Слайд 1БУ ВО «Череповецкий центр ППМСП»
Технологии введения норм межличностного общения в
новой образовательной ситуации
педагог-психолог
Н.В. Секретарева
2020г.
Слайд 2Пандемия… Самоизоляция… Кризис…
Кризис - состояние человека
при блокировании его
целенаправленной
жизнедеятельности в
определенный момент
развития личности
Кризисной называют ситуацию,
когда человек
сталкивается с препятствием
в реализации важных жизненных целей и
не может справиться с этой ситуацией
с помощью привычных средств.
Слайд 3Фазы проживания кризиса
Фаза «Дезориентация и переживание»
Проявление: неопределенность ситуации тягостна. Внимание концентрируется
на внутренних переживаниях, чувство растерянности, оглушенности, временами чувства как будто
пропадают, человек чувствует себя выключенным из ситуации, тревога, чувство угрозы, страх. В поведении могут проявляться «оцепенение», пассивность или возбуждение и дезорганизованность.
Причины: измененные условия жизнедеятельности, физический дискомфорт. Ограничение личного пространства, сенсорной, двигательной и коммуникативной активности. Привычные установки, способы жизнедеятельности ограничены или невозможны. В результате вынужденной смены среды появляется неконтролируемый интенсивный поток нового опыта, который сложно освоить. Дезориентация, непонимание смысла нового опыта. Нередко отмечаются сложности в самоорганизации труда, учебы: прокрастинация, снижение учебной мотивации.
Слайд 4Фазы проживания кризиса
Фаза «Психическая дестабилизация»
Проявление: эмоциональное неблагополучие. Человек испытывает эмоционально тягостное переживание
чувства несвободы, «давления среды». Возникает внутреннее сопротивление ситуации. Ощущается психологическое одиночество в
результате кризиса ожиданий и представлений о том, какой должны быть жизнь. Обостряются уже существующие или возникают новые межличностные конфликты. Отмечается выраженное снижение показателей адаптированности и продуктивности деятельности.
Причины: нарастает конфликт между старым (сформировавшимися представлениями, моделями поведения), которые человек пытается реализовывать, и новым опытом (непривычными условиями жизнедеятельности).
Слайд 5Фазы проживания кризиса
Фаза «Согласование предшествующего и
нового опыта личности»
Проявление: бесконфликтная разрядка
эмоционального напряжения, стабильность. Найден смысл в новой ситуации и новые
действенные способы справляться с жизненными задачами. Ясность, уверенность, устойчивость.
Причины: новый психологический опыт усвоен и трансформировался, в новые способы деятельности, модели поведения, выработались новые отношения личности. Произошел переход от социальных оценок ситуации к практической деятельности в новых условиях.
Слайд 6Фазы проживания кризиса
Фаза «Реадаптация или возвращение в прежнюю ситуацию жизнедеятельности
с новым психологическим и социальным опытом»
Проявление: переживания сосредоточены на ожидаемых событиях
будущего. Активное планирование будущего и переосмысление прожитого опыта.
Причины: предстоящее возвращение к обычным условиям жизнедеятельности и состоявшееся возвращение к ним.
Слайд 7Психологическая безопасность образовательной среды
Психологическая безопасность – состояние окружающей среды, свободное
от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в
личностно-доверительной общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье включеных в нее участников.
Психологическая безопасность образовательной среды – это процесс обеспечения сохранения и развития психических функций, личностного роста и социализации включенных в нее участников, максимальной реализации их способностей во взаимодействии и неразрывной связи с образовательной средой.
Слайд 8Психологическая безопасность образовательной среды
Критерии безопасности образовательной среды
Слайд 91 сентября 2020
Требования санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 (Постановление Главного санитарного
врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16
Слайд 10Условия организации безопасной образовательной среды
обеспечение эмоционального благополучия
поддержка индивидуальности и
инициативы детей
установление правил взаимодействия в разных ситуациях
эффективное применение педагогами
технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
формирование у обучающихся навыков овладения технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.
Слайд 11
Какие технологии формирования позитивного межличностного взаимодействия можно использовать в период
включения детей в новый режим обучения на разных возрастных этапах?
Слайд 12Школьники 1-5 классов
Направляющая и
объединяющая роль учителя
Слайд 13Развитие межличностного взаимодействия
младших школьников
Проведение на первой неделе сентября занятий,
направленных на знакомство детей «Давай познакомимся»
Введение необходимых правил взаимодействия
- «Правила дружбы» или «Правила взаимопомощи», предлагаемые учителем, психологом, социальным педагогом на внеурочных мероприятиях
Оформление плакатов, рабочих мобильных стендов «Наш класс», «МЫ вместе» и т.п.
Слайд 14Развитие межличностного взаимодействия
младших школьников
Проведение цикла занятий на сплочение детского
коллектива «Вместе весело шагать», «В дружбе наша сила» и т.п.
Организация
и проведение переменок между уроками с использованием игр и упражнений на снятие эмоционального напряжения, настольных игр
Организация мест отдыха в классе – «кресло размышлений», «стол творчества», «уголок уединения» с использованием арт-терапевтических методов и приемов.
Проведение игр и упражнений для снятия эмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона настроения и т.п. При необходимости организация «уголка гнева» для отработки гнева в приемлемой форме, «уголка бодрости» для детей с повышенной тревожностью.
Слайд 15Развитие межличностного взаимодействия
младших школьников
Использование приёмов организации активной деятельности детей
в классе: приемы «Эстафета», «Взаимопомощь», «Акцент на лучшее», «Ломка стереотипов»,
«Истории про себя», «Общаться по правилам».
Организация диалоговой рефлексии: приемы «Ролевая маска», «Прогнозирование развития ситуации», «Импровизация на свободную тему», «Обнажение противоречии», «Встречные вопросы».
Использование художественной литературы, кинофильмов и т.д.: приемы «Сочини конец истории», «Любимые книги товарища», «Добрые слова», «Творчество на заданную тему», «Киностудия».
Слайд 16Развитие межличностного взаимодействия
младших школьников
Работа с родителями
Проведение родительских собраний, семинаров-практикумов
по вопросам адаптации к школьному обучению «Семья и школа», «Первый
раз в первый класс» и т.п.
Информирование и создание ресурсной поддержки: ведение группы/беседы с родителями через различные мессенджеры, где представлены фотоотчеты «Наша первая неделя в школе», «Наши достижения», «Мы научились», «Праздник букваря», «Победитель недели» и т.п.
Создание онлайн-клуба для родителей
Совместные мероприятия на свежем воздухе: «Веселые старты», квесты, походы
Организация конкурсов рисунков, поделок «Моя семья», «Наши традиции», «Герб семьи» и т.п.
Слайд 18Социально-психологический климат подросткового коллектива
Правила жизни класса
Введение системы традиций и ценностей
Традиции
обратной связи
Социально-психологические тренинги на командообразование
Тренинговые занятия по развитию уверенного поведения
Слайд 19Социально-психологический климат подросткового коллектива
Выработка правил жизни класса (опрос, «мозговой штурм»,
«открытый микрофон»):
Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?
Как сделать
так, чтобы класс стал дружным?
Какие традиции есть в нашем классе?
Назови твои «можно» и «нельзя» в классе.
Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?
Введение системы традиций и ценностей
Традиции обратной связи («Ящик пожеланий», «Мое мнение»…)
Социально-психологические тренинги на командообразование («Рыцари Камелота», «Быть самостоятельным, значит быть взрослым», «Искусство жить с собой и с миром»)
Тренинговые занятия по развитию уверенного поведения
Слайд 21Технологии
Социо-игровая технология
Слайд 22Технологии
Социо-игровая технология
Игра для рабочего настроя – «Черные шнурки»,
«Тень - тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на
кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др.
Игры разминки – «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.
Игры социо - игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.
Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.
Игры на командообразование (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева) – «Талисман удачи», «Плоды добрых деревьев» и т.д., большие психологические игры М. Битяновой.
Слайд 24Литература
1.Баева И. А. Психологическая защищённость и психологическая безопасность современного человека.
Доклад на конференции «Психолог и общество: диалог о взаимодействии». Москва,
12 февраля 2008 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.web. ruscenter.ru/conf2/baeva.doc.
2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб., 2002.
3.Федосенко Е.В. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус COVID-19 //Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2020. №XXV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhizn-posle-karantina-psihologiya-smyslov-i-koronavirus-covid-19 (дата обращения: 03.07.2020).
4. Казанцева В.А. «Методы и приемы формирования культуры межличностного общения младших школьников» - "Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции, 31 августа 2014 г.: в 2 частях. Часть II / Под. общей редакцией М.Г. Петровой.- г. Белгород.. Агентство перспективных научных исследований (АПНИ)г. Белгород Издательский дом "Белгород" НИУ "БелГУ" 2014. – 17-22 с.
5. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2012, №3 4