Слайд 2Откуда же это слово – «бал»?
Слово «бал» пришло к нам
из французского и происходит из латинского глагола «ballare», который означает
«танцевать».
Слайд 3Бал - это торжественное мероприятие, которое, подобно обряду, имеет свой
церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и
роскошным. Поэтому, чтобы сохранить изысканность и восхитительность, необходимо соблюдать правила бального этикета.
Слайд 6Где же проходили наши балы?
Балы проходили в огромных и великолепных
залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых
свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках .В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках.
Слайд 9На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные
пляски, польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей.
Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода.
Слайд 12Бал глазами писателей.(1)
По сложившейся в России традиции не принято было
устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших
постов, Особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в "Горе от ума" А.С. Грибоедова:
..съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.
И в другом месте:
Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста
И летом праздники на даче.
В стихотворении Боратынского «Бал» видим:
Глухая полночь. Строем длинным, осеребренные луной,
Стоят кареты на Тверской пред домом пышным и старинным.
Пылает тысячью огней обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей; гул танца с гулом разговоров.
В роскошных перьях и цветах, с улыбкой мертвой на устах,
Обыкновенной рамой бала старушки светские сидят
И на блестящий вихорь зала, с тупым вниманием глядят.
Слайд 15К ужину подавали ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных
рыб и дорогие вина со всего света.
Слайд 18В особых комнатах курили, играли в карты, шахматы и шашки.
Слайд 21На подобных же торжествах чаще всего проходили светские дебюты молодых
людей и девушек, которых только начинали выводить в свет.
Слайд 24В XIX веке бал превратился в образ жизни, сочетая в
себе клуб, салон мод, брачную контору и игру.
Слайд 26Бал глазами писателей.(2)
Бал часть расписания молодого человека. Пушкин описывает день
Онегина, который после театра едет на бал.
Вошел. Полна народу зала;
музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята; кругом и шум, и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры; По их пленительным следам
Летают пламенные взоры.
Слайд 27Первый танец –Полонез.
Бал открывался полонезом , польским танцем. Этот порядок долго оставался в
России. В 1858г. Теофиль Готье так описывал бал , посещенный им в
Зимнем дворце: «В России балы при дворе открываются полонезом . Это не танец, а нечто вроде процессии, имеющей свой ярко выраженный колорит…».
Все блестит: цветы, кенкеты и алмаз, и бирюза,
Люстры, звезды, эполеты, серьги, перстни и браслеты,
Кудри, фразы и глаза.
Все в движенье: воздух, люди, блонды, локоны и груди
И достойные венца ножки с тайным их обетом,
И страстями, и корсетом изнуренные сердца.
Слайд 28Вальс и Мазурка
Вальс — танец романтический и безумный: партнер обхватывает
даму за талию и кружит ее по зале. Только русские
исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».
Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет.
Слайд 29Мазурка и Вальс
Мазурка, писал А. С. Пушкин:
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел
мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали
рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный; чета мелькает за четой.
Кружатся дамы молодые, не чувствуют себя самих;
Драгими камнями у них горят уборы головные;
По их плечам полунагим златые локоны мелькают;
Одежды легкие, как дым, их легкий стан обозначают.
Слайд 30Справа – Вальс; слева – Мазурка.
Слайд 31 Некоторые правила бала
Для балов составлялись и рассылались приглашения ,за
две-три недели ,причём приглашённые обязательно должны были дать ответ ,смогут
ли они принять участие или нет. Приглашение было лаконичным, указывалось только время и место. Приняв приглашение ,и мужчина ,и женщина брали на себя обязательство танцевать. Отказываться от танцев, а также выказывать недовольство или дать понять партнёру ,что танцуешь с ним по необходимости ,считалось признаком дурного тона.
Показывать на балу ,что вы не в духе или чем-то недовольны ,неуместно и невежливо по отношению к веселящимся.
Слайд 32На балах действовала культура приглашения на танец.Дама ,отправляясь на бал,
брала с собой бальную книжечку-агенд,куда напротив списка танцев вписывала имена
кавалеров. Книжечки прикреплялись к поясу платья и служили подспорьем для памяти-дать обещание двум кавалерам на один танец могло привести к дуэли между претендентами,поэтому в подобной ситуации дама пропускала танец.
Слайд 33Последний танец – Котильон.
В конце бала исполняли французский танец котильон.
Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом
танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.
Слайд 34Украшение головы.
Одна из красивых причесок на бал 19 века.
Слайд 35Кончаются утехи.
Около девяти часов вечера на балу в частном доме
накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и
сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.
Слайд 36Последнее слово.
Бал был элементом культуры 19 века. Но его можно
рассматривать и как явление социальной жизни общества. Эти воспоминания, дневниковые
записи помогают правильно понять художественное произведение, восстановить сложную систему отношений эпохи, в которой жил Пушкин и его современники.
Слайд 37Спасибо за внимание
Работа Житлухина Владислава