Слайд 1Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский
городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ:
Игровые технологии
как средство активизации познавательной деятельности первоклассников на уроках
Москва 2020
Слайд 2Куровская Валерия Валерьевна – Поиск информации, оформление документа
Сашкова Анастасия
Игоревна – Поиск информации, проведение опроса
Тихонова Юлия Андреевна –
Поиск информации, оформление презентации
Ушакова Кристина Викторовна – Поиск информации, практическая часть
Шевченко Анна Сергеевна – Поиск информации, практическая часть,
Выполнили студенты группы НАЧА-193:
Слайд 3Актуальность:
По ФГОС НОО: одна из основных задач, стоящих перед учителем,
- сформировать у младшего школьника мотивацию к учебному процессу. А
это невозможно без активизации у учащихся познавательной деятельности.
Слайд 4теоретически обосновать и подтвердить эффективность игровых технологий как средства активизации
познавательной деятельности первоклассников с учетом анализа уже проведенного исследования.
познавательная деятельность
первоклассников.
игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности первоклассников на уроках.
познавательная деятельность первоклассников активизируется, если начать применять на уроках игровые технологии.
Цель исследования:
Объект исследования:
Предмет исследования:
Гипотеза исследования:
Слайд 5Изучить и проанализировать педагогический опыт использования игровых технологий в первых
классах.
01
03
02
Изучить особенности познавательной деятельности.
Задачи:
Рассмотреть сущность игровых технологий.
04
Изучить возрастные особенности первоклассников.
Слайд 6 Понятия игры и игровой технологии
Под игровой технологией следует
понимать последовательную совокупность игровых действий, ведущую к получению запланированных результатов.
Это четкое описание процесса игры, направленного на достижение поставленной цели.
Игра – это своеобразный вид деятельности. Игровая технология представляет собой цепочку этапов организации этой деятельности.
Понятия игры и игровой технологии взаимосвязаны
.
Слайд 7Классификации дидактических игр (по Т.Г. Рысьевой)
Деловые
Ролевые
Имитационные
Игровые приемы
Сюжетные игры
Дидактические игры
Слайд 8Познавательная деятельность
Познавательной деятельностью называют сознательную деятельность, направленную на познание окружающей
действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память,
внимание, речь
Слайд 9Структурные единицы познавательной деятельности:
Мотивы
Цель
Учебные действия и операции
Результат
Слайд 10Особенности первоклассников:
Особенности восприятия;
Особенности мышления;
Особенности памяти;
Особенности внимания;
Особенности воображения
Слайд 11Опытно-поисковая работа:
Осуществлялась Д.А. Ворониной на базе МАОУ лицея № 110
имени Л. К. Гришиной. В исследовании приняли участие обучающиеся 1
«А» класса. Количество детей: 20 человек.
Данная работа проводилась в три этапа:
1. Констатирующий (17 октября 2017 года);
2. Формирующий (20 октября 2017 года, 13 и 20 февраля 2018 года);
3. Контрольный (22 февраля 2018 года).
Слайд 12Констатирующий этап:
Результаты исследования по определению отношения детей к предмету «Окружающий
мир» и их заинтересованности.
Слайд 13Констатирующий этап:
Результаты исследования по определению отношения детей к предмету «Окружающий
мир» и их заинтересованности.
Слайд 14Формирующий этап:
Игра, проведенная на уроке:
– Чтобы узнать, о чём
мы будем говорить на нем уроке, нужно разгадать кроссворд, использовав
ваши знания.
1. Чего на планете Земля больше чем суши (воды);
2. Покрывало, защищающее Землю от перегревания и сохраняющее тепло (атмосфера);
3. Воздух – это смесь …. (газов);
4. Оно вырабатывает кислород, служит жилищем для зверей и источником пищи (дерево);
5. Угадайте планету по картинке (Сатурн);
6. Ребус (дыхание).
Игра, проведенная на уроке:
– Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на нем уроке, нужно разгадать кроссворд, использовав ваши знания.
Слайд 15Контрольный этап:
Уровень познавательного интереса 1 «А» класса к предмету «Окружающий
мир» на контрольном этапе опытно-поисковой работы.
Слайд 16Контрольный этап:
Анализ результатов познавательного интереса к предмету «Окружающий мир» у
младших школьников на констатирующем и формирующем этапах исследования.
Слайд 17
С помощью теоретических знаний и анализирования опытно-поисковой работы можно
заключить, что систематическое использование разнообразных игровых технологий на уроках в
1 классе является эффективным средством активизации познавательной деятельности детей
Вывод:
Слайд 18Библиографический список:
1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика,
1989. – 560 с.
2. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у
младших школьников и дошкольников. – М.: Речь, 2015. – 128 с.
3. Брунер, Дж. Хрестоматия по игре. – М., 1976.
4. Веракса, Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 144 с.
5. Воронина Д.А. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр [Электронный ресурс]: Выпускная квалификационная работа. – Екатеринбург, 2018. – Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9961/2/10Voronina.pdf (дата обращения: 10.06.2020)
6. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка [Электронный Ресурс] // Молодой ученый. – 2017. – № 4 (138). – С. 324-326. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 05.06.2020)
7. Зайцев, В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. – 23 с.
8. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности // Начальная школа. – 2016. – №4. – С. 181-183.
9. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политическая литература, 1975. – 303 с.
10. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nashaucheba.ru/v33191/?cc=1 (дата обращения: 02.06.2020)
Слайд 19Библиографический список:
11. Ломтева, Т.А. Особенности познавательной сферы первоклассников – возможности
и границы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psi.lib.ru/detsad/stahan/ospozsf.htm (дата обращения:
10.06.2020)
12. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Электронный ресурс] // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). – Т.1. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 05.06.2020)
13. Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. – Волгоград: Перемена, 2006. – 378 с.
14. Немов, Р.С. Психология. – М.: Владос, 2003. – 608 с.
15. Осипова, И.А. Формирование учебной мотивации школьников // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2004. –№ 1. С. 76.
16. Пидкасистый, П.И., Хайдаров, Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. – М.: МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.
17. Рысьева, Т.Г. Система дидактических игр как средство развития познавательной самостоятельности школьников: Автореф. дис. кан. пед. наук. – Ижевск, 2003. – 17 с.
18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
19.Султанова, М. С. Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся [Электронный ресурс] // Молодой ученый. –2017. – № 49 (183). – С. 407-409. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/183/47068/ (дата обращения: 05.06.2020)
20. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: ИЦ «Академия», 1998. – 288 с.
Слайд 20Библиографический список:
21. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития
детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. –Балашов: «Николаев», 2004. –
68 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании, 2009. – 41 с. – Режим доступа:
https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf
(дата обращения: 29.05.2020)
23. Чошанов, М.А. Инженерия обучающих технологий. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 242 с.
24. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 239 с.
25. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
26. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
27. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
28. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.