Слайд 1
Экологическое и природоохранное
законодательство
доцент Мартынюк И. А.
Слайд 2Экологическое право
Система правовых норм, которые регулируют
Предмет
Метод
Отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия
общества и природы
В целях сохранения, воспроизводства и улучшения окружающей природной
среды
Преимущественно административно-правовым (императивным) методом
С применением элементов гражданско-правового (диспозитивного) метода
Слайд 3Система экологического права
Общая часть
Особенная часть
Правовые нормы и институты, регулирующие:
Задачи, принципы
и объекты охраны ОПС, право собственности на природные ресурсы и
право природопользования, экономический механизм охраны ОПС, государственное управление и контроль в сфере экологии, ответственность за нарушение экологического законодательства
Правовые нормы, институты и подотрасли регулирующие:
правовой режим использования и охраны земель, лесов, вод, недр, животного мира, правовую охрану атмосферного воздуха, окружающей человека среды, правовой режим особо охраняемых природных территорий ( ООПТ) и объектов
Слайд 4Источники экологического права
Конституция
Федеральные законы, Кодексы РФ
Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Инструкции
и другие нормативные акты
министерств и ведомств РФ
Решения местных органов
государственной
власти субъектов РФ
Нормативные договоры РФ и ее субъектов
Слайд 5Нормы Конституции РФ устанавливают:
Экологические права
и обязанности граждан РФ
(ст.42, 58)
Право
собственности на землю
и другие природные ресурсы
(ст.9, 36)
Компетенцию
государственных органов
в сфере природопользования и
охраны ОПС
(ст.71, 114)
Слайд 6Конституция РФ
Статья 9
Земля и другие природные
ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
Статья 58
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
Слайд 7Федеральные Законы РФ :
ФЗ РФ 10. 01. 2002 г. №
7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
ФЗ РФ от 24.06. 1998 г.
№89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
ФЗ РФ от 30.03. 1999 г. № 52-ФЗ О «Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
ФЗ от 25.10. 2001 г. № 136-ФЗ «Земельный кодекс российской федерации»
ФЗ РФ от 21.02.92 г. № 2395-1 «О недрах»
ФЗ от 19.07. 1997 г. №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»
ФЗ от 23.11. 1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
ФЗ РФ от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»
ФЗ РФ от 04.05.1999 г № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
Лесной Кодекс РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ
Водный Кодекс РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ
ФЗ РФ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
ФЗ РФ от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ « О континентальном шельфе Российской Федерации»
ФЗ РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1 ФЗ №О безопасности»
Кодекс РФ об Административных правонарушениях (КоАП) от 30.12.2001 г. № 195 – ФЗ
Уголовный Кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ
Слайд 8Федеральный Закон РФ :
ФЗ РФ 10. 01. 2002 г. №
7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Статья 3. Основные принципы охраны окружающей
среды
Хозяйственная и иная деятельность субъектов должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
сочетание всех интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
ответственность органов за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
независимость контроля в области охраны окружающей среды;
Слайд 9Федеральный Закон РФ :
обязательность ОВОС при принятии решений об деятельности;
допустимость
воздействия деятельности на ОПС исходя из требований в области ООС;
сохранение
биологического разнообразия;
запрещение деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для ООС;
ответственность за нарушение законодательства в области ООС;
международное сотрудничество РФ в области ООС.
ФЗ РФ 10. 01. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
Слайд 10Федеральный Закон РФ :
Статья 51. Требования в области охраны окружающей
среды при обращении с отходами производства и потребления
1. Отходы производства
и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
2. Запрещаются:
сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.
3. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
ФЗ РФ 10. 01. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Слайд 11Федеральный Закон РФ :
Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства
в области охраны окружающей среды
За нарушение законодательства в области охраны
окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
ФЗ РФ 10. 01. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Слайд 12Федеральный Закон РФ :
Жизнь человека и его деятельность всегда сопровождались
образованием отходов. До эры образования городов утилизация отходов происходила безболезненно
для окружающей среды: пищевые отходы, ткани из натуральных волокон, кожа, древесина и др. быстро перегнивали и использовались в качестве удобрения.
ФЗ РФ 10. 01. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Слайд 13Каких отходов образуется больше всего?
Для каждого города существует своя статистика.
В целом в российских городах структура бытовых отходов изменяется следующим
образом:
уменьшается доля пищевых отходов, древесины, черных и цветных металлов;
увеличивается доля отходов упаковочных материалов изготовленных из трудноразлагающихся веществ;
стремительно возрастает количество отслужившей бытовой техники, автомобилей, отработанных батареек и т.п.
Слайд 14Вспомните, сколько будут разлагаться
разные материалы?
Проблема отходов усложняется в связи
с тем, что естественное разложение различных материалов требует определенного времени.
Бумага
Фильтр от сигареты
Консервная банка
Полиэтиленовый
пакет
Стекло
от 2 до 10 лет
90 лет
100 лет
200 лет
1000 лет
Слайд 15Сбор и вывоз отходов
Сбор основной массы отходов из домовладений осуществляется
с помощью контейнеров различной емкости, которые устанавливаются в специально отведенном
месте. Из небольших контейнеров мусор переносится водителем в грузовик-мусоросборщик. В некоторых районах мусор собирает специальный мусоровоз, подъезжающий в определенное время к воротам домов.
Слайд 16Почему же емкостей этих контейнеров
не хватает, и мусор зачастую оказывается
сваленным рядом?
В мусорные контейнеры (или рядом с ними), попадает,
например, строительный мусор, который образуется в результате ремонта домовладений, в то время как для вывоза строительного мусора предназначены особые контейнеры, которые можно арендовать.
Причиной этого нередко становится неорганизованность и низкий уровень культуры самих горожан, которые оставляют пакеты с мусором в неположенном месте или бросают их мимо контейнеров.
Однако существуют и другие причины.
Слайд 17Почему же емкостей этих контейнеров
не хватает, и мусор зачастую оказывается
сваленным рядом?
Многие мелкие предприятия, индивидуальные предприниматели, магазины и др.
не вносят плату за загрязнение, а бесплатно сбрасывают свой мусор в места сбора, обслуживаемые за счет населения.
Каждое предприятие или организация должны заключать договор на вывоз бытового мусора, приобретать собственные контейнеры и устанавливать их на своей территории.
Все вышеперечисленное наносит серьезный ущерб внешнему виду и санитарному благополучию городских территорий.
Слайд 18Захоронение отходов
на полигонах ТБО
Полигоны ТБО – это не
что иное, как официальное название санкционированных свалок.
Отходы на полигонах
выгружаются из контейнеров или кузова и разравниваются с помощью специальной техники.
Слой мусора определенной толщины периодически покрывают грунтом, после чего снова насыпают отходы.
Отходы, содержащие много органических веществ, начинают постепенно перегнивать.
Слайд 19Чем нас не устраивают свалки?
Для захоронения отходов город вынужден отводить
огромные территории (например, в Санкт-Петербурге полигонами ТБО занято 354 га
земель) или занимать сельскохозяйственные земли Ленинградской области.
Территории, занятые полигонами, выводятся из хозяйственного оборота на длительный срок. Интенсивное выделение взрывоопасного биогаза (СН4), который образуется при перегнивании отходов, длится не менее 30 лет после закрытия свалки.
Ядовитые вещества, образующиеся при разложении бытовых отходов, загрязняют почву и грунтовые воды.
Особую опасность представляют горящие свалки, так как при недостатке кислорода сжигание отходов сопровождается интенсивным выделением токсичных веществ в воздух.
Жилые и иные строения, возведенные вблизи действующих или закрытых полигонов, имеют пониженный ценовой рейтинг.
Слайд 20Несанкционированные свалки
Серьезной проблемой городов и пригородных территорий являются несанкционированные свалки.
Несанкционированные
свалки – это стихийные скопления отходов, которые никому не принадлежат
и за состояние которых никто не отвечает.
Слайд 21Заводы механизированной переработки бытовых отходов (МПБО)
Заводы позволяют в настоящее
время перерабатывать 26% общего количества отходов, образующихся в крупных городах
Слайд 22Основные
этапы переработки
отходов на МПБО
Отходы, поступающие на заводы, прежде
всего, проходят контроль на содержание радиоактивных изотопов
Вручную из массы ТБО
извлекают крупные предметы – чугунные батареи центрального отопления, колеса автомобилей, железные кровати и т.п.
Производится отбор вторичного сырья – макулатуры, цветных металлов, стеклобоя.
Отсортировываются также изделия из пластмассы и полиэтилена. Из них получается вторичное сырье – пластмассовая крошка, которая сортируется по цвету и расфасовывается.
Слайд 23Далее из мусора с помощью магнитов выделяют лом черных металлов
(состоящий, главным образом, из консервных банок и пробок от пивных
бутылок). Этот металлолом прессуют в кипы и направляют в переплав на металлургические производства других заводов.
Основные этапы переработки
отходов на МПБО
Автомобильные покрышки также подлежат отдельной переработке; из них получают пирокарбон – черный порошок, широко используемый для производства резины, пластмасс, очистки сточных вод и почвы от гербицидов.
Слайд 24Биокомпостирование
Механизированная переработка отсортированных ТБО производится по технологии биокомпостирования органической части
с получением компоста.
Отходы подаются во вращающиеся биотермические барабаны длиной 60
м и диаметром 4 м каждый.
В биобарабанах активизируется жизнедеятельность микроорганизмов, находящихся в мусоре, в результате чего происходит естественный биологический процесс разложения органического вещества при температуре 50 оС.
За 48 часов из отходов в биобарабане образуется компост – влажная рассыпчатая темно-серая масса. Очищенный от примесей (полиэтиленовые пленки и др.) компост является хорошим удобрением, содержащим минеральные и органические вещества.
Слайд 25 Кто же платит за избавление
от мусора?
Средства на сбор
и вывоз ТБО собираются с населения в виде оплаты услуг
(входят в коммунальные платежи). Расходы на переработку и захоронение возмещаются за счет городского бюджета.
Оплата сбора, удаления и обезвреживания отходов предприятий, организаций и частных предпринимателей производится за счет образователя отходов.
Слайд 26Переработка и захоронение промышленных токсичных отходов
Образование ядовитых отходов – это
неизбежный результат промышленного и строительного производства в городах.
В 1970 г.
в Санкт-Петербурге для захоронения токсичных отходов открылся полигон «Красный Бор» (в 30 км от Санкт-Петербурга и в 6,5 км от г. Колпино).
Из нескольких вариантов была выбрана территория, отвечающая следующим требованиям:
большая толща кембрийских глин выполняет роль абсолютного водоупора (жидкие отходы не просачиваются в подземные воды);
территория не затопляется паводковыми водами.
По периметру полигона обустроен кольцевой канал для перехвата поверхностных вод с прилегающих территорий.
Слайд 27Переработка и захоронение промышленных токсичных отходов
За три десятилетия на территории
полигона накопи-лось 1,5 млн.т ядовитых отходов, а также 800 тыс.т
жидких отходов, собранных в открытых котлованах глуби-ной 30 м, вырытых в пласте глины толщиной 70 м.
Общая площадь котлова-нов составляет 6 га.
Корпус переработки жидких органических отходов на полигоне «Красный Бор»
Слайд 28С 1994 и по настоящее время был разработан и реализуется
проект по созданию нового комплекса предприятий на основе современной технологии
сбора, транспортировки, переработки, захоронения токсичных отходов, утилизации образующихся вторичных отходов, а также экологического контроля за состоянием окружающей среды.
В настоящее время построены и функционируют следующие предприятия:
Комплекс сооружений по входному контролю поступивших отходов;
Газомазутная котельная и склад мазута;
Корпус приема и частичной переработки жидких органических отходов;
Комплекс очистных сооружений;
Комплекс санитарной обработки машин, перевозящих отходы.
Слайд 29Основные принципы и меры
по решению проблемы бытовых отходов
Старайтесь сократить
количество отходов!
Вместо предметов одноразового использования старайтесь использовать более стойкие (например,
вместо пластиковой посуды – керамическую или стеклянную)
Ненужные Вам вещи перепродайте или передайте нуждающимся (например, через благотворительные организации).
При выборе покупки отдайте предпочтение товару в упаковке многоразового использования или подлежащей обработке.
Всегда имейте с собой в сумке или портфеле матерчатую сумку с ручками для покупок.
Повторно используйте полиэтиленовые пакеты.
Ремонтируйте свои вещи, а не выкидывайте их.
Сократите расходы бумаги, используя обе стороны листа.
Слайд 30Основные принципы и меры по решению проблемы бытовых отходов
Улучшите систему
обращения с бытовыми отходами
Сортируйте отходы и сдавайте мусор, который можно
использовать повторно или перерабатывать (стеклянные бутылки, макулатуру, жестяные банки и др.).
Пищевые отходы (особенно на садовом участке) используйте для приготовления компоста.
Будьте культурны и дисциплинированны
Не бросайте мусор мимо урн.
Не оставляйте пакеты с мусором в не отведенных для этого местах (в подъездах, на улицах, во дворах).
Не создавайте «несанкционированных» свалок вблизи жилья или садового участка.
Не поджигайте мусор в урнах и мусорных контейнерах.
Слайд 31Федеральный Закон РФ :
ФЗ РФ от 24.06. 1998 г. №89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления»
ФЗ в редакции от 30.12.2008
г. № 309-ФЗ
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду,
а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Слайд 32Федеральный Закон РФ :
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе
используются следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее - отходы)
- остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
абзац утратил силу. –
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
ФЗ РФ от 24.06. 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Слайд 33Федеральный Закон РФ :
использование отходов - применение отходов для производства
товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание
отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;
ФЗ РФ от 24.06. 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Статья 1. Основные понятия
Слайд 34Федеральный Закон РФ :
Статья 1. Основные понятия
лимит на размещение отходов
- предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать
определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;
ФЗ РФ от 24.06. 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Слайд 35Федеральный Закон РФ :
Статья 1. Основные понятия
сбор отходов - прием
или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в
целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
ФЗ РФ от 24.06. 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Слайд 36Федеральный Закон РФ :
Статья 4.1. Классы опасности отходов
Отходы в зависимости
от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии
с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
ФЗ РФ от 24.06. 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Слайд 37Федеральный Закон РФ :
Статья 12. Требования к
объектам размещения отходов
В соответствии с
Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ с 1 января 2010 года статья 12 будет дополнена пунктом 7 следующего содержания:
«7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.»
Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
ФЗ РФ от 24.06. 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Слайд 38Федеральный Закон РФ :
4. Собственники объектов размещения отходов, а также
лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения
отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
ФЗ РФ от 24.06. 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
Слайд 39Федеральный Закон РФ :
Статья 13.1. Требования к обращению с ломом
и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению
Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
3. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
ФЗ РФ от 24.06. 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Слайд 40Федеральный Закон РФ :
Статья 17. Трансграничное перемещение отходов
Ввоз отходов на
территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается.
2.
Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.
3. Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
ФЗ РФ от 24.06. 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Слайд 41Федеральный Закон РФ :
Статья 18. Нормирование в области обращения с
отходами
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения
количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
ФЗ РФ от 24.06. 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Слайд 42Федеральный Закон РФ :
Статья 18. Нормирование в области обращения с
отходами
4. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов
на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
ФЗ РФ от 24.06. 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Слайд 43Федеральный Закон РФ :
Статья 25. Государственный контроль за деятельностью в
области обращения с отходами
1. Государственный контроль за деятельностью в области
обращения с отходами осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией.
2. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами включает в себя:
контроль за выполнением экологических требований (государственный экологический контроль) в области обращения с отходами;
контроль за выполнением санитарно-эпидемиологических и иных требований в области обращения с отходами;
контроль за соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов;
контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в области обращения с отходами;
контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
контроль за соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов;
контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
контроль за достоверностью предоставляемой информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах;
выявление нарушений законодательства в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;
привлечение в установленном порядке индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства в области обращения с отходами.
3. Решения органов, осуществляющих государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ФЗ РФ от 24.06. 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Слайд 44Изменения в Федеральном законе
«Об отходах производства и потребления»
Новые термины
сбор
отходов;
транспортирование отходов;
накопление отходов
опасные отходы
Отходы I-IV класса опасности
5 классов опасности
отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду
Слайд 45Изменения в Федеральном законе
«Об отходах производства и потребления»
сбор, использование,
обезвреживание, транспортирование, размещение отходов V класса опасности
не подлежит лицензированию
накопление отходов I - IV класса опасности
Слайд 46Изменения в Федеральном законе
«Об отходах производства и потребления»
Субъекты малого
и среднего предпринима-тельства
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение
Отчеты о фактическом образовании отходов и их удалении экологически безопасным способом
Слайд 47Федеральный Закон РФ :
ФЗ РФ от 30.03. 1999 г. №
52-ФЗ О «Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в последней редакции от 22.12.2008
г. № 268-ФЗ
Настоящий Федеральный закон направлен
на обеспечение санитарно –эпидемиологического
благополучия населения как одного из основных
условий реализации конституционных прав
граждан на охрану здоровья и
благоприятную окружающую среду.
Слайд 48Федеральный Закон РФ :
ФЗ РФ от 30.03. 1999 г. №
52-ФЗ О «Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в последней редакции от 22.12.2008
г. № 268-ФЗ
Статья 22. Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных порядка, условий и способов санитарным правилам
Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
3. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.
Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.
Слайд 49Федеральный Закон РФ :
ФЗ РФ от 25.10. 2001 г. №
136-ФЗ «Земельный кодекс российской федерации»
Статья 90. Земли транспорта
Землями транспорта признаются
земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Слайд 50Федеральный Закон РФ :
Свободные земельные участки
на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта
могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
ФЗ РФ от 25.10. 2001 г. № 136-ФЗ «Земельный кодекс российской федерации»
Слайд 51Федеральный Закон РФ :
Статья 1. Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих
намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
ФЗ от 23.11. 1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
Слайд 52Федеральный Закон РФ :
Статья 3. Принципы экологической экспертизы
Экологическая экспертиза основывается
на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной
деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
ФЗ от 23.11. 1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
Слайд 53Федеральный Закон РФ :
Статья 10. Государственная экологическая экспертиза
Государственная
экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в
области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
ФЗ от 23.11. 1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
Слайд 54Федеральный Закон РФ :
Статья 20. Общественная экологическая экспертиза
Общественная
экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных
организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ФЗ от 23.11. 1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
Слайд 55Изменения в Федеральном законе
«Об экологической экспертизе»
Не подлежат
государственной экологической экспертизе материалы обоснования лицензий на деятельность по сбору,
использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В число объектов ГЭЭ включена проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности
Слайд 56Изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях
Увеличение верхней
границы административного штрафа:
в отношении должностных лиц до тридцати тысяч рублей);
в
отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
в отношении юридических лиц до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Слайд 57Реализация Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ
постановление
Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 486
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности»
проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке паспортизации отходов
Слайд 58Реализация Федерального закона
от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ
от
25 февраля 2010 г. № 50
О Порядке разработки и утверждения
нормативов образования
отходов и лимитов на их размещение
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 апреля 2010 г., регистр. № 16796
Приказы Минприроды России
от 16 февраля 2010 г. № 30
Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании , использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)
Зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2010 г. , регистр. № 16938
от 12 апреля 2010 г. № 108
Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов
Слайд 59приказ Ростехнадзора от 04.09.09 № 776 «О признании утратившим силу
приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от
28 августа 2007 г. № 596а» (подготовка для ГЭЭ материалов обоснования деятельности по лицензированию опасных отходов).
приказ Минприроды России от 30.06.09. № 197 «О признании не подлежащим применению приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 ноября 2007 г. № 793», зарегистрирован Минюстом России 04.09.09, рег. № 14715 (подготовка и аттестация специалистов в области экологической безопасности).
Реализация Федерального закона
от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ
Слайд 60Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. №
294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Слайд 61Федеральный закон № 294-ФЗ
Плата с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за
проведение мероприятий по контролю не взимается.
Слайд 62Приказ Минэкономразвития России
от 30 апреля 2009 г. № 141
(рег. Минюста
России 13 мая 2009 г., рег. № 13915)
Утверждены типовые формы:
распоряжения
или приказа о проведении проверки;
заявления о согласовании внеплановой проверки с органом прокуратуры;
акта проверки;
журнала учета проверок.
Слайд 63Федеральный закон от 17 июля 2000 г. №
171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской
Федерации» в связи с принятием Федерального закона
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
Слайд 64Федеральный Закон РФ :
ФЗ от 29.12.2004 г. №190-ФЗ «Градостроительный Кодекс
РФ»
Статья 49. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий,
государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий
6.1. Для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, и в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
Слайд 65Право собственности на природные ресурсы
В объективном смысле
В субъективном смысле
Система правовых
норм, закрепляющих принадлежность природных ресурсов определенным субъектам, регулирующих порядок и
условия владения, пользования и распоряжения данными ресурсами
Право субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами
Слайд 66Объекты права государственной собственности
на природные ресурсы
Фонд недр РФ (ст.1-2
ФЗ «О недрах» )
Ст.1. Законодательство РФ о недрах
Ст.1.1. Правовое регулирование
отношений недропользования
Ст.1.2. Собственность на недра
Ст.2. Государственный фонд недр
Ст.2.1. Участки недр федерального значения
Слайд 67Уголовный Кодекс РФ
Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр
Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании,
размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, :
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Слайд 68Объекты права государственной собственности
на природные ресурсы
Земельные участки, не находящиеся
в муниципальной и частной
собственности (ст.214 ГК РФ)
Ст.214 ГК РФ.
Право государственной собственности
Слайд 69Уголовный Кодекс РФ
Статья 254. Порча земли
1. Отравление,
загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной
деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
наказываются ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Слайд 70Объекты права государственной собственности
на природные ресурсы
Лесной фонд РФ и
леса на землях обороны ( ЛК РФ 2006 ст. 4,
6, 8,9 )
Ст. 4. Участники лесных отношений
Ст. 6. Земли на которых располагаются леса
Ст. 8. Право собственности на лесные участки
Ст. 9. Право постоянного (бессрочного) пользования
Слайд 71Уголовный Кодекс РФ
Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений
1.
Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате
неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового.
( в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Слайд 72Объекты права государственной собственности
на природные ресурсы
Водные объекты на территории
РФ, кроме обособленных водоемов находящихся в частной собственности (ст.34,35 ВК
РФ)
Ст. 34.Формы собственности на водные объекты
Ст.35. Право государственной собственности на водные объекты
Слайд 73Уголовный Кодекс РФ
Статья 250. Загрязнение вод
1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных
или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их
природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, -
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожностисмерть человека, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Слайд 74Объекты права государственной собственности
на природные ресурсы
Особо охраняемые природные территории,
кроме лечебно-оздоровительных
местностей и курортов местного значения (ст.2 ФЗ «Об
особо охраняемых
природных территориях» )
Ст.2. Категории и виды особо охраняемых природных территорий
(ООПТ)
Слайд 75Уголовный Кодекс РФ
Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий
и природных объектов
Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы
и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Слайд 76Право природопользования
Право природопользования – совокупность прав и обязанностей, возникающих в
связи с получением природного объекта в пользование.
Субъекты
Объекты
Граждане
Юридические лица
Части природных
ресурсов,
обособленные физически
и юридически
Слайд 77Право природопользования классифицируется
По объектам
пользования
По порядку и
условиям пользования
По срокам
пользования
Землепользование
Лесопользование
Недропользование
Водопользование
Пользование
животным миром
Общее
специальное
Срочное
(временное)
Долгосрочное
Краткосрочное
Бессрочное
(постоянное)
Слайд 78Основания прекращения права природопользования
Истечение срока
пользования
Изъятие природного
объекта для
государственных
и
общественных нужд
Добровольный отказ от
использования природного
объекта
Ликвидация предприятия,
организации –
природопользователя,
смерть гражданина –
природопользователя
Нарушение правил целевого
использования природного
объекта
Нарушение других правил
использования и охраны
природных объектов
Слайд 80Объекты права государственной собственности
на природные ресурсы
Животный мир (ст.4 ФЗ
«О животном мире)
Слайд 81Уголовный Кодекс РФ
Статья 258. Незаконная охота
1. Незаконная охота, если
это деяние совершено:
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением
механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;
в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
В соответствии с ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов..» от 24.07.2009 N 209-ФЗ с 1 апреля 2010 года в пункте "г" части первой статьи 258 слова "на территории заповедника, заказника" будут заменены словами "на особо охраняемой природной территории".
г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Слайд 82
Производственный экологический контроль
Слайд 83Статистика токсичных отходов
Статистика токсичных отходов -
подотрасль статистики охраны окружающей среды, которая изучает наличие, образование, состав,
использование, обезвреживание, хранение (складирование) и захоронение отходов производства и потребления, представляющих непосредственную или потенциальную опасность для здоровья или деятельности населения, а также состояния окружающей природной среды.
Объектом статистического наблюдения в этой сфере являются остатки сырья, материалов, изделия и другие отходы, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ, (услуг) и не находящие применения на данном предприятии (организации), и при этом сами или из-за вредных веществ, содержащихся в них, обладающие одним из опасных свойств - токсичностью, высокой реакционной способностью. Наблюдению подлежат также все токсичные продукты, материалы, изделия и вещества, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства в процессе общественного или личного потребления.
Не подлежат данному статистическому наблюдению токсичные вещества (продукты, соединения), являющиеся готовой продукцией или полуфабрикатами.
Единицей статистического наблюдения являются промышленные, строительные, транспортные, сельскохозяйственные предприятия. Сюда относятся предприятия, учреждения и организации жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и иные организации, где имеет место образование (поступление), использование отходов, которые представляют опасность для здоровья населения, а также могут вызвать нежелательные последствия для окружающей среды.
Слайд 86Статистика токсичных отходов
Формой статистического наблюдения является годовая статистическая отчетность.
Сводка статистических
данных по токсичным отходам производится в следующих разрезах:
по регионам России;
по
отраслям экономики.
Все опасные отходы классифицируются по степени их вредного воздействия на человека и окружающую среду: отходы чрезвычайно опасные; особо опасные (высокоопасные); отходы опасные, отходы малоопасные.
Основные показатели статистики токсичных отходов:
Отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства; вновь образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения. В отходы производства включаются вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, побочные и попутные продукты, отходы сельского хозяйства.
Размещение (удаление) отходов - любая операция по хранению и захоронению отходов.
Слайд 87Отходы производства (вскрышные породы)
Слайд 88Структура нормативно-правовой базы деятельности
по оценке СМК
Слайд 89Статистика токсичных отходов
Хранение (складирование) отходов - изоляция с учетом временной
нейтрализации, направленная на снижение опасности для окружающей среды. Для хранения
устанавливается срок его нахождения в местах складирования.
Отходы потребления - изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа. К отходам потребления относятся и твердые бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности людей.
Захоронение отходов - изоляция отходов, направленная на исключение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и исключающая возможность дальнейшего использования этих отходов.
Использование (переработка, утилизация) отходов - внешняя: любое перемещение отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район (или через район), находящийся под национальной юрисдикцией другого государства; внутренняя: любое перемещение отходов по территории Российской Федерации из одной республики, края, области, автономного образования в другие.
Опасные отходы - отходы, которые в силу их реакционной способности или токсичности представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья человека или состояния окружающей среды самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами либо окружающей средой.
Слайд 92Уголовный Кодекс РФ
Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ
и отходов
1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение,
использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
Слайд 93Источники загрязнения атмосферы
Источники загрязнения атмосферного воздуха подразделяются
на природные и антропогенные. К природным источникам относятся: извержение вулканов,
пыльные бури, лесные и степные пожары, песок пустынь и пыль от эрозии почвы и др. Данные источники загрязнения носят распределенный или кратковременный стихийный характер.
Основными источниками антропогенного загрязнения атмосферы являются:
тепловые электростанции;
транспорт;
черная и цветная металлургия;
химическое производство;
машиностроение;
добыча и переработка минерального сырья;
строительство.
Слайд 95Уголовный Кодекс РФ
Статья 251. Загрязнение атмосферы
1. Нарушение правил выброса в
атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных
объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, -
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Слайд 96Источники загрязнения водных объектов
Загрязнение водных объектов происходит за счет сброса
хозяйственно-бытовых вод, промышленных и сельскохозяйственных стоков.
Хозяйственно-бытовые воды содержат большое количество
органических и минеральных веществ в растворенном и взвешенном состоянии.
Промышленные сточные воды отличаются большим разнообразием состава и концентрацией загрязняющих веществ. Характер загрязнения сточных вод определяется профилем предприятия, составом перерабатываемых материалов, сырья и видом выпускаемой продукции.
Поверхностный сток промышленных предприятий и населенных пунктов формируется за счет дождевых, талых и поливо-моечных работ.
Концентрация загрязняющих веществ в поверхностном стоке колеблется в широких пределах и зависит от отраслевой принадлежности предприятий. В основном преобладают взвешенные (130 - 11300 мг/л), органические вещества, нефтепродукты, тяжелые металлы и биогенные элементы.
Сельскохозяйственные стоки подразделяются на стоки животноводческих комплексов и поверхностный сток с полей.
В стоках животноводческих комплексов основными загрязняющими компонентами являются органические вещества, азот, фосфор. Растворенные вещества составляют до 25 %, взвешенные - порядка 75 % от общей массы.
Состав поверхностного стока с сельскохозяйственных угодий содержит применяемые в качестве удобрений и средств защиты растений азот, фосфор, калий, пестициды и др.
Слайд 98Уголовный Кодекс РФ
Статья 250. Загрязнение вод
1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных
или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их
природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, -
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Слайд 99Источники акустического загрязнения
Источниками акустического (шумового) загрязнения являются средства городского, железнодорожного,
авиационного и морского транспорта, промышленные предприятия и строительные организации.
Принято считать,
что территория с уровнем шума 80 дБА относится к дискомфортной, 60 - 80 дБА - к относительно дискомфортной и менее 40 дБА - комфортной.
Слайд 100Источники электромагнитного излучения
Различные техническое комплексы и оборудование,
использующие в процессе своего функционирования электрическую энергию, создают в окружающей
среде электромагнитные поля (ЭМП). Радио- и телепередающие центры, радиолокационные системы являются источниками интенсивных полей радиочастотного, коротковолнового, ультракоротковолнового и сверхвысокочастотного диапазонов.
Предельно допустимые уровни напряжения ЭМП составляют:
внутри жилых зданий - 0,5 кВ/м;
на территории зоны жилой застройки - 1,0 кВ/м;
в населенной местности вне зоны жилой застройки - 10 кВ/м;
в ненаселенной местности (часто посещаемой людьми) - 15 кВ/м;
в труднодоступной местности - 20 кВ/м.
Слайд 101Источники ионизирующего излучения
Ионизирующими называются излучения, которые, проходя через среду, вызывают
ее ионизацию.
Источниками ионизирующего излучения являются атомные электростанции, полигоны испытания ядерного
оружия, урановые и обогатительные шахты, измерительные приборы и установки и др.
К наиболее распространенным ионизирующим излучениям относятся: рентгеновское, , и -излучения.
Альфа-излучение представляет собой поток ядер атомов гелия. Проникающая способность альфа-частиц: в воздухе - 7...10 см, в воде - 20...60 см, в биологической ткани - 0,03...0,04 мм. Поэтому внешнее облучение человека альфа-частицами менее опасно. Опасность возникает при их проникновении внутрь организма при дыхании или с пищей.
Бета-излучение представляет собой поток электронов. Проникающая способность бета-частиц: в воздухе - 8...14 м, в алюминии и пластмассе - 5...7 мм, в биологических тканях - 2,5 см.
Гамма-излучение представляет собой поток -квантов, т. е. это - электромагнитное излучение с очень короткой длиной волны. -лучи глубоко проникают в организм человека и представляют большую радиационную опасность.
Рентгеновское излучение имеет более низкую частоту колебаний и большую длину волны, чем -излучение. Оно также вредно для организма человека.
К ионизирующим излучениям относятся также нейтронное и протонное излучения, которые также обладают большой проникающей способностью.
Слайд 102Основные источники загрязнения почвы
Промышленность и энергетика
Твердые промышленные отходы.
Сточные
воды.
Радиоактивные отходы
Добыча полезных ископаемых
«Пустая» порода в отвалах и хвостохранилищах.
Запыление атмосферы. Сточные воды, включая шахтные.
Запыление окружающих территорий
Транспорт Выхлопные газы в атмосфере.
Потери при транспортировке руд, горючего, химикатов.
Остатки смазочных масел и других нефтепродуктов
Сельское хозяйство
Минеральные удобрения. Мелиоранты. Оросительные воды.
Стоки и твердые отходы животноводческих комплексов.
Соленые грунтовые воды
Коммунальное хозяйство
Дымовые газы.
Бытовые твердые отходы.
Бытовые химикаты
Слайд 103Федеральный Закон РФ :
Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты
Безопасность
- состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства
от внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
ФЗ РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1-ФЗ «О безопасности»
Слайд 104Федеральный Закон РФ :
Статья 3. Угроза безопасности
Угроза безопасности - совокупность
условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества
и государства.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
ФЗ РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1-ФЗ «О безопасности»
Слайд 105Промышленная безопасность
Термины и определения
1. Промышленная безопасность опасных производственных объектов -
состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий
на опасных производственных объектах и последствий этих аварий.
2. Опасный производственный объект - предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты в соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и подлежащее государственной регистрации и лицензированию в соответствии с указанным Законом.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее также именуется Закон) опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588).
3. Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования (положения, нормы), содержащиеся в Законе, других законодательных и правовых актах РФ, а также нормативно-технических документах, которые применяются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность опасных производственных объектов.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, нормам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных и (или) международных стандартов.
Слайд 106Промышленная безопасность
4. Заключение экспертизы промышленной безопасности (Акт приемки опасного производственного
объекта в эксплуатацию) - письменное заключение, предоставляемое организацией, имеющей лицензию
на проведение указанной экспертизы, в отношении опасного производственного объекта.
Заключение экспертизы должно, в частности, включать в себя идентификацию опасных производственных объектов, входящих в состав организации, в соответствии с требованиями Закона.
5. Декларация промышленной безопасности - документ, отражающий всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы его реализации; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.
Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
Слайд 108Статья 358. Экоцид
Массовое уничтожение растительного или животного мира,
отравление атмосферы или
водных ресурсов, а также совершение
иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу,
-
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати
лет.
Уголовный Кодекс РФ