Слайд 12. Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности
Слайд 22. Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности:
К антропогенным опасностям относят неправильные или
несанкционированные действия людей (групп лиц).
Опасности следует называть антропогенно-техногенными если они
возникают в следствии деятельности человека при его взаимодействии с техническими системами или современными технологиями.
Слайд 3Взаимосвязь человека с технической системой
Информационную модель:
Сенсорное поле
Сенсомоторное поле
К
сенсорному (чувствительному) полю относят комплекс сигналов, которые воспринимаются человеком непосредственно
от системы (шум, вибрация, ЭМП и т. д.) и из ряда сигнальных показаний приборов, индикаторов и т. п.
К сенсомоторному полю относят комплекс сигналов от органов управления — рычагов, ручек, кнопок и т. д.
Слайд 4Виды совместимости человека и технической системы:
Биофизическая
Энергетическая совместимость
Пространственно-антропометрическая
Технико-эстетическая
Информационная
Слайд 51. Биофизическая совместимость:
состоит в достижении разумного компромисса между физиологическим состоянием
и работоспособностью человека, с одной стороны, и различными факторами, характеризующими
систему с учетом объема, качества выполняемых им задач, и продолжительности работы, с другой.
Слайд 62. Энергетическая совместимость
Энергетическая совместимость предусматривает создание органов управления системы и
выбор оператора так, чтобы они гармонировали в отношении затрачиваемой мощности,
скорости, точности, оптимальной загрузки конечностей оператора.
Слайд 73. Пространственно-антропометрическая совместимость
Пространственно-антропометрическая совместимость человека и системы состоит в учете
антропометрических характеристик и некоторых физиологических особенностей человека при создании рабочего
места.
Слайд 84. Технико-эстетическая совместимость
Технико-эстетическая совместимость состоит в творческой и эстетической
удовлетворенности человека от процесса труда как совокупности физических и интеллектуальных
сил с элементами творческой целенаправленности.
Слайд 95. Информационная совместимость
Информационная совместимость означает соответствие возможностям человека по
приему и переработке потока закодированной информации и эффективному положению управляющих
воздействий в системе.
Слайд 10Схема рефлекторной дуги:
1 – энергия раздражителя Е (сигнал, информация)
2 –
рецептор
3 – нервные волокна
4 – центральная нервная система (ЦНС)
5 –
нервные волокна
6 – исполнительный орган
7 – путь безусловного рефлекса
8 – обратная связь
Слайд 11Рецепторы - структурные нервные образования, являющиеся датчиками системы восприятия внешних
воздействий (окончания чувствительных нервных волокон, способные возбуждаться при действии раздражителя).
Слайд 12Классификация рецепторов
по характеру ощущений:
Зрительные;
Слуховые;
Обонятельные;
Осязательные рецепторы;
Рецепторы боли;
Рецепторы положения тела в пространстве.
Слайд 13Классификация рецепторов
По способности к адаптации после длительного воздействия:
быстро адаптирующиеся (например,
барорецепторы);
медленно адаптирующиеся рецепторы (фоторецепторы).
Слайд 14Классификация рецепторов
безусловные (врожденные, наследственно передающиеся). Например, сокращение мышц конечностей, раздражаемых
электрическим током, теплотой или химическими веществами, вызывает реакцию удаления конечности
от раздражителя.
условные рефлексы - формируются на основе приобретенного опыта при длительном воздействии раздражителя.
Слайд 16Нервная система человека:
центральная нервная система (ЦНС), включающая головной и спинной
мозг;
периферическая (ПНС), которую составляют нервные волокна и узлы, лежащие вне
ЦНС.
Нервная система функционирует при помощи рефлексов.
Рефлекс - любая ответная реакция организма на раздражение из окружающей или внутренней среды, осуществляющаяся с участием ЦНС.
Слайд 17Защитные функции организма (преимущественно двигательные), реализуются:
через мозг и его
память (бессознательное мышление)
сознательное мышление осуществляется, когда не найдено адекватной
программы реакции на сигнал (прежде всего проявляя стереотипность мышления).
Память человека:
долговременная память – объем 1021 бит,
кратковременная память (оперативная) - емкость 50 бит.
Слайд 18Процесс сознательного поиска решения очень медленный, для обычной жизни малопригодный.
В экстремальных быстроразвивающихся ситуациях вероятность того, что человек найдет нужное
решение в процессе мышления, очень мала.
Основной путь подготовки человека к действиям в конкретных защитных ситуациях состоит в постоянном обучении и тренировке с целью перевода действий на уровень стереотипов.
Слайд 19Стереотип — это устойчиво сформировавшаяся в прежнем осознанном опыте рефлекторная
дуга, выводимая в пограничную зону «сознание—подсознание».
Процесс принятия решения является многовариантным,
в том числе и содержащим ошибки.
Любая деятельность человека несет в себе потенциальную опасность, так как вероятность неправильного решения всегда существует.
Слайд 20Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека:
«Реакция человека на внешние
раздражения может быть ошибочной и сопровождаться антропогенно-техногенными опасностями»
Слайд 21 Антропогенно-техногенные опасности могут возникать из-за :
принятия неправильного решения
(непреднамеренно);
нарушения трудоспособности и здоровья работающего
сознательных действий человека
Слайд 22Серьезную угрозу возникновения антропогенно-техногенных опасностей представляет внезапное или преднамеренное (из-за
применения алкоголя, наркотиков или других токсикантов) нарушение трудоспособности и здоровья
работающих и, прежде всего, операторов технических систем.
В последние годы эти угрозы значительно возростают.
Слайд 23Антропогенно-техногенные опасности, возникающие в результате сознательных действий человека:
терроризм,
военные конфликты,
сознательное нарушение
правил поведения и т. п.
Происхождение таких опасностей во многом
носит целевой характер и всегда связано с планируемой деятельностью отдельных личностей или группировок, а уровень опасностей, как правило, является крайне высоким.