Слайд 1«Менеджмент знань»
Knowledge Management (KM)
для студентів 5 курсу спеціальності СШІ, ОКР
“магістр”, “спеціаліст”
2013/2014 н.р.
Лекція № 1
Тема: Введення у дисципліну.
Базові поняття Knowledge
Management
лектор к.т.н., доц. Рябова Н.В.; пз, лб – к.т.н.,ст. викл. Чапланова О.Б.
ХНУРЕ, каф. Штучного інтелекту
ai@kture.kharkov.ua
Слайд 2Менеджмент знаний – дисциплина цикла профессиональной и практической подготовки магистров
и специалистов специальности «Системы искусственного интеллекта»
Общая характеристика дисциплины
Слайд 3КМ. Объем и виды занятий
Общий объем дисциплины: 180 ч. =
6 ECTS;
Аудиторная нагрузка - 60ч. (маг), 84ч.(спец):
Лекции 36 часов;
Практические занятия
16 ч. (спец);
Лабораторные занятия 12ч. (маг), 20ч. (спец);
Консультации 12ч.;
Самостоятельная работа студентов – 120ч. (маг), 96ч. (спец);
Курсовой проект;
Два расчетно-графических задания (РГЗ);
Три контрольных точки
Экзамен модульный.
Слайд 4Содержание дисциплины.
Основные разделы
Основные понятия КМ. КМ как совокупность процессов.
Теория и
технологии разработки систем КМ.
Основные подходы к решению задач КМ в
Web-пространстве
Слайд 5Литература
Tiwana A. The Knowledge Management Toolkit: orchestrating IT, Strategy, and
Knowledge Platforms. – Prentice Hall PTR, 2002.- 388 p.;
Dacota
M., Obrst L., Smith K. The Semantic Web. A Guide to the Future of XML, Web Services and Knowledge Management. – Wiley Publishing Inc., 2003. – 305 p.;
Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем.- СПб.: Питер, 2000.- 384 с.;
Приобретение знаний: Пер. с япон. / Под ред. С. Осуги, Ю. Саэки.- М.: Мир, 1990.- 304 с.;
Башмаков А.И., Башмаков И.А. Интеллектуальные информационные технологии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 304 с.
Слайд 6Книги по курсу
Knowledge Management Toolkit, The: Orchestrating IT, Strategy,
and Knowledge Platforms
Amrit Tiwana, Prentice Hall. 2003
Слайд 7Методическое обеспечение
Методические указания к практическим и лабораторным занятиям
Методические указания
для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Менеджмент знаний» для студентов
специальности 8.05010104, 7.05010104 - «Системы искусственного интеллекта». – ХНУРЭ, 2013. (Электронный вариант).
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Менеджмент знаний» для студентов специальности 8.05010104, 7.05010104 - «Системы искусственного интеллекта». – ХНУРЭ, 2013. (Электронный вариант).
Комплект слайд-лекций по дисциплине «Менеджмент знаний» для студентов специальности 8.05010104, 7.05010104 - «Системы искусственного интеллекта». – ХНУРЭ, 2013. (Электронный вариант).
Слайд 8Интернет-источники
http://bigc.ru/ сайт компании Бизнес Инжиниринг Групп
http://kmtec.ru/ сайт Центра компетенций по
технологиям менеджмента на основе знаний
http://www.management.com.ua/ Интернет-портал Менеджмент.com.ua
http://aitopics.org/topic/knowledge-management site AI
Topics
http://www.unc.edu/~sunnyliu/inls258/Introduction_to_Knowledge_Management.html
http://www.ejkm.com/ Electronic Journal of Knowledge Management
Слайд 9Менеджмент знаний (МнЗ, или Менеджмент на основе знаний) – целенаправленная
организация деятельности всей компании, где знания рассматриваются, как главный стратегический
фактор успеха.
Управление знаниями (УЗ) – это совокупность процессов и технологий для выявления, создания, распространения, обработки, хранения и предоставления для использования знаний внутри предприятия.
Терминология
Слайд 10Knowledge Management - КМ (управление знаниями) - новая область менеджмента,
сфокусированная на процессах и людях, вовлеченных в создание, распространение и
оценку знаний, необходимых для реализации бизнес-стратегий предприятия
Определение МнЗ
Слайд 11Люди обладают знаниями, но не распространяют их в коллективе;
Мы
не знаем, что нам известно;
Неизвестно, кто чем занят;
Происходит
потеря опыта;
Очевиден потенциал для принятия более оптимальных решений.
Признаки необходимости
внедрения МнЗ
Слайд 13реально доступные;
потенциально доступные.
Также у компании есть "слепые пятна"
в знаниях.
Знания, которыми располагает компания, делятся на:
Слайд 15Организация обмена знаниями внутри персонала компании, направленная на оптимизацию выполнения
бизнес-процессов.
Поиск информации о ранее неизвестных областях знаний, локализация самих
знаний и их добавление к известной информации.
Идентификация "слепых пятен"
Внедрение средств автоматизации, таких как
навигация,
базы знаний,
фильтры,
добыча данных (data mining)
для организации обмена знаниями
Эффективный KM
Слайд 16Оптимизация процесса принятия решений и самих решений
Восстановление корпоративного опыта
Увеличение инноваций
Превращение информации в знания
Добыча знаний
Результаты внедрения
KM
Слайд 18Добытые знания подвергаются структуризации.
Организуется их "доставка" к менеджерам и
персоналу компании.
Знания при этом воспринимают как ресурс и обеспечение
ими налаживается по принципу just-in-time, принятому для организации производственного процесса в снабжении ресурсами.
Параллельно, на разных уровнях менеджмента знания используются для выполнения тактических и стратегических целей, и, в целом, - миссии компании.
Что делать с извлеченными
знаниями?
Слайд 19Обнаружение, извлечение, «добыча знаний»
(Knowledge Discovery)
«Добыча» знаний происходит с использованием:
средств
менеджмента,
организационных структур,
информационных технологий,
специальных систем познания - когнитивных
систем (cognitive systems) .
Процесс добычи знаний направлен на исследование существующих и создание новых знаний с целью их последующего сохранения и использования в обучении, решении проблем и принятии решений.
Слайд 20Когнитивные системы (cognitive systems)
Когнитивные системы есть системы познания.
Такой
системой может быть человек, группа людей, организация, компьютер, или комбинация
этих компонентов.
За право называться первичной, подлинной системой познания конкурируют следующие объяснения этого понятия :
Слайд 21Человек. "В книгах, базах данных, программах нет знаний, в них
находится только информация.
Знание всегда содержится в человеке, поддерживается человеком,
создается, приумножается, улучшается человеком, применяется человеком, переходит от одного человека к другому в ходе обучения, наконец, используется человеком правильно или ошибочно"
Когнитивные системы (1)
Слайд 22Организация. Именно в организации, как в системе, потребляется и производится
знание.
Основной ресурс организации - способность познавать и распространять знание.
Сторонник этой точки зрения Де Гейс (DeGeus) в 1988 году заявил, что условием процветания организаций в двадцать первом столетии будет наличие эффективной системы познания, способной предвидеть изменения в окружающей среде и становящейся все более опытной с течением времени.
Сходную идею высказал в 1989 году Страта (Strata) - стоимость знания вскоре станет единственным конкурентным преимуществом, особенно в быстро развивающихся и информационных отраслях.
Когнитивные системы (2)
Слайд 23Искусственный интеллект.
Системы познания - это компьютерные системы, которые могут
получать, хранить и использовать знание. Обычно такие компьютерные системы принято
называть системами искусственного интеллекта (AI, artificial intelligence).
Некоторые ученые считают, что системы AI должны быть неотличимы от человека (т. е. проходить тест Тьюринга), другие полагают, что это ограничение несущественно и системы AI просто должны оптимально использовать любые методы познания и любые возможности компьютера в процессе познания.
Когнитивные системы (3)
Слайд 24Человек и компьютер. В комбинации человек-компьютер в качестве системы познания
ограничительным компонентом остается компьютерная составляющая.
Однако, по сравнению с чисто компьютерной
системой, основной акцент в комбинированной системе делается на объединении возможностей человека и компьютера в единое целое с помощью интеллектуального интерфейса.
Когнитивные системы (4)
Слайд 25Усилия по добыче данных завершаются объединением и структуризацией полученной информации.
Практическим воплощением этих действий можно назвать как результат уборки на
заваленном бумагами рабочем столе, когда все бумаги раскладываются по тематическому, временному или какому-то иному признаку в соответствующие папки, или организацию досье, картотеки (по алфавиту или по теме).
Организация доступа
к знаниям
Слайд 26Эти способы вполне приемлемы для небольших объемов информации и управления
персональным документооборотом сотрудника.
Однако, на уровне рабочих групп, подразделений или
организации, решить проблему доступа к документам и заключенной в них информации наиболее эффективно позволяют компьютерные технологии доступа к данным и тем эффективнее, чем больше в организации информации в числах - статистики, финансовых данных, отчетов, или чем лучше информация структурирована.
Организация доступа
к знаниям (1)
Слайд 27В оценке инноваций в области автоматизации действуют приблизительные и вероятностные
методы. Известны такие афоризмы как:
"нельзя автоматизировать хаос",
"если автоматизировать
хаос, то получится автоматизированный хаос",
"автоматизация как ремонт, - по определению не имеет конца ".
Инновации в области
автоматизации
Слайд 28Заключенный в них смысл выдает противоречие между менеджерами и компьютерщиками.
Если менеджеры управляют людьми и бизнес-процессами, оценивают технологии как средство
достижения тех или иных целей, то компьютерщики ориентированы преимущественно на технологии, на функционирование программного и аппаратного обеспечения, и воспринимают пользователей как источник проблем для работы программ и техники.
Инновации в области
автоматизации (1)
Слайд 29Компьютерные технологии, изначально созданные для ускорения типовых математических вычислений, сегодня
служат основой для систем автоматизации, основная задача которых - превращение
индивидуальных знаний, опыта, навыков в технологию, применение которой доступно всем.
Эволюция систем
автоматизации
Слайд 30Концепции, поддерживаемые
современными системами автоматизации