Слайд 1Анатомо-физиологические особенности нервной системы и нервно-психическое развитие детей
Слайд 2Головной мозг
К моменту рождения сформировано 25% нейроцитов от их числа
у взрослых, в 6 месяцев – 66%, в 12 месяцев
– 90-95%;
Наиболее интенсивное развитие коры – последние месяцы внутриутробного развития и первые месяцы после рождения;
Окончательное созревание структур больших полушарий к 10 – 12 годам.
Слайд 3Периферическая нервная система
Начало миелинизации – 4 месяц внутриутробного развития, окончание
в 3-5 лет;
Развитие нервных путей центростремительно и цефалокаудально (от головного
мозга к конечностям);
Полное созревание проводимости к 10-12 годам.
Слайд 4Чувствительность - боль
Высокий порог у новорожденных (родовой катарсис);
Особенно низкая болевая
чувствительность у недоношенных и незрелых детей;
В раннем возрасте – генерализованный
характер, с возрастом начинают преобладать местные реакции.
Слайд 5Чувствительность – тактильная и температурная
Полностью сформированы к моменту рождения;
Большее число
тактильные рецепторов в периоральной области;
Число холодовых рецепторов в 10 раз
выше, чем тепловых => выше чувствительность к охлаждению, чем к перегреванию.
Слайд 6Чувствительность – зрение
Физиологическая гиперметропия (дальнозоркость) до 4 лет.
2 недели –
3 месяца – фиксация взгляда;
6-9 месяцев – стереоскопическое восприятие пространства;
1,5-3
года – восприятие и различение цветов.
4 года – острота зрения 1,0
Слайд 7Чувствительность – слух и вестибулярный аппарат
Вестибулярный аппарат созревает к 4-5
месяцам внутриутробного развития;
Ухо к рождению анатомически развито;
Совершенствование звукового восприятия зависит
от степени развития головного мозга.
Слайд 8Чувствительность – обоняние и вкус
К моменту рождения рецепторная часть полностью
развита;
Различает вкусы с рождения;
2-4 месяца – различает приятные/неприятных запахи;
Окончательная дифференцировка
к младшему школьному возрасту (за счет совершенствования мозговых структур).
Слайд 10Рефлексы новорождённых
Стойкие пожизненные автоматизмы (пожизненно): сосание, глотание, роговичный, сухожильные и
др.
Транзиторные рудиментарные рефлексы (до 1 – 4 месяцев):
Оральные – сосательный,
поисковый (Куссмауля), хоботковый, ладонно-ротовой (Бабкина);
Спинальные – защитный, опоры, автоматической походки, хватательный (Робинсона), Моро, ползанья (Бауэра), Бабинского (физиологически до 2 лет!), Кернига, Галанта, Переса;
Двигательные автоматизмы (появляются в 1-6 месяцев):
Тонические рефлексы: лабиринтный, симметричный шейный, ассиметричный шейный;
Мезэнцефальные: туловищная выпрямляющая реакция, верхний Ландау, нижний Ландау;
Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы
Слайд 12Нервно-психическое развитие
Нервно-психическое развитие ребенка (НПР) – это совершенствование его интеллектуальных
и двигательных умений, отражающее взаимодействие со внешней средой.
НПР – показатель
зрелости нервной системы и нормального развития ребенка.
Слайд 22Показатели НПР и здоровья детей дошкольного возраста
Моторика (ловит мяч, прыгает
на одной ноге, ездит на велосипеде);
Мышление и речь (использует прошедшее
время, отличает сказку от реальности, решает простые логические задачи);
Внимание и память (запоминает стихи, считает до 5, запоминает сказки);
Социальные контакты (знает имя и фамилию, играет с детьми, знает, как найти свой дом);
Вегетативный статус;
Эмоциональный статус;
Психомоторная стабильность.
Слайд 23Показатели НПР и здоровья детей школьного возраста
Эмоционально-вегетативная сфера
Настроение (устойчивое, лабильное,
тревожное)
Страхи (темноты, одиночества, воды, скелетов)
Соматовегетативные проявления
Сон (засыпание, пробуждение, сноговорение, ночные
кошмары)
Аппетит (в т.ч. избирательный)
Навыки опрятности (энурез, энкопрез)
Вегето-диэнцефальные проявления
Головная боль
Утомляемость
Плохая переносимость жары, транспорта, запахов, громких звуков
Слайд 24Показатели НПР и здоровья детей школьного возраста
Психомоторная сфера и поведение
Поведение
(уравновешенность, возбудимость, агрессивность, заторможенность, негативизм)
Вредные привычки, навязчивые движения
Речь (заикание, косноязычие,
дизартрия)
Интеллектуальное развитие
Усвоение школьных программ
Память
Внимание
Мышление