Слайд 2
Дуэль [фр.duel
применением оружия между двумя лицами, обставленный определенными условиями и формальностями,
являющийся пережитком феодальных представлений о чести и способах ее защиты.
Слайд 4ИЗ ИСТОРИИ ДУЭЛИ.
Из Европы дуэль перешла в Россию, для русского
XVIII века дуэлянт - уже достаточно симптоматичная фигура. Петр I
категорически запретил поединки и повелел их участников «смертию казнить и оных пожитки описать». Позднее Екатерина II подтвердила запрет В XIX веке смертная казнь дуэлянтам не угрожала, но офицер мог поплатиться разжалованием в солдаты и ссылкой на Кавказ, в зону боевых действий - наказание достаточно суровое. Тем не менее, россияне «стрелялись» и в столице, и в провинции,.
Дворянские поединки были одним из элементов новой – петербург -ской – культуры поведения, вне зависимости от того, в каком конце империи они происходили.
С дуэльной традицией неразрывно связано и такое ключевое для петербургского периода нашей истории понятие как честь.
Русская дуэль была жесточе и смертоноснее европейской. И не потому, что ценность человеческой жизни представлялась здесь меньшей, чем в Европе. Дуэль рассматривалась как судебное решение , а не как ритуальное снятие бесчестия.
Слайд 5Аарон Берр и Александр Гамильтон
Аарон Берр и Александр Гамильтон
Предположительно первой дуэлью в России можно считать
поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наёмными иностранными офицерами – шотландцем Патриком Гордоном (впоследствии петровским генералом) и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай ещё не проник, хотя прецеденты были.
Слайд 7 цель дуэли — удовлетворение поруганной чести (а не
цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);
Слайд 9Правила дуэли
участников дуэли только двое , оскорбленный
и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);
средство дуэли
— смертоносное оружие;
Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии.
Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте.
Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.
Слайд 18
СЛОВАРЬ
Дуэль — строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми,
цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на
дуэль) ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных условий боя.
Поединок - междуусобие - сатисфакция - злодействие, противное казённому интересу - разладица - смертоубийство - душегубство - ... дуэль.
Слайд 20Поведение на поединке
Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.
Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос
Савельича.
ПЕТР АНДРЕЕВИЧ ГРИНЕВ
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ ШВАБРИН
Гринёв и Швабрин
Слайд 21Дуэль Онегина и Ленского
Нелепость дуэли (всем, кроме Ленского, было ясно,
что дело заключается в недоразумении);
Было нарушение правил дуэли (Зарецкий был
единственным секундантом и вел себя как лицо заинтересованное, Онегин опоздал более, чем на час);
Онегин не отказался от выстрела из-за боязни быть смешным или сделаться предметом сплетен.
Слайд 22Дуэль Грушницкого с Печориным
Было ли убийство Грушницкого неизбежным для Печорина?
Грушницкий!
- сказал я, - еще есть время; откажись от своей
клеветы, и я тебе прощу все.
Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; - вспомни - мы были когда-то друзьями...
Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали.
- Стреляйте! - отвечал он, - я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места...
До последнего момента Печорин давал Грушницкому шанс, готов был простить ему мстительность, распускаемые слухи, умышленно не заряженный пистолет, пулю, только что выпущенную в него, и наглое ожидание Грушницким холостого выстрела. Все это доказывает, что Печорин не сухой эгоист, что он желает поверить в человека, убедиться, что тот не способен на подлость.
Слайд 23Итоги исследования:
В романе "Капитанская дочка" дуэль изображена автором иронически и
даже с осуждением. Пушкин изображает здесь столкновение двух эпох.
Несмотря на
«ироничность» дуэли между Гриневым и Швабриным, читатель вслед за автором утверждается в высоких нравственных качествах первого, вступившегося за молодую девушку, готового ценой своей жизни отстоять ее честь, и в то же время осуждает коварство второго и презирает за недостойное поведение.
Слайд 24Итоги исследования:
В романе «Евгений Онегин» дуэль становится тем явлением, которое
противоречит внутреннему миру героя. Только представление общества о чести заставляют
Евгения, «всем сердцем юношу любя», всё же принять вызов Ленского.
Таким образом, в своем романе Пушкин размышляет о человеческих отношениях, говорит о ценности жизни, о бессмысленности придуманного и наигранного дворянского представления о чести.
Слайд 25Итоги исследования:
М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени» даёт иную
характеристику дуэли. И это единственный способ наказать клеветника Грушницкого, человека,
для которого не существует понятия чести.
Сначала Печорин был готов отказаться от своего выстрела в том случае, если соперник признает свою вину. Но Грушницкий отказывается и Печорин стреляет и убивает Грушницкого .
Слайд 26Сравнительная характеристика дуэлей в произведениях «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Герой
нашего времени».
Слайд 27Дуэль - от латинского duellum - поединок, борьба двух. до
недавнего времени дуэль - поединок с применением оружия (шпаги, пистолеты,
любое по договоренности).
В наше время дуэли с применением оружия запрещены (разрешены только в Парагвае), но все большее распространение имеют дуэли умов, как правило среди политических лидеров, представителей идейных организаций (не обязательно политического толка).
Истории дуэльных поединков захватчика и защитника отечества на полях сражений во время Великой Отечественной войны. Танковая дуэль Т34 и Пантеры. Такого в танковой истории больше не было.
Слайд 29Рыцарская дуэль
Разгар боёв на Курской дуге. Июль 1943-го.
– Эй, русский,
эй, Сашка, ты еще живой? Я думал, что ты сгорел
в своем танке... Еще сгоришь. Я буду поджигать тебя, пока тебе не будет могила, – доносился чужой голос из рации.
Командир «тридцатьчетверки» старшина Александр Милюков опешил. Что за чушь собачья? А рация продолжала доносить с хрипотцой голос:
– На твоем колхозном тракторе только в могилу. Ну что выйдешь на нем один на один против моей «Пантеры»? Один на один, по-рыцарски...
– Ах, это ты, гад, мать твою?!., – чертыхнулся старшина Милюков, поняв, с кем имеет дело. Волну радиостанции его танка отыскал фашист. Да не простой, ас, «хитрющий», как его прозвали в экипаже.
– Я готов, – Александр перед этим щелкнул тумблером. – Посмотрим чья возьмет, фашист недобитый. Выходи на дуэль сейчас. Только завещание напиши.
Слайд 31В самый разгар боев на Курской дуге он в остром
поединке,
как уже знает читатель, сжигает «Пантеру» немецкого аса,
а затем
еще 3 «Тигра» https://matveychev-oleg.livejournal.com/5009747.html .
В 1944-м Милюков оканчивает Саратовское танковое училище.
Еще 2 «Тигра» он записывает на свой счет уже в 1945-м, в
Германии – под Гольсеном и Дрезденом, будучи младшим
лейтенантом, командиром роты 53-й гвардейской танковой
бригады (3-я танковая армия, 1-й Украинский фронт).
Принимает участие в уличных боях в Берлине.
В июне 1945-го за проявленные мужество и героизм
удостаивается звания Героя Советского Союза.
После войны работает на Одесской киностудии. По его сценарию снят
захватывающий фильм «Экипаж машины боевой»
https://www.youtube.com/watch?v=xg4jSmLUakU .
О самом остром поединке в его жизни – о рыцарской дуэли на Курской дуге.
Слайд 32Список литературы
1.Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. –
М.: Просвещение, 1983.
2.Бурсов Б. И. Судьба Пушкина: роман-исследование. – М.:
Советский писатель, 1986.
3.Гордин Я. А. Дуэли и дуэлянты. – М.: Просвещение, 1980.
4.Долина Н.Г. Прочитаем «Онегина» вместе; Печорин и наше время. – М.: Поппури, 1996.
5.Дурасов В. Дуэльный кодекс, 1912.
6.Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. – М.: Правда, 1990.
7.Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. – Л.: Наука, 1975.
8.Пушкин А.С. Евгений Онегин. Проза. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
9.Пушкин А.С. Капитанская дочка. Проза. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001
10.Рейфман И. Ритуализированная агрессия: дуэль в русской культуре и литературе. - М.: Новое литературное обозрение, 2002.