Разделы презентаций


доц. Орлов А.В

Содержание

Отечественные школы психологии личности и индивидуальностиЛекция 9

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дифференциальная
психология
доц. Орлов А.В.

Дифференциальнаяпсихологиядоц. Орлов А.В.

Слайд 2Отечественные школы
психологии личности
и индивидуальности
Лекция 9

Отечественные школы психологии  личности и индивидуальностиЛекция 9

Слайд 3В отечественных психологических школах доминирует структурный, а впоследствии сменивший его

системно-структурный подход

В отечественных психологических школах доминирует структурный, а впоследствии сменивший его системно-структурный подход

Слайд 4До 20-х гг в России (и далее в СССР) успешно

развивались многие направления психологии как идеалистического, так и материалистического подходов.

Но с середины 20-х гг. начался переход на марксистские материалистические методологические подходы. Альтернативные направления критиковались, приверженцы лишались работы, увольнялись, арестовывались.
До 20-х гг в России (и далее в СССР) успешно развивались многие направления психологии как идеалистического, так

Слайд 5В основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат

о ней как о совокупности общественных отношений.

В основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат  о ней как о совокупности общественных

Слайд 6Лазурский Александр Фёдорович (1874-1917)

Лазурский  Александр Фёдорович  (1874-1917)

Слайд 7Лазурский А.Ф. впервые в 1897 г. обратился к изучению не

отдельных психических процессов, а целостной личности

Лазурский А.Ф. впервые в 1897 г. обратился к изучению не отдельных психических процессов, а  целостной личности

Слайд 8Лазурский А.Ф. создал новое самостоятельное направление психологической науки — «НАУЧНАЯ

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ» — выдвинул на передний план решение типологических задач путем

выявления наиболее обобщенных типов характеров.

При этом он противопоставлял свой подход взглядам В. Штерна, который ограничивал задачи дифференциальной психологии анализом индивидуально-психологических различий

Лазурский А.Ф. создал новое самостоятельное направление психологической науки — «НАУЧНАЯ ХАРАКТЕРОЛОГИЯ» — выдвинул на передний план решение

Слайд 9В 1906 году тиражом 1000 экземпляров вышел в свет основной

труд Лазурского — «Очерк науки о характерах».
Основное внимание ученый

уделял поиску и исследованию интегральных личностных образований, которые в наибольшей степени отражали бы специфику индивидуальности человека.
В 1906 году тиражом 1000 экземпляров вышел в свет основной труд Лазурского — «Очерк науки о характерах».

Слайд 10А.Ф. Лазурским впервые было выдвинуто ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТНОШЕНИЯХ ЛИЧНОСТИ, представляющих

собой ядро личности.
Идея отношений личности стала отправной для многих

отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов
А.Ф. Лазурским впервые было выдвинуто ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТНОШЕНИЯХ ЛИЧНОСТИ, представляющих собой ядро личности. Идея отношений личности стала

Слайд 11Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических

механизмов:
ЭНДОПСИХИКА — внутренний (преимущественно врожденный) механизм человеческой психики (обнаруживает

себя в таких психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, темпераменте, умственной одаренности, характере). Эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу.
ЭКЗОПСИХИКА — внешние проявления человека (содержание определяется отношением личности к внешним объектам, среде). Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия.
Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов: ЭНДОПСИХИКА — внутренний (преимущественно врожденный) механизм

Слайд 12Эндо- и экзопсихика связаны между собой и влияют друг на

друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности,

высокая чувствительность и возбудимость — все это предполагает к занятиям искусством. Эти черты тесно связаны между собой и значительное развитие одной неизбежно влечет развитие остальных. Экзочерты развиваются когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение.
Эндо- и экзопсихика связаны между собой и влияют друг на друга.   Например, развитое воображение, обусловливающие

Слайд 13 По мнению А. Ф. Лазурского основная задача личности —

это приспособление (адаптация) к окружающей среде
Низшем - максимальное влияние

внешней среды на психику человека ,
Среднем - возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место,
Высшем - интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспосабливаться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям .

Степень активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях:

По мнению А. Ф. Лазурского основная задача личности — это приспособление (адаптация) к окружающей среде Низшем

Слайд 14Признаки, характеризующих повышение психического уровня:
1. Богатство личности - общее количество

психической продукции, проявляющееся вовне, т. е. обилием, разнообразием и сложностью

(или наоборот, примитивностью, бедностью, однообразием) отдельных психических проявлений.
2. Сила, яркость, интенсивность отдельных психических проявлений. Чем сильнее они, тем больше возможностей для повышения психического уровня.
3. Сознательность и идейность психических проявлений. Чем выше духовная организация человека, тем более богатой и интенсивной душевной жизнью он живет. В результате человек вырабатывает систему принципов — нравственных, социальных и т. п.
4. Координация психических элементов, составляющие в своей совокупности человеческую личность. Чем выше тенденция к координации и интеграции этих элементов, тем выше уровень психического развития.
Признаки, характеризующих повышение психического уровня:1. Богатство личности - общее количество психической продукции, проявляющееся вовне, т. е. обилием,

Слайд 15Сочетанное взаимодействие двух характеристик личности и уровней развития позволили А.

Ф. Лазурскому построить эвристическую типологию личностей.

Сочетанное взаимодействие двух характеристик личности и уровней развития позволили А. Ф. Лазурскому построить эвристическую  типологию личностей.

Слайд 16Типология А. Ф. Лазурского

Типология А. Ф. Лазурского

Слайд 17Мясищев Владимир Николаевич (1893-1973)

Мясищев  Владимир Николаевич  (1893-1973)

Слайд 18Ядро личности, по Мясищеву, составляет система ее отношений к внешнему

миру и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения

сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.
Ядро личности, по Мясищеву, составляет система ее отношений  к внешнему миру и к самому себе,

Слайд 19Отношения понимались В.Н. Мясищевым как сознательные избирательные связи человека с

его материальной и социальной средой, определяющие психические свойства и качества

человека и реализующиеся в его деятельности.
Отношения понимались В.Н. Мясищевым как сознательные избирательные связи человека с его материальной и социальной средой, определяющие психические

Слайд 20Отношения представляют собой преимущественно сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую

связь человека с различными сторонами жизни, которая выражается в его

действиях, реакциях и переживаниях.

Отношения характеризуют степень интереса, интенсивность эмоций, желания и потребности, поэтому они и являются движущей силой личности.

Отношения представляют собой преимущественно сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую связь человека с различными сторонами жизни, которая

Слайд 21В психологии отношений В.Н. Мясищев подчеркивает сознательные отношения человека к

среде и к самому себе, чем обеспечивается синтетическое и динамическое

понимание личности как единства субъекта и объекта.
В психологии отношений В.Н. Мясищев подчеркивает сознательные отношения человека к среде и к самому себе, чем обеспечивается

Слайд 22По мысли В. Н. Мясищева ОТНОШЕНИЕ — это системообразующий элемент

личности, которая предстает как СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ

По мысли В. Н. Мясищева ОТНОШЕНИЕ — это системообразующий элемент личности, которая предстает как СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ

Слайд 23Структура личности по В.Н. Мясищеву включает:
психические процессы,
психические свойства,
психические

состояния,
психические отношения.
При этом психические отношения выступают в качестве важнейшего структурообразующего

компонента, обеспечивающего связи с другими психическими явлениями.
Структура личности по В.Н. Мясищеву включает: психические процессы, психические свойства,психические состояния,психические отношения.При этом психические отношения выступают в

Слайд 24В. Н. Мясищева вывел за пределы структуры личности:
направленность,
темперамент

и
эмоциональность.
Он считал, что направленность «выражает доминирующее отношение, или

его интеграл», эмоциональность - это один из компонентов в структуре самого отношения. Темперамент не входит в структуру личности, так как является базисом, структурной предпосылкой, для формирования личности, которая является функциональным образованием, в отличие от темперамента.
В. Н. Мясищева вывел за пределы структуры личности: направленность, темперамент и эмоциональность. Он считал, что направленность «выражает

Слайд 25Отношениям личности присущи следующие характеристики:
уровень активности,
соотношение рационального и

иррационального,
соотношение адекватного и неадекватного,
соотношение сознательного и бессознательного,
устойчивость

или неустойчивость,
широта или узость,
рациональная или эмоциональная обусловленность и др.
Отношениям личности присущи следующие характеристики: уровень активности, соотношение рационального и иррационального, соотношение адекватного и неадекватного, соотношение сознательного

Слайд 26Личность проявляется в разных областях, и прежде всего в социальных

отношениях и взаимоотношениях, отношениях в семье, на производстве, к труду

и др.
Личность проявляется в разных областях, и прежде всего в социальных отношениях и взаимоотношениях, отношениях в семье, на

Слайд 27В структуре отношений особенно важным является отношение человека к самому

себе, как компонента самосознания.
Именно отношение к себе, будучи наиболее

поздним и зависимым от всех остальных, завершает становление системы отношений личности и обеспечивает ее целостность.
В структуре отношений особенно важным является отношение человека к самому себе, как компонента самосознания. Именно отношение к

Слайд 28В условиях, когда отношения личности приобретают особую устойчивость, они становятся

типичными для личности и в этом смысле превращаются черты характера,

оставаясь отношениями.
В условиях, когда отношения личности приобретают особую устойчивость, они становятся типичными для личности и в этом смысле

Слайд 29ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана

с окружающим миром в целом и обществом, в частности

ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом,

Слайд 30Структура отношений (по В.Н. Мясищеву):
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ способствует формированию эмоционального

отношения личности к объектам среды, людям и самому себе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ (ОЦЕНОЧНЫЙ)

способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ (КОНАТИВНЫЙ) КОМПОНЕНТ способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе.
Структура отношений (по В.Н. Мясищеву): ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и

Слайд 31Мерлин Вольф Соломонович (1898-1982)

Мерлин  Вольф Соломонович  (1898-1982)

Слайд 32Центральным понятием, характеризующим личность, В.С. Мерлин обозначил, вслед за В.М.Мясищевым,

ее отношения

Центральным понятием, характеризующим личность, В.С. Мерлин обозначил, вслед за В.М.Мясищевым, ее отношения

Слайд 33Целостность личности создается, по его мнению, благодаря тому, что одни

и те же отношения личности приобретают разные функции, и могут

рассматриваться как

направленность,
характер,
способность или
самосознание.

Целостность личности создается, по его мнению, благодаря тому, что одни и те же отношения личности приобретают разные

Слайд 34Темперамент не может рассматриваться в структуре личности в силу иного,

чем у других свойств личности, происхождения
Было показано, что между

свойствами личности и темперамента существуют много-многозначные связи; они опосредуются различными промежуточными переменными, в частности, индивидуальным стилем деятельности. Это свидетельствует о том, что личность и темперамент относятся к разным уровням индивидуальности

СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА не относятся к свойствам личности, поскольку это свойства индивида

Темперамент не может рассматриваться в структуре личности в силу иного, чем у других свойств личности, происхождения Было

Слайд 35В. С. Мерлин, в отличие от всех других отечественных исследователей,

ОТКАЗЫВАЕТСЯ ВЫСТРАИВАТЬ ЗДАНИЕ ЛИЧНОСТИ, элементами которой являются отдельные блоки (структуры).

Он подчеркивает, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств — ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРА, СПОСОБНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕННОСТИ.

ХАРАКТЕР, СПОСОБНОСТИ И НАПРАВЛЕННОСТЬ представляют собой не разные подсистемы (подструктуры) а разные функции одних и тех же свойств личности

В. С. Мерлин, в отличие от всех других отечественных исследователей, ОТКАЗЫВАЕТСЯ ВЫСТРАИВАТЬ ЗДАНИЕ ЛИЧНОСТИ, элементами которой являются

Слайд 36В.С. Мерлин выделяет в качестве основы личности её психические свойства.

Под ПСИХИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ он понимает «такие свойства, которые характеризуют

человека как субъекта общественно-трудовой деятельности». Психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. Такие отношения В. С. Мерлин называл отношениями личности.
В.С. Мерлин выделяет в качестве основы личности её психические свойства.  Под ПСИХИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ он понимает

Слайд 37Отношения личности, выражаются СВОЙСТВАХ ЛИЧНОСТИ — это отношения сознания как

целого, а не отдельных его сторон. Например, наблюдательность, эмоциональность, внимательность

— это свойства отдельных сторон сознания, а не личности. Исходя их этого, отношения, характеризуются устойчивостью и постоянством. Именно благодаря этому личность способна противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, осуществлять свои цели и намерения.
Отношения личности, выражаются СВОЙСТВАХ ЛИЧНОСТИ — это отношения сознания как целого, а не отдельных его сторон.

Слайд 38Структура личности у В.С. Мерлина предстает в виде многоуровневой системы

взаимных связей и организации свойств личности. Именно благодаря связям, в

которые вступают между собой отдельные свойства образуются так называемые симптомокомплексы свойств личности. СИМПТОМОКОМПЛЕКСОМ СВОЙСТВ называются вероятностные связи между свойствами личности. Их существует ровно столько, сколько существует относительно независимых отношений личности.
Структура личности у В.С. Мерлина предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности.

Слайд 39Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися

к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции МНОГО-МНОГОЗНАЧНОСТИ ЭТИХ

СВЯЗЕЙ
Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении

Слайд 40В. С. Мерлин выделяет сложную иерархию подсистем интегральной индивидуальности внутри

биологического и социального. Между различными уровнями организации всегда существуют опосредующие звенья

и задача интегрального исследования, по мнению В. С. Мерлина, заключается в установлении процесса опосредования свойств одного уровня свойствами другого и как эти опосредования меняются в процессе онтогенеза.
В. С. Мерлин выделяет сложную иерархию подсистем интегральной индивидуальности внутри биологического и социального.  Между различными уровнями

Слайд 41Соединение двух принципов — много-многозачных связей и иерархической организации, позволило

В. С. Мерлину выстроить свою динамичную структуру интегральной индивидуальности, состоящей

из следующих систем:

I. Система индивидуальных свойств организма, которую образуют подсистемы:
биохимические,
общесоматические,
свойства нервной системы (нейродинамические).
II Система индивидуальных психических свойств с подсистемами:
психодинамических свойств (свойств темперамента),
психических свойств личности.
III. Система социально-психологических индивидуальных свойств с подсистемами:
социальных ролей, исполняемых в группе и коллективе,
социальных ролей, исполняемых в социально-исторических общностях.

Соединение двух принципов — много-многозачных связей и иерархической организации, позволило В. С. Мерлину выстроить свою динамичную структуру

Слайд 42Между ниже и выше лежащими уровнями существует много-многозначные связи, которые

отражают уникальные особенности каждого человека, его неповторимость.

Между ниже и выше лежащими уровнями существует много-многозначные связи, которые отражают уникальные особенности каждого человека, его неповторимость.

Слайд 43Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979)

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979)

Слайд 44В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта

характеризуется ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АБСТРАКТНОСТИ. При всем ее отличии от других

отечественных теорий имеется общая связь с ними. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА «ПРОИЗВОДИТСЯ» — СОЗДАЕТСЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ».
В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта характеризуется  ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АБСТРАКТНОСТИ.

Слайд 45А.Н. Леонтьев выдвинул ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - новое направление в

психологической науке, разрабатывая свой вариант внедрения принципа деятельности в психологию.

Путеводной нитью для него служил структурный анализ деятельности, выделение в ней компонентов и уровней, образующих СИСТЕМУ, функционирующую как целое.
А.Н. Леонтьев выдвинул ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - новое направление в психологической науке, разрабатывая свой вариант внедрения принципа

Слайд 46В своей обобщающей работе " Деятельность. Сознание. Личность" (1975) особое

внимание он уделил системному характеру деятельности, с ее внутренними переходами

и превращениями, которые, однако, не являются спонтанными, а включены в систему общества.
В своей обобщающей работе

Слайд 47Особое место А.Н. Леонтьев отводил отношению между строением деятельности и

строением сознания. Проводилось различие между значением и смыслом с тем,

чтобы отграничить компоненты общественного опыта, запечатленные в слове, от личностного смысла тех событий, которые переживаются субъектом.
Особое место А.Н. Леонтьев отводил отношению между строением деятельности и строением сознания.   Проводилось различие между

Слайд 48А. Н. Леонтьев проводит разграничительную линию между понятиями индивида и

личность. Если ИНДИВИД — это неделимое, целостное, со своими индивидуальными

особенностями генотипическое образование, то ЛИЧНОСТЬ тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей.
А. Н. Леонтьев проводит разграничительную линию между понятиями индивида и личность.   Если ИНДИВИД — это

Слайд 49Развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей,

которые вступают между собой в ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Личность выступает как

совокупность иерархических отношений деятельностей. Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия

«потребность»,
«мотив»,
«эмоция»,
«значение» и
«смысл».

Развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

Слайд 50По мнению А. Н. Леонтьева, «структура личности представляет собой относительно

устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения

главных мотивационных линий ... образуют как бы общий «психологический» профиль личности».
По мнению А. Н. Леонтьева,  «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных,

Слайд 51Эмоции отражают отношения между мотивами. Эмоция порождает и задает состав

переживания человеком ситуации реализации-не реализации мотива деятельности. Рациональная оценка, следует

за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности (мотива-цели). Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям.
Эмоции отражают отношения между мотивами. Эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-не реализации мотива деятельности.

Слайд 52В процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды

ему открывается их объективное значение. Значение представляет собой обобщение действительности.

В процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды ему открывается их объективное значение.  Значение

Слайд 53Иерархия мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности

А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей

иерархии смыслообразующих мотивов.
Иерархия мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется

Слайд 54А. Н. Леонтьев выделяет три основных параметра личности:
широта

связей человека с миром (посредством его деятельностей);
степень иерархизованности этих

связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);
общая структура этих связей, точнее мотивов-целей в системе личностных смыслов.
А. Н. Леонтьев выделяет три основных параметра личности:  широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

Слайд 55Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «СТАНОВЛЕНИЯ

СВЯЗНОЙ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ».

Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «СТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗНОЙ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ».

Слайд 56Рубинштейн Сергей Леонидович (1899-1960)

Рубинштейн Сергей Леонидович (1899-1960)

Слайд 57С.Л. Рубинштейном декларировалась приверженность к марксизму и анализировались труды К.

Маркса. Были подчеркнуты 2 идеи:
1. идея об общественно-исторической обусловленности

психики и сознания;

2. идея о деятельности человека, как главного средства порождения и изменения психики и сознания человека.
С.Л. Рубинштейном декларировалась приверженность к марксизму и анализировались труды К. Маркса. Были подчеркнуты 2 идеи: 1. идея

Слайд 58С.Л. Рубинштейн разработал ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД в философии, психологии и педагогике:

человек и его психика формируются и проявляются в изначально практической

деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и т. д.).
С.Л. Рубинштейн разработал ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД в философии, психологии и педагогике: человек и его психика формируются и проявляются

Слайд 59В 1922 г. С.Л. Рубинштейн выдвигает ПРИНЦИП СУБЪЕКТА И ЕГО

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: субъект в своих деяниях не только проявляется, но и

созидается и определяется.
В 1922 г. С.Л. Рубинштейн выдвигает ПРИНЦИП СУБЪЕКТА И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  субъект в своих деяниях не

Слайд 60Основными особенностями деятельности Рубинштейн считал:
1) социальность — деятельность осуществляется

только субъектом, точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность (человечеством, группой людей,

личностью) ;
2) предметность — деятельность осуществляется как взаимодействие субъекта с объектом, и таким образом является содержательной, предметной, а не чисто символической и фиктивной;
3) творчество — деятельность носит преобразующий характер;
4) самостоятельность — деятельность не является навязанной извне, а является проявлением внутренней активности.
Основными особенностями деятельности Рубинштейн считал: 1) социальность — деятельность осуществляется только субъектом, точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность

Слайд 61Деятельность определяется своим субъектом, не прямо, а лишь опосредствованно через

ее внутренние, специфические закономерности (через цели, мотивы и т. д.).

Это частное проявление разработанного Рубинштейном всеобщего ПРИНЦИПА ДЕТЕРМИНИЗМА: внешние причины действуют только через внутренние условия того, на кого или на что эти внешние воздействия оказываются.
Деятельность определяется своим субъектом, не прямо, а лишь опосредствованно через ее внутренние, специфические закономерности (через цели, мотивы

Слайд 62ЛИЧНОСТЬ ВЫСТУПАЕТ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ ПРЕЛОМЛЯЮТСЯ

ВСЕ ВНЕШНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ.

ЛИЧНОСТЬ ВЫСТУПАЕТ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ,  ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ ПРЕЛОМЛЯЮТСЯ ВСЕ ВНЕШНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Слайд 63Любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые

у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий.


Любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под

Слайд 64Зависимость психических процессов от личности проявляется в следующем:
1/ У

разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных

особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.
2/ Ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни.
3/ Психические процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием.
Зависимость психических процессов от личности проявляется в следующем: 1/ У разных людей, в зависимости от их индивидуальных,

Слайд 65С точки зрения С. Л. Рубинштейна для понимания психологии личности

важны следующие положения:
1) психические свойства личности в ее поведении, в

действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;
2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

• чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;
• что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;
• что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.
С точки зрения С. Л. Рубинштейна для понимания психологии личности важны следующие положения:1) психические свойства личности в

Слайд 66Составляющие психического облика личности (направленность, способности и характер) взаимосвязаны и

взаимообусловлены, и в конкретной деятельности они СПЛЕТЕНЫ В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.


Направленность личности, ее установки и интересы, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Интересы к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней. Наличие способностей порождает у человека черты характера, например, уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера — целеустремленности, настойчивости и т. п.

Составляющие психического облика личности (направленность, способности и характер) взаимосвязаны и взаимообусловлены, и в конкретной деятельности они СПЛЕТЕНЫ

Слайд 67Ананьев Борис Герасимович (1907- 1972)

Ананьев  Борис  Герасимович  (1907- 1972)

Слайд 68Б. Г. Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке

и создать системную МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ, в которой были бы обобщены

исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности.

Он является автором междисциплинарного подхода к проблеме человека.

Б. Г. Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ, в которой

Слайд 69В модели Б. Г. Ананьева науки о человеке группируются в

четыре раздела:
1) человек как биологический вид;
2) онтогенез и

жизненный путь человека как индивида;
3) изучение человека как личности;
4) проблема человечества.
В модели Б. Г. Ананьева науки о человеке группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид;

Слайд 70Б. Г. Ананьев выделял иерархически соподчинённые уровни организации человека:
индивид,


личность,
субъект деятельности,
индивидуальность.
Он считал, что индивидуальность складывается на основе

взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.
Б. Г. Ананьев выделял иерархически соподчинённые уровни организации человека: индивид, личность, субъект деятельности,индивидуальность. Он считал, что индивидуальность

Слайд 71По мнению Б. Г. Ананьева единство биологического и социального в

человека обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как
ИНДИВИД –

носитель биологического в человеке – совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека,
ЛИЧНОСТЬ – совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых, каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость.
СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – человек как носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальный и духовные ценности, результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое сочетание в человеке черт из других подструктур психики.
По мнению Б. Г. Ананьева единство биологического и социального в человека обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик

Слайд 72Схема общей структуры человека и развития его свойств

Схема общей структуры человека и развития его свойств

Слайд 73Б. Г. Ананьев считал, что для правильного понимания личности необходим

анализ
социальной ситуации развития личности,
ее статуса и
социальной позиции,

которую она занимает.
Б. Г. Ананьев считал, что для правильного понимания личности необходим анализ социальной ситуации развития личности, ее статуса

Слайд 74Проявление личности осуществляется следующим образом:
ЛИЧНОСТЬ формируется в деятельности,
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

эта осуществляется в конкретной социальной ситуации,
в СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ любой человек

занимает определенный статус,
СТАТУС ЛИЧНОСТИ объективен, задается сложившейся системой общественной отношений и может осознаваться личностью адекватно или неадекватно, активно либо пассивно, статус личности определяет МЕСТО ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ,
в социальной ситуации человек занимает ОПРЕДЕЛЕННУЮ ПОЗИЦИЮ, которая представляет собой систему отношений личности (к окружающим людям, объективной среде, самому себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЗИЦИИ обусловлены содержанием деятельности личности.
Проявление личности осуществляется  следующим образом: ЛИЧНОСТЬ формируется в деятельности, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ эта осуществляется в конкретной социальной ситуации,в

Слайд 75Изучая ДИНАМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ — ее потребности, мотивы, интересы, желания,

установки, ценностные ориентации, идеалы, наконец, ее направленность, т. е. то,

что личность хочет, что для нее привлекательно, к чему она стремится — можно понять и объяснить содержание выполняемых ею социальных ролей, статус и позицию, которую она занимает. Однако, по Ананьеву, качество исполнения ролей, статус и позиция обусловлены не только динамическими тенденциями личности, но и ее потенциалом индивидуально-психического развития, ее возможностями — задатками, специальными способностями, одаренностью.
Изучая ДИНАМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ — ее потребности, мотивы, интересы, желания, установки, ценностные ориентации, идеалы, наконец, ее направленность,

Слайд 76ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ предстает со стороны его внутренней, психической жизни,

как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется

из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности:

Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как СУБЪЕКТ ТРУДА.
Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ.
В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве СУБЪЕКТА ОБЩЕНИЯ.

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ предстает со стороны его внутренней, психической жизни,  как носитель психических явлений.

Слайд 77Б. Г. Ананьев считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи

особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены

природными свойствами человека как индивида.
Б. Г. Ананьев считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта

Слайд 78Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен

к определенным классам, группам и типам, но как индивидуальность он

существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия. С этой точки зрения индивидуальность — это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации — индивида, личности, субъекта деятельности.
Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам, но

Слайд 79Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность

проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности

и субъекта деятельности.
Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика