Слайд 1Эволюция брачно-семейных отношений в подроссийской украине
в хіх веке
Работа
Студентки гр. ИИ-12-2
Наум
Марины
Слайд 2Слово «СВАДЬБА», по-украински «вясiлля», происходит от старославянского названия праздника солнцестояния
«въселiя», который сопровождался выполнением соответствующих обрядов, в том числе, свадебных.
Поэтому, в дохристианскую эпоху в дни этих праздников игрались свадьбы.
Слайд 3 Сегодня к выбору даты свадьбы молодожены относятся намного
проще, чем раньше. Также многие сейчас нарушают старое правило и
женятся в пост, а ведь прежде такое было просто недопустимо. В прежние времена свадебные обряды были сложными, и в каждом регионе они имели свои особенности. К свадьбе семьи всегда готовились заранее: от сватовства до венчания должно было пройти не меньше 2—3 недель.
Слайд 4В случае украинской свадьбы слово «игрались» можно воспринимать буквально —
так много в них музыки , мелодичных, берущих за живое,
песен, ярких, порой, необычных костюмов, взятых у героев народных сказаний. Причем, большинство свадеб игралось весной, когда пробуждалась природа. С приходом христианства свадьбы стали играть, в основном, осенью после окончания полевых работ и уборки урожая. К тому же весеннее солнцестояние, как правило, приходится на Великий (Пасхальный) пост, когда по церковным законам запрещаются всевозможные гуляния и вводятся ограничения в еде.
Слайд 5 С середины XIX века законным возрастом для вступления
в брак мужчины было 18 лет, а женщины - 16
лет. Ранние крестьянские браки помещиками поощрялись, так как это способствовало увеличению числа крестьянских душ и, соответственно, доходов помещиков. В крепостное время крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия. После отмены крепостного права постепенно устанавливаются обычай выдавать замуж с согласия невесты.
Брачный возраст в XIX веке для парней был 18-25 лет, для девушек 16-23, но случалось, что девушки выходили замуж и в 14-15 лет. Существовал обычай сначала отдавать замуж старших дочек, потом младших. Если же младшая выходила замуж раньше, это считалось оскорблением для старшей дочки. Точно так за старшинством женили и сыновей. Наилучшим временем для свадеб считалась осень: с 15 августа по 14 ноября, а также от 6 января до поста в марте. За древними обычаями славян весна была наилучшим временем для свадеб, временем, когда пробуждается природа, рождается год. По законам народной этики начинать свадьбу среди недели было непристойно, потому чаще всего свадьбы проводились в выходные дни или на праздники.
Слайд 6 К малолетним женихам тоже применялись крутые меры. Если кто
жениться не хотел, то батька оглоблей заставлял. Засидевшихся женихов и
невест позорили.
В среде украинского крестьянства именно свадьба, а не венчание считалась юридической гарантией брака: обвенчанные пары 2–3 недели могли жить порознь, ожидая свадьбу.
Считалось, что брак будет счастливым только в том случае, когда молодые с их численной родней исполнят все ритуалы с походами, танцами, песнями, действиями и т.д.
Слайд 7Сватанье
Родители невесты никогда не давали согласие с первого раза,
даже если очень хотели этого, поэтому сваты приходили еще раз,
а то и два.
От невесты согласия не требовалось- все решали родители, поэтому, если вопрос о том, согласна ли девушка, ей и задавался, то чисто формально. В знак того, что свадьбе быть, отец невесты брал ее за правую руку и вкладывал в руку жениха. Кстати, сам жених свататься не мог: он стоял молча рядом со сватами и мог лишь отвечать на вопросы будущих тестя и тещи, если они что-то спрашивали.
Слайд 8Каждый знает слова:
«У вас товар, у нас купец»- произносили
их специально, чтобы нечистая сила не догадалась о чем речь
на самом деле и не подпортила жизнь молодым. Могли сказать и так:
«У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?»
Слайд 9Сваты. Микола Пимоненко
1882
Слайд 10 В традиционной свадебной культуре всех регионов важнейшую роль
всегда играли хлеб и рушники. Считалось, что сватовство без хлеба
— вообще не сватовство. Для центральной Украины особым был обряд обмена хлебом: важно, чтобы родители невесты сватов причастили своей выпечкой. Если же хозяева дома не желали обмениваться хлебом, это означало, что они не принимают предложение жениться. Такой же смысл был и у вынесенной девушкой или ее родителями тыквы.
Главным украшением любого свадебного стола всегда был каравай, который выпекали в четверг или пятницу. Для этого звали каравайщиц — замужних женщин, счастливых в семейной жизни. В центральной Украине обычно на свадебных рушниках внизу вышивали дерево: корни были символом предков, ствол — семьи, а цветки — молодых. Фон всегда был белым — это символизировало пустоту: молодые, становясь на рушник, должны ее заполнить своими жизнями.
Слайд 12 Этот процесс был, в большей степени, практичный, нежели
романтичный. Родители невесты приходили в дом будущего зятя с целью
осмотреть его. Их задачей было убедиться, что муж сможет содержать жену. Заглядывали во все помещения и комнаты, и даже на полки: важным было как наличие скотины, так и одежды, посуды, еды. Смотрины были мероприятием достаточно ответственным, так как, нередко, после них, родители невесты меняли свое решение и расторгали договор о свадьбе. Поэтому дом готовили тщательно: убирали, украшали а, порой, для пущего эффекта, даже приносили какие-то вещи от родни или знакомых, немного пуская пыль в глаза. Невеста на смотрины не ходила.
Слайд 13Церковный брак для украинцев был долгое время лишь юридической необходимостью,
именно свадьба, а не венчание считалась гарантией семейного союза. После
венчания молодые могли еще долгое время жить отдельно, пока не сыграют свадьбу.
Слайд 14После сватанья наступала очередь помолвки, вечеринки и наконец — свадьбы.
Тут уж важно было не ударить лицом в грязь и
показать себя «важным и богатым», то есть поить в течение недели не менее половины села. Свадебное веселье всегда сопровождалось непомерно обильным возлиянием, в котором принимали участие даже дети. Водка в жизни крестьян и рабочих издавна являлась одним из необходимейших продуктов, и её количество зависело только от благосостояния крестьян. Так, статистика 1900 года утверждала: «крестьянин с наделом до 0,9 десятины затрачивает на водку 84 копейки в год, а крестьянин с наделом от 3 до 14 десятин пропивает 5 рублей 76 копеек. В числе расходов на пищу у зажиточных крестьян водка являет самую крупную статью. Затрачивая на водку 5 рублей 76 копеек, тот же крестьянин издерживает на говядину 1 рубль 38 копеек».
Слайд 19Помолвка
Этот обряд, как правило, отмечался в доме молодой.
В кругу родственников, близких людей, соседей молодые во всеуслышанье объявляли
о своем намерении создать семью и получали благословение родителей и общественности. Помолвка считалась большим торжественным праздником, на который приглашались, как и на свадьбу, молодой с боярином, молодая с дружкой.
Слайд 20Во время помолвки молодые обменивались кольцами, и с этого времени
жених имел право ночевать в доме невесты. Мать сама впервые
слала постель молодым. После помолвки девушка украшала голову веночком из цветов и ленточек и так ходила до самой свадьбы. Об этом и пословица: «Хороша девушка, когда засватанная». Со времени помолвки будто устанавливалась юридическая законность дальнейшей подготовки к свадьбе. По обычаю, тот, кто после помолвки отказывался от брака, должен был оплатить другой стороне материальные траты и штраф за «обиду».
Слайд 21 Выпекание свадебного каравая сопровождалось специальными ритуалами, который выпекали
в четверг или пятницу, и было важнейшей частью свадебного обряда.
С выпеканием Каравая связано много поверий и правил. Он был обязателен при первом браке, вдовам и вдовцам каравай не выпекали.
Каравайницами были женщины, которые были счастливы в браке, девушки и вдовы не допускались. Весь процесс от замешивания теста до выпекания каравая сопровождался специальными песнями. Кроме каравая, выпекали шишки, которые были символом плодородности, которыми одаривали всех гостей. Также как свадебные ритуальные атрибуты выпекались калачи и печенье разной формы (в виде коровок, лошадок, петушков и т.д.). Печеньем угощали детей.
Слайд 22посад
Составлялся с нескольких частей. Первый посад молодого и
молодой осуществлялся преимущественно порознь в доме каждого из молодых. Этот
обряд символизировал уважение культа домашнего очага, культа предков. Молодых выводили на посад, подавая им в руки платочек, садили на кожух в углу. Перед посадом каждого из молодых благословляли родители. В некоторых районах невесте, которую вели на посад, дорогу устилали сувоями полотна. Второй посад был общим для обеих молодых на свадьбе. Третий посад — это посад молодой невесты после брака, что символизировало переход молодой из девичьего состояния до состояния женщины. На посад приглашали, как правило, маму, брата, старост, бояр и т.д.
Слайд 23Расплетины
Этот обряд осуществлялся перед свадьбой или же в
день свадьбы. Невесту садили на кадку покрытую кожухом. Расплетали братья
или все члены материнского рода по очереди.
Потом на голову молодой одевали венок. Этот обычай символизировал девичью чистоту: расплетают косу родные, а не чужие руки.
Слайд 26 Свадебный этап включал девичник, выпекание каравая и украшение "гильца"
("вильца") — обрядового деревца. Обычно им была ветвь, которая вставлялась
в каравай, а каждый ее росточек украшался цветами, колосьями, ягодами, разноцветными нитками, ленточками и бумажными цветами. "Гильце" символизирует мировое дерево — сакральную вертикаль, связывающую небо и землю, мир богов с миром людей. В зависимости от региона "гильце" изготавливали из разных деревьев, потому и название оно носило разное: хвойка, елка, просто деревце...
"Гильцевые" традиции в зависимости от села или деревни тоже различаются. Например, в одних районах молодой рубил две веточки — одну на ворота, вторую в дом. В других веточку было принято рубить брату невесты, а в третьих свадебное деревце вообще покупали.
Слайд 28 Основным продуктом потребления на свадьбах была водка, на
закуску обращали внимания гораздо меньше. Пьяные свадебные гулянки были переполнены
всевозможными «народными традициями», порой граничившими с полным безумием. Одна из самых «безобидных» — катание тещи по селу в грязной тачке — дожила и до наших дней.
Одним из непреложных атрибутов сельских свадеб была стрельба. Пьяные крестьяне носились по селу на лошадях, не разбирая пути, давя домашнюю птицу и паля из ружей. Что и говорить, ружье в руках пьяного — всегда к несчастью.
Слайд 29 Свадьба начинается в доме каждого из молодых.
Дальше жених собирал так называемый «поезд» из своих бояр, дружков,
неженатых парней, свах (замужних женщин), светелок и т.д. Количество свадебных чинов зависело от состоятельности семьи и от количества гостей. В это время в доме молодой осуществлялось одаривание невесты. Поезд молодого, собираясь к невесте, обходил трижды вокруг стола или вокруг кадки. Мать благословляла жениха и осыпала его овсом, чтобы был богатым. Каждый участник свадебного поезда имел свои обязательства. По дороге, посторонние парни иногда останавливали свадебный поезд и устраивали, так называемую, «перейму»: ставили стол с хлебом-солью и, остановив свадебный поезд, требовали от молодого выкуп.
Слайд 31 После целого ряда церемоний молодых готовили к брачной ночи.
Невесту одевали в новую рубашку, свахи стелили постель, дружки или
старший боярин стояли возле каморы, где будут спать молодые. Утром свахи осматривали рубашки и постель молодых. Если девушка оказалась честной, то праздник не знал границ, присутствующие скакали по столам, лавкам, кричали и пели. Матери девушки посылали подарки и известие о счастливом завершении брачной ночи, благодарили за дочку.
Если же девушка оказывалась нечестной, праздник прекращался, и начинались песни, которые сквернили род молодой. Иногда на родителей девушки одевали соломенные хомуты, на этом свадьба и заканчивалась. В некоторых районах парни вешали белый флаг на самое высокое дерево, который означал девичий позор. Тогда брат девушки должен был лезть на дерево, что бы снять этот флаг, но ему всячески мешали, насмехались .
Слайд 32 Когда же свадьба заканчивалась счастливо, на утро приглашались родители
девушки к родне молодого. Здесь снова начинался банкет, одаривание молодых,
которое сопровождалось песнями. В понедельник также отмечался ритуал очищения водой, который позднее сменился принесением молодой воды из криницы и умывание молодых и всех гостей.
В этот день было много веселий с переодеванием, пели шутливые песни. Преобладала красная символика: пояса, ленты, красные платки или запаска молодой, даже горилку подкрашивали красным соком. Все должно было символизировать рождение семьи. В этот же день разделяли каравай. Во вторник отмечались гуляния под названием «цыганщина», когда люди переодевались, крали курок и т.д. Праздновали исключительно взрослые, дети и молодежь не принимали участия в этих развлечениях.
Слайд 33 Браки не отличались большой долговечностью, однако не из-за
разводов. Вследствие высокой смертности всегда был высоким риск прекращения брака
из-за овдовения одного из супругов.
В самом конце XIX века, в 1897 г., доля вдов среди всех женщин бракоспособного возраста составляла 13,4%.
У мужчин соответствующий показатель был значительно меньшим — 5,45%. В это же время к возрасту 31 год среди не состоявших в браке женщин доля овдовевших была выше доли никогда не вступавших в брак: к 50 годам овдовевшими были 25% женщин, к 62 годам — половина, к 74 годам — свыше 75%.
Слайд 34венчание
Родители невесты благословляли молодых для поездки в церковь. Там,
жених и невеста старались делать все одновременно: заходили, держась за
руки или рушник, синхронно переступали порог и, даже, в одно время задували свечу. Считалось, что таким образом, в семье их будет лад и согласие. Выйдя с венчания, муж и жена переступали через замок, после чего закрывали его и бросали в водоем, чтобы всю жизнь жить вместе и иметь крепкую семью.
Слайд 35Множество браков в подроссийской Украине заключались из-за выгоды.
Украинские семьи
жили не в самых благоприятных условиях, и с помощью удачного
замужества пытались поднять свое имение и статус в обществе.
Аристократы предпочитали иметь красивых и молодых жен. Так что неравные браки были редкими, особенно в хуторах, но были.
При чем, старосты или вышестоящие чины, могли взять в жены девицу даже без разрешения её родителей.
Слайд 36 В патриархальной семье на женщину смотрели прежде всего
как на семейную работницу — способность работать нередко была главным
критерием при выборе невесты. Ходу назад после женитьбы не было, оставалось жить по старинной формуле: «стерпится — слюбится».
«Малый», становясь «мужиком» в очень молодом возрасте и продолжая жить в составе «отцовской» семьи, оставался человеком несамостоятельным. А положение женщины было еще хуже: она не только зависела от мужа, но, войдя в большую семью, оказывалась также в зависимости от свекра, свекрови, других мужчин в семье, их жен и т. д. Она сразу же становилась одной из семейных работниц, и эта ее роль находилась в постоянном противоречии с ее же ролями жены и матери. Но были и другие стороны ее зависимого положения в семье, о которых принято было умалчивать, например, снохачество.
Слайд 37Самая старая фотография свадебного обряда
Черниговщина, 1867 г
Слайд 40І. Їжакевич. Зустріч зятя тещею. 1898.
Слайд 41ХХ век
"В ХХ веке большинство украинских свадебных традиций
было утрачено. Одна из причин — пропаганда советского образа жизни
и "комсомольских" свадеб. В 1980-х годах пытались внедрить традицию безалкогольной свадьбы, на которую в качестве гостей приходили блюстители порядка и следили, чтобы никто не пил. Потому выпивку на стол ставили в чайниках, а пили его из чашек.
Сегодня утерянные традиции пытаются восстановить, но без знаний этнографии сделать это будет уже довольно трудно".
Слайд 43Город Снежное, Донецкая область, первая четверть ХХ века.
Слайд 44источики
http://fashiony.ru/page.php?id_n=141680
http://www.budyon.org/pro-sovetskie-svadbyi/
http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/3875-genderni-doslidzhennja-v-konteksti-integratsiyi-ukrayinskoyi-osviti-u-svitovij-osvitnij-prostir.html
http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00248030_0.html
https://stopgender.wordpress.com/2011/04/27/gender-urid-aspekt/
http://wwold.livejournal.com/98396.html
http://dsr.univ.kiev.ua/pub/81263/