Слайд 1Психология личности
Модуль 4.
Двухфакторный подход
Бихевиористический подход и теории научающего бихевиоризма (социального
научения)
кандидат психологических наук
доцент кафедры психологии развития БрГУ им. А.С.
Пушкина
БОГДАН Е.Г.
Слайд 2РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТИ В ХХ ВЕКЕ
Определение, структура, функционирование
и индивидуальные особенности личности
в бихевиористическом направлении (И.М. Сеченов, Э. Торндайк, Дж. Уотсон,
Э. Толмен);
в бихевиорально-научающем или социально-когнитивном подходе к научению (Б. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер).
2. Проблемы детерминации и развития личности, отношений личности и общества, функции и мотивации личности в бихевиоризме.
3. Области применения теорий оперантного и социального научения в деятельности специалиста по социальной работе.
Слайд 3Определение, структура, функционирование и индивидуальные особенности личности в бихевиоризме
Слайд 4Определение, структура, функционирование и индивидуальные особенности личности
в бихевиористическом направлении -
И.М. Сеченов (1829-1905)
Стремление к работе над основными для русской науки проблемами
- этическими, нравственными привело к тому, что именно на долю естественных наук выпало решение этих вопросов.
И.М. Сеченов во многом определил развитие русской психологии, подходя к ней как к материалистической и естественной науке.
Начало деятельности Сеченова совпало с возрождением России после крымского поражения, с эпохой, когда возвышенные помыслы о служении отечеству, науке не подавлялись, а, наоборот, по возможности поощрялись.
Именно его подход к разработке объективной психологии и его взгляды на природу психического получили большое распространение во второй половине XIX в.
Слайд 5Значение идей И.М. Сеченова (1829-1905)
для психологии
И.М. Сеченов определил развитие русской психологии,
подходя к ней как к материалистической науке.
Он стремился к
работе над основными для русской науки проблемами - этическими, нравственными с позиции естественных наук.
Именно подход Сеченова к разработке объективной психологии и его взгляды на природу психического получили большое распространение во второй половине XIX в.
Слайд 6Психические процессы – рефлексы
разной степени сложности по И.М. Сеченову
ОБРАЗ –
сигнал, «запускающий» рефлекс и регулирующий его течение.
Объясняют сложное поведение
ЦЕНТРЫ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, предуведомления и усиления сигнала.
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ - «задержка» влияния одного из центров ГМ на двигательную активность организма – аналог волевой регуляции как способность человека во имя высших нравственных принципов противостоять внешним влияниям, а не механически на них реагировать.
Благодаря задержке двигательного ответа действие, не получившее внешнего выражения, не исчезает, а сохраняется в центральной нервной системе в скрытой форме, что объясняет социальный генезис человеческого «Я».
Слайд 7Теория И.М. Сеченова
о свободе и несвободе воли
Поставил важный вопрос о
влиянии самой идеи о несвободе воли на человеческое сознание, доказывая,
что если человека воспитывали с детства честным и нравственным, то ничто не может его развратить и сделать безнравственным и, наоборот, воспитанному безнравственным человеку не нужны теоретические обоснования для оправдания своего поведения.
Показал, что желания и интересы воспитываются и развиваются В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОЙ СРЕДЫ, в которой человек растет – детерминация развития. Поэтому общество должно заботиться о просвещении своих сограждан и правильном воспитании детей.
Слайд 8Орган познания по И.М. Сеченову–
мышечная система
Выдвинул принцип «согласования движения
с чувствованием».
Признал за чувствованием функцию сигнала, который позволяет различать
свойства объектов внешней среды и тем самым обеспечивать адекватную реакцию на нее.
Мышечное ощущение - система сигналов, несущих информацию о внешней реальности, ее пространственно-временных параметрах; производит операции анализа и синтеза, которые служат основанием для всех уровней умственной деятельности, от элементарных до самых сложных, включая математическое и философское мышление.
На основании этих положений отстаивал познаваемость мира, обосновывая это физиолого-психологическими данными.
Предвосхитил механизм ИНТЕРИОРИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЯ Л.С. Выготского.
Слайд 9Предистория бихевиоризма – эксперименты И.П. Павлова
И.П. Павлов использует в своих
экспериментах раздражитель (стимул), который независимо от воли организма при любых
обстоятельствах вызывает определённую реакцию (пища вызывает слюноотделение), т.к. это физиологически, биологически и эволюционно выгодно.
Эта реакция генетически связывалась с этим стимулом (между реакцией и раздражителем связь врождённая).
Этот метод научения был назвал классическим обусловливанием. Т.е. в регуляции поведения участвует психический рефлекс – это сложный регулятор пищевого поведения, который включает в себя идею целесообразности, целенаправленности пищевого поведения, потребности, мотивации.
«Управляйте окружающей средой, и вы увидите закономерности поведения»
И.П. Павлов
Слайд 10Торндайк Эдвард ЛИ (1874-1938)
родился в Вильямсбурге, штат Массачусетс. Его отец был
священником методистской церкви. Семья придерживалась строгих правил и норм поведения.
В 1898 году он защитил докторскую диссертацию в колумбийском университете под руководством Джеймса Кеттела.
С 1904 года стал профессором Колумбийского университета.
Впервые стал исследовать процесс научения с позиции объективного наблюдения, фиксируя коннекцию (связь) между ситуациями, с которыми сталкивается организм, и его движениями - ответными реакциями.
Слайд 11Экспериментальные устройства различной степени сложности - специальные «проблемные ящики»
В своих
экспериментах Торндайк изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям, с
которыми он не может справиться, когда располагает только набором программ поведения.
Ход опытов и результаты изображались графически в виде кривых, где на оси абсцисс отмечались повторные пробы, а на оси ординат - затраченное время (в минутах). Полученная кривая дала основание утверждать, что животное действует методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение. Этот вывод был противопоставлен мнению о том, что животное понимает смысл задачи и действует разумно.
Слайд 12Законы научения по Торндайку:
1. Закон повторяемости (упражнения) - чем чаще
повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется
и тем она прочнее. Согласно этому закону, реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и длительности повторения связей.
2. Закон эффекта - нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, связываются с ситуацией более прочно те из них, которые вызывают чувство удовлетворения, в конце выучиваемой реакции обязательно должно быть подкрепление, неважно - положительное или отрицательное.
3. Закон готовности, суть которого в том, что образование новых связей зависит от состояния субъекта.
4. Закон ассоциативного сдвига - если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.
Слайд 13Джон Бродес Уотсон (1878-1958)
родился 9 января 1878 г. в штате Южная
Каролина.
Когда Джону было 13 лет, отец ушел из семьи,
и мальчик остался с матерью, женщиной строгой и религиозной.
В 1894 г. Уотсон поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником. Окончив его в 1900 г., он получил степень магистра, однако после смерти матери отказался от первоначальных намерений и поступил в Чикагский университет.
В 1903 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную исследованию связей между развитием центральной нервной системы и развитием поведения белых крыс.
Неприятности, случавшиеся в жизни ученого, как следствие его ветренности, оказали влияние на его деятельность: ему пришлось оставить науку и заняться коммерцией. Тем не менее он продолжал развивать свои идеи и занимался наукой до конца своей жизни.
Слайд 14Функционирование - феномены и закономерности личностной динамики
«Хватит изучать то,
что человек думает, давайте изучать то, что человек делает!» Дж.
Уотсон
Реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать;
Поведение следует объяснять из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его также непосредственно наблюдаемых ответов (реакций);
Отсюда и главная формула Уотсона: S-R.
Процессы между стимулом и реакцией - будь то физиологические (нервные) или психические - психология должна устранить из своих гипотез и объяснений.
Слайд 15Великие психологические эксперименты:
«Маленький Альберт»
Слайд 16Эдвард Чейс Толмен (1886 - 1959)
Родился 14 апреля 1886 г.
в Вест-Ньютоне (США). В 1906 г. Окончил местную Высшую школу.
В 1911 г. получил степень бакалавра физико-математических наук в Массачусетсском технологическом институте. Заинтересовался психологией, переехал в Гарвард и получил сначала степень магистра (1912), а в 1915 г. докторскую степень по психологии и философии. В 1915-1918 гг. преподавал в Северо-Западном университете (Иллинойс). С 1918 г. перешел в Калифорнийский университет (Беркли), где оставался до своей отставки (1954). С 1954 г. заслуженный профессор в отставке. Он занимал руководящие посты в ряде научных обществ в США, был членом Национальной академии наук.
Слайд 17Промежуточная переменная в теории Толмена
Причины поведения включают пять основных независимых
промежуточных переменных:
стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение
и возраст.
Поведение является функцией всех этих переменных, что может быть выражено математическим уравнением S – O – R.
Эти промежуточные переменные фактически являются детерминантами поведения. Они представляют собой те внутренние процессы, которые связывают стимулирующую ситуацию с наблюдаемой реакцией. Промежуточными переменными является все, что связано с организмом и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение.
Слайд 18«Молярное» понятие поведения Толмен противопоставил «молекулярному» - Уотсона:
Единица поведения
- целенаправленный акт, использующий мускульные движения, организованные вокруг цели и
обслуживаемые и направляемые когнитивными моментами:
направленность на цель,
понятливость,
пластичность,
селективность, выражающаяся в готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями.
Слайд 19Когнитивный бихевиоризм Толмена
Термины, при помощи которых Толмен описывает реакцию организма
на окружающую среду : «готовность средств для цели» и «ожидание
гештальтзнака».
Целостное поведение - система, имеющая определенную цель и связанная со своим окружением сетью познавательных отношений.
Два закона научения:
Организм учится устанавливать смысловые связи между стимулами — «что ведет к чему», — причем то, что выучено, обнаруживается в исполнительной деятельности только частично.
В конечном счете в результате научения организм образует «когнитивную карту» всех знаков в ситуации лабиринта и затем ориентирует свое поведение в нем с помощью этой «карты».
КОГНИТИВНАЯ КАРТА – это субъективное представление, образ ситуации, складывающийся у субъекта в опыте, определяющий выбор поведения
Слайд 20Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990)
Родился 20 марта 1904 в Саскуэханне (шт.
Пенсильвания). Окончив колледж Гамильтона, пытался писать прозаические и поэтические сочинения,
но вскоре пришел к заключению, что его таланты лежат в другой области. Тем не менее в 1948 издал роман Уолден-два (Walden Two), описывающий утопическую общину. Окончил Гарвардский университет, получив диплом психолога.
Считал необходимым исключить из исследования все фикции, к которым прибегают психологи для объяснения того, чего они не понимают: самость, автономию, свободу, творчество.
Слайд 21Альберт Бандура (1925 - 1988)
родился 4 декабря 1925 года в
Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Единственный сын в большой
семье, у него было пять старших сестер. В 1949 г. закончил ун-т в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Стэнфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. профессора социальных наук в области психологии.
Слайд 22Джулиан Роттер (1916 - 2014)
Родился в Бруклине, Нью-Йорк, 22 октября
в 1916 году; третий сын еврейских иммигрантов. Он получил диплом
бакалавра в Бруклин Колледже, затем, под руководством Курта Левина защитил магистерскую диссертацию в Университете Айовы. Докторскую он защитил в Университете Индианы. Во время Второй мировой войны, после защиты докторской, он был советником в армии США, затем возглавил программу клинической психологии в Университете Огайо, где на него оказал влияние Джордж Келли. Позже Роттер переехал в Университет Коннектикута, где и проходит его карьера. Умер 6 января 2014 г.
Слайд 23Определение личности в бихевиорально-научающем подходе (Б. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер)
Слайд 24Функционирование личности в бихевиорально-научающем подходе (Б. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер)
Слайд 25Феномены и закономерности в бихевиорально-научающем подходе - Режимы подкрепления по
Скиннеру:
1. Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления
зависит от количества правильно выполненных действий.
2. Режим подкрепления с постоянным интервалом, когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления.
3. Режим подкрепления с вариативным соотношением.
4. Режим подкрепления с вариативным интервалом.
Слайд 26Феномены и закономерности в бихевиорально-научающем подходе - Эксперимент А. Бандуры
Слайд 27Факторы, мешающие человеку управлять своим поведением (А. Бандура):
1. Наказание.
2. Незнание причин.
Слайд 28Феномены и закономерности в бихевиорально-научающем подходе - Механизмы социального научения
(А. Бандура):
Слайд 29Общая формула предсказаний Дж. Роттера
Слайд 30Прогноз поведения человека в сложных ситуациях основан на анализе взаимодействия
4 переменных (Дж. Роттер):
Слайд 31Процесс социализации в бихевиорально-научающем подходе (Б. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер)
Слайд 32Пять основных блоков реакций, «техник существования» поведенческого потенциала (Роттер):
1. Направленные на достижение
успеха, результата, служат основанием социального признания.
2. Приспособления, адаптации — это техники согласования
с требованиями других людей, общественных норм и т. п.
3. Защитные поведенческие реакции используются в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент (это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевывание и т. п.).
4. Техники избегания — поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т. п.
5. Агрессивные поведенческие реакции — это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка, интриги, направленные против интересов другого человека, и т. п.
Слайд 33Индивидуальные особенности личности в бихевиорально-научающем подходе (Б. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер)
Слайд 35Проблемы детерминации и развития личности, отношений личности и общества; функции
личности
Слайд 363. Области применения теорий оперантного и социального научения в деятельности
специалиста по социальной работе.
Патология, согласно бихевиоризму, не недуг, а
либо результат неусвоенной реакции, либо усвоенная неадаптивная реакция.
Неусвоенная реакция или поведенческий дефицит возникает в результате отсутствия подкрепления при формировании необходимых навыков и умений. Депрессия также рассматривается как результат отсутствия подкрепления для формирования или даже поддержания необходимых реакций.
Усвоенная неадаптивная реакция - результат усвоения действия, неприемлемого для общества, не соответствующего нормам поведения. Такое поведение возникает как следствие подкрепления нежелательной реакции, либо в результате случайного совпадения реакции и подкрепления.
Слайд 37Терапия поведения
Неадекватные привычки ослабляются и устраняются; адаптивные привычки, напротив,
вводятся и усиливаются.
А. Изменение поведения может происходить вследствие самоконтроля, который
включает в себя две взаимозависимые реакции:
Контролирующая реакция, которая воздействует на среду, изменяя вероятность возникновения вторичных реакций;
Контролирующая реакция, направленная на наличие в ситуации стимулов, которые могут сделать желательное поведение более вероятным.
Б. Изменение поведения может происходить и вследствие осуществления поведенческого консультирования. Во многом этот тип консультирования базируется на принципах научения.
Слайд 38Цели и этапы консультирования
при бихевиоральном методе: