Слайд 1Американская модель менеджмента
Слайд 2Содержание:
Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента.
Создатели американской модели
менеджмента
Особенности американской модели
Преимущества и недостатки американской модели менеджмента
Сравнение характеристик
японской и американской моделей менеджмента
Заключение
Слайд 3Факторы формирования американской модели менеджмента
Американский менеджмент формировался в конце 19
– начале 20 вв., в условиях создания крупных иерархических структур,
разделения управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.
Слайд 4Создатели американской модели менеджмента
Основателем научного менеджмента по праву считается
Фредерик Уинслоу Тейлор(1856 - 1915).
Его идея о разделении работы
на самые простые операции привела к созданию сборочного конвейера, сыгравшего столь значительную роль в росте экономической мощи США в первой половине ХХ века.
Слайд 5 Еще одним представителем американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы»
является Генри Форд (1863 - 1947)
Генри Форд построил самое большое
индустриальное производство начала XX столетия и заработал на нем $1 млрд ($36 миллиардов в сегодняшних долларах), его принципы оказали огромное влияние на общественную жизнь США.
Он считал так: необходимо повышать покупательную способность людей путем повышения зарплаты и понижения продажных цен.
Слайд 6 Мэри Паркер Фоллет (1868-1933) - американский педагог, консультант, социолог, с
1924 года занималась теорией научного менеджмента. Первая начала исследования межличностных
отношений и менеджмента персонала. Автор нескольких книг о природе общественных отношений и роли лидера. Ее идеи настолько опережали время, что оказались не востребованными до 50-х годов.
Вместе с Элтоном Мейо является основателем так называемого гуманистического подхода в менеджменте персонала (известного также как "школа человеческих отношений" и "поведенческая школа") в противовес классическому административному
Слайд 7Особенности американской модели менеджмента
В американской школе менеджмента принято считать, что
успех фирмы зависит, прежде всего, от внутренних факторов. Особое внимание
уделяется рациональной организации производства, постоянному росту производительности труда, эффективному использованию ресурсов. В то время как внешние факторы отходят на второй план.
Слайд 8 Основные особенности управления в американской компании:
Функциональность, что означает четко закрепленные
должностные обязанности за сотрудником.
Принцип: сосредоточься на том, что
ты делаешь успешнее всего; не важно, какой ты, важно, что ты умеешь делать как специалист.
Задача менеджера состоит в раскрытии творческого потенциала сотрудника. Поощрение новых идей.
Обязательная переподготовка и непрерывное обучение.
Управление по целям. Расчленение любой задачи, где решение связано с совокупностью разнородных знаний. Четкий алгоритм достижения.
Слайд 9 Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее
в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций еще
в начале XIXв. Американские корпорации широко используют его в своей деятельности. Это понятие было введено в обиход на стыке 60--70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.
Слайд 10Наиболее известная компания, использующая принципы американской модели управления – это
конечно же Макдональдс:
1)Жесткая иерархическая структура: каждый работник имеет только одного
начальника.
2) Чётко прописанные должностные инструкции, начиная от того, как нужно мыть пол и заканчивая порядком приготовления гамбургеров.
3) Контроль качества выполняемых операций на месте: концепция «делать с первого раза».
4) Строго почасовая выплата зарплаты, штрафы за опоздание и выговор за приход на работу раньше оговоренного срока (начальству придётся платить вам больше денег) – концепция «точно вовремя».
5) Стремление создать равные условия для работников: прием пищи в одной общей комнате, одинаковая зарплата для рабочих одного уровня.
6) Перспектива карьерного роста в компании.
7) Поощрение конкуренции и доносительства внутри одной группы (существует специальный ящик, куда нужно опускать записки обо всех нарушениях, какие вы только заметили)
8) Ответственность начальников за действия подчинённых.
Слайд 11Преимущества и недостатки американской модели менедмента
Основные недостатки этой модели следующие:
Уменьшение
гибкости при изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворённости рабочих, нарастание
утомления от монотонности, рост прогулов как следствие чрезмерной специализации труда.
Потеря эффективности иерархической организации в тех отраслях промышленности, где ассортимент товаров велик и производственный процесс включает в себя множество стадий.
Стремление американских менеджеров получить сиюминутную выгоду, решить вопрос «быстро».
Большое количество уровней управления (до 11-12 в американской автомобильной промышленности, по сравнению с 5-6 в японской), и как следствие- рост бюрократического аппарата и трансакционных издержек
Слайд 12 Положительные особенности американской системы менеджмента:
Значительное теоретическое обоснование процессов управления.
Жесткая иерархическая
структура: каждый работник имеет только одного начальника.
Чётко прописанные должностные инструкции,
начиная от того, как нужно мыть пол и заканчивая порядком приготовления гамбургеров.
Контроль качества выполняемых операций на месте: концепция «делать с первого раза».
Строго почасовая выплата зарплаты, штрафы за опоздание и выговор за приход на работу раньше оговоренного срока (начальству придётся платить вам больше денег) – концепция «точно вовремя».
Стремление создать равные условия для работников: прием пищи в одной общей комнате, одинаковая зарплата для рабочих одного уровня.
Слайд 13Сравнение характеристик японской и американской моделей менеджмента
Слайд 14 Основу американской системы управления составляет принцип индивидуализма, возникший в американском
обществе в XVIII—XIX вв., когда в страну прибывали сотни тысяч
переселенцев. В процессе освоения огромных территорий вырабатывались такие национальные черты характера, как инициативность и индивидуализм.
Для Японии же, в которой до конца XIX в. сохранялся феодализм, характерна традиционная установка общественного сознания на коллективизм (принадлежность к какой-либо социальной группе), и формирование современной японской системы управления происходило с учетом этой особенности. В настоящее время ‑ японский менеджмент получает все большее распространение в таких странах, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд с учетом общих культурных ценностей и традиций.
Слайд 15 В США в процессе управления ставка делается на яркую личность,
способную улучшить деятельность организации — в Японии же менеджеры ориентируются
на группу и организацию в целом.
Главным стимулом для американских работников является экономический фактор (деньги) — для японских работников более значимую роль играют не деньги, а социально-психологические факторы (чувство принадлежности к коллективу, гордость за фирму)
Слайд 16 Еще одно главное различие заключается в самой организации управления. На
американских предприятиях жестко разграничены служебные и производственные обязанности, а контроль
за их использованием осуществляет вышестоящее лицо, поэтому в поле зрения рабочих и служащих попадает ограниченный круг вопросов, выполнение которых им поручено. На японских предприятиях ответственность за многие важные вопросы производственной деятельности несет персонал, который постоянно повышает свою квалификацию. Таким образом, управление в США «иерархическое», а в Японии – «всеобщее».
Слайд 17Заключение
Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение
среди стран западного мира и Японии. Кроме того, именно в
США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико.