Слайд 1Егоров Владислав Владимирович
Дисциплина «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Тема
1. Предмет, задачи и методы психологии
Слайд 2Изучаемые вопросы:
Вопрос 1. Предмет психологии и ее основные задачи
Вопрос 2.
Связь психологии с другими отраслями научных знаний
Вопрос 3. Методы исследования
в психологии
Слайд 3Рекомендуемая литература
1. Шупейко И.Г. Основы психологии и педагогики : Курс
лекций. - Мн.: Бестпринт, 2003. - 247с.
2. Крысько В.Г. Психология и
педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000 – 384с.
3. Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990 – 494с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер,1998 – 705с.
5. Егоров В.В. Основные понятия педагогики и психологии: Справочно-информационное пособие для студентов и слушателей по дисциплине "Основы педагогики и психологии"— Минск: Мисанта, 2004. — 100 с.
Слайд 4Психология — это:
наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности
в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и
явлений психики.
область знаний о внутреннем (психическом) мире человека, о том, что часто называют его душевной жизнью.
наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche – душа, психика; logos – знание, осмысление, изучение, т.е. в буквальном смысле «психология» – это знание о психике, наука, изучающая ее.
Вопрос 1. Предмет психологии и ее основные задачи
Слайд 5Психика — свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и
на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность
субъекта и его поведение.
Психику рассматривают как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в мозгу.
Вопрос 1. Предмет психологии и ее основные задачи
Отражаемое (весь мир) →Отражающая система→Отраженное (психическое явление)
Слайд 7Предметом психологии является - изучение строения и закономерностей возникновения, развития
и функционирования психики в различных ее формах, в том числе
сознания как высшей формы психического отражения.
Слайд 8Под объектом психологии понимается единство 3 элементов:
• часть материального мира, которая
непосредственно и опосредованно влияет на психику;
• те изменения в материальном
мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;
• собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики.
Вопрос 1. Предмет психологии и ее основные задачи
Слайд 9
Вопрос 1. Предмет психологии и ее основные задачи
Слайд 10Вопрос 2. Связь психологии с другими отраслями научных знаний
Слайд 12Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности, психологические аспекты научной
организации труда, проблемы психических состояний человека в трудовой деятельности, вопросы
профессионального самоопределения, отбора и обучения. Она включает в себя ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки. К ним относятся: инженерная психология, изучающая процессы информационного взаимодействия в системах «человек-машина»; авиационная психология, исследующая психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов; космическая психология, изучающая особенности деятельности человека в условиях невесомости, пространственной дезориентации, социальной изоляции, нервно-психического напряжения при чрезмерных перегрузках организма и т.д.
Педагогическая психология занимается проблемами изучения психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует процессы формирования у учащихся мышления, усвоения ими знаний, умений и навыков. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология ученического коллектива, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми и т.д.
Слайд 13Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.
Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую связь психических явления с физиологическими
структурами мозга; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психику человека; психотерапию, изучающую и использующую методы и средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающую системы мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье людей.
Юридическая психология исследует психологические проблемы, связанные с реализацией правовой системы государства. Она подразделяется на су-дебную психологию, изучающую психологические особенности поведения участников уголовного процесса; криминальную психологию, исследующую психологические особенности личности преступника; исправительно-трудовую психологию, изучающую психологические проблемы и особенности заключенных, отбывающих наказания.
Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, проблемы взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой.
Слайд 14Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, вопросы
их подготовки, проблемы организации и проведения соревнований.
Психология торговли изучает психологические
условия и проблемы рекламы, спроса, обслуживания клиентов, формирования тенденций и направлений моды.
Психология управления изучает психологические факторы, определяющие особенности поведения людей в организациях, проблемы взаимодействия руководителей с подчиненными, вопросы создания оптимального психологического климата.
Психология научного творчества исследует особенности творческой личности, психологические факторы, стимулирующие творческую активность, закономерности и методы творческой деятельности (эвристики).
Психология художественного творчества исследует психологические условия создания и восприятия произведений литературы и искусства.
Возрастная психология изучает онтогенез различных психических процессов и свойств личности развивающегося человека. Она подразделяется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.
Слайд 15Психология аномального развития или специальная психология изучает особенности развития психики
при различных отклонениях. Она подразделяется на патопсихологию, исследующую отклонения развития
психики при различных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию, изучающую патологии психического развития, связанные с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию, связанную с проблемами формирования психики ребенка при серьезных дефектах слуха; тифлопсихологию, занимающуюся проблемами психологии слабовидящих и незрячих.
Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни, сопоставляет психику человека и животных, устанавливает характер и причины сходств и различий в их поведении. Разделами сравнительной психологии является зоопсихология, изучающая психику животных и этология, исследующая врожденные механизмы поведения животных.
Психофизиология изучает физиологические основы, закономерности и механизмы организации психики и сознания.
Дифференциальная психология исследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми.
Общая психология изучает основные свойства и общие закономерности психики и сознания.
Слайд 16Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия
людей в различных социальных группах (как организованных, так и неорганизованных).
Она
включает в себя три основные ветви: социальную психологию больших групп, изучающую проблемы массовой коммуникации, закономерности моды, слухов, общественных настроений, психологию классов, наций, религии; социальную психологию малых групп, исследующую проблемы психологической совместимости, лидерства, сплоченности и взаимоотношений в коллективах организаций, семье и т.п.; социальную психологию личности, занимающуюся вопросами взаимодействия личности и социальных групп (проблемами изучения направленности личности, ее самооценки, устойчивости и внушаемости, коллективизма и индивидуализма).
Слайд 17Основными методами являются:
НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ.
НАБЛЮДЕНИЕ заключается в фиксации проявлений
поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях. Выделяют житейские
и научные наблюдения.
ЭКСПЕРИМЕНТ — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт; особый вид исследования, направленного на проверку научных и прикладных гипотез.
Вопрос 3. Методы исследования в психологии
Слайд 19Лабораторный - его проводят в лабораторных условиях с помощью специальной
психологической аппаратуры. Испытуемый знает, что над ним идет эксперимент и
получает четкую инструкцию.
Естественный - включают игровую, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого (не знает).
Констатирующий - в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества.
Формирующий - предполагающий целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств.
Эксперимент бывает:
Слайд 20 Вспомогательные
методы:
Беседа —
прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений
о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления
Интервью — способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса о виде ответов на поставленные вопросы
Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.
Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
Социометрия — метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Тест — кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций
методов:
I — организационные — сравнительный (сопоставление), лонгитюдный (многократный) и комплексный (разными науками,
разными средствами);
II — эмпирические — наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, психодиагностика (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографический;
III — обработки данных — количественный (статистический) и качественный (дифференциация по группам, анализ);
IV — интерпретационные — генетический (анализ материала в плане развития с выделением фаз, критических моментов) и структурный (установка связей между всеми характеристиками личности).