Слайд 2Семнадцатое столетие было в Европе «золотым веком живописи». В Италии,
Голландии, Фландрии, Испании и во Франции сложились значительные художественные школы.
Среди них искусство Голландии занимает особое место. Семь северных нидерландских провинций, объединившись вокруг самой крупной из них, Голландии, одержали победу над испанцами.
Будущая республика получила государственный статус в 1609 году после заключения перемирия с Испанией.
Слайд 3Правило в Голландии бюргерство – предприимчивое, расчетливое, практичное. Оно вкладывало
капиталы в торговлю и судостроение, пролагало пути в далекие страны
Азии и Америки и основывало там колонии.
Господствующей религией в стране стал кальвинизм, наиболее радикальное направление в реформационном движении XVI–XVII веков. Кальвинистская церковь носила «республиканский» характер.
Слайд 4Ее главными особенностями было учение об абсолютном предопределении, апология предпринимательства
и профессионального успеха, требование мирского аскетизма – расчетливой буржуазной бережливости.
Страна прославилась своими естествоиспытателями, выдвинула известных юристов и историков. Сюда эмигрировал из Франции известный философ Рене Декарт, здесь сложились материалистические взгляды Спинозы. Скромнее был вклад Голландии в европейскую литературу, не было здесь крупных архитекторов и скульпторов.
Слайд 5Главные успехи выпали на долю живописцев маленькой северной страны. Она
создала яркую национальную живописную школу, которая своей тематикой, живописной манерой,
идейными устремлениями являла собой особую главу в искусстве XVII века, оставила неизгладимый след в мировой художественной культуре.
Слайд 6Голландская церковь изгнала пышный культ из своих храмов, которые не
имели священных изображений, – католические церкви были немногочисленны. Произведения искусства
предназначались главным образом для общественных светских зданий и частных жилищ, их тематика, хотя и отражала протестантскую мораль, имела светский характер. Картины на библейские и античные сюжеты воспринимались как исторические. Истинным призванием голландских художников стала станковая живопись.
Слайд 7Бытовой жанр — самое яркое и самобытное явление голландской школы,
открывшее для мирового искусства поэзию повседневной жизни частного человека. Сложился
в 1720-1730-х гг. сразу в двух разновидностях — крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Первый развивали Адриан ван Остаде (1610-85) и его школа: Исаак ван Остаде (1621-49), Ауденрогге, К. Бега, К. Дюсарт.
Бытовой жанр — самое яркое и самобытное явление голландской школы, открывшее для мирового искусства поэзию повседневной жизни человека. Сложился в 1720-1730-х гг. сразу в двух разновидностях — крестьянский и бюргерский жанр. Первый развивали Адриан ван Остаде и его школа: Исаак ван Остаде, Ауденрогге, К. Бега, К. Дюсарт.
Слайд 8Адриана ван Остаде Торговка рыбой1660-1670 г.
Слайд 9Адриан ван Остаде
10 декабря 1610, Харлем — 2 мая 1685, Харлем — нидерландский художник и гравёр.
Слайд 10Адриан ван Остаде учился у Франса Халса и работал в его манере
до 1639 г. На его дальнейшее творчество оказала манера письма Рембрандта. Остаде написал
большое количество жанровых картин малого формата и большей частью юмористического содержания, повествующих о жизни горожан и крестьян. Героями его картин становились курильщики, выпивохи, игроки, шарлатаны, танцующие, драки и тому подобное, иногда портреты. Для первого периода творчества А. ван Остаде, к которому относятся около 40 полотен, характерны чёткие, живые образы и едкий юмор.
Слайд 11Картины второго периода отличаются мастерским владением полутенями, наивностью сюжетов и мягкостью юмора.
Картины
третьего периода (в большинстве своём интерьеры с изображением людей) выделяются
тщательностью исполнения и светлыми, сияющими тонами.
Помимо картин сохранилось много акварелей, рисунков пером и гравюр Адриана ван Остаде
Слайд 12Галерея
Мужчина в окне. Картинная галерея имени К. А. Савицкого. Пенза
Мужчина,
затачивающий перо. 1660-70. Музей изобразительных искусств. Будапешт
Слайд 13Отдыхающий путник. 1671. Рейксмузей. Амстердам
Слайд 15Ян Хавикзоон Стен
ок. 1626, Лейден — до 3 февраля 1679, Лейден) —голландский живописец.
Слайд 16Ян Верме́ер
1632—1675
Нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду
с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.
«Сводница»
(1656). Считается, что персонаж, стоящий слева — сам автор.
Слайд 17Биография
О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился 31 октября 1632 года в Делфте, в
семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным
сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.
Слайд 18Галерея
«Девушка с жемчужной серёжкой» (1665)
Спящая девушка. 1656—1657. Метрополитен. Нью-Йорк
Слайд 19Натюрморт
Завтрак —изображает накрытый стол с яствами и посудой. «Живописный»
беспорядок в расположение вещей и атмосфера уютного жилого интерьера, достигнутого
передачей световоздушной среды, хранят следы присутствия человека.
Цветочный натюрморт – становится популярным благодаря традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения, а также в благоприятных природных условиях для развития цветоводства.
Ученый натюрморт - является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики Часто в натюрмортах присутствуют приемы, создающие искусный обман зрения. Это привело к возникновению особого вида натюрморта — «обманок»
Ванитас («суета-сует») – разновидность ученого натюрморта
Слайд 23 Питер КЛАС (1597/1598 – 1660).
Натюрморт. 1642.
Слайд 24Соломон ван РЕЙСДАЛ (?).
Речной пейзаж с лодкой. 1649.
Слайд 25Якоб Изакс ван РЕЙСДАЛ. Болото. 1660-е.
Слайд 26Франс ХАЛС. Регентши богадельни. 1664.
Слайд 27Франс ХАЛС. Смеющийся ребенок. 1620—1625.
Слайд 28 Франс ХАЛС.
Полоумная Варвара («Малле Баббе»).
1633—1635.
Слайд 29 Рембрандт Харменс ван РЕЙН
(1606—1669).
Автопортрет. 1629.
Слайд 30Вершиной голландского реализма, итогом живописных достижений голландской культуры XVII столетия
является творчество Рембрандта. Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—1669) родился в
Лейдене. В 1632 г. Рембрандт уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии, который, естественно, привлекал молодого художника. 30-е годы — время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописца большая заказная картина 1632 г. — групповой портрет, известный еще как «Анатомия доктора Тулпа», или «Урок анатомии».
Слайд 31РЕМБРАНДТ. Урок анатомии доктора Тульпа. 1632.
Слайд 32В 1634 г. Рембрандт женится на девушке из богатой семьи
— Саскии ван Эйленборх. Начинается самый счастливый период его жизни.
Он становится знаменитым и модным художником.
Весь этот период овеян романтикой. Ярче всего мироощущение Рембрандта этих лет передает известный «Автопортрет с Саскией на коленях» (около 1636). Откровенной радостью жизни, ликованием пронизано все полотно.
Слайд 3440—50-е годы — это пора творческой зрелости. Он часто в
этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому.
Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. Обратившись к картине в 40-е годы, художник усилил эмоциональное состояние.
Слайд 36В эти же 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься
графикой, прежде всего офортом. Офорты Рембрандта — это в основном
библейские и евангельские сюжеты, но в рисунке, как истинно голландский художник, он часто обращается и к жанру. На рубеже раннего периода творчества художника и его творческой зрелости предстает перед нами одно из самых знаменитых его живописных произведений, известное как «Ночной дозор» (1642) — групповой портрет стрелковой роты капитана Баннинга Кока.
Слайд 37РЕМБРАНДТ. Ночной дозор (Выступление стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока).
1642.
Слайд 38В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Он выбирает для
трактовки наиболее лирические, поэтичные стороны человеческого бытия, то человеческое, которое
извечно, всечеловечно: материнскую любовь, сострадание. Наибольший материал ему дает Священное Писание, а из него — сцены жизни святого семейства, Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство».
Слайд 39РЕМБРАНДТ.
Святое семейство.
1645.
Слайд 40РЕМБРАНДТ. Возвращение блудного сына. Середина 1660-х гг.
Слайд 41Последние 16 лет — наиболее трагические годы жизни Рембрандта; он
разорен, не имеет никаких заказов. Но эти годы полны потрясающей
по силе творческой активности, в результате которой созданы живописные образы, исключительные по монументальности характеров и одухотворенности, произведения глубоко философские. Даже небольшие по размеру произведения Рембрандта этих лет создают впечатление необыкновенного величия и истинной монументальности. Цвет приобретает звучность и интенсивность. Его краски как будто излучают свет. Портреты позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 30-х и даже 40-х годов. Эти предельно простые (поясные или поколенные) изображения людей, близких художнику своим внутренним строем. Наибольшей тонкости характеристик Рембрандт достиг в автопортретах, которых дошло до нас около ста. Завершающим в истории группового портрета было изображение Рембрандтом старейшин цеха суконщиков — так называемые «Синдики» (1662), где скупыми средствами Рембрандт создал живые и вместе с тем разные человеческие типы, но главное, сумел передать ощущение духовного союза, взаимопонимания и взаимосвязей людей.
Слайд 43В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы —
фламандскую и голландскую — в связи с разделением самих Нидерландов
в результате революции на две части. Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства. Сюжеты из Священного Писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты — основные жанры искусства Фландрии XVII в. В нем смешались черты и испанские, и итальянского Возрождения с собственно нидерландскими традициями. А в итоге сложилось фламандское искусство барокко, по-национальному жизнерадостное, эмоционально-приподнятое, материально-чувственное, пышное в своих изобильных формах. Фламандское барокко мало проявило себя в архитектуре.
Слайд 44Центральной фигурой фламандского искусства XVII в. был Питер Пауль Рубенс
(1577—1640). Универсальность таланта Рубенса, его поразительная творческая продуктивность роднят его
с мастерами Возрождения.
Художник, который в обыденном сознании ассоциируется с певцом почти языческого буйства плоти, был одним из самых интеллектуальных и образованнейших людей своего времени. В Италии он изучил и на всю жизнь полюбил античность.
Первой большой работой на родине были алтарные образа для знаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» (1610—1611) и «Снятие с креста» (1611—1614), в которых Рубенс создал классический тип алтарного образа XVII в.
Слайд 46Искусство Рубенса — типичное выражение стиля барокко, обретающего в его
произведениях свои национальные особенности. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над
рассудочностью характерны даже для самых драматических произведений Рубенса. В них начисто отсутствует мистика, экзальтация, присущие немецкому и даже итальянскому барокко. Рубенс прославляет национальный тип красоты. Дева Мария, как и Магдалина, предстает светловолосой, голубоглазой брабанткой с пышными формами. Христос даже на кресте выглядит атлетом. Себастьян остается полон сил под градом стрел.
Слайд 47Картины Рубенса насыщены бурным движением. Обычно для усиления динамики он
прибегает к определенной композиции, где преобладает диагональное направление. Вакханалии, в
которых можно показать сладость опьянения, охота на львов, с их энергией, стремительностью и безудержной силой, — все, что дает повод выразить радость бытия, пропеть гимн жизни, особенно привлекает художника.
Слайд 48В последнее десятилетие жизни Рубенс больше пишет для себя, руководствуясь
собственным выбором тем, но исполняет немало произведений и по заказу.
Он пишет портреты, Это парадный барочный портрет, в котором величие передается и позой модели, и костюмом, и всякими аксессуарами обстановки. В последнем автопортрете
Слайд 50Рубенс сумел, однако, показать себя и тонким психологом.
Рубенс обращается и
к жизни природы.
В последнее десятилетие живописное мастерство Рубенса отличается особенной
виртуозностью и предельной широтой. Колорит становится более монохромным, более обобщенным, утрачивается прежняя многоцветность («Вирсавия», 1635; «Следствия войны», 1638).
Слайд 52Историческое значение Рубенса в том, что он определил пути развития
фламандской школы, имевшей огромное влияние на последующее развитие западноевропейского искусства.