Слайд 1Альтернативные режимы собственности
Проблема определения формы права собственности возникает когда на
один и тот же объект претендует несколько индивидов.
Потребление ( использование)
этого объекта является конкурентным- т.е. увеличение потребления одним человеком уменьшает доступность данного объекта для другого.
Может возникнуть ситуация, когда ни один из них не имеет возможности или права исключить других из доступа к данному благу.
Слайд 2
Свободный доступ-ситуация, когда ни один из экономических агентов не может
исключать других из доступа к данному благу.
Слайд 3Свободный доступ
Система свободного доступа существует тогда, когда каждый экономический агент,
для которого данный ресурс обладает ценностью, может им воспользоваться без
согласия, предварительной договоренности об этом с другими агентами, без той или иной формы санкционирования своих действий
( включая уплату компенсации)
Слайд 4Общая собственность
Общая собственность возникает там и тогда, где и
когда издержки по спецификации и защите частных прав собственности чрезвычайно
высоки. Выгоды же от установления частных прав собственности или равны нулю( если благо имеется в изобилии) или явно меньше затрат, связанных с их установлением.
В условиях общей собственности все участники организации, которой такая собственность принадлежит, обладают общим правом использования блага( до его присвоения)после того, как удалось его получить( присвоить) во временное или постоянное владение.
Слайд 5Общая собственность
Основной проблемой общей собственности является ее сверхиспользование, каждый индивид
стремится опередить другого в потреблении того, что достается ему бесплатно.
Возникает хищническая эксплуатация, в результате благо быстро истощается.
Поэтому общая собственность оказывается неустойчивой, нестабильной и с течением времени превращается либо в частную, либо в государственную собственность.
Слайд 6Общая собственность
«В мире редкости одновременное использование естественной окружающей среды приводит
к тому, что для каждого индивида условия его обмена с
собственной средой ухудшаются по сравнению с условиями изоляции, в которых он самостоятельно противостоит окружающей среде. В действительности естественная среда становится « общей собственностью», и возникают известные отношения, связанные с взаимными экстерналиями».
Слайд 7Изменение режима собственности
Модификация режима собственности не происходит, если
издержки спецификации прав собственности и их защиты являются сравнительно высокими,
т.е. если чистая ожидаемая ценность результата институциональных изменений для всех экономических агентов оказывается меньше или равна нулю.
Слайд 8Изменение режима собственности
Если альтернативные издержки использования режима
свободного доступа превысят величину трансакционных издержек, то осуществляется институциональная трансформация
в виде изменения системы собственности.
Здесь возможны три варианта: формирование систем частной, коммунальной и государственной собственности.
Каждый вариант имеет свои сравнительные преимущества, которые являются важными детерминантами в процессе эволюции хозяйственных систем.
Слайд 9Коммунальная собственность
Это режим использования ограниченных ресурсов, в рамках которого исключительными
правами обладает группа людей.
Система коммунальной собственности предполагает наличие момента исключительности
относительно соответствующего набора полномочий. Исключаются из множества обладателей правомочий те экономические агенты, которые не входят в рассматриваемую группу.
Отдельный человек обладает исключительными правами собственности только как член общины, следовательно, в рамках отношения к членам других общин.
Слайд 10Коммунальная собственность
Такая система прав собственности имеет важные последствия,
которые могут выражаться в разных формах:
1.Если член данной общности (
семьи, деревни, общины) не обладает исключительным правом на доход ,и распределение полученных продуктов осуществляется на основе уравнительного принципа, каждый обладатель права на часть продукта будет рассчитывать на другого при производстве общего продукта.
Возникает проблема поиска компромисса между затратой собственных усилий и количеством получаемых благ как части их общего количества. В результате в условиях неопределенности возникает недоиспользование ресурса.
Слайд 11Коммунальная собственность
2. Если принцип распределения будет установлен в соответствии с
затраченными усилиями, то возникает проблема сверхиспользования ресурса.
Систему коммунальной собственности можно
рассматривать в терминах распределительной демократии, когда решение об использовании ресурса тем или иным способом определяется посредством голосования, так как таким образом агрегируются предпочтения и возникает решение, которое можно рассматривать как выражение общественного интереса.
Слайд 12Коммунальная собственность
Процедура голосования является неотъемлемым элементом институционального устройства,
предотвращающего возникновение проблемы свободного доступа и соответственно свериспользования ресурса внутри
группы, с одной стороны, и проблемы безбилетника при обеспечении защиты данного ресурса от посягательств со стороны конкурирующих групп- с другой.
Слайд 13Сравнительные преимущества коммунальной собственности
1. Ниже издержки по защите прав собственности,
чем для частной собственности, поскольку при обеспечении режима исключительности, направленного
на аутсайдеров( других групп экономических агентов), возникает эффект экономии на масштабе, в том числе связанный со специализацией части группы на обеспечении безопасности.
Слайд 14Сравнительные преимущества
коммунальной собственности
2.Система коммунальной собственности жизнеспособна тогда, когда общность людей
однородна, т.е. их экономические интересы близки и сравнительно невелика. Это
возможно , когда индивиды идентифицируют себя с целым.
Процедура голосования позволяет агрегировать индивидуальные предпочтения и сэкономить на издержках оппортунистического поведения и соответственно снизить трансакционные издержки в целом.
Слайд 15Коммунальная собственность
Система коммунальной собственности не исключает возможности передачи ее доли
от одного человека к другому. В отличие от режима частной
собственности эта передача может быть обусловлена специальными требованиями. Которые напрямую связаны с условиями входа-выхода из общности, которая является совокупным субъектом права собственности.
Например, деятельность кооператива -передача прав какому-то лицу.
Институт представительства интересов- совет директоров в открытых корпорациях.
Слайд 16Коммунальная собственность
Неустойчивость режима коммунальной собственности связана с увеличением численности, разнородности
и нестабильности членов группы и трансформации его в систему либо
частной, либо государственной собственности.
Реакцией на такую трудность являются установление свободного режима покупки титулов собственности как свидетельства прав на долю имущества корпорации, переход от солидарной к ограниченной ответственности.
Слайд 17Частная собственность
- это режим использования ограниченного ресурса, при
котором исключительными правами обладает индивид.
Система права собственности означает,
что право принимать решение о реализации того или иного правомочия принадлежит отдельному экономическому агенту. Соответственно пучок правомочий на определенный ресурс также может быть сконцентрирован у одного человека.
Слайд 18Частная собственность
Режим исключительности может поддерживаться:
1.государством;
2. субъектом права;
3. социальными
нормами.
Каждая из этих санкций может быть выражена в
терминах издержек, или отрицательных выгод, что обуславливает формирование структуры стимулов экономических агентов.
Слайд 19Сравнительные преимущества системы частной собственности
1. Возникает институциональная преграда
свериспользованию ресурсов.
Режим частной собственности предполагает, с одной стороны,
защищенную свободу принятия решений относительно использования вещи , обладающей ценностью как для данного экономического агента, так и для других индивидов, с другой стороны, ответственность, которая автоматически возникает из первого принципа.
Слайд 20Частная собственность
Чем в большей степени гарантированы права частной
собственности, чем в большей степени отдельные правомочия сконцентрированы у одного
экономического агента, тем выше уровень мотивации, обуславливающий эффективное использование ресурса.
Именно данный режим обеспечивает наиболее жесткую связь между принимаемыми отдельным индивидом решениями и получаемыми результатми.
Слайд 21Частная собственность
Экономический агент, обладающий правом на все выгоды,
которые проистекают из выявленных им возможностей использования ресурсов, может использовать
неявное, личностное знание, которое обладает свойствами нехранимости и непередаваемости для принятия решений по поводу располагаемого им объекта.
Слайд 22Частная собственность
Чем выше ценность неявного знания, тем эффективнее
система частной собственности. Это значит, что возникает существенная экономия на
издержках согласования решения с другими экономическими агентами.
Развитие общественного разделения труда усиливает значение эффективного использования распыленной между экономическими агентами информации и личностного знания.
Слайд 23Частная собственность
Развитие системы частной собственности сопровождается становлением рынка
как механизма, обеспечивающего формирование общественно значимых показателей относительной редкости ресурсов
и благ.
Система относительных цен является средством сравнения потребностей. Это сопровождается возникновением рынка- как механизма непроизвольной координации разрозненных действий индивидов, преследующих свои интересы, а также средства передачи прав от одного экономического агента другому.
Слайд 24Частная собственность
Данная система собственности обусловливает более интенсивное развитие
принципа индивидуальной рациональности.
Слайд 25Размывание частной собственности
Размывание частной собственности государством:
-запрет на отчуждение
-запрет купли-продажи
наследования
введение
высоких ставок налогов на операции, связанные с передачей прав
Результатом является снижение ценности вещи, так как уменьшается текущая ценность дисконтированного потока доходов.
Слайд 26Факторы, влияющие на распространение частной собственности
-издержки защиты и спецификации
прав собственности
-идеологические установки
-технология применения насилия
нормы ( представление о нерушимости права
частной собственности)
процедуры и средства измерения полезных свойств благ
Слайд 27Государственная собственность
это режим использования ограниченных ресурсов, при котором исключительность доступа
существует не только для аутсайдеров, но и для инсайдеров.
Права государственной собственности должны существовать там, где с одной стороны возможно обеспечить режим исключительности, а с другой- сравнительные преимущества частной или коммунальной собственности выражены слабо.
Слайд 28Государственная собственность
Институциональное изменение в рамках которого права частной
или коммунальной собственности трансформируются в права государственной собственности-национализация. Обратный процесс-
приватизация.
Спонтанная приватизация- изменение реальных правомочий при постоянных формальных правомочиях. Ш использование сотрудниками НИИ пространства и оборудования, которое находится в гос. собственности в личных целях.
Слайд 29Государственная собственность
В рамках данного режима собственности возникает проблема
управления поведением исполнителя ( проблема агента-принципала).
Причина: индивид сталкивается с запретительно
высокими издержками реализации своей доли собственности, а исполнитель не обладает достаточными стимулами и информацией для использования ресурсов в соответствии с предпочтениями поручителя.
Слайд 30Государственная собственность
Возможно возникновение различия между правом государственной собственности де- юре
и де-факто: формально ресурсы могут находится в государственной собственности, а
фактически может существовать режим свободного доступа, коммунальной или частной собственности.
Данная ситуация будет лишь определять:
А) набор правомочий, которые могут реализовать экономические агенты;
Б)особенности технологии передачи правомочий от одного экономического агента другому.
Слайд 31Государственная собственность
Реальное осуществление правомочий возлагается на чиновников, которые в то
же время являются экономическими агентами, обладающими своими интересами, как правило,
не совпадающими с интересами тех, кого они представляют, а возможности контроля за их деятельностью ограничены, то права собственности превращаются в частные.
Слайд 32Государственная собственность
Механизмы, устраняющие возможности оппортунистического поведения агентов:
1. Сменяемость
должностных лиц.
Но такая форма оказывается неэффективной ввиду значительных издержек
измерения результативности деятельности исполнителей, несовершенства политического рынка и неосведомленности избирателей.
2. Внутренняя миграция (из села в город, из провинциальных городов в промышленные центры) и эмиграция.
3. Конкуренция со стороны других государств
( политическая, экономическая зависимость, утрата репутации)
4. Распространение идеологии, препятствующей оппортунистическому поведению
5.Внутренняя система контроля, осуществляемая не только потенциальными конкурентами, но и общественными организациями.
Слайд 33Вывод
Объяснение существования в долгосрочном плане различных форм собственности
–частной, коммунальной, государственной и свободного доступа- с помощью трансакционных издержек
имеет важное методологическое и нормативное значение, позволяя преодолеть ограниченность неоклассического подхода
Слайд 34Трансакционные издержки в бюрократической организации
Создание государственного ведомства требуется в двух
случаях:
- услуги, предоставление которых нельзя перепоручить частному сектору
-
специфика производства услуги усложняет взаимодействие между правительством и поставщиками услуг.
При создании ведомства, с точки зрения политиков, главная задача – смоделировать структуру организации, стимулирующую деятельность чиновников по реализации функций государства. Чиновники при этом стремятся к достижению не только общественных, но и собственных целей.
С точки зрения теории организации, в данной ситуации в ведомстве могут возникать трансакционные издержки, вызванные наличием асимметрии информации и оппортунистического поведения, а также издержки доступа и издержки контроля.
Слайд 35Две формы асимметрии информации внутри ведомства
Во-первых, возможен сговор между самими
государственными служащими с тем, чтобы ложно или неполно информировать главу
ведомства. Такое поведение, безусловно, неэффективно и неэтично, однако не всегда является нарушением закона. Асимметрия информации может приносить выгоды подразделению, но для организации в целом создает издержки.
Во-вторых, может иметь место сговор между руководителем ведомства и его подчиненными с целью дезинформировать представительную власть или общественность (или более мягкий вариант – воздержаться от комментариев). Такое поведение может быть оправдано в таких ситуациях, как, например, подготовка к проведению девальвации (когда неожиданность есть важный фактор успеха) или наличие потенциальной опасности для жизни населения (когда массовая паника может усугубить ситуацию).
Слайд 36Оппортунистическое поведение сотрудников негативно отражается на продуктивности работы ведомства.
В
бюрократической организации, как правило, предельная производительность труда каждого чиновника не
измерима. В этой ситуации сотрудник, зная свой действительный вклад в общий результат, предпочитает скрывать эту информацию от других. Решение этой проблемы состоит в создании механизма принуждения и контроля. Однако контроль в организации не может быть эффективным, если определение предельной производительности каждого работника дорого и сложно.
Суть издержек доступа для бюрократической организации становится очевидной, если рассматривать иерархическую структуру с точки зрения модели «принципал-агент». Согласно теории, чиновник не должен стремиться к достижению своих частных целей, его цели совпадают с целями организации. Если это не так, то появляются дополнительные издержки – «издержки доступа». Например, требование предоставить дополнительные документы при оказании услуг, неудобное расписание работы организации или вымогательство являются для гражданина издержками доступа.
Слайд 37По сравнению с частным сектором в общественном секторе сокращение трансакционных
издержек затрудняется из-за наличия, по меньшей мере, двух дополнительных проблем:
во-первых,
забота об эффективности работы ведомства не есть первоочередная задача ни для политиков, ни для чиновников. Эффективность предложения государственных услуг не связана прямо с доходами, должностью, статусом политиков, задающих цели работы ведомств. Неэффективность работы организаций общественного сектора может в долгосрочном аспекте привести действующего политика к поражению на выборах. Но связи с различными группами интересов резко повышают возможность переизбрания – больше, чем ужесточение контроля над эффективностью предоставления государственных услуг.
во-вторых, в общественном секторе возможности руководителя организации по моделированию стимулирующей структуры ведомства ограничены.