Разделы презентаций


ЭКОНОМИКА государственная бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика

Содержание

Финансы это система денежных отношений, по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств (стоимости созданной продукции), которыми обладают государство, юридические и физические лица.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Государственная бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика
МАКРОЭКОНОМИКА

Государственная бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политикаМАКРОЭКОНОМИКА

Слайд 2Финансы

это система денежных отношений, по поводу формирования, распределения и использования

фондов денежных средств (стоимости созданной продукции), которыми обладают государство, юридические

и физические лица.
Финансы	это система денежных отношений, по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств (стоимости созданной продукции), которыми

Слайд 3Финансы проявляются свойственными им функциями
Распределительная функция – распределение и перераспределение

ВВП и НД через финансовую систему между всеми участниками общественного

производства, отраслями хозяйства, сферой материального производства, и социально-культурной сферой, между отдельными регионами.
Контрольная функция проявляется в контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением экономического продукта. Она обеспечивает контроль за своевременным поступлением финансовых ресурсов в место назначения.
Финансы проявляются свойственными им функциямиРаспределительная функция – распределение и перераспределение ВВП и НД через финансовую систему между

Слайд 4 Стимулирующая функция позволяет меняя условия налогообложения, маневрируя налоговыми ставками, льготами,

штрафами, вводя или отменяя отдельные налоги, государство создает условия для

ускорения развития наиболее важных отраслей народного хозяйства, стимулирует НТП, вложения в расширение производства, создание новых рабочих мест.
Фискальная функция реализуется через изъятие части доходов налогоплательщиков, их мобилизации через государственный бюджет для использования на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства.


Стимулирующая функция позволяет меняя условия налогообложения, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, вводя или отменяя отдельные налоги, государство

Слайд 5Финансовая система
это совокупность всех финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение

его политических и экономических функций.

это система форм и различных методов,

влияющих на создание, распределение и реализацию денежных фондов как государства в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организаций и домашних хозяйств).
Финансовая системаэто совокупность всех финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций.это система форм

Слайд 6Звенья финансовой системы:
Государственные финансы – это необходимые государству денежные фонды,

которые образуются в результате распределения и перераспределения части национального дохода.

Сюда относятся государственный бюджет, государственный кредит и внебюджетные фонды, региональные бюджеты всех уровней.
Финансы предприятий, учреждений и организаций – сюда относятся финансы предприятий, работающих на коммерческой основе, а также учреждений и организаций, занимающихся некоммерческой деятельностью.
Финансы системы кредитования (банковской системы).
Финансы страховых компаний.
Звенья финансовой системы:Государственные финансы – это необходимые государству денежные фонды, которые образуются в результате распределения и перераспределения

Слайд 7Главным звеном финансовой системы является государство
Политика государства по организации

и использованию финансов получила название финансовой.

Государственная финансовая политика подразделяется

на фискальную политику (налогообложение) и бюджетную (расходование бюджетных средств).
Главным звеном финансовой системы является государство Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой. Государственная

Слайд 8Бюджетно-налоговая политика
совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования

структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета

(бюджетная политика).
Бюджетно-налоговая политика	совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в

Слайд 9Цели фискальной политики
направлены на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики

в краткосрочном периоде, т.е. на поддержание:

стабильного уровня совокупного объема выпуска

(ВВП);
полной занятости ресурсов;
стабильного уровня цен.
Цели фискальной политики	направлены на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, т.е. на поддержание:стабильного уровня

Слайд 11Стимулирующая фискальная политика (экспансионистская)
применяется при спаде, направлена на увеличение деловой

активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами её

стимулирования в краткосрочном периоде выступают:
увеличение государственных закупок,
снижение налогов,
увеличение трансфертов.

В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к стабильному повышению темпов роста экономики, упрочению экономического потенциала.
Стимулирующая фискальная политика  (экспансионистская)применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы

Слайд 12Сдерживающая (контрактивная) фискальная политика (фискальная рестрикция)
используется при буме (перегреве

экономики), направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с

инфляцией.

Её мерами в краткосрочном периоде являются:
сокращение государственных закупок,
увеличение налогов,
снижение трансфертов, что позволяет снизить темпы экономического роста и темпы инфляции спроса.
В долгосрочном периоде указанные меры могут привести к развертыванию стагфляции т.е. спаду и росту безработицы при ускорении инфляции, фискальная политика в коротком периоде сопровождается эффектами мультипликаторов государственных расходов.
Сдерживающая (контрактивная) фискальная политика (фискальная рестрикция) используется при буме (перегреве экономики), направлена на снижение деловой активности в

Слайд 13Дискреционная фискальная политика
представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных

закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики (воздействия на

реальный объем национального производства, уровень занятости и темп инфляции).

Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.
Дискреционная фискальная политика	представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации

Слайд 14Автоматическая фискальная политика
основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление

экономики к фазам экономического цикла (деловой конъюнктуры).
Встроенные стабилизаторы –

это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая её при перегреве.
К встроенным стабилизаторам относятся:
подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);
косвенные налоги (в первую очередь, НДС);
пособия по безработице;
пособия по бедности.
Смешанная фискальная политика представляет собой сочетание дискреционной и автоматической.
Автоматическая фискальная политикаоснована на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла (деловой конъюнктуры).

Слайд 15Инструментами (рычагами) фискальной политики выступают: государственные закупки, налоги, трансферты
Основным

рычагом фискальной политики является изменение налогов в соответствии с целями

правительства.
Налоги – это обязательные платежи государству физических и юридических лиц, осуществляемые без получения встречной услуги.
Инструментами (рычагами) фискальной политики выступают: государственные закупки, налоги, трансферты Основным рычагом фискальной политики является изменение налогов в

Слайд 16 Налоги
представляют собой основной инструмент перераспределения национального дохода между членами

общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налогипредставляют собой основной инструмент перераспределения национального дохода между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в

Слайд 17Налоговая система – это совокупность разных видов налогов, сборов, пошлин

и других обязательных платежей в бюджет.

Налоговая система включает следующие

элементы:
субъект налогообложения (кто должен платить);
объект налогообложения (что облагается налогом);
налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Налогооблагаемая база – величина, с которой выплачивается налог.
Налоговая система – это совокупность разных видов налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет. Налоговая

Слайд 18В основу современной налоговой системы положены принципы эффективности и справедливости.
Налоговая

система должна обеспечивать эффективность на уровне отдельного производителя, способствуя наиболее

рациональному размещению и использованию ресурсов.
Справедливость должна быть
вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги)
и
горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).
В основу современной налоговой системы положены принципы эффективности и справедливости.Налоговая система должна обеспечивать эффективность на уровне отдельного

Слайд 19Различают два основных вида налогов:
1. Прямые налоги – это налоги

на доходы от факторов производства и имущество.
Они взимаются с

денежных сумм, полученных экономическим агентом (прежде всего виде факторных доходов), или денежной оценки принадлежащего ему имущества.
К прямым налогам относятся:
личный подоходный налог;
налог на прибыль;
налог на имущество;
налог на владельцев транспортных средств и др.

Особенность прямых налогов состоит в том, что налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог государству) – это один и тот же агент.
Различают два основных вида налогов:1. Прямые налоги – это налоги на доходы от факторов производства и имущество.

Слайд 202. Косвенные налоги – это налоги на товары, услуги и

виды деятельности.
Они представляют собой часть цены товара или услуги.

Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход.
К косвенным налогам относятся:
налог на добавленную стоимость – НДС;
налог с оборота;
налог с продаж;
акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха);
таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенность косвенных налогов состоит в том, что налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты.
Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а носителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает этот налог государству).
2. Косвенные налоги – это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены

Слайд 21В макроэкономике налоги также делят на автономные и подоходные.
Автономные (или

аккордные) налоги – это налоги, которые не зависят от уровня

дохода.
Аккордный налог представляет собой налог, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине совокупного дохода.

Подоходные налоги - это налоги, которые зависят от уровня совокупного дохода и сумма налоговых поступлений от которых изменяется.
В макроэкономике налоги также делят на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги – это налоги, которые

Слайд 22В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка, различают

три типа налогов (налогообложения): пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональные налоги предполагают,

что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода.
Прогрессивные налоги – это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода.
Такие налоги предполагают не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере его роста.
Регрессивные налоги – это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. То есть, при увеличении дохода его доля, выплачиваемая в виде налога, сокращается.
В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка, различают три типа налогов (налогообложения):  пропорциональные, прогрессивные

Слайд 23Воздействие налогов на экономику
Снижение налогов увеличивает совокупный спрос.
Снижение налогов

ведет к росту потребительских (т.к. увеличивает располагаемый доход) и инвестиционных

(поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов, поэтому на графике кривая совокупного спроса AD сдвигается вверх вправо, что обуславливает рост реального ВВП.
Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости.
Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен и поэтому провоцирует инфляцию.

Налоги оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.
Воздействие налогов на экономикуСнижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к росту потребительских (т.к. увеличивает располагаемый

Слайд 24Воздействие налогов на экономику
Рост налогов ведет к снижению потребительских

и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (сдвиг

влево кривой совокупного спроса AD), что обуславливает снижение уровня цен и объема выпуска.
Поэтому в период инфляции, когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов.
Фирмы рассматривают налоги как издержки, поэтому рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а снижение налогов – к росту деловой активности и объема выпуска.


Воздействие налогов на экономику Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению

Слайд 25Кривая Лаффера

Кривая Лаффера

Слайд 26Частью фискальной политики является бюджетная политика
Сферой применения бюджетной политики является

государственный бюджет.

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства

за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (Парламентом, Государственной Думой, Конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
Частью фискальной политики является бюджетная политикаСферой применения бюджетной политики является государственный бюджет.Государственный бюджет – это баланс доходов

Слайд 27Структура государственного бюджета
РАСХОДЫ:
государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается

в ВВП)
трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они

являются результатом перераспределения национального дохода);
выплаты процентов по государственным облигациям, то есть обслуживание государственного долга (эти расходы также не входят в ВВП, т.к. выплачиваются из доходов государственного бюджета).

ДОХОДЫ:
налоги;
прибыль государственных предприятий;
сеньораж (доход от эмиссии денег);
средства от продажи государственных ценных бумаг;
доходы от приватизации и др.

Структура государственного бюджета РАСХОДЫ:государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП)трансферты (их стоимость не включается

Слайд 28Госбюджет выполняет следующие функции:
1. Распределительную – государство концентрирует в своих

руках огромные денежные доходы и распределяет их в целях удовлетворения

потребностей общества.

2. Контрольную – через систему формирования и использования денежных средств отслеживаются все процессы, происходящие в экономике.
Госбюджет выполняет следующие функции: 1. Распределительную – государство концентрирует в своих руках огромные денежные доходы и распределяет

Слайд 29Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета.


В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может

находиться в трех различных состояниях:

1. Когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета;
2. Когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю и такой бюджет называется сбалансированным бюджетом;
3. Когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное и имеет место дефицит государственного бюджета.
Разница между доходами и расходами государства составляет  сальдо государственного бюджета. В зависимости от соотношения расходов и

Слайд 30Важнейшими задачами бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и

управление бюджетным дефицитом.
Основными причинами дефицита госбюджета являются:

- уменьшение доходной части бюджета,
- увеличение государственных расходов,
- непоследовательная финансово-экономическая политика государства.
Важнейшими задачами бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом. Основными причинами дефицита госбюджета

Слайд 31Типы бюджетного дефицита
Фактический дефицит – общий дефицит госбюджета.
Первичный дефицит

равен разнице фактического дефицита и выплат по государственному долгу.
Циклический дефицит

определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом.
Структурный дефицит — разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости.
Типы бюджетного дефицитаФактический дефицит – общий дефицит госбюджета. Первичный дефицит равен разнице фактического дефицита и выплат по

Слайд 32Способы покрытия дефицита госбюджета
1) эмиссия денег (монетизация дефицита). Эмиссионный способ

состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская

в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами.
2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг). Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг). Например, путем продажи частных и государственных ценных бумаг, то есть финансовых активов другому государству.
Способы покрытия дефицита госбюджета1) эмиссия денег (монетизация дефицита). Эмиссионный способ состоит в том, что центральный банк увеличивает

Слайд 33Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени

бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных

сальдо бюджета.


Внутренний государственный долг – это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.

Внешний государственный долг – это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это

Слайд 34Способы погашения государственного долга
отказ от долгов, но это подрывает имидж

государства;
использование новых займов, но делать это бесконечно нельзя – может

не выдержать кредитор;
пролонгирование долга – продление срока выплаты, но при этом повышаются проценты по займу.

Поэтому лучше провести:
реструктуризацию долга, при которой, он переводится в ранг долгосрочных, что не ведет к росту процентных выплат;
конверсию – превращение долга в долгосрочные иностранные инвестиции, когда в счет долга, странам-кредиторам предлагают купить недвижимость, участвовать в акционерном капитале и т.д.;
продажу безнадежных долгов, т.е продажа с уценкой, при этом выигрывается время для получения необходимых средств.
Способы погашения государственного долгаотказ от долгов, но это подрывает имидж государства;использование новых займов, но делать это бесконечно

Слайд 35Денежная система – форма организации денежного обращения в стране.
Элементы денежной

системы:
национальная денежная единица, принятая в качестве масштаба цен;
виды денежных знаков

(денежные билеты и монеты), порядок их выпуска в обращение (эмиссия);
методы организации обращения;
порядок, ограничения и регулирования денежного обращения.
Денежная система – форма  организации денежного обращения в стране.Элементы денежной системы:национальная денежная единица, принятая в качестве

Слайд 36Денежная единица - принятое в каждой стране (международных системах -

евро, доллар) название денег и денежный знак для соизмерения и

выражения цен товаров.

Десятичная система деления денежных единиц в настоящее время принята во всех системах денег.
Масштаб цен - способ соизмерения покупательных способностей или стоимостей товаров, мера выражения стоимостей товаров.

Денежная единица - принятое в каждой стране (международных системах - евро, доллар) название денег и денежный знак

Слайд 37Деньги и их функции
Деньгами может называться благо, которое

выполняет указанные ниже четыре функции:

средство обмена (опосредуют совершение трансакций);
мера ценности

(единица счета; цена – пропорция обмена товара на деньги);
средство платежа;
средство сохранения ценности.


Деньги и их функции  Деньгами может называться благо, которое выполняет указанные ниже четыре функции:средство обмена (опосредуют

Слайд 38Виды денег в системе денежного обращения

Виды денег в системе денежного обращения

Слайд 39Кредитные деньги
Долговые обязательства, выполняющие все 4 функции денег.

Вексель – долговое

обязательство частного экономического субъекта заплатить другому взятую взаймы сумму в

определенный срок с определенным процентом.
Банкнота – долговое обязательство, или вексель, банка.
Чек – долговая расписка, или распоряжение владельца банковского счета выдать определенную сумму с вклада предъявителю чека. Деньги здесь – чековый депозит.
Кредитные деньгиДолговые обязательства, выполняющие все 4 функции денег.Вексель – долговое обязательство частного экономического субъекта заплатить другому взятую

Слайд 40Кредитная карта - платёжная карта, позволяющая клиенту совершать расчетные операции

за счёт денежных средств банка в пределах установленного лимита (исходя

из платёжеспособности клиента) в соответствии с условиями кредитного договора.

Дебетовая карта - платёжная карта для оплаты товаров и услуг, получения наличных денег в банкоматах. Позволяет распоряжаться средствами лишь в пределах доступного остатка на депозитном счёте, к которому она привязана.

Кредитная карта - платёжная карта, позволяющая клиенту совершать расчетные операции за счёт денежных средств банка в пределах

Слайд 41Организация денежного обращения
1. Наличное обращение - монопольно Центральный Банк РФ:

прогнозирование, правила и организация производства и хранения, создание резервных фондов;

правила инкассации и ведения кассовых операций для банков, порядок изъятия из обращения.
2. Безналичное обращение - ЦБ РФ осуществляет координацию, регулирование и лицензирование, организацию расчетных систем, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты расчетов, организация межбанковских расчетов (через корреспондентские счета).

Организация денежного обращения 1. Наличное обращение - монопольно Центральный Банк РФ: прогнозирование, правила и организация производства и

Слайд 42Денежная масса и денежные агрегаты
Денежная масса – совокупность наличных денег в

обращении и остатков безналичных средств на счетах физических, юридических лиц

и государства.
Денежные агрегаты – показатели структуры денежной массы, денег и денежных средств, отличающихся друг от друга степенью ликвидности. Система денежных агрегатов иерархична – каждый последующий агрегат включает предыдущий.

Денежная масса и  денежные агрегатыДенежная масса – совокупность наличных денег в обращении и остатков безналичных средств на

Слайд 43 МВФ рассчитывает общий для всех стран показатель М1

и более широкий показатель «квазиденьги» - срочные и сберегательные банковские

счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке.
МВФ рассчитывает общий для всех стран показатель М1 и более широкий показатель «квазиденьги» - срочные

Слайд 44 Денежные агрегаты в России


М0 = наличные деньги в

обращении
М1 = М0 + Депозиты населения и предприятий в коммерческих

банках + Депозиты населения до востребования + Средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий, организаций, граждан
М2 = М1 + срочные вклады
М3 = М2 + Депозитные сертификаты банков +Облигации госзайма + Другие ценные бумаги банков и государства
L = М3 + Краткосрочные государственные ценные бумаги.
Денежные агрегаты в РоссииМ0 = наличные деньги в обращенииМ1 = М0 + Депозиты населения и

Слайд 45Ликвидность денежных агрегатов увеличивается снизу вверх (от L до М1),

а доходность – сверху вниз (от М1 до L).
Компоненты денежных

агрегатов делятся:
на наличные и безналичные деньги;
на деньги и «почти деньги».
Наличные деньги: банкноты и монеты, находящиеся в обращении.
Деньгами является только денежный агрегат М1.
М2, М3 и L – это «почти деньги», поскольку они могут быть превращены в деньги.
Ликвидность денежных агрегатов увеличивается снизу вверх (от L до М1), а доходность – сверху вниз (от М1

Слайд 46Банки и их роль в экономике
Банки - основные финансовые посредники

в экономике.
Банковская система - часть кредитной системы.
Кредитная система включает банковские

и небанковские кредитные учреждения.
Небанковские кредитные учреждения:
фонды (инвестиционные, пенсионные, др.); финансовые компании (страховые, инвестиционные);
ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы, ломбарды, др.
Банки и их роль в экономикеБанки - основные финансовые посредники в экономике.Банковская система - часть кредитной системы.Кредитная

Слайд 47ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (ЭМИССИОННЫЙ) БАНК (ЦБ РФ)-
центральное звено денежно-кредитной системы любого государства,

головной банк страны, сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского

учреждения и государственного ведомства.
Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (ЭМИССИОННЫЙ) БАНК (ЦБ РФ)-центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты

Слайд 48Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитной политики.

Его стратегическая

задача - создание условий для неифляционного развития экономики.
Центральный банк в

различных странах могут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные.
Важнейшей функцией  Центрального банка является выработка общей кредитной политики.	Его стратегическая задача - создание условий для неифляционного

Слайд 49В современных условиях ЦБ выполняет следующие основные функции:
монопольная эмиссия банкнот;
«банк

банков»;
банк правительства;
регулирование денежно-кредитной системы;
реализация валютной политики;
организация платежно-расчетных отношений.
главный расчетный центр

страны.
В современных условиях ЦБ выполняет следующие основные функции: монопольная эмиссия банкнот;«банк банков»;банк правительства;регулирование денежно-кредитной системы;реализация валютной политики;организация

Слайд 50Активами Центрального банка являются:
золото, иностранная валюта, резервная позиция в Международном

валютном фонде;
купленные центральным банком государственные ценные бумаги (прежде всего казначейские

векселя и облигации), которые являются долговыми обязательствами правительства;
ссуды, предоставленные центральным банком коммерческим банкам;
учтенные векселя и другие статьи
Активами  Центрального банка являются:золото, иностранная валюта, резервная позиция в Международном валютном фонде;купленные центральным банком государственные ценные

Слайд 51Коммерческие банки (КБ) стали формироваться и работать в России с

1988г.
Основная задача КБ – посредничество в перемещении денежных средств от

кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

Характерная особенность КБ – получение прибыли.

Функционируют КБ на основании лицензий, выдаваемых ЦБ.

Пассивные операции – это привлечение денежных средств для формирования ресурсов банка.

Активные операции заключаются в размещении средств в целях получения прибыли.
Коммерческие банки (КБ)  стали формироваться и работать в России с 1988г.Основная задача КБ – посредничество в

Слайд 52КБ могут в своей работе специализироваться на определенных кредитных операциях

и поэтому иметь соответствующее название.
Коммерческий кредит – предоставляется одним предприятием

другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа;
Потребительский кредит – банки предоставляют займы физическим лицам для приобретения товаров длительного пользования;
Ипотечный кредит – займы для приобретения недвижимости (жилья, земельного участка, дачи и т.д.) ;
Межбанковский кредит – один банк предоставляет кредит другому банку;
Государственный кредит – займы, которые привлекает государство у банков и других кредитных организаций для покрытия своего бюджетного дефицита;
Международный кредит – привлечение займов международных финансово-кредитных учреждений, иностранных частных и государственных банков.

Если КБ осуществляет функцию организации эмиссии и размещения на рынке акций и облигаций промышленных и торговых компаний, то в его названии присутствует слово «инвестиционный».
КБ могут в своей работе  специализироваться на определенных кредитных операциях и поэтому иметь соответствующее название.Коммерческий кредит

Слайд 53Кроме того, коммерческие банки выполняют
расчетно-кассовые операции,
доверительные (трастовые) операции,
межбанковские операции

(кредитные – по выдаче кредитов друг другу и трансфертные –

по переводу денег),
операции с ценными бумагами,
с иностранной валютой и др.

Основную часть дохода коммерческого банка составляет разница между процентами по кредитам и процентами по депозитам (вкладам).
Дополнительными источниками доходов банка могут быть комиссионные по предоставлению различного вида услуг (трастовых, трансфертных и др.) и доходы по ценным бумагам.
Кроме того, коммерческие банки выполняютрасчетно-кассовые операции,доверительные (трастовые) операции, межбанковские операции (кредитные – по выдаче кредитов друг другу

Слайд 54Платежеспособность банка означает, что величина его активов по меньшей мере

должна равняться его задолженности
К активам банка относятся банкноты и все

финансовые средства (облигации и долговые обязательства), служащие источником доходов банка.
Задолженность банка – его пассив – это размещенные в нем суммы депозитов. Кроме платежеспособности, банк должен обладать свойством ликвидности, т. е. способностью в любой момент оплатить свои обязательства перед вкладчиками.
В современных условиях банки функционируют в системе частичного резервирования, когда определенная часть вклада хранится в виде резерва, а остальная сумма может быть использована для предоставления кредитов.
Платежеспособность банка означает, что величина его активов по меньшей мере должна равняться его задолженностиК активам банка относятся

Слайд 55Благодаря системе частичного резервирования коммерческие банки могут создавать деньги.
Процесс создания

денег называется кредитным расширением или кредитной мультипликацией.
Он начинается в том

случае, если в банковскую сферу попадают деньги и увеличиваются депозиты банка.
Если величина депозитов уменьшается, то произойдет кредитное сжатие. При увеличении депозитов коммерческих банков денежная масса увеличивается в большей степени (и наоборот).

Банковский мультипликатор показывает, во сколько раз изменится величина денежной массы, если величина депозитов коммерческих банков изменится на единицу.
С помощью банковского мультипликатора можно подсчитать не только величину денежной массы (М), но и ее изменение.
Благодаря системе частичного резервирования коммерческие банки могут создавать деньги.Процесс создания денег называется кредитным расширением или кредитной мультипликацией.Он

Слайд 56Предположим, что депозиты банка А выросли на 1000.

В резерве остается

20%, то есть 200, а остальные отдаются в ссуду (норма

резервов — отношение резервов к депозитам — в данном случае составляет 20% или 0,2).

Таким образом, банк А увеличил предложение денег на 800, и теперь оно равно 800 + 1000 = 1800.

Вкладчики по-прежнему имеют депозиты на сумму 1000 единиц, но и заемщики держат на руках 800 единиц, то есть банковская система с частичным резервным покрытием способна увеличить предложение денег.

Предположим, что депозиты банка А выросли на 1000.В резерве остается 20%, то есть 200, а остальные отдаются

Слайд 57Этот процесс называется мультиплицированным расширением банковских депозитов, а денежный (кредитный)

мультипликатор определяется по формуле:

m = 1/ rr




В нашем примере: 1/ 0,2 = 5
Этот процесс называется мультиплицированным расширением банковских депозитов, а денежный (кредитный) мультипликатор определяется по формуле:m = 1/ rr

Слайд 58Денежный мультипликатор - отношение денежной массы к денежной базе, показывает

степень роста денежной массы за счёт кредитно-депозитных банковских операций.
Денежная база (B)

- совокупность обязательств Центрального банка.
В = Наличность (C) + Резервы (B)
Поэтому формулу денежного мультипликатора можно записать:
m = М/В

Денежный мультипликатор - отношение денежной массы к денежной базе, показывает степень роста денежной массы за счёт кредитно-депозитных

Слайд 59Кредитно-денежная политика в самом общем виде может быть определена как

действие, проводимое в сфере денежного обращения и кредита специальными органами.
Цель

кредитно-денежной политики заключается в оказании помощи экономике в достижении определенного уровня производства, соответствующего полной занятости при отсутствии (или минимальном уровне) инфляции, путем воздействия на величину денежной массы и условия получения кредита.
Кредитно-денежная политика  в самом общем виде может быть определена как действие, проводимое в сфере денежного обращения

Слайд 60К инструментам денежно-кредитной политики относят:
лимиты кредитования или прямое регулирование ставки

процента;
изменение нормы обязательных резервов;
изменение учетной ставки;
операции на открытом рынке.

К инструментам  денежно-кредитной политики относят:лимиты кредитования или прямое регулирование ставки процента;изменение нормы обязательных резервов;изменение учетной ставки;операции

Слайд 61Кредитно-денежная политика может быть двух типов:
1. Дискреционная кредитно-денежная политика –

это целенаправленная политика, способствующая стимулированию или сдерживанию деловой активности в

зависимости от фазы экономического цикла.

1.1. Стимулирующая дискреционная политика
(политика «дешевых денег») проводится при спаде производства. Последовательность кредитно-денежных мероприятий при этом следующая: рост денежной массы, снижение процента, рост инвестиций, рост реального объема производства.

1.2. Сдерживающая дискреционная политика
(политика «дорогих денег») проводится при инфляции, опасности кризиса перепроизводства. Последовательность кредитно-денежных мероприятий при этом будет обратная: снижение денежной массы, рост процента, снижение инвестиций, снижение реального объема производства.

Кредитно-денежная политика может быть двух типов:1. Дискреционная кредитно-денежная политика – это целенаправленная политика, способствующая стимулированию или сдерживанию

Слайд 622. Автоматическая кредитно-денежная политика
это политика следования монетарному правилу, предложенному сторонниками

монетаризма, которое гласит: темп роста денежной массы должен соответствовать темпу

потенциального роста реального ВВП.

Сегодня этот темп считается должен быть 3-5 % в год.

На практике кредитно-денежная политика представляет сочетание 1 и 2 типов.

2. Автоматическая  кредитно-денежная политикаэто политика следования монетарному правилу, предложенному сторонниками монетаризма, которое гласит: темп роста денежной

Слайд 63В связи с этим можно выделить следующие основные направления денежно-кредитной

политики:
1.1. Экспансионистская или расширительная (мягкая) политика.

Она направлена на увеличение

объёмов кредитования и способствует росту количества денег в экономике.
Центральный Банк проводит политику «дешевых денег», если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, следствием которой является снижение стоимости кредитов. Параллельно это способствует увеличению предложения денег в экономике, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, выступает стимулом роста объёма инвестиций, а также реального ВНП.
Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко прослеживается в условиях депрессивного состояния экономики.
Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста.
В связи с этим можно выделить следующие основные направления  денежно-кредитной политики:1.1. Экспансионистская или расширительная (мягкая) политика.

Слайд 641.2. Рестриктивная или ограничительная (жесткая) политика.
Она направлена на увеличение процентной

ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег,

что ведет к удорожанию и труднодоступности кредита.
В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки.
Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег больше сберегать, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в долг. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств.
Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции.
1.2. Рестриктивная или ограничительная (жесткая) политика.Она направлена на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика