Слайд 1Диагностика и коррекция нарушений артикуляционной моторики
обследование
артикуляционная гимнастика
логопедический массаж
Слайд 2Содержание мастер-класса
Как выявить нарушения артикуляционной моторики? Приемы обследования
Артикуляционная гимнастика
«Во
всем нужна сноровка, зарядка, тренировка…»
Логопедический массаж
Слайд 3Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата
Слайд 4Обследование строения артикуляционного аппарата
губы
челюсти
прикус
зубы
язык
нёбо
Слайд 5губы
тонкие
толстые, малоподвижные
укороченная верхняя губа
неполное смыкание губ
Слайд 6челюсти
прогения:
нижняя
челюсть
выдвигается
вперед
Слайд 7челюсти
прогнатия:
верхняя
челюсть
выдвигается
вперед
Слайд 9 открытый прикус
боковой прикус
Слайд 10зубы
мелкие
крупные
вне челюстной дуги и др.
Слайд 11язык
макроглоссия
микроглоссия
укороченная подъязычная связка
Слайд 12нёбо
«готическое»,
куполообразное,
уплощенное
Слайд 13раздвоение маленького язычка (uvula)
Слайд 14 Отклонения в строении артикуляционного аппарата выявляются визуально
Слайд 15Обследование подвижности артикуляционного аппарата
Кинестетическая основа речи – способность выполнить отдельные
артикуляторные движения
Кинетическая основа речи – способность выполнить серию артикуляторных движений
Слайд 16Кинестетическая основа речи
Задания для губ:
вытянуть вперед, оскал,
круговое движение губ, поднять верхнюю губу вверх, опустить нижнюю губу
вниз
Задания для языка:
показать широкий язык, узкий язык, лакательные движения языком, пощелкать, присосать к нёбу, чтобы натянулась подъязычная связка
Задания для нижней челюсти:
рот широко открыть - закрыть
Слайд 17Кинетическая основа речи
Задания для губ:
вытянуть губы вперёд, затем
улыбнуться (У-И),
поднять вверх верхнюю губу
опустить вниз нижнюю губу
опустить вниз верхнюю губу
поднять вверх нижнюю губу
Слайд 18Кинетическая основа речи
Задания для языка:
открыть рот
показать широкий язык поднять на верхнюю губу
опустить на нижнюю губу убрать в рот закрыть рот
открыть рот показать узкий язык вытянуть язык влево затем вправо убрать язык закрыть рот
Слайд 19Кинетическая основа речи
Задания для языка:
открыть рот
показать широкий язык показать узкий язык
открыть
рот узким языком провести вкруговую по верхней и нижней губе по часовой стрелке затем в обратном направлении убрать язык закрыть рот
Слайд 20Кинетическая основа речи
Задания для нижней челюсти:
осторожно подвигать челюстью
вправо – влево
Задания для мягкого нёба:
открыть рот
положить язык на нижнюю губу покашлять с открытым ртом и с языком на нижней губе
Слайд 22
Артикуляция – это деятельность органов речи (губ, языка,
мягкого нёба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи
и их комплексов
Слайд 23Артикуляционные фазы
Три части артикуляции звука:
приступ (экскурсия)
выдержка (средняя часть)
отступ (рекурсия)
Слайд 24Пассивная артикуляционная гимнастика
применяется в тех случаях, когда ребенок
не может сам выполнить заданные движения
логопед воссоздает артикуляционные позы
и движения при помощи механического воздействия на органы артикуляции
Слайд 25Пассивная артикуляционная гимнастика
выполняется в три стадии:
экскурсия – вход
в артикуляционную позу
выдержка – фиксация артикуляционного уклада
рекурсия – выход из
артикуляционного уклада
Слайд 26Развиваем мимические мышцы и губы
Поднять брови
Закрыть один глаз, другой, оба
сразу
Опустить и поднять углы губ
Оттягивать угол рта вправо, влево
Наморщить нос,
лоб
Растянуть углы губ и собрать в трубочку
Поднять верхнюю губу и опустить нижнюю
Слайд 27Развиваем нижнюю челюсть
Логопед открывает и закрывает рот ребенка. Открытие рта
фиксируется под счет
Выдвижение нижней челюсти вперед, затем движения влево –вправо.
Поза фиксируется под счет
Слайд 28Развиваем язык
Захватить кончик языка платком и выполнять движения вверх-вниз и
в стороны
Шпателем удерживать язык за верхними зубами, на нижней губе,
в углах рта
Слайд 29Активная артикуляционная гимнастика
система упражнений для органов артикуляции, проводятся по
инструкции логопеда
улучшает качество артикуляционных движений, вырабатывает тонкие дифференцированные движения
формирует кинестетическую и кинетическую основу артикуляционных движений
Слайд 30Формирование кинестетической основы
Упражнения по определению положения губ
Упражнения по определению положения
кончика языка
Упражнения по различению узкого и широкого кончика языка
Слайд 31Формирование кинетической основы
Статические упражнения
Развитие динамической координации в процессе выполнения
последовательных движений
Развитие динамической координации в процессе выполнения одновременно организованных движений
Слайд 33Определение:
Массаж – это метод лечения
и профилактики, представляющий собой совокупность приёмов механического воздействия на различные
участки поверхности тела человека
Слайд 34ВАЖНО:
Массаж не может быть универсальным методом преодоления артикуляторных нарушений.
Слайд 35противопоказания
Любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде
Острые и
хронические заболевания кожных покровов
Слайд 36приёмы
поглаживание
растирание
разминание
вибрация
Слайд 37 поглаживание
снижает мышечный тонус, успокаивает нервную систему
Движения выполняются выпрямленной
кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не вызывает
смещение кожи
Слайд 38 растирание
нормализует тонус мышц и усиливает их
сократительную способность
Усилие больше, чем при поглаживании, вызывает смещение
и растяжение массируемых тканей. Прием проводится подушечками пальцев
Слайд 39 разминание
максимально активизирует работу мышц
проводится путем сдвигания,
растяжения, захватывания и разминания тканей
Слайд 40 вибрация
Эффект зависит от интенсивности воздействия:
слабое воздействие повышает тонус мышц,
сильное – снижает тонус
и возбудимость нервов
Слайд 41Выбор приемов
проводится дифференцированно в
зависимости от тонуса мускулатуры
поглаживание
растирание
похлопывание
легкая вибрация
поверхностное поглаживание
сильная вибрация
Слайд 44Расслабление лицевой и губной мускулатуры
Направление движений
От середины лба к вискам
От
середины лба к ушным раковинам
От бровей до волосистой части головы
От
спинки носа к ушной раковине
От середины верхней губы до ушных раковин
Слайд 45Расслабление лицевой и губной мускулатуры
Направление движений
От линии лба вниз через
лицо к шее
От мочек уха по щекам к крыльям носа
От
середины верхней губы на подбородок
Поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (от середины лба)
Слайд 46Расслабление лицевой и губной мускулатуры
Направление движений
По верхней губе от угла
рта к середине
По нижней губе от угла рта к середине
Поглаживание
носогубных складок от крыльев носа к углам рта
Легкое постукивание губ
Слайд 47Расслабление мышц языка
Направление движений
Вибрация двумя указательными пальцами под углами челюсти
Похлопывание,
поглаживание, вибрация языка деревянным шпателем (в течение 15 сек), который
накладывается на кончик языка
Слайд 48Укрепление лицевой мускулатуры
Направление движений
Поглаживание лба от середины к вискам
Поглаживание шеи
от носа к ушам и от подбородка к ушам
Разминание скуловой
и щечной мышцы (спиралевидные движения указательным и средним пальцами от виска к подбородку)
Слайд 49Укрепление губной мускулатуры
Поглаживание, разминание, растирание, вибрация губ
Направление движений
От середины верхней
губы к углам
От середины нижней губы к углам
Поглаживание носогубных складок
к крыльям носа
Пощипывание губ
Слайд 50Укрепление язычной мускулатуры
Массаж проводится шпателем или пальцами –
легкие вибрирующие движения
Направление движений
От средней части к кончику языка (продольные
мышцы языка)
Ритмичное надавливание на язык (вертикальные мышцы языка)
Поглаживание из стороны в сторону (поперечные мышцы языка)
Слайд 51Массаж перетирающий
Сжатие пальцами с двух сторон, сила сжатия зависит от
поражения мышц языка
Слайд 52Массаж перетирающий
Сжать язык около корня или середины и плавно скользить
вниз
Сжать середину языка пальцами и покручивать язык вправо - влево
Слайд 53Боковой подтяг
Боковой подтяг выполняется большим и указательным пальцами. Важен для
развития боковых мышц языка.
Слайд 55Игольчатый массаж мышц языка
Необходимо определить степень рвотного рефлекса и его
границу
1.
2.
Обкол с прокачиванием
Слайд 56Игольчатый массаж мышц языка
Обкол языка необходимо делать очень часто, все
время переходя за границу рвотного рефлекса
Слайд 57Игольчатый массаж мышц языка
Обкол боковых краев языка
Непрерывный обкол вверх и
вниз
Слайд 58Игольчатый массаж мышц языка
Обкол кончика языка
Обкол средней части языка
Слайд 59Игольчатый массаж мышц языка
Обкол всего языка
Обкол поперечных мышц языка от
кончика вверх и обратно
Слайд 62Точечный скользящий массаж
Нажатие зондов должно быть вначале не очень сильным
Слайд 63Точечный скользящий массаж
По мере работы с ребенком сила нажатия увеличивается
(становится более интенсивной)
Слайд 64Точечный скользящий массаж
Массируется сначала одна половина, затем - вторая
Слайд 66Расширяющий и перетирающий зонд
Зонд двигается от кончика языка к корню
Слайд 70Прямой рубящий массаж
При рубящем массаже логопед ставит палец на зубы
под языком, чтобы ребенку не было больно при нажатии
Слайд 72Пружинистый массаж
1.Подталкиваем язык к глотке, держим под счет до 10
и убираем
2. Подталкиваем язык к глотке и убираем
Слайд 73Пружинистый массаж
Подталкиваем язык к глотке и делаем пружинистое движение
Слайд 74Пружинистый массаж
Покручивание вправо - влево
Слайд 75Итог:
Массаж эффективен в преодолении многих расстройств артикуляции
Применение массажа сокращает сроки
преодоления этих расстройств в 3-4 раза
Правильный подбор массажных комплексов позволяет
быстрее нормализовать тонус мышц при гипо- и гипертонусе