Слайд 1Детская речь
как предмет научного изучения
Слайд 2План
Терминологическая основа курса.
Первые систематические описания детской речи.
Слайд 3Литература
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., Воронеж, 2001.
Леонтьев А.А.
Слово в речевой деятельности. – М., 2003.
Пинкер С. Язык как
инстинкт. – М., 2004.
Психолингвистика / Д. Слобин. Психолингвистика. Хомский и психология / Д. Грин / Под общ. ред. А.А. Лентьева. – М., 2003.
Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. – М., 2004.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000 – С. 7-15.
Цейтлин С.Н. Онтолингвистика: некоторые итоги и перспективы // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. – М., 2005.
Слайд 4Онтогенез с точки зрения педагогики
социально обусловленное формирование психики, сознания, личности
в условиях воздействия со стороны различных институтов социализации
Слайд 5Деятельность
сложную совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата
(Л.С. Выготский)
Слайд 6Основные черты деятельности
Целенаправленность, наличие у этой деятельности определенного мотива и
цели;
Структурность, определенная внутренняя организация деятельности (А.А. Леонтьев)
Слайд 7Речевая деятельность
процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения
взаимодействия людей между собой
может входить в другую, более широкую
деятельность, но может быть и самостоятельной (И.А. Зимняя)
Слайд 8Характеристика речевой деятельности
активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или
приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение
коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения
Слайд 9Структура речевой деятельности
по И.А. Зимней
побудительно-мотивационная фаза;
ориентировочно-исследовательская фаза;
исполнительная фаза
Слайд 10Побудительно-мотивационная фаза
реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и целей деятельности как
будущего ее результата.
Слайд 11Потребность
В общей психологии определяется как личностное желание, стремление к
осуществлению деятельности (образно говоря, “хочу сказать” или “не могу молчать”
– применительно к речевой деятельности).
В первоначальный момент своего существования потребность имеет неосознанный характер. Когда же потребность “осознается”, связывается с предметом речи и целями речевой деятельности, она трансформируется, превращается в мотив.
Слайд 12Мотив
как «осознанная» потребность
Мотивация порождает речевую интенцию (намерение) — направленность
сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет (в нашем случае
– на предмет речевой деятельности)
Слайд 13Коммуникативное намерение
составляющий компонент первой фазы речевой деятельности.
определяет роль говорящего
как участника общения и обозначает конкретную цель его высказывания.
Выражением
коммуникативного намерения, наряду с лексико-грамматическими средствами языка, в основном является интонация.
Слайд 14Ориентировочно-исследовательская фаза
направлена на исследование условий реализации деятельности, окончательное выделение предмета
деятельности, раскрытие его свойств.
Слайд 15Ориентировочно-исследовательская фаза
Компоненты:
Разноплановая ориентировка субъекта речевой деятельности в условиях осуществления речевой
коммуникации;
Планирование и программирование;
Внутренне-смысловая и языковая организация речевой деятельности
Слайд 16предполагает ориентацию субъекта речевой деятельности по “вопросам”: “С кем?”, “Где?”,
“Когда?”, “В течение, какого промежутка времени?” будет осуществляться речевая деятельность.
предусматривает четкое определение целей речевого общения, а также осознание (уточнение и “расшифровку”) предмета речевой деятельности (того, что будет предметом обсуждения или анализа, того, что будет отображено в речевой деятельности).
Разноплановая ориентировка субъекта речевой деятельности в условиях осуществления речевой коммуникации
Слайд 18Замысел
происходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация,
т.е. определяется – о чем надо сказать (предмет высказывания или
его тема) и что именно надо сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности) — рема высказывания
Слайд 19Внутреннее программирование – процесс построения некоторой схемы, на основе которой
порождается речевое высказывание.
Операции:
операции определения основных смысловых элементов (смысловых «звеньев»
или единиц) предметного содержания речевого высказывания;
операции определения «иерархии» смысловых единиц в «контексте» будущего речевого высказывания, определение главного и второстепенного, «основного» и уточняющих моментов в содержании речевого высказывания;
операция определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании.
Слайд 20Внутренне-смысловая и языковая организация речевой деятельности
При составлении программы высказывания
основные смысловые части конкретизируются и детализируются с точки зрения их
предметного содержания (на основе выделения микротем, значимых информативных элементов, операций пространственно-временной и понятийной развертки текста); одновременно выбирается форма отображения в речевой деятельности предмета речи, определяется стиль речи, отбираются некоторые средства языкового выражения.
Слайд 21Исполнительная и регулирующая фаза
реализующая речевые высказывания (или их восприятие и
понимание), вместе с тем включает операции контроля за осуществлением деятельности
и ее результатами.
И.А.Зимняя отмечает, что она может быть внешне выраженной и внешне невыраженной.
Так, исполнительная фаза процесса слушания в речевой деятельности внешне не выражена (или почти не выражена), тогда как “моторная часть” деятельности говорения очевидна и ярко выражена.
Слайд 22Деятельность речевосприятия
Первая из них — первичное формирование образа восприятия.
Вторая
состоит в опознании уже сложившегося образа.
Слайд 23Восприятие речи
включает в себя рецепцию слышимых или зрительно воспринимаемых
элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование представления об их
значении
осуществляется на двух ступенях — собственно восприятия и понимания речевого высказывания
единица процесса речевосприятия – целое слово
Слайд 24Понимание
расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым (звуковым)
потоком;
это процесс превращения фактического содержания воспринимаемой речи в стоящий
за ней смысл
Слайд 25Реализация во внешнем плане
осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой
и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых
лежат соответствующие речепроизносительные навыки
Слайд 26Речевая деятельность
направлена на достижение определенной цели, которая и определяет выбор
действия, способ учета условий, в которых осуществляются эти действия;
проходит этап
ориентировки и выработки плана действия, в процессе осуществления которого используются механизмы контроля и коррекции, позволяющие сравнить полученный результат с намеченным планом и в случае необходимости внести в действие какие-то изменения.
Слайд 27Онтогенез речевой деятельности
процесс становления речи как деятельности в коммуникативном взаимодействии
Слайд 28Уровни и структурные единицы
речевой деятельности
Уровень смысловой связной речи: функционально-оперативная
единица уровня – предложение или высказывание в целом;
Уровень называния (предметного
действия): функционально-оперативная единица – слово, взятое как целое со своей семантикой;
Слоговой уровень: функционально-оперативная единица - слог
Слайд 29Речевое высказывание
Законченное со стороны содержания и интонации речевое сообщение, характеризующееся
определенной (композиционной и грамматической) структурой.
Слайд 30Слово
Как произносительная единица являет собой целостный речепроизносительный элемент, устойчивый звукокомплекс,
продуцируемый в речи через комплекс речедвижений – артикулем;
Как носитель значения
(семантическая функция) рассматривается как минимальныя смысловая единица речи
Слайд 31Слог
Минимальная речепроизносительная единица представляющая собой устойчивое сочетание двух или трех
звуков, или одного гласного звука
Слайд 32Речевые навыки
Включают в себя комплекс языковых навыков, обеспечивающих соблюдение «языковых
правил» построения речевого высказывания (на данном языке), соответствие языкового оформления
речевого высказывания «речевому стандарту» (языковой норме)
Слайд 33Первые систематические описания
детской речи
В 1877 г. в журнале «Mind»
впервые опубликованы записи речи маленькой дочери Ипполита Тэна
Чарльз Дарвин
опубликовал в следующем номере этого же журнала фрагменты своего дневника, который он вел четырьмя десятилетиями раньше, фиксируя речь и коммуникативное поведение маленького сына
В историю вошел также маленький Аксель, речевое поведение которого внимательно анализировал его отец, немецкий физиолог Вильям Прейер
Слайд 34Одним из капитальных трудов, созданных на рубеже веков, была книга
Клары и Вильгельма Штернов «Die Kindersprache», основанная на дневниковых записях
их детей Гильды и Гюнтера
Четырехтомный труд Вернера Леопольда «Речевое развитие ребенка-билингва» увидел свет в 30 - 40-х годах XX в.; четвертый том представляет собой дневниковые записи речи детей. В его книге приведены детальные записи речи его дочери Гиль-дегард.
Известен французский дневник Грегуара
Подробнейшие записи речи своих детей вел И.А. Бодуэн де Куртене, выдающийся лингвист, одним из первых оценивший значимость этого материала для теоретической лингвистики.
Интенсивные дневниковые записи велись в 60-х годах в Кракове под руководством профессора Шумана.
Слайд 35В России
Н.А. Рыбников собрал и издал разрозненные дневниковые записи родителей,
а также провел серьезные исследования в области детской речи;
А.Н. Гвоздев
фиксировал речь своего сына Жени, сопровождая записи лингвистическими комментариями. Лингвистика детской речи в нашей стране в течение ряда десятилетий базировалась на этих наблюдениях. Сам дневник был опубликован в 1981 г., но все знаменитые работы А.Н. Гвоздева по детской речи построены именно на этом материале, и потому он был давно известен психологам, лингвистам, педагогам, логопедам.
Слайд 36В конце 20-х годов начался период сопоставления образцов речи разных
детей; стало возможным проведение заранее спланированных экспериментов, позволяющих направлять речевую
деятельность ребенка в нужную для исследователя сторону.
С начала 60-х годов на смену дневникам пришли документальные записи фрагментов речи ребенка, записываемой с заранее назначенными временными интервалами. Это тоже был лонгитюд, но в нем уже не было фрагментарности и случайности записей, свойственных дневникам.
Слайд 37Современный этап
Самая известная из компьютерных систем, разработанная американскими учеными К.
Сноу и Б. Мак-Винни, носит название CHILDES, что расшифровывается как
Child Language Exchange System. Существует пакет программ, позволяющий проводить автоматический анализ текста.
Слайд 38В России
Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкин, А.Н. Гвоздев.
Разнообразие
школ и лингвистических концепций, фундаментально разработанный понятийный аппарат, сильная экспериментальная
база — все это позволяет исследователю, воспитанному на русских лингвистических традициях, включиться в изучение речи ребенка, имея уже значительный «начальный капитал».
В последние десятилетия изучением речи ребенка в нашей стране плодотворно занимаются А.М. Шахнарович, Е.С. Кубрякова, Е.И. Исенина, Е.Ю. Протасова, В.К. Харченко, О.Е. Громова и многие, многие другие.
Большой вклад в изучение речи ребенка внесли Н.И. Лепская и И.Н. Горелов.