Бывают такие картины, на которых вроде бы всё точно нарисовано, все предметы на месте, все пропорции правильные, а она как мёртвая, сразу видно, что «ненастоящая». Почему так?
А потому, что неверно выбран цвет для отбрасываемой тени у предмета или она совсем не показана.
Чтобы картина была живой,
поговорим о падающей тени.
Далее вы узнаете три правила цветной тени,
какие стоит выбирать краски, чтобы картина была живой и настоящей.
Вспомним о построении
Как правильно построить падающую тень в рисунке
Определяется источник света.
Проводится перпендикуляр от источника света к плоскости, на которой стоит предмет.
От точки на плоскости, куда упирается этот перпендикуляр проводим лучи в сторону предмета.
От источника света проводятся воображаемые лучи, которые проходят через края предмета.
Отмечаем точками места пересечения лучей на плоскости и лучей от источника света.
Соединяем эти точки линией и получаем контур падающей тени.
и чем дальше источник света удален и снижен, тем более длинные и размытые, нечеткие, со светлым краем, тени.
Когда источник света прямо над предметом , на улице это полдень - тень самая короткая и лежит прямо под предметом,
Винсент Ван Гог – Два тополя по дороге к холмам
1889/ 61.6x45.7 см.
Мы сразу видим на картине, какое время суток изображено, ясный или пасмурный день. Это оно влияет на наше впечатление от пейзажа, как нарисованного, так и окружающего нас.
Описанное правило распространяется не только на пейзажи, но и на всю живопись.
Вот мы и подошли к трем секретам, которые помогут сделать любую картину живой.
Винсент Ван Гог – Два тополя по дороге к холмам
1889/ 61.6x45.7 см.
То есть, если мы создаём, например, натюрморт, при свете солнечном на рассвете или закате или лампы накаливания (который является желтоватым и, значит, довольно тёплым), то в тенях присутствуют холодные оттенки фиолетового, синего, иногда даже зеленоватые. Также и в свете пламени (свечи, керосиновые лампы, костёр, факел). Потому что огонь даёт очень тёплое освещение. Так же на закате и восходе освещение тёплых оттенков. Солнце всё окрашивает оранжевым и ярко-жёлтым. Поэтому в тенях появляются холодные оттенки: синие, голубые и т.п
Если свет тёплый, то тень будет холодная.
Если свет холодный – тень будет тёплая.
К. Моне «Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: эффект утра».
К. Моне «Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: полдень».
К. Моне «Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: эффект солнца, конец дня
Звучит непонятно, но на самом деле это не сложно понять, если взглянуть на цветовой круг. Сначала освежим в памяти, что такое собственная тень. Потом смотрим на то, какого цвета предмет, который мы сейчас изображаем. Это и есть локальный (основной) цвет. Потом смотрим на цветовой круг и находим цвет напротив основного – это дополнительный цвет. Так вот, в собственной тени любого предмета всегда есть дополнительные цвета, точнее их оттенки.
Тень рисуется оттенками противоположными основному цвету предмета на цветовом спектре
Правило третье:
Что такое цветовая температура. Измеряют её в Кельвинах (К).
Если свет тёплый, то тень будет холодная.
Если свет холодный – тень будет тёплая.
Картина вторая. Тот же самый мандарин лежит на том же столе, но теперь на него падает холодное освещение. Сам мандарин в освещённой части станет блёклым. А вот тень заиграет горящими, звонкими оттенками
П. Кончаловский «Апельсины»
холодный цвет предмета + тёплое освещение =
тень --- бледнее, ахроматичнее, слабее
тёплый цвет (предмет тёплого цвета) + холодный свет = тени: бледнее, слабее, ахроматичнее
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878—1939) — Розовый натюрморт. Ветка яблони, 1918 (Государственная Третьяковская Галерея)
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878—1939) Натюрморт со стаканом, фруктом и фотографией, 1924 (Частная коллекция)
Винсент Ван Гог — Цветущая ветка миндаля в стакане и книга, 1888 (Private Collection)
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878—1939) Виноград, 1938 (Государственный Русский Музей)
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть