Слайд 1 Четырнадцатое апреля
НЕ с глаголами
Слайд 3ПОВТОРЕНИЕ
«Рассказ-сообщение о глаголе».
1. Глагол - это .............часть речи:
а) самостоятельная ;
б) служебная
2. Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?; б)
кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?
3. Глагол обозначает:
а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета
4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ .
Слайд 4ПОВТОРЕНИЕ
«Рассказ-сообщение о глаголе».
5. Спряжение глаголов - это:
а) изменение глаголов по
лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов
по временам
6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:
а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам
7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью .........
8. В предложении чаще всего глагол бывает ........... и образует с подлежащим .............
Слайд 5Сверьте свои ответы
Глагол – это самостоятельная часть речи. 2. Глагол
отвечает на вопросы: Что делать, что сделать, что делает, что
сделает, что делал, что будет делать? И т.п. 3. Глагол обозначает: действие предмета 4. У глагола есть три времени: настоящее, прошедшее и будущее. 5. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. 6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются по родам 7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью суффикса Л. 8. В предложении чаще всего глагол бывает сказуемым и образует с подлежащим грамматическую основу предложения.
Слайд 6Небыл? Не был?
Как же пишутся глаголы с частицей НЕ?
Слитно или раздельно?
Слайд 7Лингвистическая сказка про глагол
Жил-был дядюшка Глагол. И задумался он как-то
о том, что он одинок. Пошел он к королеве Грамматике
и попросил хоть какого-то друга или помощника. «Вот у Существительного есть и Прилагательное и Предлоги, а у меня никого нет!» – сокрушался Глагол. Долго думала королева, как помочь Глаголу, и придумала дать ему Частицу НЕ. «Ну вот еще! – запротестовал Глагол – Что мне с ней нянчится что ли, вон она какая маленькая, я ее за руку везде водить должен?» А Частица с гордостью ответила: «Я не маленькая, я абсолютно самостоятельная, та к что не надо меня за руку водить!» Так с тех пор и ходят рядом Глагол и Частица НЕ, за руки не держатся!
Слайд 9Ребята, открывайте учебник на странице 99 и читайте правило!
Слайд 10 Работа со словарём:
Недоумевать -
сомневаться, удивляться, не понимать.
Негодовать - возмущаться,
выражать крайнее неудовольствие.
Неволить - принуждать, заставлять делать что-то против воли.
Недомогать
– чувствовать себя не совсем хорошо.
Слайд 11ВЫВОД
1)Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
2)Некоторые глаголы без НЕ не
употребляются, поэтому пишутся слитно.
Слайд 12Задание№1:
Запишите в таблицу ГЛАГОЛЫ, в первый столбик, которые пишутся разделно,
а во второй - слитно (Не) откладывай на завтра то,
что можно сделать сегодня.
Без труда (не) вытащишь и рыбку из пруда. Умелые руки (не) знают скуки. Лодырю всегда (не) здоровится. РАЗДЕЛЬНО СЛИТНО
Слайд 13
Задание№2:
Запишите в первый столбик ГЛАГОЛЫ, которые пишутся СЛИТНО, а
во второй столбик - отдельно
Вперед людей (не) забегай, и от
людей (не) отставай. В чужом доме (не) будь приметлив, а будь приветлив. От учтивых слов язык (не) отсохнет. Зазнайство (не) возвышает, а унижает. Кто (не) работает, тот (не)ест. С ложью правда (не) дружит. Без труда (не) вытащишь и рыбку из пруда. Расстояние дружбе (не) мешает. Кто кого обидит, тот того и (не) навидит.
Слайд 14 Задание №3
Найдите соответствующее значение в словах для справок и запишите
их по правилу написания ГЛАГОЛА С НЕ
Сомневаться,удивляться Выражать крайнюю степень
неудовольствия Испытывать чувство сильной вражды Проявлять безудержную ярость,буйство Болеть, плохо себя чувствовать
Для справок: (не) истовствовать, (не)навидеть, (не)годовать, (не)доумевать, (не)домогать.
Слайд 15Все задания выполняем в рабочей тетради по русскому языку. Пишем
число, выполняем задания, затем фотографируем работу и отправляем в личные
сообщения в ВК учителю