Разделы презентаций


Культурология

Содержание

Понятие культуры, сущность и её функции

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культурология

Культурология

Слайд 4Понятие культуры, сущность и её функции

Понятие культуры, сущность и её функции

Слайд 5многозначность понятия "культура"
ряд определений, предложенный учеными Европы и США:

многозначность понятия

Слайд 6В отечественной культурологии основными являются следующие определения:

В отечественной культурологии основными являются следующие определения:

Слайд 7культура - это надбиологический механизм аккумуляции и совершенствования опыта народов,

родовой опыт человечеств, закодированный в знаковых системах, орудиях и передаваемых

из поколения в поколение.
культура - это надбиологический механизм аккумуляции и совершенствования опыта народов, родовой опыт человечеств, закодированный в знаковых системах,

Слайд 8
1)возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли;
2) образование,

воспитание, развитие;
3) поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному

культу.

термин "культура" имеет три основных значения:

1)возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли; 2) образование, воспитание, развитие; 3) поклонение, почитание, имея в

Слайд 11Основные культурологические школы

Основные культурологические школы

Слайд 12 символическая школа
культура - совокупность знаков и знаковых систем, символов,

совокупность культурных обозначений 
знаки, символы, образы, маркеры, атрибуты, имидж, семантические конструкты,

культурные тексты и коды, семиозис, культурная семантика в целом, которые выражают различные культурные значения (культурные смыслы явлений, оценки и оценочные критерии, герменевтика культуры). Основоположниками символической школы в культурологии являлись ученые Э. Кассирер и К. Леви-Стросс. 
символическая школакультура - совокупность знаков и знаковых систем, символов, совокупность культурных обозначений знаки, символы, образы, маркеры, атрибуты,

Слайд 13натуралистическая школа
Натуралистическая концепция культуры рассматривает человека и культуру как высшие

звенья природной эволюции; через усвоение культурных традиций человек превращается в

культурное существо, и культура начинает выступать как внутренняя характеристика человека.
К этому направлению относятся работы
Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3. Фрейда,
К. Лоренса.

натуралистическая школаНатуралистическая концепция культуры рассматривает человека и культуру как высшие звенья природной эволюции; через усвоение культурных традиций

Слайд 14социологическая школа
Основные тезисы:
Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс, Дюркгейм, Л. Леви-Брюль
в

каждом обществе существует культура как комплекс коллективных представлений, которые обеспечивают

устойчивость общества;
- функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей;
- в каждом обществе существует своя мораль, она динамична и изменчива.

социологическая школаОсновные тезисы:Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс, Дюркгейм, Л. Леви-Брюльв каждом обществе существует культура как комплекс коллективных

Слайд 15аксиологическая школа
определяет сущность культуры через понятие «ценность»; ядром культуры признаются

духовные ценности. Мир ценностей рассматривается как некая «третья реальность», наряду

с природной и социальной, которая активно влияет на них. Культура определяется как «высшая степень облагороженности, одухотворенности и очеловеченности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям».
аксиологическая школаопределяет сущность культуры через понятие «ценность»; ядром культуры признаются духовные ценности. Мир ценностей рассматривается как некая

Слайд 16Основные элементы культуры

Основные элементы культуры

Слайд 18наука о культуре - культурология
«Человечество склонно придавать значение достижениям в

области естественных наук, будь то измерение галактик или расщепление атома.

Но мы только начинаем понимать, что научное осмысление культурных процессов во много раз важнее для будущего человека.
“Открытие” культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни»

«Наука о культуре молода, но многообещающа. Ей еще предстоит многое совершить, если только предмет ее изучения сохранится и продолжит свое движение вперед и вверх»

Л. Уайт
наука о культуре - культурология«Человечество склонно придавать значение достижениям в области естественных наук, будь то измерение галактик

Слайд 19философия культуры
история культуры
социологическая культурология
психология культуры
этнологическая культурология
филологическая культурология
структурно-семиотические концепции культуры
концепций культуры

и культурологии

философия культурыистория культурысоциологическая культурологияпсихология культурыэтнологическая культурологияфилологическая культурологияструктурно-семиотические концепции культурыконцепций культуры и культурологии

Слайд 20Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как

тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем,

между ними существуют и заметные различия

Культура и цивилизация

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но

Слайд 21понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы
между культурой и цивилизацией

обнаруживаются как сходства, так и важные различия
резко противопоставляют культуру и

цивилизацию

Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно свести к трем основным.

понятия цивилизации и культуры выступают как синонимымежду культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различиярезко

Слайд 22• синоним культуры, т.е. как мир разумного бытия человека;
• историческую

эпоху, как ступень в развитии общества, следующую за дикостью и

варварством, для которой характерно зарождение государства, законов, оседлого образа жизни, письменности и др. (Л. Морган, Ф. Энгельс);
• общество, в котором доминируют вера в разум, свободное духовное человеческое самоопределение в противовес природному слепому подчинению, и в котором господствуют порядок, право и достойные нравы (Р. Коллингвуд);
• отдельная относительно развитая культура, как культурно-исторический тип (Н. Я. Данилевский);
• материальная, технико-технологическая, экономическая, отчасти организационная составляющая общества в противовес духовной стороне, т.е. культуре (Ф. Ницше, А. Н. Бердяев и другие);
• последняя завершающая ступень культуры (культурно-исторического типа), с которой начинается ее закат (О. Шпенглер);
• самобытное историко-географическое явление — древнегреческая, древнеиндийская и пр. цивилизации (А. Тойнби, Г. М. Бонгард-Левин и другие);
• крупная региональная или духовная общность людей, обладающая сходными типичными чертами и свойствами — Западная, Восточная цивилизации (М. Вебер, Ле Гофф и другие);
• метакультура, т.е. наиболее широкая социокультурная общность, представляющая собой высший духовный уровень идентичности людей, например: западная, конфуцианская, исламская, православно-славянская, латино-американская и др. (С. Хантингтон);
• планетарное, космическое явление, как все человечество в целом в противовес потенциальным внеземным цивилизациям (А. Кларк, Р. Шекли и другие).

Чаще всего исследователи рассматривают цивилизацию как:

• синоним культуры, т.е. как мир разумного бытия человека;• историческую эпоху, как ступень в развитии общества, следующую

Слайд 23Три основные стадии эволюции цивилизации:
1) аграрная, характерная для рабовладельческого и

феодального общества;
2) индустриальная, связанная с капитализмом;
3) постиндустриальная, вызванная научно-технической революцией

и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество.

В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть:
· глобальной, то есть мировой,
· континентальной (например, европейская),
· национальной (французская, английская),
· региональной (североафриканская).

Часть ученых предлагает разделить все цивилизации на два типа:
· техногенная цивилизация - характерна для Западной Европы,
· психогенная - для восточных стран (например, индийская цивилизация).

Классификация ученых-востоковедов. Они полагают, что изначально цивилизация распалась на два «древа» – Запад и Восток, обладающие своими, неповторимыми путями развития, из которых «естественным» и «нормальным» признается восточный, тогда как западный рассматривается как мутация, отклонение.

Классификация цивилизации

Три основные стадии эволюции цивилизации:1) аграрная, характерная для рабовладельческого и феодального общества;2) индустриальная, связанная с капитализмом;3) постиндустриальная,

Слайд 241) образование государства;
2) возникновение письменности;
3) отделение земледелия от

ремесел;
4) расслоение общества на классы;
5) появление городов.

При

этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение.

Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются

1) образование государства; 2) возникновение письменности; 3) отделение земледелия от ремесел; 4) расслоение общества на классы; 5)

Слайд 25Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни

общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой

всегда была и остается фундаментальной

Общество, культура и человек

Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне

Слайд 26Субкультуры
Дифференциация культуры на так называемые субкультуры зависит от наличия в

обществе различных классов, слоев и групп населения.

Субкультуры Дифференциация культуры на так называемые субкультуры зависит от наличия в обществе различных классов, слоев и групп

Слайд 27Уже в древности во взглядах на этнонациональный характер культуры возникли

две противоположные тенденции: этноцентризм и космополитизм

В Древней Греции конкретными примерами этих тенденций выступали

так называемое 
«правило Геродота» и «правило Гомера».

Этнонациональное измерение культуры

Уже в древности во взглядах на этнонациональный характер культуры возникли две противоположные тенденции: этноцентризм и космополитизмВ Древней Греции конкретными примерами

Слайд 28У истоков культурного релятивизма стоял французский философ Монтень, который полагал,

что каждая нация создает свою собственную, национальную идею. 
Представителем культурного релятивизма

является французский культуролог К. Леви-Стросс - все культуры оригинальны и между ними нельзя установить какой-либо иерархии; среди них нет ни абсолютно плохих, ни безупречно хороших; культуры не сравнимы между собой, они равноценны, поэтому нельзя объявлять одну культуру выше другой.

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ И УНИВЕРСАЛИЗМ

У истоков культурного релятивизма стоял французский философ Монтень, который полагал, что каждая нация создает свою собственную, национальную

Слайд 29Язык является главным инструментом познания и освоения внешнего мира. Он

также выступает основным средством общения людей. В равной мере язык

делает возможным знакомство с другими культурами.

Культура и язык

Язык является главным инструментом познания и освоения внешнего мира. Он также выступает основным средством общения людей. В

Слайд 30Возникновение, основные периоды и тенденции в эволюции культуры

Возникновение, основные периоды и тенденции в эволюции культуры

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика