Слайд 1Что такое «фонема»?
Различия звуков зависят от дистрибутивных условий, темпа и
т.д.
но
носители языка этого не замечают.
Уровни обобщения:
Фонема
Транскрипционный знак
Реальное звучание
Если звуки различаются
в одинаковых условиях, то это работа дифференцирующей функции, выражающей разные фонемы:
[л’ес] – [л’ис];
[вор] – [вар].
Слайд 2Что такое «фонема»?
Звук – минимальная единица речи, фонема – минимальная
единица языка.
Фонема – абстрактная единица, материально реализующаяся в звуках.
Фонема –
языковая единица, представленная всем рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для различия и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов).
Имя фонемы – договор, случайность, абстракция.
Слайд 5Исторические чередования
[крут’ит’] - [круч*у] т’//ч
[другъ] - [дружыт’] г//ж
[сон] - [сØна] ([сна]) о//Ø
[рука]
- [ру*чкъ] к//ч
[л’уб’ит’] - [л’убл’*у] б’//бл’
[кαрм’ит’] - [кαрмл’*у] м’//мл’
[выб’ьру]
- [выб’ира*т’] ь//и
Слайд 6Исторические чередования
1 тысячелетие до н.э. – VII в. до н.э.
– общеиндоевропейский период
Бер–бир, лаг–лож и др.
VII в. до н.э. –
V в. н.э. – общеславянский (праславянский) период
г(к)//ж – друг – дружок, враг – вражеский
х//ш – сухой – сушить
С V в. – восточнославянский период
С XIV в. – древнерусский период
Слайд 7Исторические чередования
В СРЯ основная функция – морфологическая (разграничение грамматических форм
слова).
Это закрепляется в современной морфологии:
1) рука – ручной
20 век: кулак
– раскулачивать
2) любит – люблю
20 век: графить – графлю
Слайд 8Позиционные чередования
Позиционные чередования:
параллельные непараллельные.
Параллельные - дифференцирующая функция сохраняется.
Непараллельные – дифференцирующая функция
ослабевает,
происходит нейтрализация какого-либо признака в слабой позиции:
Кот – код: [кот];
волы – валы: [вαлы].
Слайд 9Сигнификативная и перцептивная позиция
Сильная и слабая позиция –
с точки зрения
отношения к сигнификату (понимание) и перцепции (восприятие).
Слайд 10Сигнификативно сильная и слабая позиция звука
[рат] – [рот]
[гот] – [кот]
Сама
– сома: [сαма]
Кот – код: [кот]
Слайд 11Сигнифкативная и перцептивная позиция гласного звука
Перцептивная позиция:
сильная - [вол];
слабая -
[в’*ол].
Сигнификативная позиция:
сильная – [вол];
слабая – [вαлы].
Слайд 12Перцептивно слабые позиции для гласных
ВЕСЛА: [в’*ослъ]
ЛЮКС: [л’*укс]
ЛУНЬ: [лу*н’]
ЛОСЬ: [ло*с’]
ЛЮСЯ: [л’*у*с’ъ]
Параллельные
чередования:
*о//о, о*//о, *о*//о, *у//у, у*//у и др.
Слайд 13Перцептивно слабые позиции для согласных
ГОРОД: [горът]
СУП: [суп]
ДОЧЬ БЫ: [до*д’ж’-бы]
ДНИ: [д’н’и]
ОБМЕН:
[/\б’м’ен]
ШТОРМ: [шторм]
Параллельные чередования:
ч//д’ж’, ц//дз, м//мглух и др.
Слайд 15Позиционные чередования
в области гласных звуков
Сигнификативно сильная позиция – под ударением.
Перцептивно
сильная:
1) – после паузы и после
твердых согласных:
арка/варка, око/бок, ус/вуз, Элла/Бэла.
2) <и> – после паузы и после мягких:
Ира/лира.
Ы – перцептивно слабая.
Слайд 16Фонетические законы в области гласных звуков
1. Редукция – изменение гласного
звука в безударном положении.
Частичная: [кαта],
полная: [кътαф’êi];
количественная: [л’иса], [вαда];
качественная: [л’иеса], [вαда].
Слайд 17Фонетические законы в области гласных звуков
2. Аккомодация – приспособление гласного
к соседнему мягкому согласному.
В экскурсии: [р’*оф],
в рекурсии: [кро*ф’],
в экскурсии и
рекурсии: о [р’*о*в’ь].