Слайд 1ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ
Информационные технологии в экономике
Лекция 05
Слайд 2Электронный бизнес
Электронный бизнес: все виды деловых отношений в Интернете, включающих
куплю-продажу, поставку, соглашение о распределении продукции, факторинг, лизинг, проектирование, консалтинг,
инжиниринг, инвестиционные контракты, страхование, соглашения об эксплуатации и концессии, а также банковские услуги, совместную деятельность и другие формы промышленного и делового сотрудничества.
Слайд 3Электронная коммерция
Электронная коммерция: те виды электронного бизнеса, которые непосредственно связаны
с торговыми операциями через Интернет.
Слайд 4Система ЭК
Система электронной коммерции: определенная Интернет-технология, предоставляющая участникам системы следующие
возможности:
производителям и поставщикам товаров и услуг различных категорий –
выставлять в Интернете товары и услуги, а также принимать и обрабатывать заказы клиентов;
Слайд 5Система ЭК
Система электронной коммерции: определенная Интернет-технология, предоставляющая участникам системы следующие
возможности:
покупателям (клиентам) – просматривать с помощью стандартных браузеров информацию
(каталоги, прайс-листы и т. д.) о предлагаемых товарах и услугах, оформлять на них заказы (заявки, запросы) и получать заказанные товары (услуги);
Слайд 6Система ЭК
Система электронной коммерции: определенная Интернет-технология, предоставляющая участникам системы следующие
возможности:
производителям и поставщикам – принимать оплату, а покупателям –
осуществлять платежи, пользуясь некоторой платежной системой; в этом случае одним из участников системы становится банк.
Слайд 7Участники ЭК
Три участника электронной коммерции:
B = Business (Бизнес),
C
= Consumer (Потребитель),
G = Government (Правительство).
Слайд 9Схема B2B
Сектор рынка, где бизнес-структуры предлагают свои услуги бизнес-структурам:
корпоративные сайты
(информация о компании, спектр услуг, приглашение к взаимодействию)
брокерские сайты
отраслевые сайты
(сумма информации о предприятиях и организациях некоторой отрасли, площадка для взаимодействия)
оптовые интернет-магазины
банковские порталы для юридических лиц
Слайд 10Схема B2С
Сектор рынка, где бизнес-структуры предлагают свои услуги физическим лицам:
розничный
интернет-магазин
«электронная приёмная»
интернет-аукцион
платежная система
банковские порталы для физических лиц
«личные кабинеты» пользователей бизнес-сайтов
Слайд 11Схема B2G
Сектор рынка, где бизнес-структуры предлагают услуги для органов власти:
система
электронных государственных закупок
Слайд 12Схема С2B
Сектор рынка, где физические лица могут предлагать свои требования
или услуги бизнес-структурам:
личные сайты
рекрут-сайты, сайты вакансий (сумма предложений физических лиц
о приеме на работу)
Слайд 13Схема С2C
Сектор рынка, где физические лица могут предлагать свои требования
или услуги другим физическим лицам:
личные сайты
сайты-барахолки
социальные сети
Слайд 14Схема С2G
Сектор рынка, где физические лица могут предлагать свои требования
или услуги органам власти:
сайты общественных инициатив
сайты-визитки экспертов-индивидуалов, предлагающих услуги государству
Слайд 15Схема G2B
Сектор рынка, где органы власти могут предлагать свои требования
или услуги бизнес-структурам:
информационные порталы органов власти
порталы сбора отчетно-статистической информации
Слайд 16Схема G2C
Сектор рынка, где органы власти могут предлагать свои услуги
физическим лицам:
информационные порталы органов власти
порталы государственных услуг
Слайд 17Схема G2G
Сектор рынка, где органы власти могут предлагать свои услуги
другим органам власти:
в прямом смысле ЭК отсутствуют, имеется только информационный
обмен: внутригосударственные и межгосударственные системы обмена информацией
замечание: зарубежные авторы отмечают некоммерческий характер схем G2C, G2B, G2G.
Слайд 19Преимущества ЭК
Для бизнес-структур:
Глобальный масштаб
Сокращение издержек
Улучшение цепочек поставок
Бизнес всегда открыт (24/7/365)
Персонализация
(индивидуальный подход и учет)
Быстрый вывод товара на рынок
Низкая стоимость распространения
цифровых продуктов
Слайд 20Преимущества ЭК
Для конечных потребителей:
Повсеместность
Анонимность (относительная)
Большой выбор товаров и услуг
Персонализация (индивидуальных
подход и учет)
Более дешевые продукты и услуги
Оперативная доставка
Электронная социализация
Слайд 21Преимущества ЭК
Для государства:
Широкий перечень предоставляемых услуг (образование, здравоохранение, коммунальное обслуживание)
Повышение
уровня жизни
Повышение национальной безопасности
Уменьшение «цифрового» разрыва
Онлайн продажа/заказ товаров/услуг уменьшает автомобильный
трафик и снижает загрязнение окружающей среды
Слайд 22Недостатки ЭК
Для бизнес-структур:
Возможные сомнения сторон по поводу принадлежности того или
иного проекта к компании (негативная анонимность)
Некоторая сложность в ведении и
узаконивании деятельности предприятия в интернете
Слайд 23Недостатки ЭК
Для конечных потребителей:
Привлекательная платформа для мошенничества (снижение уровня сетевой
безопасности)
Вытеснение с рынка коммерческих оффлайн предприятий
Слайд 24Недостатки ЭК
Для государства:
Недополучение в бюджет государства налоговых выплат при ведении
«серых» схем учета