Разделы презентаций


Дисциплина: Психология

Содержание

Лекция 1. Введение в психологию. Психология – это наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дисциплина: Психология
к.псх.н., доц. Чхиквадзе Тинатин Владимировна

Дисциплина: Психологияк.псх.н., доц. Чхиквадзе Тинатин Владимировна

Слайд 2Лекция 1. Введение в психологию.
Психология – это наука о психике,

закономерностях ее проявления, формирования и развития.

Лекция 1. Введение в психологию. Психология – это наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития.

Слайд 3Психология – это наука о психических явлениях:
психических процессах: познавательных (ощущение,

восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, речь); эмоциональных (возникновение чувств,

их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.) и волевых процессах (потребность, мотив, воля, принятие решения, цель и т.д.);
психических свойствах (темперамент, характер, задатки, способности, направленность и т.д.);
психических состояниях (стресс, аффект, горе, монотония, выученная беспомощность, сон, бодрствование, измененные состояния сознания и т.д.)
Психология – это наука о психических явлениях:психических процессах: познавательных (ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, речь);

Слайд 4Предмет изучения: психика.
Объект: человек, животное (зоопсихология), малые и большие группы

(социальная психология).
Задачи психологии:
1.Научиться понимать суть психических явлений и их

закономерности.
2.Научиться управлять психическими явлениями.
3.Использовать полученные знания с целью повышения эффективности практики.
4.Быть теоретической базой практики психологической службы.
Предмет изучения: психика.Объект: человек, животное (зоопсихология), малые и большие группы (социальная психология).Задачи психологии: 1.Научиться понимать суть психических

Слайд 5История развития представлений о предмете психологи
0 этап – Донаучный (до

VI в д.н.э.)
1 этап – Психология как наука о душе


(VI в д.н.э. – XVI н.э.)
2 этап – Психология как наука о сознании
(XVII – XIXвв.).
3 этап – Психология как самостоятельная наука; открытый кризис
(1879 – 1930ые)
4 этап – Скрытый кризис психологии
(1930ые – настоящее время)
История развития представлений о предмете психологи0 этап – Донаучный (до VI в д.н.э.)1 этап – Психология как

Слайд 6Характеристика донаучного периода
-Отрывочные знания о человеке, его психике и поведении.
-

Хранители знания – жрецы,

Характеристика донаучного периода-Отрывочные знания о человеке, его психике и поведении.- Хранители знания – жрецы,

Слайд 7Психология как наука о душе
Психология является частью философии;
Предмет науки –

душа (психе);
Разделение представлений о душе на материалистические и идеалистические

Психология как наука о душеПсихология является частью философии;Предмет науки – душа (психе);Разделение представлений о душе на материалистические

Слайд 8Психология Античности
Душа – источник активности тела, обладает функциями познания и

регуляции поведения;
Нет специальных методов исследования содуржания и функций души, используются

методы других наук (философии, медицины, математики);
Определили основные проблемы психологии: исследование познания, активности тела, способы регуляции поведения, пределы свободы человека.
Психология АнтичностиДуша – источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения;Нет специальных методов исследования содуржания и

Слайд 9Психология Средневековья
Исследуется душа, виды активности тела, особенности познания, в частности

чувственное познание;
Появление собственно психологического метода исследования интроспекции;
Развитие психофизических исследований;
Первые

исследования психологии масс.
Интроспекция – это метод психологического анализа через субъективное наблюдение за деятельностью собственной психики.
Психология СредневековьяИсследуется душа, виды активности тела, особенности познания, в частности чувственное познание;Появление собственно психологического метода исследования интроспекции;

Слайд 10Психология Возрождения и Нового Времени
Предмет – сознание, его содержание и

пути формирования;
Методы: интроспекция, логика (индукция, дедукция, анализ и т.д.);
Развитие рационалистического

и эмпирического подходов;
Появление первых теорий эмоций, рефлекса;
Первая попытка ввести понятие бессознательного.
Психология Возрождения и Нового ВремениПредмет – сознание, его содержание и пути формирования;Методы: интроспекция, логика (индукция, дедукция, анализ

Слайд 11Психология ассоцианизма
Предмет – познавательные процессы и поведение человека;
Сознание состоит

из ощущений, представлений и чувств;
Методы: интроспекция, логика, метод проб и

ошибок, методы др.наук;
Появление концепции об адаптивной функции психики
Развитие теории рефлекса;
Развитие концепции бессознательного.

Психология ассоцианизма Предмет – познавательные процессы и поведение человека;Сознание состоит из ощущений, представлений и чувств;Методы: интроспекция, логика,

Слайд 12Психология как самостоятельная наука
1879г. - психология оформилась в самостоятельную науку.

Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию.

Психология как самостоятельная наука1879г. - психология оформилась в самостоятельную науку. Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую экспериментальную

Слайд 13Экспериментальная психология
Предмет – элементы психики, связанные с сознанием, их связи

и законы;
Методы: экспериментальные, интроспекция, анализ результатов творческой деятельности человека и

народа в целом, первые тесты;
Первые теории психологии народов;
Новые данные о психических процессах (память, ощущения, восприятие, внимание);
Новые подходы в психологии помимо ассоцианизма;
Первые симптомы методологического кризиса науки.
Экспериментальная психологияПредмет – элементы психики, связанные с сознанием, их связи и законы;Методы: экспериментальные, интроспекция, анализ результатов творческой

Слайд 14Методологический кризис и разделение на школы
Предмет психологии:
Структурализм – элементы психики;
Функционализм

– функции психики;
Психоанализ - бессознательное и его влияние на сознание;
Бихевиоризм

– поведение;
Гештальтпсихология – структуры психики;
Советская психология – высшие психические функции и деятельность.
Методологический кризис и разделение на школыПредмет психологии:Структурализм – элементы психики;Функционализм – функции психики;Психоанализ - бессознательное и его

Слайд 15Методы: проективные методики (психоанализ), эксперимент, формирование рефлекса, инструментальный метод.
Появление первых

концепций личности, теорий сознания, научения.
Экспериментальные исследования личности;
Введение в исследование личности

культуры и социального окружения;
Развитие отраслей психологии
Методы: проективные методики (психоанализ), эксперимент, формирование рефлекса, инструментальный метод.Появление первых концепций личности, теорий сознания, научения.Экспериментальные исследования личности;Введение

Слайд 16Скрытый кризис психологии
Снятие вопроса о научном статусе психологии;
Признание мультипарадигмальности психологии;
Появление

множества школ и направлений психологии;
Методы: опросники, совершенствование экспериментальных методов, моделирование,

социометрия и др.;
Развитие психодиагностики;
Стремление к синтезу наиболее значительных достижений различных школ.
Скрытый кризис психологииСнятие вопроса о научном статусе психологии;Признание мультипарадигмальности психологии;Появление множества школ и направлений психологии;Методы: опросники, совершенствование

Слайд 17Место психологии в системе наук

Место психологии в системе наук

Слайд 18Научные и житейские психологические знания

Научные и житейские психологические знания

Слайд 19Направления научных психологических знаний

Направления научных психологических знаний

Слайд 21Методологические принципы психологии
Принцип (лат. – основа, первопричина) – исходное положение

какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, внутреннее убеждение и основное правило

поведения.
Методологические принципы психологииПринцип (лат. – основа, первопричина) – исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, внутреннее убеждение

Слайд 22Принцип детерминизма
Психика определяется образом жизни и перестраивается с его изменением.


Психика животных определяется естественным отбором, как биологическим законом, открытым Ч.Дарвином.
Происхождение

и развитие человеческого сознания определяется законами развития, способами производства материальных средств жизни.
Принцип детерминизмаПсихика определяется образом жизни и перестраивается с его изменением. Психика животных определяется естественным отбором, как биологическим

Слайд 23Формы детерминизма:
А. Детерминизм причинности (казуальности) – совокупность обстоятельств, которые предшествуют

во времени данному событию и вызывают его.
Б. Системный детерминизм –

зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого.
В. Детерминизм обратной связи – следствие воздействует на вызвавшую его причину.
Г. Статический детерминизм – при исходных причинах возникают различные эффекты.
Д. Целевой детерминизм – предваряющая результат цель, определяет процесс его достижения.
Формы детерминизма:А. Детерминизм причинности (казуальности) – совокупность обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.Б.

Слайд 24Принцип развития
Закономерности всех психических явлений познаются в их развитии, в

процессе возникновения, движения и отмирания. Развитие – это не только

рост, но и изменение, т.е. это процесс при котором количественные изменения переходят к качественным, скачкообразным появлениям новообразований.
Развитие психики – это поступательный переход от одной ступени к другой, качественно новой. Задача психологии вскрыть как преемственность развития высших форм психики на основе низших, а также изучить качественное своеобразие высших форм психики.
Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, между старыми, отживающими формами психики, и новыми, только нарождающимися.
Принцип развитияЗакономерности всех психических явлений познаются в их развитии, в процессе возникновения, движения и отмирания. Развитие –

Слайд 25Этапы развития личности:
1 этап – усвоение действующих норм, овладение знаниями

и соответствующей деятельностью. Возникает необходимость максимальной адаптации к среде за

счет утраты некоторых своих индивидуальных особенностей.
2 этап – индивидуализация. Характеризуется поиском способов и средств утверждения своей индивидуальности.
3 этап – интеграция. Требует от личности проявлять те индивидуальные особенности, которые соответствуют ценностям среды.
Если личность успешно проходит все эти этапы, то результативно проходят и ее самоопределением и самоутверждение.
Этапы развития личности:1 этап – усвоение действующих норм, овладение знаниями и соответствующей деятельностью. Возникает необходимость максимальной адаптации

Слайд 26Принцип единства сознания и деятельности
Основополагающий принцип психологии. С.Л.Рубинштейн и А.Л.

Леонтьев рассматривали сознание не только как высшую форму развития психики,

но как категорию постоянно развивающейся в деятельности, регуляторную систему, осуществляющую 3 важнейшие функции:
1. Функцию целостной регуляции психических процессов;
2. Функцию регуляции отношений
3. Функцию регуляции деятельности.
Сознание помогает человеку определить цель, средства ее достижения, мотивы деятельности и предусмотреть конечный результат. Деятельность дает возможность совершенствовать знания, развивать самосознание, формировать отношение к окружающему миру. Личность способна развиваться только в деятельности.

Принцип единства сознания и деятельностиОсновополагающий принцип психологии. С.Л.Рубинштейн и А.Л. Леонтьев рассматривали сознание не только как высшую

Слайд 27Принцип личностного характера
Все психические процессы и особенности их протекания зависят

от личности как единого целого, основания, которое проявляет себя нет

только в рамках становления отдельной личности, но влияет и на становление психологии как науки.
Принцип личностного характераВсе психические процессы и особенности их протекания зависят от личности как единого целого, основания, которое

Слайд 28Принцип системности
Позволяет рассматривать личность как элемент общественной системы, в разных

взаимосвязях с обществом, отдельными людьми, группами и коллективами, а также

во взаимосвязи внутренних сфер личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной и т.д.)

Принцип системностиПозволяет рассматривать личность как элемент общественной системы, в разных взаимосвязях с обществом, отдельными людьми, группами и

Слайд 29Домашнее задание
Конспекты к теме:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекция

1. Общее представление о психологии как науке.
Маклаков А.Г. Общая психология.

1.2. Науки о человеке и человечестве.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекция 2. Представления древних философов о душе.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекция 3. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекция 4. Психология как наука о поведении.

Домашнее заданиеКонспекты к теме:Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекция 1. Общее представление о психологии как науке.Маклаков

Слайд 30Домашнее задание
Доклады по теме:
Психоанализ З.Фрейда.
Индивидуальная психология А.Адлера (психоаналитическое направление).
Аналитическая теория

К.Г.Юнга (психоаналитическое направление).
Бихевиоризм и его вклад в научную и практическую

психологию.
Этическая сторона экспериментов бихевиористов.
Гештальтпсихология: теория и практика.
Литературара:
Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер «Теории личности. Основные положения, исследования и применение»
Л. Первин, О. Джон «Психология личности: Теория и исследования» - М.: Аспект Пресс, 2001. - 607 с.


Домашнее заданиеДоклады по теме:Психоанализ З.Фрейда.Индивидуальная психология А.Адлера (психоаналитическое направление).Аналитическая теория К.Г.Юнга (психоаналитическое направление).Бихевиоризм и его вклад в

Слайд 31Психика
это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном

отражении субъектом объективного мира через построение неотчуждаемой от него картины

мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Источники психики: нервная система и ее клеточные аналоги.
Психика  это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира через построение неотчуждаемой

Слайд 32Формы проявления психики (психические явления)
1. Психические процессы – это психические

явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности.
2.

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования человека, характерное для него в каждый данный момент времени.
3. Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянные проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно - количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.
Формы проявления психики (психические явления)1. Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком

Слайд 33Формы психики
Формы проявления адаптивной функции психики:
А. Постоянства внутренней среды

организма для сохранения его целостности;
Б. Поведение – сложный комплекс реакций

живого организма на воздействия внешней среды.
Формы психикиФормы проявления адаптивной функции психики: А. Постоянства внутренней среды организма для сохранения его целостности;Б. Поведение –

Слайд 34Функция психики
обеспечение адаптация живого организма к окружающей среде через:
1. отражение

окружающей действительности;
2. обеспечение целостности организма;
3. регуляцию поведения.

Функция психикиобеспечение адаптация живого организма к окружающей среде через:1. отражение окружающей действительности;2. обеспечение целостности организма;3. регуляцию поведения.

Слайд 35Стадии развития живой материи:
I. Уровень до психического развития живой материи

(растения) характеризуется наличием раздражимости. Раздражимость – это элементарная способность избирательно

реагировать на жизненно важные (т.е. биотические) воздействия внешней среды.
Стадии развития живой материи:I. Уровень до психического развития живой материи (растения) характеризуется наличием раздражимости. Раздражимость – это

Слайд 36II. Уровень психики характеризуется появление чувствительности и других форм психического

отражения. Чувствительность – это способность живого организма отражать и реагировать

на биологически нейтральные (т.е. абиотические) воздействия среды.
1. Стадия элементарной сенсорной психики: наличие ощущений (т.е. способность отражать отдельные свойства среды), способность к формированию элементарных условных рефлексов, научение через привыкание и методом проб и ошибок.
Представители: инфузория туфелька, улитки, морские звезды, дождевые черви.
2. Стадия перцептивной психики: наличие восприятия (т.е. отражение внешней действительности в форме целостных образов предметов), способность различать форму предметов, цвета, появление общения и группового поведения, наличие элементарных формы мышления: анализ и обобщение.
Представители: рыбы, птицы, насекомые, осьминоги.
II. Уровень психики характеризуется появление чувствительности и других форм психического отражения. Чувствительность – это способность живого организма

Слайд 373. Стадия интеллекта: наличие интеллектуальной деятельности, способность переносить однажды найденный

принцип решения задачи в новые условия, создание и использование примитивных

орудий, познание окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей, способность решать одну и ту же задачу разными методами, способность понять причинно-следственные связи между явлениями в практических действиях.
Представители: собаки, дельфины, обезьяны.
3. Стадия интеллекта: наличие интеллектуальной деятельности, способность переносить однажды найденный принцип решения задачи в новые условия, создание

Слайд 38III. Уровень высших психических функций характеризуется наличием сознания. Только у

человека. Сознание – это высший уровень психического отражения действительности в

форме образов и понятий, результат общественно-исторического развития человека, его трудовой деятельности при постоянном общении с др. людьми.
ВПФ (высшие психические функции или сознание) характеризуется: активностью, произвольностью, опосредованностью, осознанностью, социальностью.
III. Уровень высших психических функций характеризуется наличием сознания. Только у человека. Сознание – это высший уровень психического

Слайд 39Предпосылки развития сознания:
1. Прямохождение освободило руки от функции передвижения, большой

палец стал противопоставлен другим пальцам, улучшилась координация движений. Человек стал

использовать руки только для изготовления, применения и хранения орудий труда.
2. Развитие головного мозга – увеличение площади коры головного мозга за счет появления извилин, дифференциация участков мозга, ответственных за интеграцию информации и произвольное поведение.
3. Возникновение речи и речевой коммуникации, необходимой для трудовой деятельности.
4. Развитие трудовой деятельности.
Предпосылки развития сознания:1. Прямохождение освободило руки от функции передвижения, большой палец стал противопоставлен другим пальцам, улучшилась координация

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика