
Учителя работают с детьми, оттого они
и сами отчасти дети – в этом их профессиональная сила,
а не слабость. Только сохраняя некоторую детскость, детское самолюбие, ранимость, способность к воодушевлению, тонкость чувств, можно понять ребенка, почувствовать детей, принимать каждого мальчика, каждую девочку как личность.
Слайд 8 Характерной чертой школы Саммерхилл является создание специальных условий
жизни и развития детей. Воспитанники живут в интернате, что ограждает
их от всевозможных «негативных» влияний со стороны общества и государства. Дети как бы оторваны от реального мира, они
живут в своем государстве и сами
выбирают законы, которые они
будут соблюдать.
Слайд 9 Для этой школы характерны принципиальный отказ от авторитаризма,
ориентация на природу ребенка, реализация проблемы развития независимой творческой личности,
обладающей выраженной индивидуальностью и реалии.
Слайд 10 Саммерхилл представляет собой уникальное учебно-воспитательное учреждение, в котором
нашли полное воплощение идеи свободного воспитания. Если другие учебные заведения, созданные
сторонниками свободного воспитания, не выдерживали проверку временем, то Саммерхилл А.Нилла продолжает свою деятельность в течение почти восьмидесяти лет и принципиально не изменился за годы своего существования.
Слайд 11Целевые установки Саммерхилла:
предоставление детям свободы эмоционального развития,
права самостоятельной организации своей жизни,
возможности
естественного развития,
обеспечение счастливого детства посредством устранения страха и давления
со стороны взрослых.
Слайд 12 Самым главным результатом этой
школы стало воспитание свободных,
самостоятельных,
счастливых и уравновешенных людей, которые сумели найти свое место в
жизни.
Слайд 13Рекомендации по использованию наследия Нилла в воспитательной практике современных школ:
1. Свободу ребенка необходимо рассматривать,
прежде всего, как возможность выражения его потребностей и интересов.
2. Свобода
ребенка заключается в предоставлении ему возможности творческого самораскрытия .
3. Свобода не означает анархии и вседозволенности, она предполагает соотнесение своих потребностей с интересами других людей, с их свободой.
Слайд 14 Александр Нилл внес серьезный вклад в развитие гуманистическойтпедагогической традиции.
Фундаментальной основой этой теории является признание самоценности индивидуальности и права личности
на свободное развитие.
Слайд 15Сущностные характеристики свободного воспитания
отказ от отношения к каждому ребенку с шаблонной
меркой;
вера в творческие силы ребенка и его стремление к саморазвитию;
убеждение в
том, что в основе полноценного развития личности лежит накопление ее собственного опыта;
отказ от любого принуждения и насилия по отношению к ребенку;
признание свободоспособности ребенка целью воспитания;
создание необходимых условий для самореализации
ребенка.
Слайд 16Концепция свободного воспитания А.Нилла содержит ряд особенных характеристик:
признание того, что
только в условиях свободы возможно правильное развитие ребенка, раскрытие его
неповторимости и своеобразия;
безоговорочное признание за ребенком права на саморегуляцию;
освобождение ребенка от необходимости делать то, чего ему не дано от природы;
признание первостепенной задачей воспитания эмоциональное и эстетическое развитие ребенка;
отказ от навязывания воли взрослых в получении ребенком знаний;
признание основой педагогического руководства наблюдение и педагогическую поддержку ребенка в его личностном развитии.
Слайд 17Вся деятельность педагога строилась на основе следующих принципов:
принцип свободы;
принцип
педагогической поддержки ;
принцип саморегуляции;
принцип диалога;
принцип гармонизации отношений личности и
общества.
Слайд 18Педагогические условия организации жизнедеятельности детей:
вовлечение ребенка в деятельность, раздвигающую
рамки его самоопределения и самоутверждения;
наполнение деятельности гуманистическим
содержанием;
разумная и педагогически выверенная организация деятельности;
ее
эмоциональная насыщенность.
Слайд 19 Исходя из всего вышеизложенного, мы сделали следующий вывод,
что сущность педагогической концепции свободного воспитания А.Нилла заключается в предоставлении
детям свободы эмоционального развития, права самостоятельной
организации своей жизни, возможности естественного развития, обеспечении счастливого детства посредством устранения страха и давления со стороны взрослых.