Разделы презентаций


Детская речь как предмет научного изучения

Содержание

ПланТерминологическая основа курса.Первые систематические описания детской речи.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Детская речь как предмет научного изучения

Детская речь  как предмет научного изучения

Слайд 2План
Терминологическая основа курса.
Первые систематические описания детской речи.

ПланТерминологическая основа курса.Первые систематические описания детской речи.

Слайд 3Литература
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., Воронеж, 2001.
Леонтьев А.А.

Слово в речевой деятельности. – М., 2003.
Пинкер С. Язык как

инстинкт. – М., 2004.
Психолингвистика / Д. Слобин. Психолингвистика. Хомский и психология / Д. Грин / Под общ. ред. А.А. Лентьева. – М., 2003.
Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. – М., 2004.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000 – С. 7-15.
Цейтлин С.Н. Онтолингвистика: некоторые итоги и перспективы // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. – М., 2005.
ЛитератураЗимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., Воронеж, 2001.Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М., 2003.Пинкер

Слайд 4Онтогенез с точки зрения педагогики
социально обусловленное формирование психики, сознания, личности

в условиях воздействия со стороны различных институтов социализации

Онтогенез с точки зрения педагогикисоциально обусловленное формирование психики, сознания, личности в условиях воздействия со стороны различных институтов

Слайд 5Деятельность
сложную совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата

(Л.С. Выготский)

Деятельностьсложную совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата (Л.С. Выготский)

Слайд 6Основные черты деятельности
Целенаправленность, наличие у этой деятельности определенного мотива и

цели;
Структурность, определенная внутренняя организация деятельности (А.А. Леонтьев)

Основные черты деятельностиЦеленаправленность, наличие у этой деятельности определенного мотива и цели; Структурность, определенная внутренняя организация деятельности (А.А.

Слайд 7Речевая деятельность
процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения

взаимодействия людей между собой
может входить в другую, более широкую

деятельность, но может быть и самостоятельной (И.А. Зимняя)
Речевая деятельностьпроцесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой может входить в

Слайд 8Характеристика речевой деятельности
активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или

приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение

коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения
Характеристика речевой деятельностиактивный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли,

Слайд 9Структура речевой деятельности по И.А. Зимней
побудительно-мотивационная фаза;
ориентировочно-исследовательская фаза;
исполнительная фаза

Структура речевой деятельности по И.А. Зимнейпобудительно-мотивационная фаза;ориентировочно-исследовательская фаза;исполнительная фаза

Слайд 10Побудительно-мотивационная фаза
реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и целей деятельности как

будущего ее результата.

Побудительно-мотивационная фазареализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и целей деятельности как будущего ее результата.

Слайд 11Потребность
В общей психологии определяется как личностное желание, стремление к

осуществлению деятельности (образно говоря, “хочу сказать” или “не могу молчать”

– применительно к речевой деятельности).
В первоначальный момент своего существования потребность имеет неосознанный характер. Когда же потребность “осознается”, связывается с предметом речи и целями речевой деятельности, она трансформируется, превращается в мотив.
Потребность В общей психологии определяется как личностное желание, стремление к осуществлению деятельности (образно говоря, “хочу сказать” или

Слайд 12Мотив как «осознанная» потребность
Мотивация порождает речевую интенцию (намерение) — направленность

сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет (в нашем случае

– на предмет речевой деятельности)
Мотив  как «осознанная» потребностьМотивация порождает речевую интенцию (намерение) — направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо

Слайд 13Коммуникативное намерение
составляющий компонент первой фазы речевой деятельности.
определяет роль говорящего

как участника общения и обозначает конкретную цель его высказывания.
Выражением

коммуникативного намерения, наряду с лексико-грамматическими средствами языка, в основном является интонация.
Коммуникативное намерениесоставляющий компонент первой фазы речевой деятельности. определяет роль говорящего как участника общения и обозначает конкретную цель

Слайд 14Ориентировочно-исследовательская фаза
направлена на исследование условий реализации деятельности, окончательное выделение предмета

деятельности, раскрытие его свойств. 

Ориентировочно-исследовательская фазанаправлена на исследование условий реализации деятельности, окончательное выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств. 

Слайд 15Ориентировочно-исследовательская фаза
Компоненты:
Разноплановая ориентировка субъекта речевой деятельности в условиях осуществления речевой

коммуникации;
Планирование и программирование;
Внутренне-смысловая и языковая организация речевой деятельности


Ориентировочно-исследовательская фазаКомпоненты:Разноплановая ориентировка субъекта речевой деятельности в условиях осуществления речевой коммуникации; Планирование и программирование; Внутренне-смысловая и языковая

Слайд 16предполагает ориентацию субъекта речевой деятельности по “вопросам”: “С кем?”, “Где?”,

“Когда?”, “В течение, какого промежутка времени?” будет осуществляться речевая деятельность.


предусматривает четкое определение целей речевого общения, а также осознание (уточнение и “расшифровку”) предмета речевой деятельности (того, что будет предметом обсуждения или анализа, того, что будет отображено в речевой деятельности). 

Разноплановая ориентировка субъекта речевой деятельности в условиях осуществления речевой коммуникации

предполагает ориентацию субъекта речевой деятельности по “вопросам”: “С кем?”, “Где?”, “Когда?”, “В течение, какого промежутка времени?” будет

Слайд 18Замысел
происходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация,

т.е. определяется – о чем надо сказать (предмет высказывания или

его тема) и что именно надо сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности) — рема высказывания
Замыселпроисходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация, т.е. определяется – о чем надо сказать

Слайд 19Внутреннее программирование – процесс построения некоторой схемы, на основе которой

порождается речевое высказывание.
Операции:
операции определения основных смысловых элементов (смысловых «звеньев»

или единиц) предметного содержания речевого высказывания;
операции определения «иерархии» смысловых единиц в «контексте» будущего речевого высказывания, определение главного и второстепенного, «основного» и уточняющих моментов в содержании речевого высказывания;
операция определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании.
Внутреннее программирование – процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.  Операции:операции определения основных

Слайд 20Внутренне-смысловая и языковая организация речевой деятельности
При составлении программы высказывания

основные смысловые части конкретизируются и детализируются с точки зрения их

предметного содержания (на основе выделения микротем, значимых информативных элементов, операций пространственно-временной и понятийной развертки текста); одновременно выбирается форма отображения в речевой деятельности предмета речи, определяется стиль речи, отбираются некоторые средства языкового выражения.
Внутренне-смысловая и языковая организация речевой деятельности При составлении программы высказывания основные смысловые части конкретизируются и детализируются с

Слайд 21Исполнительная и регулирующая фаза
реализующая речевые высказывания (или их восприятие и

понимание), вместе с тем включает операции контроля за осуществлением деятельности

и ее результатами.
И.А.Зимняя отмечает, что она может быть внешне выраженной и внешне невыраженной.
Так, исполнительная фаза процесса слушания в речевой деятельности внешне не выражена (или почти не выражена), тогда как “моторная часть” деятельности говорения очевидна и ярко выражена.

Исполнительная и регулирующая фазареализующая речевые высказывания (или их восприятие и понимание), вместе с тем включает операции контроля

Слайд 22Деятельность речевосприятия
Первая из них — первичное формирование образа восприятия.
Вторая

состоит в опознании уже сложившегося образа.

Деятельность речевосприятияПервая из них — первичное формирование образа восприятия. Вторая состоит в опознании уже сложившегося образа.

Слайд 23Восприятие речи
включает в себя рецепцию слышимых или зрительно воспринимаемых

элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование представления об их

значении
осуществляется на двух ступенях — собственно восприятия и понимания речевого высказывания
единица процесса речевосприятия – целое слово
Восприятие речи включает в себя рецепцию слышимых или зрительно воспринимаемых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование

Слайд 24Понимание
расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым (звуковым)

потоком;
это процесс превращения фактического содержания воспринимаемой речи в стоящий

за ней смысл
Пониманиерасшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым (звуковым) потоком; это процесс превращения фактического содержания воспринимаемой

Слайд 25Реализация во внешнем плане
осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой

и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых

лежат соответствующие речепроизносительные навыки
Реализация во внешнем планеосуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи,

Слайд 26Речевая деятельность
направлена на достижение определенной цели, которая и определяет выбор

действия, способ учета условий, в которых осуществляются эти действия;
проходит этап

ориентировки и выработки плана действия, в процессе осуществления которого используются механизмы контроля и коррекции, позволяющие сравнить полученный результат с намеченным планом и в случае необходимости внести в действие какие-то изменения.
Речевая деятельностьнаправлена на достижение определенной цели, которая и определяет выбор действия, способ учета условий, в которых осуществляются

Слайд 27Онтогенез речевой деятельности
процесс становления речи как деятельности в коммуникативном взаимодействии

Онтогенез речевой деятельностипроцесс становления речи как деятельности в коммуникативном взаимодействии

Слайд 28Уровни и структурные единицы речевой деятельности
Уровень смысловой связной речи: функционально-оперативная

единица уровня – предложение или высказывание в целом;
Уровень называния (предметного

действия): функционально-оперативная единица – слово, взятое как целое со своей семантикой;
Слоговой уровень: функционально-оперативная единица - слог

Уровни и структурные единицы  речевой деятельностиУровень смысловой связной речи: функционально-оперативная единица уровня – предложение или высказывание

Слайд 29Речевое высказывание
Законченное со стороны содержания и интонации речевое сообщение, характеризующееся

определенной (композиционной и грамматической) структурой.

Речевое высказываниеЗаконченное со стороны содержания и интонации речевое сообщение, характеризующееся определенной (композиционной и грамматической) структурой.

Слайд 30Слово
Как произносительная единица являет собой целостный речепроизносительный элемент, устойчивый звукокомплекс,

продуцируемый в речи через комплекс речедвижений – артикулем;
Как носитель значения

(семантическая функция) рассматривается как минимальныя смысловая единица речи
СловоКак произносительная единица являет собой целостный речепроизносительный элемент, устойчивый звукокомплекс, продуцируемый в речи через комплекс речедвижений –

Слайд 31Слог
Минимальная речепроизносительная единица представляющая собой устойчивое сочетание двух или трех

звуков, или одного гласного звука

СлогМинимальная речепроизносительная единица представляющая собой устойчивое сочетание двух или трех звуков, или одного гласного звука

Слайд 32Речевые навыки
Включают в себя комплекс языковых навыков, обеспечивающих соблюдение «языковых

правил» построения речевого высказывания (на данном языке), соответствие языкового оформления

речевого высказывания «речевому стандарту» (языковой норме)
Речевые навыкиВключают в себя комплекс языковых навыков, обеспечивающих соблюдение «языковых правил» построения речевого высказывания (на данном языке),

Слайд 33Первые систематические описания детской речи
В 1877 г. в журнале «Mind»

впервые опубликованы записи речи маленькой дочери Ипполита Тэна
Чарльз Дарвин

опубликовал в следующем номере этого же журнала фрагменты своего дневника, который он вел четырьмя десятилетиями раньше, фиксируя речь и коммуникативное поведение маленького сына
В историю вошел также маленький Аксель, речевое поведение которого внимательно анализировал его отец, немецкий физиолог Вильям Прейер
Первые систематические описания  детской речиВ 1877 г. в журнале «Mind» впервые опубликованы записи речи маленькой дочери

Слайд 34Одним из капитальных трудов, созданных на рубеже веков, была книга

Клары и Вильгельма Штернов «Die Kindersprache», основанная на дневниковых записях

их детей Гильды и Гюнтера
Четырехтомный труд Вернера Леопольда «Речевое развитие ребенка-билингва» увидел свет в 30 - 40-х годах XX в.; четвертый том представляет собой дневниковые записи речи детей. В его книге приведены детальные записи речи его дочери Гиль-дегард.
Известен французский дневник Грегуара
Подробнейшие записи речи своих детей вел И.А. Бодуэн де Куртене, выдающийся лингвист, одним из первых оценивший значимость этого материала для теоретической лингвистики.
Интенсивные дневниковые записи велись в 60-х годах в Кракове под руководством профессора Шумана.
Одним из капитальных трудов, созданных на рубеже веков, была книга Клары и Вильгельма Штернов «Die Kindersprache», основанная

Слайд 35В России
Н.А. Рыбников собрал и издал разрозненные дневниковые записи родителей,

а также провел серьезные исследования в области детской речи;
А.Н. Гвоздев

фиксировал речь своего сына Жени, сопровождая записи лингвистическими комментариями. Лингвистика детской речи в нашей стране в течение ряда десятилетий базировалась на этих наблюдениях. Сам дневник был опубликован в 1981 г., но все знаменитые работы А.Н. Гвоздева по детской речи построены именно на этом материале, и потому он был давно известен психологам, лингвистам, педагогам, логопедам.
В РоссииН.А. Рыбников собрал и издал разрозненные дневниковые записи родителей, а также провел серьезные исследования в области

Слайд 36В конце 20-х годов начался период сопоставления образцов речи разных

детей; стало возможным проведение заранее спланированных экспериментов, позволяющих направлять речевую

деятельность ребенка в нужную для исследователя сторону.
С начала 60-х годов на смену дневникам пришли документальные записи фрагментов речи ребенка, записываемой с заранее назначенными временными интервалами. Это тоже был лонгитюд, но в нем уже не было фрагментарности и случайности записей, свойственных дневникам.
В конце 20-х годов начался период сопоставления образцов речи разных детей; стало возможным проведение заранее спланированных экспериментов,

Слайд 37Современный этап
Самая известная из компьютерных систем, разработанная американскими учеными К.

Сноу и Б. Мак-Винни, носит название CHILDES, что расшифровывается как

Child Language Exchange System. Существует пакет программ, позволяющий проводить автоматический анализ текста.
Современный этапСамая известная из компьютерных систем, разработанная американскими учеными К. Сноу и Б. Мак-Винни, носит название CHILDES,

Слайд 38В России
Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкин, А.Н. Гвоздев.
Разнообразие

школ и лингвистических концепций, фундаментально разработанный понятийный аппарат, сильная экспериментальная

база — все это позволяет исследователю, воспитанному на русских лингвистических традициях, включиться в изучение речи ребенка, имея уже значительный «начальный капитал».
В последние десятилетия изучением речи ребенка в нашей стране плодотворно занимаются А.М. Шахнарович, Е.С. Кубрякова, Е.И. Исенина, Е.Ю. Протасова, В.К. Харченко, О.Е. Громова и многие, многие другие.
Большой вклад в изучение речи ребенка внесли Н.И. Лепская и И.Н. Горелов.
В РоссииЛ.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкин, А.Н. Гвоздев. Разнообразие школ и лингвистических концепций, фундаментально разработанный понятийный

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика