Слайд 1
Презентация подготовлена педагогом-психологом ГОУ ЦО № 771, г.Москвы
ДЕТКОВСКОЙ ОКСАНОЙ ВЛАДИМИРОВНОЙ
Профориентационное
занятие
по курсу Г.В.Резапкиной
Урок 3
Слайд 2РАЗДЕЛ 1
ЧТО Я ЗНАЮ О СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ
Урок № 3
ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ.
ТЕСТ ЭМОЦИЙ.
ИСТОКИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ.
Психология и выбор профессии
Урок
3
Слайд 3Александр Лоуэн
«В здоровом организме существует равновесие между возбуждением
и сдерживанием;
человек ощущает себя свободным в выражении своих
чувств и импульсов, но он настолько владеет собой, что может выражать их достойным и уместным способом».
Урок 3
Американский психолог,
1910-2008
Слайд 5Способы выражения чувств:
СЛОВО
МИМИКА
ЖЕСТЫ
Урок 3
Слайд 6
1. Эмоции – это выражение нашего отношения к людям, событиям,
явлениям
2. Способы выражения эмоций –
- слово
- мимика
- жесты
3. Слово – универсальный способ самовыражения
Урок 3
Записать в тетрадь для конспектов:
Слайд 7Навык узнавания эмоций:
Урок 3
до 3-х лет - СМЕХ
в
5-6 лет – БОЛЬ
с 7 лет – ГНЕВ
с
9-10 – СТРАХ и УЖАС
в 11 лет – УДИВЛЕНИЕ
к 14 годам - ПРЕЗРЕНИЕ
Слайд 8«Нарисуй эмоцию»
Нарисуйте в кружочках лица, выражающие радость, обиду, гнев, страх,
удивление
Урок 3
Задание № 1, стр. 11
Слайд 9Кого легче дрессировать? Почему?
Урок 3
Слайд 10Прайд (семья) льва
Берлога медведя
Урок 3
Слайд 11«Угадай эмоцию»
Урок 3
Задание № 2, стр. 12
Слайд 12«Назови эмоцию»
Урок 3
Задание № 3, стр. 12
Запишите в
левую колонку чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая
его несчастным, а в правую – те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми:
Слайд 13«Тест эмоций»
Урок 3
Задание № 4, стр. 12
Каждый оказывался в
ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте следующие утверждения. Если
вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса:
Слайд 14Урок 3
Вопросы теста
1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
3.
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
8. Если я кого-то обманываю, то испытываю угрызения совести.
9. Мне не раз приходилось драться.
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
11. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
12. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
19. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю наперекор.
Слайд 15Урок 3
21. Есть люди, к которым я испытываю настоящую ненависть.
22. Многие люди мне завидуют.
23. Если я злюсь, я
могу выругаться.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Если не понимают слов, я применяю силу.
26. Иногда я хватаю первый попавшийся предмет и ломаю его.
27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
28. Если со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
29. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
31. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
32. Я мало помогаю своим родителям.
33. На удар я отвечаю ударом.
4. В споре я часто повышаю голос.
35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
36. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
39. Я могу угрожать, хотя и не хочу приводить угрозы в исполнение.
40. Я часто совершаю поступки, о которых потом жалею.
Слайд 16Обработка результатов:
Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке.
Отметьте на
графике семь точек и соедините их.
Урок 3
Пунктиром обозначен средний
уровень проявления этих эмоций, обычный для большинства людей
Слайд 17Урок 3
Люди с повышенным уровнем агрессии провоцируют вокруг себя конфликты.
Если ваши точки на графике расположены выше средней линии,
можно
говорить о выраженности следующих форм агрессии: (СМ.стр.13)
Физическая агрессия - вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.
Косвенная агрессия - конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
Раздражение - плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется - см. "физическая и косвенная агрессия".
Негативизм - реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице "выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой".
Слайд 18Урок 3
Обидчивость - готовность видеть в словах и поступках других
людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
Подозрительность -
готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Вербальная агрессия - за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.
Чувство вины - вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не накричали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто вы в чем-то виноваты? Если вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, способны ими управлять.
Слайд 19Если у вас повышенный уровень агрессии, прежде всего, надо об
этом знать!
Урок 1
Возможно, ваша энергия и пробивные способности помогают
вам в достижении своих целей. Но задумайтесь:
какую цену вы платите за свои победы?
вы довольны своими отношениями с другими людьми?
Агрессивный стиль поведения разрушает отношения между людьми и провоцирует конфликты.
Ваша агрессивность – ваше личное дело, если вы по своей или чужой воле изолированы от всех людей.
Вам необходимо учиться контролировать свои эмоции. Если это трудно, попробуйте направить их в мирное русло – спорт, творчество.
Слайд 20Ученые выделяют
три основных типа агрессивного поведения:
1. Природная, врожденная агрессивность.
2. Спровоцированная агрессия, как реакция на внешние причины.
3. Агрессия
как результат воспитания.
Урок 3
Слайд 21 4. Агрессия – сиюминутная реакция
человека
5. Агрессивность – стойкая черта личности
6. Три типа агрессивного
поведения –
- природная (врожденная) агрессия
- спровоцированная агрессия
- агрессия, как результат воспитания
7. Способы контроля агрессии –
спорт / творчество
Урок 3
Записать в тетрадь для конспектов:
Слайд 22 8. Эмоции и Профессии:
- общение
- обслуживание
- обучение
- воспитание
Урок 3
Записать в тетрадь для конспектов:
НЕ
Слайд 23Конспект урока №3
ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ. Тест эмоций
Урок 3
1. Эмоции – это выражение нашего отношения к
людям,
событиям, явлениям
2. Способы выражения эмоций – слово; мимика; жесты
3. Слово – универсальный способ самовыражения
4. Агрессия – сиюминутная реакция человека
5. Агрессивность – стойкая черта личности
6. Три типа агрессивного поведения –
- природная (врожденная) агрессия
- спровоцированная агрессия, как реакция на внешние
причины
- агрессия, как результат воспитания
7. Способы контроля агрессии –
спорт / творчество
8. Эмоции и Профессии.
Слайд 24Урок 3
Результаты исследований (пример)
Слайд 25 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Урок 3
Стр. 15: Задание № 5
Выучить определения
из конспекта.
Слайд 26Всем спасибо за внимание !!!
Урок 3
Слайд 27Литература:
Г.В.Резапкина, Психология и выбор профессии
Издательство
«ГЕНЕЗИС»
(495) 682-60-51
(495) 682-54-42
www.genesis-book.ru
Урок 3