Разделы презентаций


Двадцать пятое сентября. Классная работа

Содержание

ФОНЕТИКА. Фонетические единицы.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Двадцать пятое сентября. Классная работа.
1.Укажите, в каком слове звук с произносится

как [з].
Сдача. Позже. Мороз. Резкий.
2.В каких словах происходит оглушение согласного

звука?
Зуб, гриб, грипп, слой, вьюга, съезд, чиж, ловкий, скользкий, варежка.
- Какая наука изучает звуки речи?



Двадцать пятое сентября. Классная работа.1.Укажите, в каком слове звук с произносится как [з].Сдача. Позже. Мороз. Резкий.2.В каких

Слайд 2ФОНЕТИКА. Фонетические единицы.

ФОНЕТИКА. Фонетические единицы.

Слайд 3 Фонетика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») —

раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги,

звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль. Они оформляют слово фонетически, создавая его внешнюю звуковую оболочку.
Слова различаются набором звуков и последовательностью их расположения. Например, вал [вал], зал [зал], лаз [лас], короб [к о р а п], порог [п а р о к].
Фонетика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое

Слайд 4Образование звуков языка
Фонетика изучает каждый звук с точки зрения

акустики и артикуляции — способа образования звука с помощью органов

речи человека.
Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха.
К речевому аппарату отнесем гортань с голосовыми связками, ротовую и носовую полости, язык, губы, нёбо.

Образование звуков языка 	Фонетика изучает каждый звук с точки зрения акустики и артикуляции — способа образования звука

Слайд 5Гласные звуки
В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между

напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая может менять

свою форму.
Так образуются гласные звуки:
[а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Они состоят только из голоса.

Гласные звуки	В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость,

Слайд 6Согласные звуки
Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в

виде смычки или сближения органов речи и выйти через рот

или через нос.
Так образуются согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые — из голоса и шума.
СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ 36. У НИХ НЕСКОЛЬКО КЛАССИФИКАЦИЙ: по ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ, ПО УЧАСТИЮ ГОЛОСА И ШУМА.

Согласные звукиВыдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и

Слайд 7ПО ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ

ПО ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ

Слайд 8ПО УЧАСТИЮ ГОЛОСА И ШУМА

ПО УЧАСТИЮ ГОЛОСА И ШУМА

Слайд 9Фонетическая позиция звука В речи
все звуки находятся либо в

сильной позиции, либо в слабой. В сильной позиции звук слышится

отчетливо.
Для гласных звуков сильная позиция — это нахождение звука под ударением, а слабая — без ударения, например: го́рка — гора́ [г а р а], ведро́ [в’ и д р о].
Согласный звук имеет сильную позицию, если рядом с ним находятся гласные звуки: борода, ворота, ураган, рука, столик, чулан, тропы.
Слабой позицией для согласных звуков является их расположение
1. в конце слова гардероб [п], кров [ф], пирог [к], брод [т] сторож [ш], князь [с’]
2. перед глухими согласными ко́вшик [к о ф ш ы к], вста́вка [ф с т а ф к а], обхо́дчик [а п х о т ч’ и к] 
 

Фонетическая позиция звука В речи все звуки находятся либо в сильной позиции, либо в слабой. В сильной

Слайд 10 Основные фонетические процессы русского языка
Фонетические процессы – изменения звуков

в потоке речи, когда звуки влияют друг на друга.

Основные фонетические процессы русского языкаФонетические процессы – изменения звуков в потоке речи, когда звуки влияют друг

Слайд 11??
лоДка
Берег
Снег
Ложка


Сбить
Сдача
сбежать

??лоДкаБерегСнегЛожкаСбитьСдачасбежать

Слайд 12 Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками
1.Оглушение звонких парных

на конце слова:
стог (сток), кровь (кроф’).
2.Оглушение звонких парных

перед глухими:
лодка (тк), в тень (фт’эн’).

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками1.Оглушение звонких парных на конце слова:  стог (сток), кровь

Слайд 13 Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками
3.

Озвончение глухих парных перед звонкими ( кроме сонорных и (В)

(В’):
молотьба (д’б), к дубу (гдубу)
Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками3. Озвончение глухих парных перед звонкими ( кроме

Слайд 14Такое уподобление звуков называют ассимиляцией.
Возможна ассимиляция не только по глухости/звонкости,

но и по другим признакам, н-р, по месту образования преграды.
(С)

+ (Ш) = (Ш): СШИТЬ (ШЫТ’)
( З)+ (Ж)= (ЖА): РАЗЖАТЬ (РАЖАТ’)
(Т)+ (С) = (Ц): УЛЫБАТЬСЯ (УЛЫБАЦА) и др.
Такое уподобление звуков называют ассимиляцией.Возможна ассимиляция не только по глухости/звонкости, но и по другим признакам, н-р, по

Слайд 15 Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками
4.

Расподобление ( диссимиляция)- усиление различий между звуками для облегчения произношения.


Н-р, в слове МЯГКИЙ вместо ожидаемого уподобления (ГК’) или (К’К’) произносится (ХК’), что облегчает произношение слова.
Ср.также: ЛЁГКИЙ (Л’ОХК’ИЙ)
Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками4. Расподобление ( диссимиляция)- усиление различий между звуками

Слайд 16Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками
5. Упрощение групп согласных

происходит в словах с непроизносимыми согласными: в сочетании из 3-х

согласных один не произносится.
ЗДН – (ЗН): ПРАЗДНЫЙ – ПРА(ЗН)ЫЙ
СТН – (СН): ПОСТНЫЙ- ПО(СН)ЫЙ
СТЛ – (СЛ): УЧАСТЛИВЫЙ –УЧА(СЛ)ИВЫЙ
РДЦ – (РЦ): СЕРДЦЕ – СЕ(РЦ)Е
ЛНЦ – (НЦ): СОЛНЦЕ –СО(НЦ)Е и др.
Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками5. Упрощение групп согласных происходит в словах с непроизносимыми согласными: в

Слайд 17Ч..стота-ч..стенько-часто
Ч..стота-ч..стоплотный-чисто

Ч..стота-ч..стенько-частоЧ..стота-ч..стоплотный-чисто

Слайд 18фонема
Этим понятием обозначают минимальную единицу языка, которая выполняет смыслоразличительную функцию.

фонемаЭтим понятием обозначают минимальную единицу языка, которая выполняет смыслоразличительную функцию.

Слайд 20 Упражнения
1.Сколько раз названные звуки употреблены

в тексте. Какими буквами обозначены эти звуки?
А: звук (Ц): Хвост

овечий – сердце бьется, расстается с телом дух. Что ж он (снаряд), черт, лежит, не рвется, ждать мне больше недосуг.
Б: звук (Ч’): Поясняет осторожно, чтоб на том покончить речь: я считал, сыграть- то можно, думал, что её (гармошку) беречь.

(Ц)- 4
(Ч’)- 3

Упражнения1.Сколько раз названные звуки употреблены в тексте. Какими буквами обозначены эти звуки?А:

Слайд 21 Упражнения
2. Сколько звуков, непарных по

твердости/ мягкости, в тексте?


Тогда, чело склонив к сырой стене, я слушаю, и в мрачной тишине твои напевы раздаются. О чём они – не знаю; но тоской исполнены, и звуки чередой, как слёзы, тихо льются.

(Х) – 1, (Ч) – 4, (Ц) – 2, (Й) – 9, (Ш) – 2.

Упражнения2. Сколько звуков, непарных по твердости/ мягкости, в тексте?

Слайд 22 Упражнения
3. Какой согласный звук (глухой/ звонкий)

обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?


Впереди, ложка, к дому, в среду, от берега, дорожка, с гирей, под столом, визг, присказка, в саду, подписать, гвоздь, отбежать, вокзал.
Упражнения3. Какой согласный звук (глухой/ звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются

Слайд 23 Упражнения
4. Разделите слова

на 3 группы
Аллея, кассовый, ясный, поздний, ёмкость, воюю, боевой, шведский,

бельевой, ёрш, расчёт, приют, степь, отгадка

.

Упражнения4. Разделите слова на 3 группыАллея, кассовый, ясный, поздний, ёмкость,

Слайд 24 Контрольный тест
1.В каком слове произносится

звук (З’)?
1) изморозь 2)

просьба 3) безыдейный 4)бензовоз
2.В каком слове произносится звук (В)?
1) вспугнуть 2) воспитать 3) объектив 4) обвить
3.В каком слове произносится звук (С’)?
1) витязь 2) сделать 3) спасатель 4) бирюза
4.В каком слове произносится звук (Г)?
1) гитарист 2) легкий 3) творог 4) вокзал
Контрольный тест1.В каком слове произносится звук (З’)?

Слайд 25 Контрольный тест
5.В каком слове произносится

звук (Б’)?
1) голубь 2)

гибкий 3) беречь 4)обыграть
6.В каком слове произносится звук (В ’)?
1) воевать 2) бровь 3) впадать 4) обвинить
7.В каком слове произносится звук (О)?
1) лопата 2) подарок 3) чёрный 4) коварный
8.В каком слове произносится звук (Ж)?
1) мужчина 2) бедняжка 3) обжиг 4) фляжка
Контрольный тест5.В каком слове произносится звук (Б’)?

Слайд 26 Контрольный тест
9.В каком слове произносится

звук (Ч’)?
1) счёт 2)

грузчик 3) песчаный 4) чемпион
10.В каком слове нет звука (Ш ’)?
1) помощник 2) расчистить 3) подписчик 4)брусчатка
11.В каком слове нет звука (С)?
1) айсберг 2) собрать 3) заказ 4) указка
12.В каком слове нет звука (Ф)?
1) лавка 2) буфет 3) впечатление 4) всюду
Контрольный тест9.В каком слове произносится звук (Ч’)?

Слайд 27 Контрольный тест
13.В каком слове все

согласные звуки мягкие?
1) лишь

2) жить 3) пять 4) шесть
14.В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) беречь 2) лучше 3) щеголять 4) несёшь
15.В каком слове все согласные звуки твёрдые?
1) поют 2) хижина 3) купаться 4) подсчёт
16.В каком слове произносится твердый звонкий шипящий?
1) чистый 2) целиком 3) вираж 4) жалость
Контрольный тест13.В каком слове все согласные звуки мягкие?

Слайд 28 Контрольный тест
17.В каком слове произносится

твердый глухой шипящий?
1) подрежь 2) частокол 3) щуплый 4) сажа
18.В

каком слове происходит оглушение согласного?
1) обложка 2) школьный 3) лестница 4) сделка
19.В каком слове происходит оглушение согласного?
1) впереди 2) участник 3) бесшумный 4) судьба
20.В каком слове происходит оглушение согласного?
1) с дороги 2) в поле 3) в лесу 4) под окном
Контрольный тест17.В каком слове произносится твердый глухой шипящий?1) подрежь 2) частокол 3)

Слайд 29 Контрольный тест
25. В каком слове

кол- во букв и звуков совпадает?
1) южный 2) ябедничать

3) рассказ 4) учиться
26. В каком слове кол- во букв и звуков совпадает?
1)крепостной 2) маячить 3) аккордеон 4) события
27. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) умывается 2) съестное 3) подъём 4) бухгалтер
28. В каком слове букв больше, чем звуков?
1)создаёшь 2) повсеместный 3)прелестное 4)вьюжная
29. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) проявить 2) участник 3) аллея 4) здание
30. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) въедливый 2) юбилей 3) пятёрка 4)масштаб



Контрольный тест25. В каком слове кол- во букв и звуков совпадает? 1)

Слайд 30Задания
1. Изучить с.26-29
2.Выполнить фонетический разбор слов:
Компьютер, янтарный.
3. Задания 1-3 на

с. 34-35 (по учебнику Самойловой)

Задания1. Изучить с.26-292.Выполнить фонетический разбор слов:Компьютер, янтарный.3. Задания 1-3 на с. 34-35 (по учебнику Самойловой)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика