Разделы презентаций


Бережливое производство История вопроса

Содержание

Цитата:…»« ……

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Бережливое производство
История вопроса

Бережливое производствоИстория вопроса

Слайд 3Цитата:
…»
« …

Цитата:…»« ……

Слайд 4СЕБЕСТОИМОСТЬ (С/С)
ПРИБЫЛЬ
ЦЕНА ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ
2018 год
2025 год
ЦЕНА РЫНОЧНАЯ
Р
% от С/С
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ –

получение прибыли, достаточной для решения задач социально-экономического развития предприятия

СЕБЕСТОИМОСТЬ (С/С)ПРИБЫЛЬЦЕНА ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ2018 год2025 годЦЕНА РЫНОЧНАЯР% от С/ССТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ – получение прибыли, достаточной для решения задач социально-экономического

Слайд 6« …
…»

« ……»

Слайд 7БЕРЕЖЛИВОСТЬ НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ВЫЖИВАНИЯ
АДЛЕР Ю. П., ШПЕР В.

Л.
Предисловие к книге Джеймса П. Вумека и Дэниеля Т. Джонса
"Бережливое

производство. Как избавиться от потерь
и добиться процветания вашей компании"

«Все было спокойно. Шло начало 80-х годов уже прошедшего века. Ничто не предвещало бури. Автомобильные заводы "Большой тройки" исправно снабжали США, а за одно и остальной мир "лучшими в мире" легковыми автомобилями. Конечно, машины иногда ломались, они ломались даже гораздо чаще, чем хотелось. Но ведь это же сложная техника. Разве кто-нибудь еще в мире умеет делать их лучше?

А буря все-таки случилась. Она пришла из Японии. Именно оттуда на американский внутренний рынок стремительно вторглись японские легковые машины. Сначала они появились незаметно и не вызвали беспокойства у американских производителей. Японские машины стоили дороже своих американских аналогов. Да и кто, кроме снобов, станет покупать этого "кота в мешке". Но цены медленно, но неуклонно, снижались, а репутация машин быстро росла: эти странные машины не хотели ломаться. Ни призывы к срочному проявлению патриотизма и поддержке отечественного производителя, ни рефлекторные попытки ввести на всякий случай протекционистские меры (от которых, к счастью, вовремя отказались), не помогали. Небывалая часть внутреннего "пирога" досталась чужакам.

Возник наш любимый вопрос: "Что делать?" В поисках ответа американские автомобилестроители решили исследовать причины такого развития событий. Для этого они создали фонд и организовали исследовательский проект в рамках "Международной программы "Автомобили"" Массачусетского Технологического Института, во главе которого стали Джеймс Вумек и Дэниель Джонс…»

БЕРЕЖЛИВОСТЬ НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ВЫЖИВАНИЯАДЛЕР Ю. П., ШПЕР В. Л.Предисловие к книге Джеймса П. Вумека и

Слайд 8США:
1985 год – старт проекта по исследованию причин «японского чуда»

5

лет – длительность проекта (тщательно исследован практически весь мировой автомобильный

рынок, его "перекопали" вдоль и поперек)

5 млн. долларов потрачено на исследования

1990 год - в процессе такого глобального поиска родился термин, который мы теперь переводим термином «бережливое производство» (автор - Джон Крафчик, предложивший этот термин сначала в промежуточном отчете проекта, а затем и в печати)
США:1985 год – старт проекта по исследованию причин «японского чуда»5 лет – длительность проекта (тщательно исследован практически

Слайд 9Выводы авторов отчета:
дело заключается ни больше ни меньше, как в

смене экономической формации, в переходе к новой экономической эпохе, которая

началась в Японии, но, неизбежно, охватит весь мир;

если уходящую эпоху определить как "время массового производства", то новая - это "время бережливого производства»;

для перехода к новому типу производства предстоит изменить по крайней мере две вещи, которые на самом деле очень трудно поддаются переменам: МЕНЕДЖМЕНТ и МЕНТАЛЬНОСТЬ

Выводы авторов отчета:дело заключается ни больше ни меньше, как в смене экономической формации, в переходе к новой

Слайд 10Новое время имеет особенности, среди которых выделяются:

• командная работа;

• интенсивный открытый обмен

информацией;

• эффективное использование ресурсов и исключение потерь;

• непрерывное совершенствование.

Новое время имеет особенности, среди которых выделяются:•	командная работа;•	интенсивный открытый обмен информацией;•	эффективное использование ресурсов и исключение потерь; •	непрерывное

Слайд 11"Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но

это было уже в веках, бывших прежде нас".
Екклесиаст. Глава 1,

стих 10

Слайд 12Стало очевидным СЕЙЧАС, все основные методы и идеи бережливого производства

были изложены ещё Г. Фордом в его автобиографических книгах, за

исключением одной МАЛЕНЬКОЙ ДЕТАЛИ. Не было понимания, ЧТО:

речь идет о совершенно иной культуре организации;
речь идет о принципиально ином стиле менеджмента;
речь идет о новом стиле мышления как среди высших, так и среди низших слоев организации.

Как раз эта маленькая деталь и содержалась в работе Джеймса Вумека и Дэниеля Джонса.
Стало очевидным СЕЙЧАС, все основные методы и идеи бережливого производства были изложены ещё Г. Фордом в его

Слайд 13Ясно, почему этого понимания не случилось вплоть до последнего десятилетия

20-го века: мир был просто ещё не готов к этому:

ещё

не произошел переход от рынка изготовителя к рынку потребителя;

ещё не возникла концепция качества в широком смысле этого слова;

ещё не возникла потребность в системном подходе к организациям;

ещё не стала очевидной решающая роль человеческого фактора в любой организации.
Ясно, почему этого понимания не случилось вплоть до последнего десятилетия 20-го века: мир был просто ещё не

Слайд 14«… Другими словами, реализовав идеи Форда фирма Toyota опередила человечество

лет этак на пятьдесят, и остальному миру потребовалось прочесть сначала

работы Маслоу, МакГрегора, Друкера, Акоффа, Шухарта, Деминга, Джурана, Голдратта, Сенге, Каплана и Нортона и многих других, прежде чем менеджеры стали проникаться идеями бережливого производства …»
«… Другими словами, реализовав идеи Форда фирма Toyota опередила человечество лет этак на пятьдесят, и остальному миру

Слайд 15Чем привлекательны идеи и методы бережливого производства?

Позволяют трансформировать промышленность без

особо серьезных вложений (не всегда, но часто):

не надо закупать новое

дорогостоящее оборудование;

не надо переходить на новые материалы и технологии;

не надо компьютеризировать производство и внедрять дорогостоящие ERP-системы и т.д.
Чем привлекательны идеи и методы бережливого производства?Позволяют трансформировать промышленность без особо серьезных вложений (не всегда, но часто):не

Слайд 16Надо всего лишь изменить:

культуру управления предприятием;

систему взаимоотношений между различными уровнями

и подразделениями предприятия;

систему ценностной ориентации сотрудников и их взаимоотношения.

К сожалению,

вот это "всего лишь" сделать труднее, чем найти деньги на закупку той или иной "железки".
Надо всего лишь изменить:культуру управления предприятием;систему взаимоотношений между различными уровнями и подразделениями предприятия;систему ценностной ориентации сотрудников и

Слайд 17
Философия КАЙДЗЕН
- наша жизнь в целом (трудовая, общественная и

частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение.

Сущность КАЙДЗЕН очень проста: НЕПРЕРЫВНЫЙ

ПРОЦЕСС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Kaizen Institute AG, его филиалы и лица, владеющие патентом, имеют исключительное право на использование понятий кайдзен® и гемба кайдзен® в качестве торговых марок, зарегистрированных в крупнейших государствах мира.

Философия КАЙДЗЕН - наша жизнь в целом (трудовая, общественная и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение.Сущность

Слайд 19Россия по производительности труда отстает

от Германии в 4-6 раз

от

стран ЕЭС в среднем в 2 раза
По материалам рабочей

группы по развитию и внедрению технологий бережливого
производства на российских промышленных предприятиях при Минпромторге РФ
Россия по производительности труда отстаетот Германии в 4-6 раз от стран ЕЭС в среднем в 2 раза

Слайд 20
«Вы не обязаны совершенствоваться.
Выживание – дело добровольное»
Уильям Эдвардс Деминг

«Вы не обязаны совершенствоваться.Выживание – дело добровольное»Уильям Эдвардс Деминг

Слайд 21«Легендарная книга, которая, выйдя в 1986 году на английском языке,

дала западным предпринимателям и экономистам, напуганным постоянным наступлением японских компаний,

ответ в отношении главного секрета успеха последних».
«Легендарная книга, которая, выйдя в 1986 году на английском языке, дала западным предпринимателям и экономистам, напуганным постоянным

Слайд 23Причины совершенствования
Современные потребители становятся все более и более требовательными и

даже, откровенно говоря, избалованными.
Если какая-то организация не совершенствуется, то будьте

уверены в том, что этим активно занимаются ее конкуренты.

Уровень показателей большинства процессов имеет тенденцию к снижению со временем, если его не поддерживать.

Причины совершенствованияСовременные потребители становятся все более и более требовательными и даже, откровенно говоря, избалованными.Если какая-то организация не

Слайд 24Непрерывное улучшение - КАЙДЗЕН
Кайдзен(Kaizen) – процесс непрерывного планомерного улучшения малыми

шагами. От яп. Kai – изменение, Zen – к лучшему.

Основные

принципы Кайдзен.
1.Постоянные плановые улучшения.
2.Ежедневная деятельность.
3.Небольшие изменения.
4.Изменения не требующие больших затрат.
5.Организационная культура.
6.Здравый смысл.
7.Всеобщее вовлечение.
Непрерывное улучшение - КАЙДЗЕНКайдзен(Kaizen) – процесс непрерывного планомерного улучшения малыми шагами. От яп. Kai – изменение, Zen

Слайд 25Кайдзен является противоположностью инновациям –
скачкообразному развитию, требующему серьезных затрат. Но

он их не отрицает!
Постоянное улучшение

Кайдзен является противоположностью инновациям –скачкообразному развитию, требующему серьезных затрат. Но он их не отрицает!Постоянное улучшение

Слайд 26Основные принципы улучшения производства
Отбросьте стереотипы.
Думайте о том, что нужно сделать,

чтобы метод сработал, а не о том, почему он не

сработает.
Не принимайте отговорки.
Не стремитесь к идеалу. Если вы реализуете задуманное на 50%, но сразу – это отличный показатель.
Исправляйте ошибки на месте.
Не тратьте много средств на улучшения.
Относитесь к проблемам как к возможности что-то улучшить.
Чтобы выяснить первопричину проблемы, задайте вопрос «почему?» как минимум пять раз.
Учтите: один – хорошо, а вдесятером лучше.
Помните, что совершенству нет предела.
Основные принципы улучшения производстваОтбросьте стереотипы.Думайте о том, что нужно сделать, чтобы метод сработал, а не о том,

Слайд 27Основные элементы концепции КАЙДЗЕН:

Кайдзен и менеджмент.
Процесс, а не результат.
Следуй циклам

PDCA/SDCA.
Качество – прежде всего.
Говори, используя данные.
Следующий процесс – это потребитель.
Общее

и главное во всех элементах концепции КАЙДЗЕН - это ПРОЦЕСС.
Отсюда вывод: ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД – единый базовый принцип СМБП и СМК.
Основные элементы концепции КАЙДЗЕН:Кайдзен и менеджмент.Процесс, а не результат.Следуй циклам PDCA/SDCA.Качество – прежде всего.Говори, используя данные.Следующий процесс

Слайд 28Базовые идеи КАЙДЗЕН
Кайдзен – это улучшение:
направленное на реализацию стратегии предприятия;
ориентированное

на достижение определенного желаемого состояния;
лучшее на сегодняшний день из всех

возможных улучшений.
Базовые идеи КАЙДЗЕНКайдзен – это улучшение:направленное на реализацию стратегии предприятия;ориентированное на достижение определенного желаемого состояния;лучшее на сегодняшний

Слайд 29КАЙДЗЕН и менеджмент
Две главные ФУНУКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА – это ПОДДЕРЖАНИЕ и

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ПОДДЕРЖАНИЕ – сохранение текущих технологических, управленческих и организационных стандартов благодаря

обучению и дисциплине;
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ – улучшение действующих стандартов.

Поддержание

Совершенствование

Рабочие

Мастера

Менеджмент среднего звена

Высший менеджмент

Распределение функций с точки зрения японского менеджмента (1)

КАЙДЗЕН и менеджментДве главные ФУНУКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА – это ПОДДЕРЖАНИЕ и СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕПОДДЕРЖАНИЕ – сохранение текущих технологических, управленческих и

Слайд 30СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ – это КАЙДЗЕН и инновации
Поддержание
Кайдзен
Инновации
Рабочие
Мастера
Менеджмент среднего звена
Высший менеджмент
Распределение функций

с точки зрения японского менеджмента (2)
Поддержание
Инновации
Рабочие
Мастера
Менеджмент среднего звена
Высший менеджмент
Распределение функций

с точки зрения западного менеджмента
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ – это КАЙДЗЕН и инновацииПоддержаниеКайдзенИнновацииРабочиеМастераМенеджмент среднего звенаВысший менеджментРаспределение функций с точки зрения японского менеджмента (2)ПоддержаниеИнновацииРабочиеМастераМенеджмент среднего

Слайд 31Иногда в индустрии высоких технологий:
Это компании, которые внезапно появляются, бурно

развиваются и столь же быстро исчезают, когда их первый успех

идет на убыль или меняется ситуация на рынке

Поддержание

Инновации

Рабочие

Мастера

Менеджмент среднего звена

Высший менеджмент

Распределение функций при ориентации на инновации

Худшие компании – это те, что сосредоточены исключительно на поддержании и не видят внутренних стимулов для кайдзен или инноваций. Конкуренция и изменение условий рынка вынуждают их менеджмент к изменениям, но при этом он не представляет себе, в каком направлении надо идти.

Иногда в индустрии высоких технологий:Это компании, которые внезапно появляются, бурно развиваются и столь же быстро исчезают, когда

Слайд 32Кайдзен – непрерывный процесс, в котором участвую все сотрудники компании:

Кайдзен – непрерывный процесс, в котором участвую все сотрудники компании:

Слайд 33Система подачи и реализации предложений
Цель:
задействовать творческий потенциал сотрудников для

реализации стратегии предприятия
развить и осуществить желание сотрудников совершенствовать собственную деятельность

и деятельность предприятия в целом.
Система подачи и реализации предложений Цель:задействовать творческий потенциал сотрудников для реализации стратегии предприятияразвить и осуществить желание сотрудников

Слайд 34Система ПРП (подача и реализация предложений). Основные этапы развития

Система ПРП (подача и реализация предложений).  Основные этапы развития

Слайд 35На Западе вопросы TQC относятся к технической области. В Японии

– это вопросы менеджмента. Кружок контроля качества – малая группа,

которая постоянно и добровольно работает в цехе в рамках общей программы:

Саморазвитие;
Взаимное образование;
Управление процессом;
Затраты;
Производительность;
Совершенствование в пределах цеха;
Качество продукции (лишь опосредованно).
На Западе вопросы TQC относятся к технической области. В Японии – это вопросы менеджмента. Кружок контроля качества

Слайд 36Решение проблем в группах способствует

Решение проблем в группах способствует

Слайд 37Преимущества группового решения проблем

Преимущества группового решения проблем

Слайд 38Группы по решению проблем
Кружки качества (японский стиль работы в командах)
Межфункциональные

команды по улучшению качества (западноевропейский и американский стиль работы)
• разбираться

в вопросах, связанных с определением, анализом и решением проблем;
• обладать навыками совместной эффективной работы в группах;
• уметь проводить презентации полученных решений;
• осуществлять мониторинг и оценку результатов своей работы.

Существенным требованием к деятельности групп является условие подготовленности их участников:

Группы по решению проблемКружки качества (японский стиль работы в командах)Межфункциональные команды по улучшению качества (западноевропейский и американский

Слайд 39СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НА ВОСТОКЕ И ЗАПАДЕ: существует два разных подхода к

прогрессу: постепенный – кайдзен и «большими прыжками» - инновации.
На

Западе вопросы TQC относятся к технической области. В Японии – это вопросы менеджмента
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НА ВОСТОКЕ И ЗАПАДЕ: существует два разных подхода к прогрессу: постепенный – кайдзен и «большими прыжками»

Слайд 40Особенности кайдзен и инноваций

Особенности кайдзен и инноваций

Слайд 41Особенности кайдзен и инноваций

Особенности кайдзен и инноваций

Слайд 42«Один из привлекательных моментов кайдзен заключается в том, что при

этом далеко не всегда требуются новейшее техническое оснащение и самая

современная технология… Часто достаточно просто здравого смысла».

Масааки Имаи

«Один из привлекательных моментов кайдзен заключается в том, что при этом далеко не всегда требуются новейшее техническое

Слайд 43«В действительности, нет такой вещи, как неизменное постоянство. Любая система

начинает деградировать с момента ее создания… Иными словами, надо постоянно

прилагать усилия даже для поддержания статус-кво.
Если этого не делать, упадок неизбежен».

Масааки Имаи

«В действительности, нет такой вещи, как неизменное постоянство. Любая система начинает деградировать с момента ее создания… Иными

Слайд 44Время
Инновации
Что должно быть
(стандарт)
Что есть
Что должно быть
(стандарт)
Что есть
Расчет исключительно на инновации

ВремяИнновацииЧто должно быть(стандарт)Что естьЧто должно быть(стандарт)Что естьРасчет исключительно на инновации

Слайд 45Время
Инновации
Новый стандарт
Инновации
Кайдзен
Инновации плюс кайдзен
Кайдзен
Новый стандарт

ВремяИнновацииНовый стандартИнновацииКайдзенИнновации плюс кайдзенКайдзенНовый стандарт

Слайд 46Процесс, а не результат
Для того, чтобы улучшить результаты, надо улучшать

процессы.

Сбой в достижении запланированных результатов указывает на сбой в процессе.

Менеджмент

должен идентифицировать и исправлять процессные ошибки.

Техническая инспекция входного сырья и продукции на выходе не позволяют повысить качество продукции . Качество необходимо встраивать в процесс.
Процесс, а не результатДля того, чтобы улучшить результаты, надо улучшать процессы.Сбой в достижении запланированных результатов указывает на

Слайд 47«Контроль качества начинался с выявления дефектов после завершения производственного процесса,

как «посмертный» контроль. Само собой разумеется, как бы много сил

это ни требовало, оно далеко не всегда ведет к повышению качества.

Единственный путь — совершенствование производственного процесса. Игры с цифрами не могут изменить положение к лучшему. Именно поэтому контроль качества, который начинался с проверки готовой продукции, вернулся в фазу встраивания качества в производственный процесс на этапе его разработки».

(А каковы текущие цели АО в области качества? Игра с цифрами?)

«Контроль качества начинался с выявления дефектов после завершения производственного процесса, как «посмертный» контроль. Само собой разумеется, как

Слайд 48Проблема – основа развития
Кайдзен начинается с проблемы, или, точнее, с

признания, что она существует. Там, где ее нет, отсутствует потенциал

для совершенствования.
Масааки Имаи «Кайдзен: успеху японских компаний»

В концепции кайдзен проблема – это:
- то, что доставляет неудобство следующим за нами людям – любому человеку, участвующему далее в процессе, в конечном счете, заказчику;
- разрыв между идеальным и реальным состоянием.

Проблема – основа развитияКайдзен начинается с проблемы, или, точнее, с признания, что она существует. Там, где ее

Слайд 49Мы не знаем о проблеме, но можем изучить ее, описать

и углубиться в нее
Мы не знаем совсем ничего о причинах

возникновения проблемы и о мерах, которые необходимо предпринять для ее устранения

ВИДИМАЯ ЧАСТЬ

Очевидная (или видимая) проблема на самом деле только часть ее. Существует еще и невидимая ее часть, которую не так уж сложно обнаружить и изучить, гораздо тяжелее выявить корни проблемы, т. е. причины ее возникновения.

НЕВИДИМАЯ ЧАСТЬ

КОРНИ ПРОБЛЕМЫ

Определение проблемы

Мы не знаем о проблеме, но можем изучить ее, описать и углубиться в нееМы не знаем совсем

Слайд 50Пять «почему?»
Уделяя первоочередное внимание данным и процессам, а не результатам,

TQC поощряет людей обращаться в поисках причин проблем к предыдущему

процессу в производственной линии. Совершенствование требует, чтобы мы всегда знали, что поступит с предыдущего процесса. Те, кто решают производственные проблемы, задают вопрос «почему?» не единожды, а пять раз. Часто первый ответ не выявляет коренной причины проблемы. Задавая вопрос «почему» несколько раз, можно выявить цепочку обстоятельств, одно из которых, как правило, и будет ключевым.

Тайити Оно, бывший вице-президент Toyota Motor, однажды привел следующий пример выявления действительной причины остановки станка.
Вопрос 1: Почему остановился станок?
Ответ 1: Потому что из-за перегрузки сгорел предохранитель.
Вопрос 2: Почему возникла перегрузка?
Ответ 2: Потому что смазка подшипника была недостаточной.

Пять «почему?»Уделяя первоочередное внимание данным и процессам, а не результатам, TQC поощряет людей обращаться в поисках причин

Слайд 51
Вопрос 3: Почему смазка была недостаточной?
Ответ 3: Из-за неисправности смазочного

насоса.
Вопрос 4: Почему неисправен насос?
Ответ 4: Потому что износилась его

ось.
Вопрос 5: Почему она износилась?
Ответ 5: Потому что в смазке встречаются загрязняющие примеси.

Повторив почему пять раз, удалось выявить настоящую причину, а следовательно принять правильное решение: оснастить смазочный насос фильтром. Если бы рабочие не задали все перечисленные вопросы, оно, скорее всего, ограничились бы промежуточной контрмерой, заменив предохранитель.

Вопрос 3: Почему смазка была недостаточной?Ответ 3: Из-за неисправности смазочного насоса.Вопрос 4: Почему неисправен насос?Ответ 4: Потому

Слайд 52Процесс решения проблемы

Процесс решения проблемы

Слайд 53Кайдзен и система предложений
Все сотрудники вовлечены в кайдзен через систему

предложений по совершенствованию.

Число предложений, поданных рабочими, расценивается как важный критерий

оценки эффективности деятельности их мастеров.

Японский менеджмент способствует подаче рядовыми сотрудниками огромного числа предложений и не жалеет сил на их рассмотрение.

О числе поданных предложений извещает доска объявлений, расположенная на участке.

Каждое внедренное новшество ведет к пересмотру стандарта.

Из интервью председателя Toyota Motor Эйдзи Тоеда: «Для японских рабочих характерно то, что они работают не только руками, но и головой. Наши рабочие вносят 1,5 миллиона предложений в год, и 95 процентов из них находят практическое применение. Стремление к совершенству на Toyota столь велико, что ощутимо почти физически в атмосфере, царящей у нас».
Кайдзен и система предложенийВсе сотрудники вовлечены в кайдзен через систему предложений по совершенствованию.Число предложений, поданных рабочими, расценивается

Слайд 54ГЕМБА и менеджмент

ГЕМБА и менеджмент

Слайд 59Три главных действия кайдзен обязательны для построения бережливой, эффективной и успешной

системы:


СТАНДАРТИЗАЦИЯ

СИСТЕМА 5S

УСТРАНЕНИЕ ПОТЕРЬ

Три главных действия кайдзен обязательны для построения бережливой, эффективной и успешной системы:СТАНДАРТИЗАЦИЯСИСТЕМА 5SУСТРАНЕНИЕ ПОТЕРЬ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика