Слайд 1Деятельность
Преподаватель:
Вакуленко Любовь Сергеевна
Слайд 2План:
Понятие «активность»
Понятие и общая характеристика
Структура деятельности
Виды деятельности
Приемы деятельности
Слайд 3В «Психологическом словаре», активность - всеобщая характеристика живых существ, их
собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых
связей с окружающим миром.
А.Н. Леонтьев: Активность личности проявляется в избирательности, селективности отражения, через формирование личностных и функциональных критериев оценки информации, через механизмы уподобления и т.д.
С.Л. Рубинштейн исследовал активность личности как проявление "субъективности" на основе известного принципа преломления внешнего через внутреннее.
1. Понятие «активность»
Слайд 4М.И. Лисина выделяет следующие формы активности человека:
психическая активность,
умственная
активность,
интеллектуальная активность,
познавательная активность.
А.М. Матюшкин выделяет два вида
активности
адаптивную (обеспечивают приспособление)
продуктивную (составляют основу возникновения и становления различных психических новообразований, непосредственно не необходимых для адаптации)
Слайд 51) В «Большом психологическом словаре» деятельность понимается как активное взаимодействие
с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как
субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
2) С.Л. Рубинштейн. Деятельность - процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру - к другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь.
3) А.Н. Леонтьев. Деятельность - не всякий процесс, а только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности.
2. Понятие и общая характеристика
Слайд 64) Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание
и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия
своего существования.
Т.о., в деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество.
Впервые теорию деятельности или деятельностный подход предложил С.Л. Рубинштейном в 1934 году. В своем главном труде «Основы общей психологии» он высказал мысль о единстве сознания и внешнего поведения.
Другое направление деятельностного подхода было создано А.Н. Леонтьевым в конце 30-х – начале 40-х годов, и содержит представления о структуре деятельности, ее компонентах и основных ступенях филогенетического развития. В труде «Проблемы развития психики»
Слайд 7Главные отличия деятельности человека от активности животных:
Слайд 83. Психологическая структура деятельности
Психологическая структура деятельности - целостное единство психических
компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и
реализуют деятельность (В.Д. Шадриков).
Подходы к определению структуры деятельности
1) Классическая структура: цель, средство, результат.
2) Исходные компоненты структуры деятельности – мотивы, потребности (источники активности человека), цель, задача, действия, операции, контроль, оценка.
Слайд 9Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.
Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: органическими, материальными, социальными, духовными.
В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.
Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем – то необходимом для нормального существования.
Цель - это образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель - это осознанный образ результата, который удерживается в сознании до тех пор, пока осуществляется действие. Отсюда цель можно определить как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Слайд 10
Задача - цель, данная в определенных условиях. Каждое действие следует
рассматривать как решение этой задачи.
Действие – часть деятельности, которая
имеет вполне самостоятельную, осознанную человеком цель (В структуре познавательной деятельности можно назвать получение книги, ее чтение). Таким образом, действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели.
Каждое действие состоит из системы движений, или операций. Действия человека предметны. Они реализуют биологические, социально-производственные и культурные цели.
Операция – способ осуществления действия. Сколько существует различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности (Е. Климов).
Слайд 12
4) В схеме С. Л. Рубинштейна присутствуют: мотив, цель, средство,
социальная ситуация, результат, оценка;
5) В схеме В. В. Давыдова
— потребность, мотив, задача, способ действия.
6) Схема В. Д. Шадрикова кольцевая: мотив, цель, программа, информационная основа, принятие решения, профессионально важные качества.
7) В схеме Г. В. Суходольского: потребность, направленность, мотив, цель, результат, оценка.
Слайд 134. Виды деятельности
Первая классификация видов деятельности в отечественной психологии была
предложена С.Л. Рубинштейном. Он выделил три вида деятельности: игру, учение,
труд.
Б.Г. Ананьев предложил свою, по его мнению, более психологичную классификацию деятельностей, в которую вошли труд, познание и общение.
Третья классификация видов деятельности предложена М.С. Коганом. Опираясь, прежде всего, на психологическое содержание субъектно-объектных отношений, автор выделяет 4 вида деятельностей: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную.
Слайд 14Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися
людьми. При общении люди находятся в прямых контактах друг с
другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией (непосредственное общение).
Игра рассматривается С.Л. Рубинштейном как первичная форма включения человека в социум, как средство его развития и подготовки к учению, а в дальнейшем – и к труду. Игра – дитя труда, отмечает С.Л. Рубинштейн.
Игра – вид деятельности, результатом которого не становится производство какого – либо материального продукта или идеального (кроме конструирования) продукта. Игры носят характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.
Существуют различные типы игр:
Индивидуальные – род деятельности, когда игрой занят только один человек.
Групповые – включают несколько индивидов
Предметные игры – включение в игровую деятельность каких либо предметов.
Сюжетные игры – разворачиваются по определенному сценарию.
Ролевые игры – поведение ребенка ограничено определенной ролью, которую в игре он берет на себя.
Слайд 15Труд – создание предметов материальной и духовной культуры, построение общества.
Трудовая деятельность – это форма деятельности, направленная на производство определенных
общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. С трудом связано создание и совершенствование орудий труда, которые приводят к повышению производительности труда, развитию науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
Учебная деятельность (учение) – это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных ЗУН.
Учение организованно, и осуществляется в специальных образовательных организациях. Это средство психологического развития индивида.
Слайд 165. Приемы деятельности
Навыки, привычки и умения
Навыки – автоматизированное действие, сформированное
путем многократного повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной
сознательной регуляции и контроля.
Виды навыков:
- перцептивные – это автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.
- интеллектуальные – автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи, достижения цели.
- двигательные – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движения с целью его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.
Слайд 17В формировании навыка выделяют три основных этапа:
аналитический, синтетический и
этап автоматизации.
Слайд 18
2. Привычки – это автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью
личности. Привычки фиксируют потребность сделать что-то. Невозможность совершать привычные действия
вызывает неудовлетворенность, отрицательные эмоции. Привычки – непродуктивный элемент деятельности.
Пути формирования привычек:
через подражание;
в результате многократного повторения действия;
через сознательные целенаправленные усилия, например путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ.
3. Навык и привычка тесно связаны с умением.
Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. Умение – основа мастерства.