Слайд 1АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
1-й трети XX в.
Слайд 2ПРОТОФУНКЦИОНАЛИЗМ
(«прогрессивная архитектура»)
Слайд 3Адольф Лоос
(1870 —1933) — выдающийся австрийский и чехословацкий архитектор
и теоретик архитектуры, критик стиля модерн в европейской архитектуре XX
века. Работа «Орнамент и преступление"- критика модерна и в частности юнгендстиля. Сыграл значительную роль в становлении интернационального стиля.
1887-88 Адольф Лоос посещает профессиональную школу (строительно-техническое отделение) в богемском Либереце. 1890-93 — учится в Высшей технической школе в Дрездене, но не заканчивает её. 1893-96 — едет на Всемирную выставку в Чикаго и остаётся в США на 3 года. Живёт в Сент-Луисе, Филадельфии, Чикаго и Нью-Йорке. Пробует себя в различных профессиях, но не в архитектуре. Возвращается в Вену через Лондон и Париж.
1896 — начинает в Вене работать архитектором в строительной фирме Карла Майредера. 1912 — открытие собственной архитектурной школы, закрытой в 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны. 1920-22 — возобновление работы его архитектурной школы.
В мае 1921 г. Лоос занимает должность главного архитектора при управлении строительства Вены. Делает планировку районов Лайнц (1821), Хойберг (1923) и Хирштеттен (1921)
Слайд 4Дом Штейнера в Вене,
Австрия, 1910 г.
Арх.А.Лоос
Слайд 9Петер Беренс
(1868 —1940) — один из основоположников современной промышленной
архитектуры и дизайна.
Пройдя обучение в Карлсруэ и Дюссельдорфе, Беренс
в 1891—1899 гг. обосновался в Мюнхене, где влился в ряды Сецессиона. Его произведения тех лет тяготеют к югендстилю, композиционно сохраняя при этом геометрическую чёткость. В 1901 г. спроектировал собственный дом в Дармштадтской художественной колонии, вместе со всей мебелью и аксессуарами.
В 1903 году он становится директором Художественно-промышленной школы в Дюссельдорфе и занимал эту должность до 1907 года.
С 1907 года он — художественный консультант фирмы АЕГ в Берлине. Именно тогда он показал себя создателем Промышленного дизайна и промышленной архитектуры. Из его мастерской в Берлине вышли Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус. В 1907 г. Беренс принял предложение стать советником концерна «AEG» и впервые в истории провёл его полный «ребрендинг», спроектировав в едином стиле не только заводские и офисные здания, но и точки розничной продажи, офисную мебель, рекламные щиты, продукцию, упаковку. Отстаивал принципы функционализма, а также использование современных материалов — стекла и стали.
В последующие десятилетия Беренс проектировал преимущественно заводские и фабричные здания (в Берлине, 1909-12; Риге, 1912-14 (Два корпуса завода «Унион» — ныне ВЭФ, совместно с Ф. Шеффелем и Ф. Зейберлихом); Оберхаузене, 1921-25; Хёхсте, 1925-26; Линце, 1932-36). В 1922-36 гг. возглавлял Школу архитектуры при Венской академии художеств.
Слайд 10Турбинный цех завода АЭГ в Берлине,
1909 г. Арх.П.Беренс
Слайд 14Продукция концерна AEG. Дизайн - П.Беренс
Слайд 15Фабрика «Фагус» в Алфилде,
Германия, 1910-1911 гг.
Арх.В.Гропиус
Слайд 18Зал Столетия в Бреслау,
Польша, 1912-1913 гг.
Инж.М.Берг
Слайд 24Жилой дом на улице Франклина в Париже,
Франция, 1903 г.
Арх.О.Перре
Первый
жилой дом из железобетона
Слайд 28Церковь Богоматери в Ле Ренси
1922-1923 гг. Арх.О.Перре
Слайд 31Ангар в Орли,
Франция, 1916-1924 гг.
Инж.Э.Фрейсине
Слайд 35Функционализм – рационалистическое направление в архитектуре 1920-х гг, утверждающее главенство
практических функций, жизненных потребностей в определении как планов, так и
форм сооружений.
Слайд 36Вальтер Адольф Георг Гропиус
(1883 —1969) — немецкий архитектор, учредитель
Баухауса. Творческое кредо: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей
цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым».
В 1903 г. поступает учиться на архитектора в Мюнхене, позднее продолжает учёбу в Берлине. В 1907 г. Гропиус приступил к работе в мастерской П.Беренса. В 1910 г. начинает самостоятельную деятельность в качестве дизайнера и архитектора. Как дизайнер он проектирует внутреннее оборудование, обои, серийную мебель, автокузова и тепловоз. Его первой значительной архитектурной работой стало здание обувной фабрики «Фагус», которую он проектировал вместе с А.Мейером. Это фабричное здание может считаться отправной точкой в его дальнейшей деятельности по развитию архитектуры из стекла и стали, позже названной «архитектурой модернизма».
Для выставки Немецкого союза ремесленных предприятий (1914 г., Кёльн), Гропиус с Мейером строят «Образцовую фабрику», которая позже также оказала значительное виляние на современную архитектуру. Особенностью этого строения являются круглые застеклённые башни лестниц, которые позднее, в 1920-х гг, стали популярным художественным элементом у Эриха Мендельсона в его универсальных магазинах.
Слайд 37После Первой мировой войны Гропиус становится основателем «Баухауса». Гропиус занимает
должность директора сначала в Веймаре до 1926 г. и после
этого в Дессау. В 1928 г. он передает пост швейцарскому градостроителю Майеру.
С 1926 г. Гропиус интенсивно занимается жилищным массовым строительством, решением градостроительных и социальных проблем, выступает за рационализацию строительства. Он выполняет многочисленные проекты жилых домов: посёлок Дессау-Тёртен (в 1926—1931 гг.), Даммершток (в 1928—1929 гг.), жилой квартал в берлинском районе Сименсштадт (1929/30 гг.) и проекте «Береговая застройка озера Ванзее» в Берлине (1930/31 гг.).
В 1934 г. после нападок национал-социалистов на Баухаус, называвших его «церковью марксизма», Гропиус эмигрирует в Англию, а в 1937 г. переезжает в Кембридж в США, где работает профессором архитектуры в «Graduate School of Design» Гарвардского университета.
В 1946 г. Гропиус основывает группу «The Architects Collaborative, Inc.» (TAC). Результат работы этой группы — Образовательный центр Гарвардского университета в Кембридже (1949/50 гг.).
В последние годы жизни Гропиус возвращается в Берлин, где проектирует девятиэтажный жилой квартал в районе Ганзы в 1957 г. в рамках строительной выставки «Интербау». Вогнутый южный фасад и открытый первый этаж считается типичным примером так называемого позднего модерна. В 1963 г. Гропиус удостаивается звания почётного доктора Свободного университета Берлина.
Слайд 38Гравюра на дереве Лайонела Фейнингера с изображением готического собора с
сияющими звездами украсила фронтиспис «Манифеста Баухауза». Собор с тремя шпилями
символизировал единство архитектуры, живописи и скульптуры. Гропиус писал: «Нет границ между ремеслом, скульптурой или живописью, они и есть здание. Давайте вместе создадим это здание будущего, где все будет слито в единой форме: архитектура, скульптура, и живопись».
Слайд 39Принципиальная схема обучения (автор В.Гропиус).
Наружное кольцо – полугодовой вводный
курс, в ходе которого студенты изучали основные закономерности формы, цвета
и знакомились с различными материалами в начальных мастерских (одна из самых важных инноваций в Баухаузе).
Второй и третий круг – 3-хлетний курс, в течение которого студенты продолжали учебу в производственных мастерских. Подробно изучались различные материалы: камень, металл, дерево, текстиль, стекло и глина, а так же осваивались законы, правила, технологии и приемы работы с материалами через изучение инструментов и конструкций. Производственные мастерские стали «сердцем» нового образования в Баухаузе. Именно там ученики получали профессиональную специализацию в той или иной области, работая с ведущим художником-проектировщиком («мастером формы»).
Центр – проектирование. По плану Гропиуса, студенты, сдавшие экзамен после обучения в мастерских, могли переходить непосредственно к изучению архитектуры. Но даже во времена директорства Гропиуса эта идея оказалась нежизнеспособной. Баухауз прежде всего оставался школой декоративного искусства и дизайна.
Слайд 43
Йоханнес Иттен - один из самых влиятельных, среди первых
приглашенных Гропиусом преподавателей. Его вводный курс знакомил студентов с фундаментальными
свойствами форм, их пластикой и средствами выразительности, закладывал основу системы художественного образования.
Иттен считал, что степень воздействия произведения искусства определяется не только выразительностью композиции вещи, но и тем состоянием, в котором художник его создавал. Главное в своих занятиях со студентами он видел в эмоционально-чувственном воспитании, умении контролировать себя и свои движения, творческую энергию.
Каждое занятие начиналось с медитации, концентрации внимания, дыхательных упражнений и расслабления. «Тренировка тела как инструмента духа очень важна для творческих личностей», — был уверен Иттен.
Слайд 44Цикл упражнений 1921 - 1922 годов начинался с дыхательной зарядки
и тренировки моторики: студенты выполняли круговые, зигзагообразные и волнообразные движения
рук.
Одно из частых заданий, композиции углем на больших листах бумаги, делалось с закрытыми глазами. Студенты также осваивали навыки рисования обеими руками.
Слайд 45Излюбленное задание Иттена - графические контрасты. Тема контраста формулировалась письменно.
Например: право – лево, свет – тьма, линия - пятно
и т.д. Затем начинался поиск графического выражения того или иного типа контрастов, с использованием заданных форм.
Цикл упражнений был посвящен объемным композициям и рельефам. Студенты учились пониманию объемной формы, позитива и негатива поверхности, выполняя построение рельефа из разнородных фактур и материалов. Затем на основе этих натюрмортов студенты выполняли рисунки в различной технике.
Слайд 46Отдельный цикл упражнений был связан с основной триадой цветов (красный,
желтый, синий) и с основными геометрическими формами.
Слайд 47В 1922 году Гропиус впервые выдвинул требования, которым должны были
соответствовать все объекты, производимые в мастерских: все предметы конструируются из
минимума элементов, каждая деталь должна выполняться в различных вариациях. Подобный подход был призван облегчить промышленное производство вещей.
Предметы, отвечающие всем этим требованиям, в наши дни стали иконами стиля, образцом функционального дизайна. Среди них: стул Марселя Брейера и заварочный чайник Марианны Брандт.
Слайд 48Обстановка директорского кабинета Гропиуса, (1924 г.), была собрана из уникальных
объектов дизайна нового стиля. Интерьер стал гимном квадрату: с помощью
разделения пространства и съемного потолка удалось превратить вытянутую комнату в куб со сторонами по 5 метров. Люстра, составлена из трех люминесцентных трубок. Дизайн ковра, сотканного по рисунку Клее, нарочито прямоугольной мебели (выполненной по проектам Гропиуса, Альберса и Брейера) и других предметов интерьера, включал в себя мотив квадрата.
Слайд 50Здание школы «Баухауз» в Дессау,
Германия, 1925-1926 гг.
Арх.В.Гропиус
Слайд 62Выставочный проект здания редакции газеты «Чикаго Трибьюн»,
США, 1924 гг.
Арх.В.Гропиус
Слайд 63Людвиг Мис ван дер Роэ
(1886 —1969) — немецкий архитектор-модернист,
ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской
архитектуры в XX веке.
С 1900 по 1902 г. учился в ремесленной школе, затем работал каменотёсом в семейном предприятии, после чего устроился на работу в мастерскую Бруно Пауля в Берлине. В 1908 г. перешел в мастерскую Петера Беренса, где проработал до 1912 г. Под влиянием Беренса выработался его «универсальный» подход к проектированию зданий. Заметное влияние на него оказали конструктивизм и нидерландская школа De Stijl. С 1912 по 1930 г. Мис работает как независимый архитектор в Берлине.
В 1927 г. Роэ руководит Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генплан образцового посёлка Вайсенхоф. Основным его вкладом в проект стал трёхэтажный жилой дом, отличавшийся от стандартных домов линейной застройки тем, что внутри него можно было образовывать квартиры разного размера и формы. Кухни и ванные комнаты помещались в фиксированном ядре квартиры, а все остальное пространство делилось подвижными перегородками («свободная планировка»).
В 1929 г. Роэ возглавляет строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне.
Слайд 64В 1930 году Мис ван дер Роэ строит виллу Тугендгат
в Брно, в которой продолжает развивать идеи, заложенные в павильоне
Германии, но применительно к жилому дому. Построенная на уклоне, вилла спроектирована на двух уровнях и разделена на четыре функциональные зоны, причём свободный план используется только в светской зоне. Освобожденные от нагрузки стеклянные стены автоматически убираются, объединяя тем самым интерьер с окружающим ландшафтом. В интерьере снова широко используется полированный оникс. Вилла Тугендхата считается венцом немецкого периода творчества Миса ван дер Роэ. Для виллы Тугендхата Мис ван дер Роэ также спроектировал коллекцию мебели «Брно».
С 1930 по 1933 г. Мис по просьбе его друга и конкурента Вальтера Гропиуса становится директором школы Баухауз.
В 1938 г. Мис ван дер Роэ уезжает в США, не желая оставаться в нацистской Германии. Мис становится натурализованным гражданином США. Обосновавшись в Чикаго, архитектор вскоре получает приглашение возглавить Иллинойсский технологический институт.
(продолжение см. НЕОФУНКЦИОНАЛИЗМ)
Слайд 65Павильон Германии
на Международной выставке в Барселоне,
Испания, 1929 г.
Арх.Мис ван
дер Роэ
Слайд 76Дома в Крефельде,
1928-1932 гг.
Арх.Мис ван дер Роэ
Слайд 82Вилла Тугендгат в Брно
1928-1930 гг. Арх. Мис ван дер Роэ
Слайд 88Ле Корбюзье
(настоящее имя Шарль Эдуар Жаннере-Гри, 1887—1965) — французский
архитектор швейцарского происхождения, пионер модернизма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник
и дизайнер.
Ле Корбюзье — один из наиболее значимых архитекторов XX века. Достиг известности благодаря своим постройкам, всегда самобытно оригинальным, а также талантливому перу писателя-публициста. Здания по его проектам можно обнаружить в разных странах — в Швейцарии, Франции, США, Аргентине, Японии, России.
Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье — объёмы-блоки, поднятые над землёй; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы; «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады; шероховатые неотделанные поверхности бетона; свободные пространства этажей. Бывшие некогда принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас все эти приемы стали привычными чертами современного строительства.
Необыкновенную популярность творчества Ле Корбюзье можно объяснить универсальностью его подхода, социальной наполненностью предложений. Нельзя не отметить его заслуги и в том, что он открыл глаза архитекторам на свободные формы. В большой степени именно под впечатлением его проектов и построек произошёл сдвиг в сознании архитекторов, в результате чего свободные формы в архитектуре стали применять гораздо шире и с гораздо большей непринуждённостью, чем раньше.
Слайд 89В 13 лет поступает в Школу искусств в Шо-де-Фоне, где
учится декоративно-прикладному искусству. С момента поступления начинает самостоятельно заниматься ювелирным
делом.
Свой первый архитектурный проект предпринял в неполных 18 лет, с помощью профессионального архитектора. Это был жилой дом для гравёра Луи Фалле. На заработанные деньги совершил образовательную поездку по Италии и странам Австро-Венгрии. Около полугода находился в Вене, где был занят двумя проектами жилых домов для Шо-де-Фона, изучал архитектуру сецессиона. Увидев рисунки, сделанные Жаннере в путешествии, Йозеф Гофман предложил ему работать у него в мастерской, от чего тот отказался, полагая, что сецессион уже не отвечает современным задачам. Путешествие завершилось в Париже, где Жаннере провёл более 2-х лет, работая стажёром-чертёжником в бюро архитекторов Огюста и Густава Перре (1908—1910), новаторов, пропагандировавших недавно открытый железобетон. В 1910-м полгода стажируется в мастерской Петера Беренса. Позже с целью самообразования предпринял путешествие на Восток (1911) — по Греции, Балканам и Малой Азии.
Возвратившись на родину, стал работать преподавателем в Школе искусств. В 1914 г. открыл свою архитектурную мастерскую. В Шо-де-Фон им спроектировано несколько зданий, в основном жилые дома, в частности, построенная для родителей вилла (1912). Заказ местного часового магната вилла Швоб (1916—1917), по словам самого Корбюзье, была первым проектом, в котором он почувствовал себя архитектором в полной мере.
В этот же период создал и запатентовал весьма существенный для его творческой биографии проект Дом-Ино (1914). В нём предугаданы возможности строительства из крупноразмерных сборных элементов, что по тем временам было новаторским шагом. Концепцию Дом-Ино Корбюзье реализовал позже во многих своих постройках.
Слайд 90В Париже работает архитектором-консультантом в «Обществе по применению армированного бетона»
Макса Дюбуа. За время работы в нём (апрель 1917 —
январь 1919), он выполнил довольно много проектов, в основном технических сооружений. Закладывает фабрику по производству строительных изделий в г.Альфортвиль и становится её директором. В Париже повстречал Амеде Озанфана, художника, который познакомил его с современной живописью. Знакомится с Браком, Пикассо, Грисом, Липшицем. Под влиянием этих знакомств Жаннере сам начинает активно заниматься живописью,
которая становится его второй профессией. Вместе с Озанфаном они устраивают совместные выставки своих картин. В 1919 году Жаннере и Озанфан, начинают выпускать философско-художественный журнал «Эспри Нуво» ("Новый дух"). Архитектурный отдел в нём ведёт Жаннере, подписывая свои статьи псевдонимом «Ле Корбюзье». В журнале «Эспри Нуво» впервые опубликованы «Пять отправных точек современной архитектуры» Ле Корбюзье, своеобразный свод правил новейшей архитектуры.
В 1922 году открывает своё архитектурное бюро в Париже. В 20-е годы Жаннере спроектировал и построил несколько богатых вилл, создавших ему имя. Это постройки яркого модернистского стиля; их совершенно новая и даже вызывающая для своего времени эстетика заставила говорить о Корбюзье как о новом лидере европейского архитектурного авангарда. Главные из них — вилла Ла Роша/Жаннере (1924), вилла Штейн в Гарш (1927), вилла Савой в Пуасси (1929). Характерные особенности этих построек — простые геометрические формы, белые гладкие фасады, горизонтальные окна, использование внутреннего каркаса из железобетона. Отличает их также новаторское использование внутреннего пространства — так называемый «свободный план».
Слайд 91Для выставки «Осенний Салон» 1922 г. представил макет «Современного города
на 3 млн жителей», в котором предлагалось новое видение города
будущего. Впоследствии этот проект был преобразован в «План Вуазен» (1925) — развитое предложение по радикальной реконструкции Парижа.
В этом и других подобных проектах — это планы для Буэнос-Айреса (1930), Антверпена (1932), Рио-де-Жанейро (1936), «План Обюс» для Алжира (1931) — Ле Корбюзье развивал совершенно новые градостроительные концепции. Общая их суть в том, чтобы посредством новых планировочных методов повысить комфорт проживания в городах, создать в них зелёные зоны (концепция «зеленого города»), современную сеть транспортных магистралей — и всё это при значительном увеличении высоты зданий и плотности населения.
В 1924 г. в пригороде Пессак под Бордо был возведен городок «Современные дома Фруже».
На Международной выставке 1925 г. в Париже по проекту Корбюзье выстроен павильон «Эспри Нуво».
К началу 1930-х гг. имя Ле Корбюзье становится широко известным, к нему начинают поступать крупные заказы. В 1928 г. участвует в конкурсе на здание Наркомлегпрома (Центросоюз) в Москве. Центросоюз явился совершенно новым примером решения современного делового здания. В связи со строительством Ле Корбюзье неоднократно приезжал в Москву — в 1928, 1929, в начале 1930-х. Участвовал в международном конкурсе на здание Дворца Советов для Москвы (1931).
Слайд 92университет, Бостон, Чикаго, Мэдисон, Филадельфия, опять Нью-Йорк, Колумбийский университет. В
1936 г. вновь совершает подобную поездку, теперь уже в Южную
Америку. В Рио-де-Жанейро принимает участие в разработке проекта здания Министерства просвещения и образования (арх. Л. Коста и О. Нимейер). По его инициативе на высотном офисном блоке этого комплекса было применено сплошное остекление, а также наружные солнцезащитные жалюзи-солнцерезы.
Ле Корбюзье был одним из основателей международных конгрессов CIAM — съездов современных архитекторов, объединённых идеей обновления архитектуры. Первый конгресс состоялся в Ла Сарраз, Швейцария, в 1928 г. Градостроительные концепции Корбюзье легли в основу «Афинской хартии», принятой на IV Международном конгрессе в Афинах, 1933. Теоретические взгляды Корбюзье изложены в книгах «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925), «Лучезарный город» (1935).
В 1940 г. мастерская Корбюзье была закрыта. В 1942 г. совершил официальную поездку в Алжир, в связи с градостроительным проектом города Алжир. Вернувшись в Париж, ввиду отсутствия заказов, занимался теорией, рисовал, писал книги. К этому времени относится начало разработки «Модулора» — системы гармонических пропорций. Им было основано научно-исследовательское общество «Ascoral» (Ассамблея строителей ради обновления архитектуры). (продолжение см. НЕОФУНКЦИОНАЛИЗМ)
Архитектурным открытием был и построенный в 1930—1932 гг. Швейцарский павильон в Париже — общежитие швейцарских студентов на территории Интернационального студенческого городка. Его оригинальность в новизне композиции, наиболее неожиданным моментом которой были открытые опоры-колонны первого этажа, необычные по форме, эффектно сдвинутые к продольной оси здания.
В 1935 г. Ле Корбюзье посещает Соединенные Штаты, с лекциями совершает турне по городам страны: Нью-Йорк, Йельский
Слайд 94Проект реконструкции Парижа (план Вуазен),
Франция, 1925 г.
Арх.Ле Корбюзье
Слайд 99Проект сборных серийных домов с каркасной системой
(«Дом-Ино») . Арх.
Ле Корбюзье
Слайд 100Посёлок «Современные дома Фруже»,
1924 г. Арх. Ле Корбюзье
Слайд 105Выставочный павильон «Эспри Нуво» в Париже,
Франция, 1925 г.
Арх.Ле Корбюзье
Слайд 119Вилла в Гарше,
Франция, 1927 г.
Арх.Ле Корбюзье
Слайд 120Вилла Савой в Пуасси,
Франция, 1928 г.
Арх.Ле Корбюзье
Слайд 134Швейцарский павильон
в Париже, 1930-1932 гг.
Арх. Ле Корбюзье
Слайд 136Неопластицизм – нидерландский вариант функционализма, представленный работами творческой группы «Де
Стиль», которая стремилась противопоставить миру хаоса некую абстрактную гармонию.
Слайд 137Геррит Томас Ритвельд
(1888 —1964) — нидерландский дизайнер мебели и
архитектор, участник художественной группы «Де Стиль». Один из создателей стиля
неопластицизм.
С детства работал в мастерской отца-плотника. В 1904 г. поступил чертёжником к ювелиру Бегееру, у которого работал 9 лет. Параллельно посещал вечерние курсы под руководством архитектора Клаархамера. В 1917 году Ритвельд открыл собственную мебельную мастерскую.
В 1918 году знакомится с Т.ван Дусбургом, П.Мондрианом и другими молодыми художниками, которые все вместе станут известны как «Де Стиль». Их стиль оказался близок воззрениям Ритвельда: они использовали простейшие конструкции из горизонтальных и вертикальных элементов и минимальную палитру цветов — основные (красный, жёлтый, синий) с добавлением чёрного и белого. В том же году создал одно из самых известных своих произведений — красно-синий стул. Позже стул экспонировался на выставке Баухауса.
В 1928 г. стал одним из 28 учредителей на Международном конгрессе современной архитектуры Ле Корбюзье. 1930-е гг. были менее продуктивны. Одним из известных творений того времени стал стул «Зигзаг», состоявший из четырёх плоскостей, соприкасавшихся друг с другом под разными углами (1932—1934). После войны Ритвельд преподавал в Роттердаме, а затем в Гааге.
В 1954 г. Ритвельд оформил нидерландский павильон на Венецианской биеннале, затем реализовал несколько проектов в Нидерландах. В 1963 г. избирается почётным членом Союза архитекторов Нидерландов, а в следующем году получает почётную докторскую степень в Делфтском техническом университете. Последним его крупным проектом стал музей Ван Гога. Строительство здания в 1973 году завершили его партнёры по архитектурной студии ван Диллен и ван Трихт.
Слайд 139Особняк художницы Шредер в Утрехте,
Нидерланды, 1923-1924 гг.
Арх.Г.Ритвельд
Слайд 148Якобус Йоханнес Питер Ауд
(1890—1963) — нидерландский архитектор и теоретик архитектуры,
один из главных представителей функционализма в архитектуре.
Учился на архитектурных
факультетах университетов в Делфте и Амстердаме у Петруса Губерта Кийперса и у Теодора Фишера в Мюнхене. В 1914 г. обосновывается в Лейдене, где знакомится с Тео ван Дусбургом.
В 1917—1921 гг. Якобус Ауд член группы «Стиль»(De Stijl), сотрудничает с ван Дусбургом, публикуя в его художественном журнале «De Stijl» статьи по современной архитектуре (в 1917—1920 гг.).
С 1918 по 1933 г. занимает должность городского архитектора Роттердама. Кварталы спроектированных зданий для этого города и его окрестностей принесли Ауду международную известность и сделали одним из ведущих архитекторов так называемого «интернационального стиля».
В 1954 году Якобусу Ауду присваивается звание почётного доктора архитектуры при Делфтском техническом университете.
Слайд 149Жилые дома в посёлке Хук ван Холланд,
Нидерланды, 1924-1927 гг.
Арх.Я.Ауд
Слайд 155Ратуша в Хильверсуме,
Нидерланды, 1928 г.
Арх.В.Дудок
Слайд 159Универмаг в Роттердаме,
Нидерланды, 1929-1930 гг.
Арх.В.Дудок
Слайд 164Фабрика «Ван Нелле» в Роттердаме,
Нидерланды, 1926-1930 гг.
Арх.А.Бринкман, Ц.ван дер Флюг
Слайд 177Алвар Хуго Хенрик Аалто
(3 февраля 1898 — 11 мая
1976) — финский архитектор и дизайнер, «отец модернизма» в Северной
Европе, один из основоположников современного дизайна.
Он сочетал черты двух направлений: органической архитектуры и функционализма. До сих пор его здания, которые сохранились в США и многих странах Европы, отличаются простотой, но в тоже время оригинальной формой. Первым постройкам автора присущи четкие геометрические очертания. Аалто совмещал на первый взгляд несовместимые вещи, используя чисто природные материалы (камень, дерево) вместе с искусственно-созданными (стекло, железобетон). Архитектор также любил экспериментировать с формой. При всем этом постройки Аалто всегда искусно вписываются в окружающую их среду.
(подробнее см. ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА)
Слайд 178Санаторий в Паймио,
Финляндия, 1929-1933 гг.
Арх.А.Аалто
Слайд 189Библиотека в Выборге,
1927-1934 гг. Арх.А.Аалто
Слайд 199Жилой комплекс
«Карл-Маркс-Хоф»,
Австрия, 1926-1930 гг.
Арх.К.Эн
Слайд 202Экспрессионизм – направление в изобразительном искусстве и архитектуре, которое является
противоположностью функционализма. Экспрессионизм передавал тревожное мироощущение, присущее периодам социальных кризисов
и волнений. Его отличают поиски способов выражения экспрессивности, ориентация на активную пластику форм.
Слайд 203Эрих Мендельсон
(1887 — 1953) — немецкий архитектор, экспрессионист (в
1920-х гг.) и функционалист — в более поздних работах.
Учился в
Высших технических школах в Шарлоттенбурге и Высшей технической школе в Мюнхене (1907-11 гг.). В 1911-44 гг. сблизился с группой В. Кандинского «Синий всадник» (1911—1914). В 1919 г. вместе с Мис ван дер Роэ, Гропиусом и Беренсом организовал «Ноябрьскую группу». Тогда же открывает мастерскую в Берлине. Первые же работы — башня Эйнштейна в Потсдаме (1917-21 гг.), универмаги Шоккена в Штутгарте (1926 г.), Нюрнберге и Хемнице (1926-29 гг.) обеспечили архитектору общественное внимание.
Экспрессионистский модернизм отражается и в проекте трикотажной фабрики «Красное знамя» в Ленинграде (1925), и в конкурсном проекте Дворца Советов в Москве (1932). Мендельсон побывал в Голландии, и здесь на него произвело впечатление творчество архитекторов-экспрессионистов. По возвращении в Германию, он построил здание шляпной фабрики в Луккенвальде (1921-23 гг.). Изучение конструктивных особенностей материалов нашло отражение в проектах универмагов, построенных в Бреслау, Штутгарте, Хемнице и Берлине (1927-31 гг.).
В 1933 г. он бежал из нацистской Германии, жил в Великобритании (1933—1934 гг. и 1939—1941 гг.), в Эрец-Исраэль (1934—1939), с 1941 г. — в США. Проекты Мендельсона в Эрец-Исраэль хорошо отвечают условиям климата и особенностям рельефа и органично вписываются в окружающую среду. Они составили важную веху в становлении израильской архитектуры.
Из американских проектов выделяются больница им.Маймонида в Сан-Франциско (1948), синагогальный центр в Сент-Луисе (1950), а также синагоги в Вашингтоне, Балтиморе и Сент-Поле. В США Мендельсон много преподавал: в 1941—1945 гг. в Колумбийском, Йельском, Гарвардском и Мичиганском университетах, с 1947 г. — в Калифорнийском университете.
Слайд 204Эскизы промышленных зданий,
Арх.Э.Мендельсон, нач. 1920-х гг.
Слайд 207Астрофизическая лаборатория
в Потсдаме
(«Башня Эйнштейна»)
Германия, 1919-1921 гг.
Арх.Э.Мендельсон
Слайд 215Кинотеатр «Универсум»
Берлин, 1926-1928 гг.
Арх. Э.Мендельсон
Слайд 217«Чилехаус» в Гамбурге,
Германия, 1919 г.
Арх.Г.Пельциг
Слайд 222«Гётеанум» в Дорнахе
1923-1928 гг. Арх. Р.Штайнер
Слайд 226Мишель де Клерк
(1884 —1923) — нидерландский архитектор, один из
основоположников архитектурного движения ХХ века, известного как «Амстердамская школа».
Несмотря на
множество разработанных де Клерком нерядовых проектов зданий, очень немногие из них были воплощены в камне. Одним из наиболее известных зданий, построенных по проектам де Клерка, является комплекс «Схип» («Корабль»), расположенный в районе Спарндаммербюрт Амстердама.
Его проект «Eigen Haard Estates» в Амстердаме (1913—1920) является великолепным примером теплого, гуманистического похода к решению сложных архитектурных проблем.
За пределами Амстердама де Клерком был построен универсальный магазин «Бейенкорф» в Гааге (совместно с Крамером и ван дер Меем).
Слайд 227Комплекс «Корабль»,
Амстердам, 1917-1921 гг.
Арх.М. де Клерк
Слайд 231Церковь Грундтвига в Копенгагене
1921-1926 гг. Арх. Педер Клинт.